Особенности проведения занятий по физической культуре у детей младшей группы
статья по физкультуре (младшая группа)

Исаева Евгения Юрьевна

В статье раскрываются особенности организации и проведения занятий по физической культуре у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей младшей группы

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому от педагогов и родителей зависит воспитание физически здоровых и крепких детей.

Большое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Дети, систематически занимающиеся физической культурой, отличаются активностью, жизнерадостностью, бодростью духа и хорошей работоспособностью.

Детям дошкольного возраста просто необходимо движение. Известно, что дети, которые постоянно находятся в движении меньше болеют и подвергаются различным заболеваниям, крепко спят, быстрее развиваются физически. Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

Главная задача физического воспитания детей на моих занятиях по физической культуре – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно – от одного возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных умений и навыков, формирование которых обуславливается возрастными и индивидуальными особенностями развития.

Физическое воспитание детей в возрасте трех-четырех лет имеет свои особенности. Прежде всего дошкольники продолжают осваивать основные движения они с удовольствием бегают, стремятся пройти по  бордюру, перепрыгивают через лужи, перешагивают через препятствия, наступают на кочки. Их движения становятся более скоординированными. Некоторые дети в младшем дошкольном возрасте осваивают трехколесный самокат и велосипед, отталкиваются ногами на машинках-каталках. У детей растет потребность в новых и разнообразных движениях, расширяется их двигательный опыт.

Родители должны поощрять стремления детей к двигательной активности:

- обязательны ежедневные прогулки;

- следует соблюдать оптимальный двигательный режим;

- на прогулках можно организовывать подвижные игры.

В младшем дошкольном возрасте мы наблюдаем кризис трех лет, который проявляется в возросшем стремлении к самостоятельности. Ребенок зачастую становится своенравным, капризным, упрямым. Малыш в этом возрасте часто говорит: «Я сам», «Я уже большой». Если взрослый уважительно относится к малышу, терпелив к его негативным проявлениям, то ребенок большей частью вступает в новый для него период своей жизни безболезненно. Теперь ребенок осознает себя, он может вспомнить некоторые события из своего прошлого. Он наблюдает, делает выводы, развивается его мышление, речь.

Все это необходимо учитывать при организации физического воспитания в детском саду.

В адаптационный период, когда дети только приходят в детский сад занятия физической культурой имеют свои особенности.

Как правило, организовывать занятия физической культурой лучше всего в игровой, сюжетной форме. На занятия к детям может прийти сказочный персонаж: зайчик, мишка, перчаточная кукла, которая пригласит детей в зал, проведет занятие, предложит ту или иную игру.

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста

Следует более тщательно подходить к выбору подвижных игр. Во время активных игр дети могут падать, набегать друг на друга. Поэтому воспитателю следует следить за активностью дошкольников, играть менее эмоционально. Например, в игре «Гуси-лебеди» для младших дошкольников не обязательно включать персонажа – волка. Достаточно, чтобы дети просто бежали к воспитателю после его призыва.

Можно также отметить, что интерес к подвижным играм у детей не одинаков. Было замечено, что игра «У медведя во бору» некоторых малышей пугает, а другим она особенно нравится.

Хорошо проходят занятия в адаптационный период проведенный в форме круговой тренировки. Во время движения по кругу дети выполняют различные упражнения: идут на носочках, на пяточках, вприсядку, бегают, делают махи руками и т.д. Упражнения для круговой тренировки младшим дошкольникам лучше всего преподносить в игровой форме:

- Сейчас мы попрыгаем как кузнечик Кузя. Кузя прыгает и ищет Лунтика. Лунтик, где же ты? (Дети с инструктором выполняют прыжки).

- А тут выходит Лунтик. Посмотрите, как он идет (Инструктор делает большие шаги, а дети повторяют).

- Лунтик остановился. Он хочет нарвать фруктов для пирога, который приготовит баба Капа. Давайте поможем Лунтику. Вот Лунтик срывает яблоки с деревьев (инструктор делает хватательные движения руками и одновременно тянется вверх), в теперь он рвет абрикосы.

- А вот Лунтик наклонился и собирает малину (дети вместе с инструктором делают наклоны вниз «рвут малину»).

Во время таких упражнений важно поддерживать эмоциональный контакт с детьми. Инструктор может спросить:

- Алина, а ты что рвешь, какие фрукты? Саша, а ты что собираешь?

Это позволяет поддерживать интерес к занятию у каждого ребенка.

Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств, мы проводим с детьми физкультурные занятия в зале и на воздухе. На занятиях используем различную мотивацию: «Маленькие спортсмены», «Чемпионы». Неоценимую пользу для здоровья детей оказывают такие подвижные игры, как «Курочка и цыплята», «Кот и мыши», «Кот на крыше», «Мишка бурый» др. Много интересных игр проводится с мячом, скакалкой и другими предметами. Подвижные игры благотворно отражаются на здоровье детей и общем развитии. Дети стали выносливее, лучше ориентироваться в пространстве, правильно прыгать на двух ногах, быстро бегать и ловить мяч.

При организации физического воспитания важно взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре. Игры и движения, которыми дети обучились на занятии, следует организовывать и свободной деятельности детей. Важно обеспечить оптимальный двигательный режим в группе и на прогулке. При этом не следует переутомлять детей: подвижные игры повышенной активности следует чередовать с менее подвижными. Необходимо уделять внимание тем детям, которые отказываются от игр. Педагог может организовать индивидуальную игру с ребенком или игру в малых подгруппах.

Следует особое внимание уделять работе с родителями: информировать их о физических особенностях развития их детей, проводить беседы по обучению дошкольников  основным видам движений, давать консультации по развитию физических качеств, использовать наглядную информацию по формированию здорового образа жизни, по профилактике заболеваний, по оздоровлению детей.

Мы работаем в тесном контакте с семьей. Были проведены встречи-семинары «Здоровье детей в наших руках», «Игровые подражательные движения» в младшей группе», «Двигаемся вместе», где порекомендовали родителям дополнительную литературу по оздоровлению детей. Родители делились семейным опытом по совместному отдыху вместе с детьми. Индивидуальные беседы с родителями («Занимайтесь зарядкой», «Одевайтесь по погоде») помогли обратить их внимание на оздоровление своих детей. С целью изучения здорового образа жизни семей провели анкетирование среди родителей «Двигательный режим семьи». 

Для детей младшей группы был проведен совместный досуг «Путешествие с мамой и папой в лес». Такие занятия способствуют гармонизации детско-родительских отношений, адаптировали родителей к совместной с ребенком двигательной деятельности. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка.

Только совместными усилиями родителей и педагогов можно обеспечить сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физической культуре для детей младшей группы "День Здоровья".

Основная цель занятия показать родителям особенности организации физкультурных занятий. В ходе которых обучить взрослых и детей  пальчиковой гимнастике,которая необходима для разв...

Конспект занятия по физической культуре для детей младшей группы

Методическая разработка содержит рекомендации по проведению занятия по физичесчкой культуре в младшей группе дошкольного учрежденеия. Раскрывается понятие "прыжок в длину" и "прыжок в высоту"....

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта (на примере детей с расстройствами аутического спектра и дебильностью)...

Конспект занятия по физической культуре для детей младшей группы "Прогулка с Зайчиком в осенний лес"

укреплять физическое и психическое здоровье;упражнять в умении ходить и бегать друг за другом;формировать умение правильно выполнять прыжки через 2 параллельные линии, отталкиваясь двумя ногами и мягк...

Конспект занятия по физической культуре для детей младшей группы "Прогулка с Зайчиком в осенний лес"

Задачи:Образовательные:укреплять физическое и психическое здоровье;упражнять в умении ходить и бегать друг за другом;формировать умение правильно выполнять прыжки через 2 параллельные линии, отталкива...

КОНСПЕКТ проведения занятия по физической культуре во II младшей группе.

Цель:Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, привить любовь к физической культуре; Воспитывать желания заниматься физическими упражнениями...