Команды и распоряжения на физкультурных занятиях в детском саду
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Климова Галина Владимировна

Команды и распоряжения при проведении физических упражнений с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Команды и распоряжения

при проведении физических упражнений

с детьми дошкольного возраста

Под командой понимается произносимый воспитателем устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т.д.). Эта форма речевого воздействия отличается наибольшей лаконичностью и повелительным тоном.

Цель команды – обеспечить одновременное начало и конец действия, определенный темп и направление движения. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной.

Важно научиться правильно, подавать команду, т.е. умело акцентировать слова, варьировать силу и интонацию голоса. Так, подавая команду «На месте шагом марш!», сначала произносят слова «На месте шагом …» – предварительная команда, а затем – «Марш!» - исполнительная команда.

Предварительная часть команды подается протяжно, затем делается пауза, и после нее громко, отрывисто, энергично произносится исполнительная часть.

При подаче команды воспитатель обязан стоять в положении «смирно». Его уверенный тон, подтянутость, отчетливость команды дисциплинируют, организуют детей, заставляют их быстро и четко выполнять задание.

Распоряжения отличаются от команды тем, что их формулирует сам воспитатель – «К окну – поворот!». Но подаются они также в повелительной форме. Распоряжения используются и для выполнения заданий, связанных с подготовкой места для занятий, раздачей и сбором физкультурного инвентаря.

Сила голоса при подаче команд и распоряжений должна соответствовать размерам помещения, где проводится занятие. Главное, чтобы дети услышали и поняли воспитателя, правильно и своевременно начали действовать.

Дети усваивают понятия о колоннах, шеренгах, круге, поворотах (налево, направо, кругом), смыканиях и размыканиях.

Например, для построения в колонну по одному подается команда «В колонну по одному – становись!». По этой команде воспитатель встает по правую сторону, лицом в верхний правый угол и поднимает правую руку вверх. За ним должны построиться дети друг за другом и принять основную (строевую) стойку, т.е. стать прямо без напряжения, пятки соединить, носки развернуть по линии фронта на ширину ступни (стопы), ноги в коленях выпрямить, грудь приподнять, туловище несколько подать вперед, живот подобрать, не сгибаясь в пояснице, плечи держать на равной высоте, руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, пальцы согнуты, голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка, смотреть перед собой, равняясь в затылок друг другу, и не шевелиться. После того как за воспитателем встал один ребенок, он встает лицом к колонне, чтобы видеть всех детей и руководить построением.

При подаче команды и на протяжении всего построения в колонну по одному, воспитатель сам принимает основную стойку, старается быть предельно подтянутым и служить образцом для детей.

В положении основной стойки дети стоят недолго. Подается команда повернуться направо, налево, начинать движение или принять стойку «вольно».

По команде «Вольно!» дети, не сходя с места, переносят массу тела на одну прямую ногу (правую или левую), другую слегка сгибают в колене. Руки опущены вдоль туловища или за спиной (захват за запястье – правая рука держит за запястье левую руку).

По команде «Правой (левой) – вольно!» отставляется правая (левая) нога на шаг в сторону, масса тела равномерно распределяется на обе ноги.

После команды «Вольно!» подается команда «Смирно!». Перед командой «Смирно!» добавляется слово группа (колонна, внимание и др.), привлекающее внимание. Например, «Группа – смирно!», «Колонна – смирно!», «Внимание – смирно!».

Для отмены команды, прекращения неправильно (нечетко) выполняемого движения подается команда «Отставить!».

Для отмены построения в колонну по одному с выходом из строя применяется команда «Разойдись!». После этой команды можно свободно передвигаться по залу или площадке.

Для равнения в колонне по одному подается команда «Равняйсь!», и дети должны смотреть в затылок впереди стоящему. Перед командой «Равняйсь!» добавляют слово группа (колонна, внимание и др.). Например, «Группа – равняйсь!», «Колонна – равняйсь!», «Внимание – равняйсь!».

Если надо колонну по одному передвинуть вперед, назад, в сторону (вправо, влево), на два шага (или несколько шагов), подается команда «Два шага вперед (назад), шагом – марш!». По этой команде на «раз», «два» делается два шага вперед (назад) и на «три» приставляется нога.

По команде «Два шага вправо (влево), шагом – марш!», на «раз», «два», «три», «четыре» делается два шага вправо (влево), приставляя ногу после каждого шага.

В младших группах обучают построению в колонну по одному, кто за кем хочет, а с четвертого года жизни – уже по росту. А для закрепления навыка проводятся игры «Поезд», «Пойдем гулять», «За высоким и низким». Детей приучают к пониманию команды для построения в колонну по одному и, поэтому дается сначала распоряжение «Дети, станьте около кубика (между двумя шнурами, около ленточки на шнуре!), «Дети, станьте за Олей – другом за другом!».

В старшем возрасте распоряжение заменяется командой «В колонну по одному – становись!».

В процессе обучения построению в колонну по одному воспитатель делает указания, относящиеся к положению туловища, головы. Например, «Станьте прямо», «Выпрямите спину», «Плечи расправьте», «Голову выше». 

Для равнения даются указания «Спрячьтесь, чтобы никого не было видно», «Смотрите в затылок друг другу».

Для проверки дистанции подаются распоряжения «Руки вперед – ставь!», «Руки – опустить!», «Проверьте на глаз дистанцию!». А для старшего возраста дается команда «Равняйсь!».

Для уточнения положения ног дается указание «Поставьте пятки вместе, носки врозь!».

В младших группах при построении в пары (парами) дается распоряжение «Станьте в пары!» и каждый ребенок находит себе партнера, берет его за руку и оба встают на указанное место. Следующая пара встает за предыдущей. Как только все пары займут места в строю, воспитатель предлагает опустить руки и подравняться, смотря в затылок впереди стоящему ребенку. Сначала дети встают в пары кто с кем хочет, затем дается задание запомнить, с кем ребенок стоит в паре, и после ходьбы и бега найти именно свою пару. Используются подвижные игры «Найди себе пару».

В старших группах построение в пары (в колонну по два) проводится путем перестроения из колонны по одному (как на месте, так и во время ходьбы).

В одну шеренгу группа строится спиной к окнам на расстоянии не менее одного шага от стены. Одновременно с подачей команды «В одну шеренгу – становись!», педагог встает в верхний правый угол на правом фланге лицом к фронту к левой стороне зала в положение «смирно», поднимает левую руку в сторону, голову поворачивает влево, указывая направление построения. Дети выстраиваются слева от него и принимают основную стойку. Как только занимающиеся начинают строиться, воспитатель делает несколько шагов вперед, поворачивается лицом к группе и наблюдает за построением.

Равнение проводится по команде «Равняйсь!». Дети поворачивают голову вправо, правое ухо выше левого, подбородок приподнят, и каждый должен видеть грудь четвертого ребенка (считая себя первым). После этого подается команда «Смирно!», по которой все дети поворачивают голову прямо и стоят в основной стойке.

При обучении детей построению в одну шеренгу пользуются зрительными ориентирами – предметами (кубики, шнуры с лентами), расстояние между которыми должно быть такое, чтобы дети могли разместиться, сохраняя интервал между локтями. Детям предлагается стать в основную стойку около кубика лицом к воспитателю, слегка касаясь носками предмета. Вместо кубиков можно использовать шнур, на котором завязаны ленточки на расстоянии 40-50 см. Кубики, ленты помогают уточнить детям представление об интервале между локтями и умение сохранять его при построении. Сначала дети строятся в любом порядке независимо от их роста. На четвертом году жизни их приучают строиться по росту и предлагают запомнить свое место в шеренге. Чтобы шеренга была ровной, детей учат сначала равняться по предметам (ленточки, шнур). Строя детей около шнура, приучают смотреть на носки рядом стоящего ребенка «По носкам – равняйсь!».

Строиться в одну шеренгу детям предлагается сначала в одном (знакомом) месте, а затем – в любом. Когда дети освоят построение в одну шеренгу, можно проводить подвижные игры «Перелет птиц», «Два мороза».

При построении в круг дети стоят один возле другого на интервал между локтевыми суставами, равном ширине ладони, лицом к центру, приняв основную стойку.

Сначала при обучении построению в круг используются зрительные ориентиры: по кругу ставятся предметы (кубики, кегли и др.) или кладется шнур с завязанными ленточками (на определенном расстоянии), в центр круга ставится предмет (мяч, кубик, обруч и др.).

Воспитатель предлагает детям стать около кубиков, ленточек, вдоль шнура лицом к центру (кубику, мячу, обручу и др.). Он разъясняет, что расстояние от каждого ребенка до центра (предмета) одинаковое; предлагает измерить глазом, запомнить это расстояние и выровнять круг. В дальнейшем шнур убирают. Дети становятся вокруг лежащего в центре предмета, берутся за руки и выравнивают круг на глаз. Затем дети приучаются определять расстояние от одного ребенка до другого, стоящего напротив по кругу, и строятся в круг, ориентируясь на него, при этом сначала держась за руки, а затем без помощи рук.

Вначале дети строятся в круг в любом порядке, кто за кем хочет, потом – по росту. Важно только, чтобы круг не разрывался, не сужался и не расширялся. С этой целью воспитатель напоминает: «Дети, круг должен быть ровным, как обруч». Дети строятся в круг по распоряжению «Станьте в круг!», «Раз, два, три – в круг скорей беги!», «В круг – становись!».

Для закрепления навыка построения в круг детям дается задание «Разойдись!». Дети ходят или бегают кто где хочет, затем по распоряжению воспитателя вновь занимают свои места и выравнивают круг. Для закрепления приобретенных навыков можно проводить подвижные игры «Пузырь», «Карусель», «Ровным кругом», «Теремок».

Построению полукругом детей обучают аналогично как при построении в круг по распоряжению «Станьте полукругом!».

Обучению построению врассыпную проводится с помощью зрительных ориентиров. Для этого предметы (кубики, кегли и др.) ставятся в разных местах зала на таком расстоянии (вытянутых вперед, в стороны рук), чтобы дети при выполнении упражнений не задевали друг друга.

По распоряжению «Станьте врассыпную!», «Врассыпную становись!», дети встают около предметов лицом в одну сторону к воспитателю.

При построении врассыпную можно использовать имитации: дети, подняв в стороны руки, бегают, кружатся, изображая снежинки, стараясь не задеть друг друга. По сигналу воспитателя «Снежинки упали», дети останавливаются и проверяют интервал и дистанцию с помощью рук или на глаз. Если дети задевают друг друга руками, то они размыкаются, т.е. отходят друг от друга, а после этого опускают руки вниз.

Перестроения – переходы из одного строя в другой. В процессе занятий физическими упражнениями детей перестраивают из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, в круг, в несколько кругов, из одной шеренги в две, три, четыре шеренги. Для некоторых перестроений сначала производится расчет. Наиболее простые способы - это расчет «по порядку», и расчет «на первый и второй».

Расчет по команде «По порядку – рассчитайсь!» начинается с правого фланга. Все дети поворачивают голову вправо. Правофланговый быстро поворачивает голову к рядом стоящему слева, говорит «первый» и тут же возвращает голову в исходное положение – прямо. Второй ребенок, услышав номер, быстро поворачивает голову влево, говорит «второй» и поворачивает голову прямо и т.д. Последний в шеренге называет свой номер без поворота головы влево, делает с левой ноги шаг вперед, приставляет правую ногу к левой и говорит «расчет окончен». После этого с левой ноги он делает шаг назад и приставляет к ней правую ногу.

Расчет по порядку может производиться и с левого фланга. Подавая команду об этом, надо указать: «Слева по порядку – рассчитайсь!».

Расчет «на первый и второй» производится, когда нужно из одной шеренги перестроиться в две.

При расчете нужно следить за сохранением основной стойки, за быстротой поворота головы и возвращением ее в исходное положение. Порядковый номер произносится громко, четко, отрывисто. При нечетком проведении расчета подается команда «Отставить!» и расчет производится снова. После расчета «на первый и второй» нужно проверить, запомнили ли дети свои номера: «Поднимите правую руку первые номера», «Поднимите левую руку вторые номера». После этого дается команда для перестроения.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два на месте может производиться на три счета. По команде «В колонну по два – стройся!», на «раз» вторые номера отставляют левую ногу на шаг в сторону; на «два» – правую ногу ставят на шаг вперед; на «три» – левую ногу приставляют к правой. Для обратного перестроения из колонны по два в колонну по одному по команде: «В колонну по одному – стройся!», на «раз» отставляется назад на шаг левая нога; на «два» правая нога ставится назад вправо; на «три» – левая нога приставляется к правой ноге.

В дальнейшем это перестроение выполняется во время ходьбы. По команде «В колонну по два – стройся!» вторые номера подходят к первым, и ходьба продолжается.

Для обратного перестроения из колонны по два в колонну по одному по команде «В колонну по одному – стройся!», вторые номера встают за первыми и продолжают движение в колонне по одному. Воспитатель следит за своевременностью выполнения детьми команды.

В старших группах перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре производится в движении способом дробление и сведение.

Перед перестроением производится расчет на первый и второй и дается команда для ходьбы. Направляющий доходит до середины стороны зала и по команде «Через центр – марш!», ведет колонну через центр зала. Когда он дойдет до середины противоположной стороны зала, подается команда «В колонну по одному направо и налево в обход – марш!». По этой команде первые номера идут направо, вторые – налево в обход. Когда направляющие колонн встретятся у середины стороны зала (где началось перестроение), подается команда «В колонну по два через центр – марш!». Дети идут в колонне по два (парами) через центр. Дойдя до середины стороны зала, по команде «В колонны по два направо и налево в обход – марш!», одна пара идет в правую сторону, а другая - в левую сторону. Затем они сходятся у противоположной середины зала. Подается новая команда «В колонну по четыре через центр – марш!», и дети идут через центр в колонне по четыре.

При «дроблении» направляющие в колоннах должны идти в полшага до команды «полный шаг!». Во время поворотов на углах идущие ближе к середине зала должны делать более мелкие шаги, а идущие с наружного края – более широкие шаги, чтобы колонна оставалась ровной.

Обратное перестроение из колонны по четыре в колонну по одному называется разведением и слиянием.

Перестроение из одной шеренги в две на месте.  Сначала производится расчет «на первый и второй». После этого подается команда «В две шеренги – стройся!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»), правой ногой – шаг назад вправо (счет «два»), становясь в затылок  первому, затем приставляют левую ногу к правой (счет «три»).

Это перестроение вначале можно делать по частям. Для вторых номеров подаются команды для каждого действия отдельно: «шаг левой назад, делай – раз!»; «Шаг правой назад – вправо, делай – два!»; «Приставить левую ногу, делай – три!».

Для обратного перестроения из двух шеренг в одну подается команда «В одну шеренгу – стройся!». Дети, стоящие во второй шеренге, на «раз» делают шаг левой влево, на «два», - шаг правой вперед, вступая в первую шеренгу, на «три» – приставляют левую ногу.

Перестроение из шеренги в круг проводится следующим образом: по распоряжению «В круг, взявшись за руки – стройся!», дети берутся за руки.

Первый способ обучения: воспитатель берет своей левой рукой правую руку ребенка с правого фланга и, двигаясь по круг к левофланговому, берет его правой рукой за левую руку и замыкает круг.

Второй способ обучения: воспитатель становится против середины шеренги, на расстоянии 3-4 метров от нее, предлагает всем детям взяться за руки, а правофланговому и левофланговому направляться в сторону воспитателя, чтобы образовать круг.

Третий способ обучения: после этого детей учат перестраиваться самостоятельно без помощи воспитателя. Дети берутся за руки, правофланговый и левофланговый направляются друг к другу, берутся за руки и замыкают круг.

Перестроение из шеренги в два, три, четыре круга. Сначала надо поделить группу на две, три, четыре подгруппы. Затем по распоряжению воспитателя дети в подгруппах берутся за руки, правофланговые и левофланговые направляются друг к другу, берутся за руки и выравнивают круг.

Перестроение из одного круга в два проводится после расчета «на первый и второй». Затем дается команда «Вторые номера два шага назад шагом – марш!».

Повороты выполняются направо и налево, вполоборота направо и налево, кругом, способами «переступанием», «прыжком» и «по разделениям».

Поворот направо переступанием на месте делается на два счета. По команде «Переступанием напра-во!», на счет «раз» с поворотом туловища переставляется направо правая нога, на счет «два» левая нога приставляется к правой ноге. Поворот налево производится аналогичным способом.

Поворот прыжком выполняется на один счет. По команде «Прыжком напра-во!», на счет «раз», дети прыгают на двух ногах с поворотом в правую сторону. При разучивании поворота прыжком направо по разделениям на счет «раз», нужно слегка согнуть ноги в коленях, руки держать свободно или отвести немного назад (приготовились). На счет «два», разгибая ноги, оттолкнуться от пола, прижать руки к бедрам и прыгнуть с поворотом направо, приземлиться на носки (колени слегка согнуты) с быстрым переходом на всю ступню. На счет «три» выпрямить ноги, встать в основную стойку. Поворот прыжком налево следует разучивать так же, как и поворот направо.

Поворот направо (налево) по разделениям выполняется на два счета. По команде «По разделениям напра-во!», на счет «раз» делается поворот на пятке правой и носке левой ноги при сохранении прямого положения туловища, руки прижаты к туловищу и, не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу (опора на правой ступне), левая на носке. А на счет «два» левую ногу приставить к правой и принять основную стойку.

Поворот налево выполняется на пятке левой и носке правой ноги, правая нога после этого приставляется к левой ноге.

Поворот вполоборота производится теми же способами, что и повороты направо и налево. Команда подается «Переступанием вполоборота напра-во!», «Прыжком вполоборота напра-во!», «По разделениям вполоборота напра-во!».

Поворот кругом на месте выполняется в сторону левой руки, через левое плечо на два счета. По команде «Переступание кру-гом!», на счет «раз» левая нога вместе с туловищем поворачивается налево при сохранении правильного положения туловища, далее, не сгибая ноги в коленях, переносят тяжесть тела на впереди стоящую ногу. На счет «два» правую ногу приставляют к левой ноге. Чтобы сохранить равновесие при повороте кругом, лучше выполнять его быстро из стойки «смирно».

Повороты выполняются и в движении при ходьбе и беге. Для поворота в ходьбе налево по команде «Налево (направо) – марш!», исполнительная команда «Марш!» подается под левую ногу в момент постановки ее на пол. После этого, делая шаг правой ногой вперед (ставя ее на носок), нужно повернуться на носке правой ноги налево, одновременно с поворотом вынося левую ногу вперед, и продолжать движение в новом направлении. Поворот направо выполняется аналогичным образом. Для поворота в ходьбе направо выставляют вперед на носок левую ногу и на ней делают поворот, а ходьбу начинают с правой ноги.

Поворот кругом в движении выполняется переступанием и по разделениям. По команде «Переступанием кругом – марш!», слово «марш» произносится под правую ногу (одновременно с постановкой правой ноги на пол). По этой команде на счет «раз» нужно сделать еще одни шаг левой ногой вперед, на счет «два» – полшага правой ногой вперед (нога ставится на носок, на одной линии с левой ногой) с одновременным поворотом налево кругом, приподнимаясь на носках, и на счет «три» продолжать движение с левой ноги в противоположном направлении.

        При выполнении поворотов в движении целесообразно после команды «Марш!» вести подсчет, чтобы сохранить темп движений. Во время поворота в движении шаг делается более широкий.

        При обучении поворотам дошкольников большое место занимают зрительные ориентиры – окно, дверь, кубики и т.д. Например, в младшей группе воспитатель встает справа от детей, построенных в колонну по одному, лицом к ним на расстоянии 3-4 метров и предлагает им повернуться к нему «Ко мне, поворот!». В дальнейшем воспитатель указывает сторону «Направо, ко мне поворот!». По мере усвоения используются и другие ориентиры «К окну, поворот!», «К двери, поворот!».

        Для обучения поворотам в ходьбе предметы ставятся в угол зала на таком расстоянии, чтобы можно было пройти между ними и стеной. Ребенок, дойдя до предмета, обходит его и, не останавливаясь, делает поворот и продолжает ходьбу. В дальнейшем предмет убирается и ребенок, без зрительных ориентиров подходя к углу зала, делает поворот и продолжает ходьбу.

В старших группах дети делают поворот на определенной ноге. Подходя к предмету, ставят к нему правую ногу на носок и на ней же быстро производят поворот налево. Ходьба в новом направлении начинается с левой ноги. Для поворота направо, подходя к предмету, ставят к нему левую ногу на носок и на ней быстро производят поворот направо и ходьба в новом направлении начинается с правой ноги.

Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания – приемы уплотнения разомкнутого строя.

При размыкании и смыкании используются обычный, приставной, скрестный шаг, прыжок, бег. Расстояние (интервал, дистанция) для размыкания и смыкания определяется шагами (один, два  более шагов), метрами, а также вытянутыми руками вперед, в стороны. Подавая распоряжение или команду, нужно указать величину дистанции или интервала, каким способом это надо совершить, в каком направлении – вперед, назад, вправо, влево, от середины вправо, влево и на какой счет.

При размыкании назад в колоннах (по одному, два, три, четыре) с места направляющие стоят на месте, остальные дети отходят назад – на указанное количество шагов и, соблюдая дистанцию, равняются в затылок. Например, по команде «На два шага назад разом-кнись!», дети отодвигаются на два шага назад и вытягивают руки вперед. Когда же они коснутся концами пальцев до плеча впереди стоящего, то останавливаются и опускают руки вниз. По мере освоения размыкания вытягивают только одну руку, в последующем дистанция определяется на глаз.

Если в команде «Разом-кнись!» не указано количество шагов, то размыкание производится на один шаг. При размыкании вперед и назад можно идти обычным и приставным шагом.

При смыкании нужно обязательно указать, в какую сторону сомкнуться, каким способом и сколько сделать шагов или прыжков. Смыкание начинают все дети одновременно. Для смыкания в колонне применяется команда «Вперед (назад) сом-кнись!», «Вперед (назад) на два шага сом-кнись!».

Размыкание в круге, полукруге проводится на вытянутые в стороны руки, и дети делают шаги назад, «На два шага разом-кнись!». При смыкании «В круг сом-кнись!», шаги выполняются вперед, и после этого руки опускаются вниз.

При построении врассыпную размыкание производится на вытянутые вперед и в стороны руки «На вытянутые руки вперед разомкнись!».

Воспитатель должен найти такую форму произнесения

команд и распоряжений,

которая поможет провести упражнение

эмоционально, интересно, с учетом возраста.

Ему необходимо следить за тем,

чтобы у детей было спокойное, бодрое настроение.

 Указания давать в веселом, доброжелательном тоне.


Команды и распоряжения

при проведении физических упражнений

В младшей группе команд нет. Распоряжения просты и немногочисленны.        

При строевых упражнениях:

Постройтесь за Сережей! (для построения друг за другом).

Идите за мной (за Колей), (для ходьбы друг за другом).

Остановитесь! (для остановки).

Побежали! (для бега).

Света, иди ко мне! (для ходьбы в указанном направлении).

Идите на носочках, (для профилактических упражнений).

Повернитесь ко мне, возьмитесь за руки, дает мне руку Сережа – первый и Наташа – последняя, (для построения в круг).

Сделайте шаг назад, (для построения в колонны, звенья).

При общеразвивающих упражнениях:

Помашем флажком, (название упражнения).

Поставьте ноги подальше друг от друга, руки опустите, (для исходного положения).

Поднимите флажок, помашите им, опустите, (для выполнения упражнения).

Молодцы! Хорошо! (для окончания).

Воспитатель может сам продумать распоряжения для детей данного возраста, но отдавать их в форме настоящего времени, доброжелательно и доступно пониманию детей.

В средней группе постепенно вводится простейшие команды и общепринятые распоряжения.

При строевых упражнениях:

Постройтесь в колонну! (для построения друг за другом по росту).

Вперед! Прямо – марш! (для ходьбы).

Приготовьтесь к бегу, согните руки в локтях, (для бега).

Бегом!

На носках, на пятках, (для профилактики упражнения).

На месте, (для ходьбы на месте).

Группа, стой! (для остановки).

Сережа, выводи свое звено, (для построения в звенья).

Звеньевые, руки в стороны, остальные руки вперед, (для размыкания).

Повернитесь ко мне и еще раз ко мне, (для поворота кругом).

Равняйтесь по шнуру.

При общеразвивающих упражнениях:

Обруч вперед, (название упражнения). Показываю.

Обруч вперед, вниз, (при объяснении).

Ноги слегка расставьте, обруч вниз, (для исходного положения).

Упражнение начи-най!

Вверх, вниз! (во время руководства упражнением).

Продолжайте без меня.

Упражнение закончить. Или. Закончить! (для окончания упражн.).

Команды: «Прямо – марш!», «Группа, стой!», «Начи-най!».

Команды и распоряжения

при проведении физических упражнениях

В старшей группе дети уже понимают краткие распоряжения, сведенные к одному слову, им доступен термин «исходное положение». Распоряжения более многообразны.

При строевых упражнениях:

В колонну! Шагом – марш!

Приготовьтесь к бегу, (для подготовки рук).

Бегом! На носках, на пятках!

Змейкой! Врассыпную!

На месте! Группа, стой!

Звеньевые, ко мне! (для построения в звенья).

Проверьте расстояние, (для размыкания).

Нале-во! Напра-во!

Один налево, другой направо, (для построения в пары – разведением).

Подравняйтесь.

        При общеразвивающих упражнениях:

        Палку вверх! (название упражнения).

Показываю.

Палку вперед, вверх, вниз, (при выполнении упражнения).

Исходное положение: ноги – пятки вместе, носки врозь, палка внизу,

Начи-най!

Достаточно, (для окончания упражнения).

В подготовительной к школе группе используются различные строевые упражнения. Качество выполнения перестроения зависит не только от ведущего, но и от каждого ребенка, так как многие перестроения проводятся по ходу движения. Поэтому распоряжения надо отдавать заранее.

При строевых упражнениях:

В колонну! В звенья! Врассыпную!

Парами – марш! Четверками – марш! В круг!

На месте шагом – марш! Бегом – марш!

На пятках, по-медвежьи.

Пара – направо, пара – налево, (для перестроения в четверки разведением).

Группа, стой!

Кру-гом! Напра-во! Нале-во!

Вполоборота направо, налево. Равняйтесь по носкам.

При общеразвивающих упражнения:

Скакалку к груди, (название упражнения).

Исходное положение принять!

Начи-най!

Достаточно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное сопровождение физкультурных занятий в детском саду

В методической литературе мало определенных рекомендаций о музыкальном сопровождении физкультурных занятий. Поэтому введение музыки в занятие, дело самого инструктора по физической культуре. Моя...

Семинар "Физкультурное занятие в детском саду"

   В данном семинаре раскрывается структура и содержание физкультурного занятия, методы его проведения и определения физиологической нагрузки.      Чтобы успешно р...

Физкультурные занятия в детском саду летом.

Занятия даны в виде сетки. Учтены различные спортивные игры на свежем воздухе. Рекомендуется для проведения в летний период....

Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель: помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности,...

"Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. Конспекты занятий." Л.И.Пензулаева

quot;Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. Конспекты занятий. "  Л.И.Пензулаева...