Игры-эстафеты, как средство развития быстроты, ловкости и коодинационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (физкультура, старшая,подготовительная группа) по теме

Копытова Ольга Александровна

Использование игр-эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи. В работе раскрываются: роль и значение игры-эстафеты; методика х проведения; какие игры следует выбирать для игры; как проводить игры-эстафеты; с чего необходимо начать игру; нагрузка, дозировка, продолжительность, окончание игры-эстафеты и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry-estafety_kak_sredstvo_razvitiya_bystroty_lovkosti.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

 

Игры-эстафеты,

как средство развития быстроты,

ловкости и координационных способностей

   детей старшего дошкольного возраста.

                                                                     Копытова О.А.,

воспитатель, инструктор по физкультуре

высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад №27 компенсирующего вида

                                           Железнодорожный округ

                                                                       

                                                                2011г.

         1. Роль игр-эстафет в физическом развитии старших дошкольников

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармонической личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. Поэтому одним из важнейших направлений педагогической дея тельности в дошкольных образовательных учреждениях яв ляется физическое воспитание детей.

Известно, что для детей 5-7 лет, обладающих развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях, старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирова ния как двигательной, так и познавательной активности.

Исследования последних лет показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию моторики (Ю.Ю. Рауцкис, О.Т. Аракелян, С.Я. Лайзане, Л.Н. Селиверстова и др.).

В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, вырабатывали ловкость и координационные способности детей.

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствует, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые как раз и способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.

Мы ставим задачу развить у детей старшей группы такое важное физическое качество, как ловкость. Ловкость понимают по-разному, но почти все сходятся на том мнении, что это комплексное двигательное качество и развивается оно различными средствами.

Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков,- это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях.  Этому требованию и отвечают игры-эстафеты, которые принадлежат к группе несюжетных подвиж ных игр с правилами и являются для детей наиболее увлека тельной формой двигательной активности, т.к. ориентируют их на достижение определенной цели. Игры-эстафеты эффективно влияют на развитие таких свойств ловкости, как согласованность (координация) движений, точность, быстрота, находчивость, способствуют развитию функции равновесия.

Все игры-эстафеты составляются из движений, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», т. е. выполнение их вполне доступно и интересно детям. Вместе с тем часто меняющееся расположение препятствий в играх, смена способов выполнения игровых заданий, введение дополнительных движений повышают интерес детей, стимулируют проявление различных свойств ловкости.

Детей увлекает разнообразие движений в одной игре - пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, вспрыгнуть и спрыгнуть с ящика и т. д., их соревновательный характер. В процессе игр-эстафет совершенствуются основные движения, ребенок овладевает новыми двигательными навыками и некоторыми знаниями. У него возникает возможность самостоятельного их применения в игровой и жизненной ситуации.

Особое внимание уделяется использованию игр-эстафет на свежем воздухе. При проведении игр-эстафет на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. Проведение игр-эстафет на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.

Неотъемлемым компонентом двигательной деятельности детей служит сознательная ориентировка их в пространстве, без которой не может быть целенаправленных, уверенных и точных движений и действий. Важна роль игр-эстафет как наилучших условий для выработки у детей прочных навыков ориентировки. Существуют также специальные игры-эстафеты, в которых выделяются задания на ориентировку в пространстве.

Учет достигнутого детьми уровня двигательных навыков, в целях еще большего их совершенствования, позволяет использовать доступные детям элементы соревнования. Это имеет важное значение для достижения высокого качества и быстроты выполнения движений, стимулирования к проявлению физических качеств и формирования нравственных качеств. При правильном педагогическом руководстве игрой-эстафетой дети учатся уступать, следовать требованиям, предъявляемым ко всем, уметь тормозить свои капризы и желания, у них воспитывается воля. Помимо этого, появляется возможность стимулировать творческую активность детей и направлять первые попытки их творческих поисков в подвижных играх.

Таким образом, игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей двигательным навыкам и при формировании у них физических качеств. И поэтому их необходимо шире включать в занятия и досуг детей.

2. Характеристика игр-эстафет

Что же такое игры-эстафеты?  Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера с правилами. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.

Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей ко манды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товари щей.

Для координации действий и общего руководства играми-эстафетами появляется необходимость выделить из членов команды капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех игроков команды.

В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач. Закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается умение ориентироваться в пространстве, развива ются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, точность, быстрота реакции на сиг нал и т.д. Наряду с этим у детей воспитываются смелость, само стоятельность, решительность, дисциплинированность и др. Происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.

В практике работы с детьми дошкольного возраста игры-эстафеты проводятся в конце основной части физкультурного занятия вместо подвижной игры, на физкультурных развле чениях, на спортивных праздниках, на прогулках, в походах. В зависимости от задач подбираются упражнения, игровые задания, физкультурный инвентарь, определяются способы организации занимающихся и условия выполнения данных эстафет.

Игры-эстафеты с детьми старшего дошкольного возраста могут проводиться:

• с целью общей и специальной разминки; улучшения эмоционального состояния детей; повторения и закреп ления отдельных упражнений или их целевого исполь зования для развития определенных двигательных спо собностей;

• перед изучением нового материала с целью повторения и закрепления изученных упражнений, связанных по структуре с новыми двигательными действиями;

•  после изучения отдельных видов упражнений с целью качественной проверки пройденного материала в ус ложненных условиях предельных скоростей, эмоцио нального возбуждения, высокой ответственности перед командой.

Подбираются эстафеты, включающие одно-два задания, простые по организации и требующие минимум времени для проведения. С той же целью можно использовать сложные эстафеты, вплоть до комбинированных эстафет, с использо ванием и установкой различного оборудования.

В играх-эстафетах для дошкольников преобладают следу ющие виды движений и их сочетания:

1)  бег с метанием;

2) бег с подлезанием под различные снаряды и с перелаза нием через препятствия;

3) бег с впрыгиванием на/в предметы и спрыгиванием или перепрыгиванием препятствий;

4)  бег с сохранением равновесия на различных снарядах;

5) бег с переноской мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;

6)  бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в баскетбольную корзину;

7)  бег с ползанием и лазанием по гимнастическим снаря дам;

8)  бег со змейкой между предметами;

9) ходьба с перешагиванием предметов;

10) передвижение различными способами по полу и спор тивным снарядам.

В игры-эстафеты для дошкольников не рекомендуется включать:

1) акробатические кувырки вперед и назад (можно боком);

2)  бег по узкому буму или по узкой рейке гимнастической скамейки (возможна быстрая ходьба с подстраховкой);

3) лазанье по канату (при движении вниз дети соскальзы вают и обжигают ладони);

4) бег до стены и ее касание (при неумении затормозить движение, особенно в азарте соревнования, могут быть удары о стену).

В каждой игре-эстафете, в зависимости от ее сложности, может содержаться в определенном сочетании от 2 до 10 уп ражнений из основных видов движений, знакомых детям.

На начальных этапах разучивания игр-эстафет нужно предъявлять требования к правильности, четкости выпол нения движений, постепенно увеличивая скорость. Услож ненные варианты эстафет можно предлагать после усвоения детьми основных правил.

Усложнения игр-эстафет можно проводить следующим об разом:

1) постепенно увеличить количество препятствий в игре;

2)  изменить последовательность выполнения заданий;

3) изменить способы выполнения задания;

4) вводить дополнительные движения (хлопки, поворо ты, подпрыгивания вверх и т.д.);

5) менять величину и вес предметов;

6) увеличить площадку для игр;

7) усложнить правила;

8) усложнить взаимоотношения между детьми (передви жение парами, тройками, небольшими подгруппами и др.);

9)  изменить вариант построения команд на площадке;

10)  изменить исходное положение участников команд на линии старта (сидя, сидя «по-турецки», стоя на коленях, лежа на животе, стоя спиной к линии старта и др.);

11) использовать нетрадиционное деление зала (по корот кой стороне, по диагонали, к середине одной из длинных сто рон).

Одна игра-эстафета может быть использована на 2-3-х за нятиях подряд, затем на последующих занятиях использу ются более сложные ее варианты со сменой способа передви жения или с использованием другого оборудования, или при другом варианте построения команд, или при нетрадицион ном делении зала.

Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с отдыхом, когда физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность остается высо кой, т.к. внимание детей к дальнейшему выполнению зада ний не ослабевает. Поэтому на протяжении всей игры-эста феты воспитателю необходимо регулировать эмоциональную нагрузку, приучать детей проявлять чувство меры, не допу скать излишнего азарта.

                                          3. Виды игр-эстафет

Физическая нагрузка в эстафете зависит от используемых видов основных движений и от того, где проходят игры-эста феты - в спортивном зале или на участке детского сада или на полосе препятствий. Все это дает основание разделить игры-эстафеты на 3 груп пы: малой, средней и большой подвижности.

1. К играм-эстафетам малой подвижности относятся эста феты со следующими движениями: ходьба и бег с подлезанием, перелезанием, пролезанием, перешагиванием, ползани ем, влезанием и спрыгиванием.

Основная задача таких игр-эстафет: усвоение детьми очередности выполнения движений и правил передачи эс тафеты. Задания выполняются по одному с небольшой ско ростью и амплитудой движений. Продолжительность игро вых заданий не более 20 сек., повторяется такая эстафета до 5 раз.

2. Средней подвижности: в этих играх увеличивается ко личество препятствий до 8, используется крупный и мелкий инвентарь и оборудование, вводятся дополнительные движе ния. Во время выполнения заданий дети сочетают бег с пере прыгиванием, с ведением мяча (одной или двумя руками), броском в корзину и т.д.

В играх-эстафетах средней подвижности исходные поло жения детей могут быть в колонну по одному, по двое, сидя лицом по направлению движения и т.п. Продолжительность игрового задания около 30 сек., повторяется эстафета не более 3 раз.

3.  Большой подвижности: это игры-эстафеты для хорошо физически подготовленных детей. Количество препятствий увеличивается до 10. К исходным положениям добавляются — сидя, спиной по направлению движения, лежа на животе и дру гие. Дети в таких эстафетах пробегают 25-30 м за 45-90 сек. (пульс не должен быть больше 140 ударов в минуту). И повто рять эти задания можно не более 1-2 раз.

Эстафеты этой группы организуются в летнее время на до рожке препятствий, также дорожку препятствий целесооб разно использовать еще и для формирования и совершенство вания различных двигательных навыков.

В играх-эстафетах различаются соревнования 3-х видов: Индивидуальное или личное первенство (доступно детям с 5-ти лет и проходит по принципу «кто лучше?»). Такое со ревнование дает возможность оценить качество выполнения движений каждым ребенком. Наиболее рационально приме нять его в начале овладения навыком, при первых попытках выполнения детьми нескольких элементов движения. При правильном применении данного вида соревнований снижа ется количество ошибок, сокращается время на выполнение движения. Дети становятся более организованными и дис циплинированными.

Коллективное или командное первенство проходит по принципу «чья команда выполнит быстрее или лучше?». Такой вид соревнований способствует воспитанию чувства от ветственности перед товарищами, создает общность интересов и радостных переживаний, вызывает уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Используется этот вид сорев нований на этапе совершенствования двигательных навыков и доступен детям с 6-7 лет.

Индивидуально-коллективное первенство проводится по принципу «победит тот, кто быстрее выполнит, а выигра ет та команда, в которой больше победителей. Такой вид соревнований способствует формированию у детей умения сочетать личные и коллективные интересы, используется на этапе закрепления и совершенствования двигательных навы ков и доступен детям 7-го года жизни.

В педагогической практике игры-эстафеты классифициру ются по различным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчать подбор игровых зада ний для детей дошкольного возраста.

1.  По количеству включаемых заданий: делятся на про стые и сложные эстафеты.

Простые эстафеты — включают одно или два несложных задания: ведение мяча, перенос предметов, пролезание в об руч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия, перешагивание и пр.

Сложные эстафеты — включают более двух заданий. С учетом содержания заданий могут выступать как полосы препятствий.

2.  По требованиям к выполняемым заданиям эстафеты делятся на строго регламентированные и произвольные.

Строго регламентированные эстафеты выполняют ся заранее утвержденным способом. Педагог во время объяснения заданий игры-эстафеты указывает, каким способом выполняются задания (например, пролезание в обруч, ходьба по веревочке, приставляя пятку к носку, ведение мяча правой рукой и пр.). Такой вариант эффек тивен при повторении и закреплении упражнений.

Произвольные - в таких эстафетах игровые задания выполняются любым способом, каждый участник выби рает самый рациональный или удобный для себя.

3. По характеру перемещений эстафеты делятся на ли нейные, встречные и круговые.

Линейные. Участники перемещаются прямолинейно или по цепочке, выстроившись в колонну или в шерен гу. Дети передвигаются, выполняя игровые задания, до линии поворота, затем бегом возвращаются в свою ко манду, передают эстафету и встают в конец строя. Игра-эстафета продолжается до тех пор, пока все участники команды выполнят игровые задания.

Во встречных эстафетах дети каждой команды делятся на две равные части и располагаются на противополож ных сторонах площадки. По сигналу педагога выполне ние игровых заданий начинает один из участников ча сти команды, стоящей за линией старта. Перемещается игрок на противоположную сторону площадки, переда ет эстафету первому игроку второй части своей команды и встает в конец строя. Игрок, получивший эстафету, передвигается на противоположную сторону площадки. Игра-эстафета может проводиться до тех пор, пока ча сти команд поменяются местами или пока части команд окажутся на своей стороне — в первоначальном постро ении.

В круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу, или построены в круг, или, стоя на месте, пе редают эстафету по цепочке в одну сторону, или переда ют эстафету по кругу.

4. По способу действий участников эстафеты делятся на индивидуальные и коллективные. 

В индивидуальных - все участники по очереди выполняют обусловленные действия:  на месте; с продвижением различными способами;  с передвижением и дополнительными заданиями.

В коллективных эстафетах участники передвигаются группами: успех решает согласованность действий всех участников команды; используется поочередное движение, сочетаемое с кол лективными действиями.

5. Группируются эстафеты и с учетом вида упражнений:   гимнастические;   легкоатлетические;   игровые (бег, прыжки пр.);  лыжные;   водные.

Также эстафеты могут быть тематическими (сюжетны ми) и комическими. Учитывая классификацию подвижных игр и игр-эстафет и их многообразие, педагоги могут решать целый ряд образова тельных, оздоровительных и воспитательных задач. Для того чтобы решить все поставленные задачи, необходимо знать ме тодику проведения игр-эстафет.

                          4. Методика проведения игр-эстафет

Игры-эстафеты должны обеспечить разностороннее разви тие моторики детей, а также способствовать формированию умения действовать в коллективе, ориентироваться в про странстве, выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры. Необходимо использовать игры-эстафеты не только с разнообразным содержанием, но и с разной органи зацией детей, с различными вариантами построений команд, с более сложными сочетаниями упражнений, с непривычной для детей последовательностью выполнения заданий, с нетра диционным делением зала.

При отборе игр-эстафет воспитатель руководствуется, прежде всего, уровнем подготовленности детей и степенью овладения тем или иным видом движений. В начале учеб ного года целесообразно проводить игры-эстафеты с более простым содержанием, с менее сложными движениями, с привычным для детей построением команд в колонну по од ному, со знакомым направлением движения в зале. Следует подбирать игры-эстафеты так, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, услож нялись постепенно. Такая система работы подводит детей к правильному выполнению движений, к выполнению основ ных правил в эстафете, обеспечивает повторение и закрепле ние усвоенных ранее навыков и умений, формирует умение детей передавать эстафету.

Итак, главное требование, которым надо руководствовать ся при подборе двигательных заданий для игр-эстафет, - соответствие содержания игровых действий и правил воз растным особенностям детей, их умениям и навыкам, воз можностям.

При этом необходимо учесть общий уровень физического и интеллектуального развития детей данной возрастной груп пы, уровень сформированности элементов техники движения, уровень их двигательных умений; состояние здоровья каждо го ребенка, индивидуальные особенности; время года, время в режиме дня, место проведения игры-эстафеты.

На выбор игр-эстафет влияет время года. В прохладную погоду проводятся такие игры-эстафеты, в которых все дети по нескольку человек одновременно выполняют движения, что позволяет предупредить переохлаждение и уменьшить время ожидания. Зимой в игры-эстафеты необходимо вклю чать игровые задания с санками, лыжами, со снежками и др. В сырую погоду не следует проводить игры-эстафеты на ули це, т.к. дети, болея за игроков своей команды, переживают и кричат — это может спровоцировать простуду. В жаркую по году проводятся игры-эстафеты спокойного характера, малой и средней подвижности, исключающие опасность перегрева ния. При подборе игр-эстафет для улицы необходимо учиты вать наличие на площадке спортивных снарядов, естествен ные условия.

При отборе игр-эстафет нужно учитывать и время в ре жиме дня, при этом еще учитывается предшествующая и последующая деятельность детей. Утром рекомендуются игры-эстафеты с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к движению (с мячом, с обручем, с гимнастическими скамейками, с гимнастическими палками, веревочками и пр.). Также утром проводятся игры-эстафеты большой подвижности с несколькими игровыми заданиями, с непривычным направлением движения в игре, с нетрадици онным делением зала.

Между занятиями, особенно если они связаны с длитель ным пребыванием в относительно неподвижной позе (рисо вание, лепка, развитие речи и математических представле ний), полезны игры-эстафеты средней и малой подвижности. Назначение таких эстафет — активный отдых, поэтому они должны быть хорошо знакомы детям.

Прием пищи также учитывается при отборе и проведении игр-эстафет. Игры-эстафеты большой подвижности проводят ся через 25-30 минут после еды, но и не перед едой: эмоцио нальная и физическая нагрузка повышают возбудимость, что может отрицательно сказаться на аппетите детей и вызвать излишнее утомление.

Двигательное содержание игр-эстафет должно согласовы ваться с условиями проведения. Игры-эстафеты с бегом на скорость, с метанием на дальность и в цель, с ходьбой и бегом в необычных условиях (в горку, по песку, по снегу, по мелкой воде) невозможно организовать в помещении.

Итак, при подборе игр-эстафет необходимо учитывать:

1. Педагогические задачи, которые будут решаться в иг рах-эстафетах.

2.  Форму занятия, в которое включена игра-эстафета.

3. Состав команд по количеству участников, по двигатель ным способностям, по возрасту и полу.

4. Уровень физической подготовленности детей.

5. Условия и место проведения игры-эстафеты: размеры зала или площадки, наличие инвентаря.

6. Состояние участников: характер их деятельности перед игрой-эстафетой и непосредственно после эстафеты.

В качестве примера приведем некоторые игры-эстафеты для детей в возрасте 6-7 лет.

                                       Эстафетные гонки

Оборудование: велосипед.

Ход игры: дети на велосипедах должны проехать между кеглями, расставленными зигзагообразно, до обозначенного места. Возвратившись назад по прямой, они передают велосипед следующему ребенку. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

                           Эстафета с обручами

Оборудование: обручи.

Ход игры: играющие строятся в две колонны (перед каждой чертят линию). На расстоянии 6–8 м от колонн кладут по одному обручу. По команде воспитателя игроки, стоящие в колонне первыми, бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают через них, кладут на место и бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки следующего ребенка и становятся в конец колонны. Каждый последующий выполняет то же самое задание. Выигрывает команда ребят, быстрее выполнившая задание.

                               Быстрые и ловкие.

Стоя на расстоянии 1 - 2 м. от веревки, натянутой на стойках на высоте 2 м., перебросить через нее мяч и, перебежав под веревкой на другую сторону,  поймать его. Затем задание выполняется с расстояния 2,5 м и 3 м.

При подготовке к проведению игры-эстафеты требуется подготовить площадку:

- обозначить линию старта (стартовая линия цветная, для каждой команды свой цвет);  линию поворота (не менее чем в 1,5 м от стены);

- подготовить необходимый инвентарь для эстафет (мячи различных размеров, палки, кегли, обручи, скакалки, веревочки, кольца, флажки, гимнастические скамейки и т.п.) Он должен быть безопасным и ярким, заметным в игре, а его размер и масса должны соответствовать возрасту и функциональным возможностям детей;

- подготовить места для «болельщиков» - детей, не при нимающих участие в игре (как правило, зрителей рас саживают на гимнастические скамейки, поставленные вдоль длинной стороны зала);

- отметить места для построения команд;

- продумать награды (жетоны, медали, грамоты); музыкальное сопровождение.

Перед проведением игр-эстафет педагогу необходимо вы учить правила эстафет, последовательность движений в каж дой игре-эстафете и разучить с детьми девизы, речевки, по знакомить со сложными сочетаниями движений в игре. Подготовка к эстафетам проходит заранее. Дети делятся на две-три команды. Команды составляются с одинаковым количеством игроков и приблизительно равные по силам. Деление на команды мальчиков и девочек нежелательно. Заранее выбирают капитанов команд, они дают название своей команде под умелым косвенным руководством воспи тателя. Девиз команды выбирается детьми с подачи воспи тателя (девизов предлагается несколько, из них выбирается один). Также детьми изготавливается коллективная эмблема, а для каждого ребенка эмблему делают воспитатели. Капита ну надевается нарукавная повязка. Воспитателям необходи мо заранее подготовить «подарки» участникам эстафет. Ко манде-победителю готовится большой приз (мяч, скакалки, настольная игра, книга сказок и пр.) и грамота за первое ме сто, проигравшей команде — приз и грамоту за второе/третье место. Всем детям, участвовавшим в играх-эстафетах, гото вятся индивидуальные призы (медали, сувениры, жетоны, значки).

Необходимо продумать способ построения участников. Для того чтобы детям было удобно следить за действиями то варищей, можно изменить привычное построение в колонну по одному на другие виды:  в колонну по одному, но за детьми более низкого роста;  в шахматном порядке;  полукругом; в шеренгу (если мало участников).

Объяснение эстафет должно быть очень кратким, четким, понятным. После расстановки детям сообщается название и цель эстафеты, затем содержание (т.е. перечень заданий в за планированной последовательности их выполнения) и в кон це объяснения перечисляются основные правила. Второсте пенные замечания, детали и уточнения можно давать по ходу ее проведения. После всех указаний следует ответить на вопросы игра ющих, если они возникли. Первичное объяснение сопровож дается показом движений капитанами или вторым судьей; ребенок, показывающий движения, первый выполняет эста фету.

Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком). Рекомендует ся употреблять различные команды и сигналы, чтобы раз вивать у детей точность и быстроту двигательной реакции. Руководитель заранее сообщает детям о сигнале. Сигнал по дается только тогда, как руководитель убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли соответству ющие места. Чаще в работе с дошкольниками сигналом для начала эстафеты служит спортивная команда: «На старт! Внимание! Марш!».

Руководство процессом игры. Усвоение игры и поведение детей во время игры в значи тельной степени зависят от правильного руководства ею. Необходимо начать игру организованно и своевременно. За держка снижает эмоциональный настрой участников, умень шает готовность детей к игре. Во время проведения эстафеты взрослый двигается между линиями препятствий лицом к де тям, шагами назад и вперед и словесно помогает выполнению движений — подбадривает детей, подсказывает рациональ ный способ выполнения задания и последовательность выпол нения движений. Далее руководитель внимательно следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков и направляет их действия. Руко водитель делает поправки и замечания, не останавливая ход игры. Если большинство участников допускают одинаковую ошибку, то после окончания эстафеты педагог указывает на общие ошибки и вносит поправки.

Необходимо добиться сознательной дисциплины, чест ного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. Сознательная дисциплина содействует лучшему усвоению игры, хорошему настроению ее участников. Необ ходимо воспитывать у детей сознательное отношение к своему поведению в игре, направлять их на товарищеские поступки: «выручай товарища!», «помогай отстающему!», «добивайся цели вместе со своими товарищами!», «выполни свое задание до конца, иначе проиграет команда!».

Игрой надо руководить так, чтобы сам процесс ее доставлял детям удовольствие. Это возможно только в том случае, если участники смогут проявить актив ность, творческую инициативу и самостоятельность. Руково дитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их.

В процессе игры надо учитывать наиболее опасные момен ты (перепрыгивание через сложное препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, ходьба и бег по гимнасти ческой скамейке, препятствия) и быть готовым к страховке. К этому можно привлекать и детей, не участвующих в игре.

В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное вре мя. Поэтому не рекомендуется сразу проводить игру-эстафе ту большой подвижности, т.к. это может вызвать чрезмерное мышечное напряжение. Надо обеспечить оптимальные на грузки каждому ребенку. Интенсивные периоды физической нагрузки следует чередовать с отдыхом, который организует ся между играми-эстафетами.

Надо учитывать, что с повышением эмоционального состо яния играющих нагрузка возрастает. Дети, увлеченные игрой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчи тывают своих возможностей и перенапрягаются. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свое самочув ствие. Дошкольникам свойственно переоценивать свои силы, поэтому педагог не должен полагаться на желание детей про должать соревнование. Необходимо помнить о возрастных и индивидуальных особенностях детей, их состоянии здоровья.

Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличе нием общей подвижности участников. Существуют различ ные методические приемы для изменения нагрузки. Можно увеличивать перерывы между эстафетами, используя их для разбора общих и индивидуальных ошибок, подсчета очков каждой команды, уточнения правил передачи эстафеты, на значения помощников для судейства, сокращать дистанции для пробежек, уменьшать число игровых заданий в последу ющих эстафетах, менять уставших детей на запасных игро ков и т.п. Можно увеличивать подвижность участников игры, добавляя препятствия, увеличивая дистанции пробежек, раз деляя команды на части и включая в соревнования встречные эстафеты для повышения активности, изменять исходные по ложения игроков на старте, делить зал по диагонали.

Продолжительность игры зависит от количества участни ков, их возраста, содержания игры, от места проведения, тем па, предложенного руководителем. Заканчиваются игры-эстафеты общей ходьбой на месте, уп ражнениями на восстановление дыхания, пальчиковой гим настикой, спокойными заданиями (отгадать загадки, собрать головоломку; игры малой подвижности на внимание и др.). Задача этих упражнений — постепенно снизить физическую и эмоциональную нагрузку.

По окончании игры подводятся итоги  и оценка игры-эстафеты.

При оценке игры-эстафеты воспитатель отмечает ее поло жительные стороны, называет детей, удачно выполнивших игровые задания, проявивших смелость, выдержку, товари щескую взаимопомощь, и, наоборот, порицает нарушения правил и связанные с этим действия детей. При разборе игры-эстафеты лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты.

Подведение итогов в конце соревнований начинается с проигравшей команды, а команда-победитель объявляется последней. Призы командам вручаются публично. Чтобы сгладить переживания детей проигравшей команды, жела тельно провести ритуал рукопожатия между командами. Необходимо учить детей переживать неуспех и справляться с негативными эмоциями, однако следует отметить, что игры-эстафеты должны приносить детям радостные переживания. Педагогу необходимо подбадривать детей, вспоминать их ус пехи и строить планы на дальнейшие победы. Всем детям, участвовавшим в соревновании, вручаются индивидуальные призы (медали, сувениры, жетоны, значки). В группе можно оформить альбом наград с фотографиями, а также может быть оформлена Стена славы «Наши чемпионы» и многое другое.

Элементы соревнований побуждают детей к большей ак тивности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности, настойчивости).

Таким образом, использование игр-эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и вос питательные задачи.

                                Список литературы:

          1. Воронова Е.К. Игры- эстафеты для детей 5-7 лет: Практическое

              пособие.- М.: АРКТИ, 2009.- 88с.

2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания

    детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных

    учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 176с.

3. Игры для детей дошкольного возраста ч.1. Колбасина Т., Лобурева

     И., Огурцова Г.- М.: Издательство: Образ компании, 2006.-192с.

4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физические упражнения и

 подвижные игры: Метод. Пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.- 152с.

5. Степанкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и

   развития ребенка. Учеб. пособие.- 2.- изд. испр. – М.: издательский

        центр «Академия», 2006.- 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста

Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Календарно-тематический план работы по самообразованию «Игры эстафеты, как средство развития быстроты, ловкости и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Разработать и использовать такие методы и средства, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы стойким и выносливы...

Родительское собрание в форме мастер-класса "Развитие логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

В материале представлен план проведения родительского собрания и конспект мастер-класса на тему "Нетрадиционные способы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

quot;Лепка, как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...

Статья «Пластилинография как средство развития сенсомоторной координации и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской рук...

Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Как показывает практика, приблизительно 70% детей сталкиваются с проблемой  -  не достаточно развитым уровнем мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики ...

«Лепка как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Лепка  как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»Начинать работу по развитию мелкой моторики...


 

Комментарии

Очень хороший материал. Спасибо, большое.