Ещё раз о ловкости.
статья по физкультуре

Торбина Елена Юрьевна

Общая характеристика ловкости.

Характеристика ловкости как психофизиологического качества.

Показатели ловкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshchyo_raz_o_lovkosti.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Ещё раз о ловкости.

Общая характеристика ловкости

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) (Л.П.Матвеев).

Т.И. Осокина, Б.И. Прилуцкий и др. к числу основных признаков ловкости относят:

- быстроту реакции на непредвиденные ситуации,

-целесообразность и точность управления движениями,

-способность ориентироваться в процессе двигательной деятельности.

Наиболее полное изучение проблемы ловкости принадлежит Н.А. Бернштейну.  Н.А. Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движения суть не одно и то же, между ними существуют явные различия.

Н.А. Бернштейн определяет ловкости как способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:

1) правильно

2) быстро

3) рационально

4) находчиво

Н.А. Бернштейн считает, что формирование правильности движений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка.

Говоря о ловкости, многие ученые уделяют большое внимание быстроте. Например, В.С. Фарфель говорит о ловкости как о быстром выполнении двигательных действий.  Н.А. Бернштейн также уделяет большое внимание «психологической» быстроте: находчивости, решительности, реакции,  т.е. умению  предвидеть, предугадывать.

 Выделяют 2 «разряда» ловкости:

1) телесная ловкость;

2) предметная, или ручная, ловкость.

Л.П.Матвеев, вводит в понятие ловкость иное количество компонентов:

1) ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы;

2) ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвидением в условиях усложненной и меняющейся обстановки;

3) ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами,  «предметная» ловкость;

Определенный системный подход к пониманию сущности ловкости и изучению ее структуры можно найти в работах В.С. Фарфеля, В.С. Филипповича. Эти авторы уделяют большое внимание измерению показателей ловкости.

 

Согласно теории  Н.А. Бернштейна, ловкость присуща только верхним, корковым уровням нервной системы.

Основополагающим принципом является утверждение Н.А. Бернштейна о том, что ловкость накапливается с двигательным опытом.

Характеристика ловкости как психофизического качества

Н.А. Бернштейн наиболее глубоко и полно объясняет сущность и психофизиологические механизмы ловкости. Он утверждает, что организм не просто реагирует на ситуацию, а сталкивается с ситуацией динамически переменчивой, ставящей его перед необходимостью вероятного прогноза, а затем выбора.

Были выдвинуты  представления о стадии «предрешения», на которой собственно и формируется решение и предопределяется его направленность. В процессе решения задачи в проблемных или экстремальных ситуациях выделяются следующие этапы:

1) поиск и обнаружение неизвестного,

2) выработка оптимальных стратегий цели,

Авторы различают два  вида интеллектуальной деятельности:

1) принятие решения представляет собой выбор и оценку известных способов действий в тех или иных ситуациях;

2) быстрота и точность принятия решения исключают применение стереотипов.

Таким образом, можно увидеть, насколько велика роль нервной системы, а точнее деятельности ее высших отделов в осуществлении ловкого движения, т.е. ловкость в действительной мере является именно психофизическим качеством, где деятельность и мышц, и мозга значимы в равной степени.

Показатели ловкости.

К показателям ловкости относят следующие факторы:

- способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт;  

-   быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные действия.

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств, способствует улучшению других психофизических качеств.

Список литературы:

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. электронная библиотека http://bookz.ru/authors/nikolai-bern6tein/o-lovkos_546/1-o-lovkos_546.html 
  2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990
  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по физическому воспитанию: "Фитбол-гимнастика как средство развития ловкости.

Статья "Фитбол-гимнастика как средство развитие ловкости". Пустовалова А.Г руководитель по физическому воспитанию МДОУ д.с.№15 "Ёлочка"г. Петрозаводск...

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание Введение ………………………………………………………………………..…3Глава 1. Теоретические основы развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста………………………………………................71.1 Изучение пси...

Игры-эстафеты, как средство развития быстроты, ловкости и коодинационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Использование игр-эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи. В работе раскрываются: роль и значение игры-эстафеты; методика х проведения; какие игры с...

занятие по физкультуре в подготовительной группе "Вспомни, покажи и поиграй силу,ловкость испытай".

Мы гордимся страною,Стала нам она родною!Вечно радует кого-тоНаших прадедов работаСтарину мы уважаем,Старину мы бережем.О старинном нашем краеМы рассказ свой поведем....

Подвижные игры и упражнения с мячом для развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста

Пособие представляет собой  систему игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста.  Недостаточное развитие ручной ловкости является препятствием для успешн...

Развитие ловкости, координации движений у детей младшего дошкольного возраста по средством проектной деятельности.

Мини-проект «Путешествие с Колобком»         Задачи: развивать ловкость, координацию движений, умение балансировать, действовать сооб...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»

План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...