Особенности проведения занятий по физической культуре для детей с НОДА
статья по коррекционной педагогике на тему

Шаповалова Светлана Николаевна

примерные ОРУ и игры для детей с НОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_fiz-re_s_detmi_s_dtsp.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения занятий

по физической культуре

для детей с НОДА

          Цель занятий: Коррекция и развитие координации движений, равновесия, мышечной силы.

 Задачи: 1) развитие и укрепление предпосылок для формирования основных движений (ходьбы, лазанья и ползания, бросания и захвата предметов с противопоставлением большого пальца остальным и под контролем зрения);

 2)   развитие начальных пространственных ориентировок в движении;

 3)   обучение произвольному началу и прекращению движений по сигналу или словесной инструкции;

          4)   развитие самостоятельной двигательной  активности.

Формы занятий

            Малоподвижные игры - для тренировки внимания и координации.

            Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

           Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании.

            Дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

                 Фитбол- гимнастика- гимнастика на больших упругих мячах. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит

                  Совершенствование ритма движений осуществляется благодаря музыкальному сопровождению (бубен, магнитофон, хлопки, удары рукой, топание).                                

 Речь с определёнными движениями. Под танцевальную мелодию дети могут выполнять свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа.

      Занятия проводятся 2 раз в неделю, 30 минут.

Структура занятий. В каждом занятии условно выделяются вводная, основная и заключительная части.

Во вводной части ставится задача организовать детей, привлечь их внимание и подготовить организм к выполнению основных движений. Для этого используются дыхательные упражнения, проводимые в положении лежа или сидя, упражнения на расслабление, а также наиболее доступные детям упражнения в положении лежа. Длительность вводной части 2—4 мин.

В основной части решается задача обучения ребенка новым движениям с коррекцией тех или иных двигательных нарушений. Поэтому в этой части проводятся основные общеразвивающие и корригирующие упражнения. В первую очередь выполняют движения для головы, плечевого пояса, рук, затем туловища и ног. Особого внимания требует коррекция неправильных поз и положений головы и конечностей. Каждое упражнение повторяется 3— 4 раза. В основную часть занятий постепенно вводятся подвижные игры. Продолжительность основной части занятия 10—15 мин.

В заключительной части занятий ставится задача постепенного перехода от повышенной двигательной активности к спокойному состоянию и другим видам деятельности. С этой целью снова проводятся упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, а также упражнения на сохранение позы. Все занятия должны заканчиваться непринужденными, спокойными движениями. Длительность заключительной части 2—3 мин.

Общеразвивающие   и   корригирующие упражнения

Упражнения  для   головы,   рук,   плечевого пояса

1.   И. п.: лежа, сидя, стоя. Осуществлять движения головой в разных направлениях. Следить, чтобы при этом не было сопутствующих движений рук, ног, туловища.

2.  И. п.: лежа на животе, руки выпрямлены и вытянуты вперед. Воспитатель находится перед детьми. Дети наклоняют и поднимают голову (под счет или хлопки воспитателя). Воспитатель корригирует асимметричные движения головы, сгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, поднимание таза, приведение бедер.

3.  И. п.: то же. Инструктор перед детьми. По его команде дети поднимают руки вверх, разгибая плечевой пояс, спину и удерживая голову в правильном положении. Воспитатель помогает некоторым детям в выполнении упражнения, поддерживая их за локтевой сустав; корригирует положение головы и ног, как в предыдущем упражнении. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями, которые не могут выполнить это упражнение, выполняют предыдущее.

4.   И. п.: лежа на спине. Инструктор перед детьми. Приподнимание головы и туловища из положения на спине. Избегать приподнимания, приведения и поворота бедер вовнутрь.

5.   И. п.: то же. Присаживание. Некоторым детям оказывается помощь в виде поддержки за руки. Избегать тех же движении, что и в упражнении 4. Иногда необходимо придерживать колени или стопы ребенка.

          Детям, которым упражнение недоступно даже с помощью инструктора, предлагается другое упражнение: и. п. лежа на спине, ноги на ширине плеч, колени развернуты наружу, стопы фиксированы в положении отведения и тыльного сгибания (несколько приподняты передние отделы стоп). Выполнение: приподнимание и опускание головы (посмотреть на стопы). Избегать, изменения положения ног и приподнимания стоп.

6.  И. п.: то же. Инструктор перед детьми. Повороты верхней части туловища и головы в сторону с возвращением в и. п. и поворотом в другую сторону. Ноги и таз неподвижны. Избегать кругового поворота всего туловища.

7.   И. п.: стоять прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Инструктор перед детьми. Поднять руки вперед-вверх, потянуться, посмотреть на руки («какие мы большие»), опустить. Избегать чрезмерного закидывания головы назад, сгибания рук в локтевом суставе, сжимания пальцев в кулак, приведения большого пальца, поворотов тыльной поверхности кистей рук вовнутрь.

8.  И. п.: то же. Вытянуть руки вперед, помахать кистями, опустить руки. Избегать приведения большого пальца. Для детей с недостаточной вертикализацией это упражнение (как и предыдущее) выполняется из и. п. сидя.

9.  Из этих же исходных положений, кисти свисают, непрерывными потряхиваниями предплечий расслаблять кисти («стряхнуть воду с пальцев рук»).

10.   Из этих же исходных положений поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз («как птицы крыльями»), опустить руки. Избегать закидывания головы назад, поворотов в стороны. При напряжении рук предварительно их расслабить путем потряхивания.

11.  И. п.: сидя на стуле, слегка расставить ноги, руки согнуть в локтях. Под счет, хлопок или имитацию паровоза («чу-чу») поочередно выпрямлять руки вперед и снова сгибать их. Стремиться к ритмичным координированным движениям рук. Избегать приведения ног, напряжения мышц шеи.

12.  И. п.: то же. В опущенных руках флажки. Вытянуть руки вперед («покажите флажки»), убрать их за спину («спрячьте флажки»). Избегать при вытягивании рук поворота ладоней вниз, при убирании рук за спину — наклона головы и сгибания спины, а также сгибания и приведения ног.

13.   И. п.: то же. В одной руке флажок. Поднять флажок, помахать, посмотреть на него, опустить. Взять флажок в другую руку, сделать то же. Избегать при поднимании руки поворота головы в сторону и закидывания ее назад, разгибания ног, приведения бедер. При трудностях выполнения упражнения больной рукой необходима помощь воспитателя.

14.   И. п.: то же. В руках флажки. Размахивать руками вперед-назад, поднимая их все выше и выше. Следить за ритмичными, попеременными взмахами рук. Избегать тех же движений, что и в предыдущем упражнении. При гемипарезе — помощь воспитателя в выполнении упражнения больной рукой.

15.   И. п.: то же. Размахивать прямыми руками вперед-назад («как маятник»).

16.   И. п.: то же. Выпрямить спину, поднять руки в стороны ладонями вверх, пальцы вытянуты. Опустить руки. Избегать сгибания спины, поднимания рук ладонями вниз, сжимания пальцев в кулак. При гемипарезах необходима помощь ребенку в выполнении движений больной рукой.

17.   И. п.: то же. Вытянуть руки вперед ладонями вверх («покажи ладошки»), спрятать руки за спину. Это упражнение, как и предыдущее, является трудным для многих детей с церебральным параличом, так как они не могут разгибать руки с одновременным поворотом ладоней вверх. Следует постепенно развивать эти движения, помогая детям в их выполнении.

18.  И. п.: то же. Руки вытянуты вперед ладонями вниз. Сжимать пальцы рук в кулаки и разжимать их. Движения делать одновременно обеими руками и попеременно одной и другой рукой. Тренировать детей в последовательной смене движений, следить за правильным положением большого пальца при сжатии пальцев в кулак, полным разгибанием пальцев при разжимании кисти.

19.   И. п.: то же. Одна рука поднята вверх. Чередовать сгибание и разгибание расслабленной кисти («махать флажком»). Избегать сопутствующих движений в лице и других частях тела. Упражнение выполнять поочередно одной и другой рукой.

20.   И. п.: сесть на пол, ноги вытянуть, руки впереди, в руках игрушка. Поднять игрушку вверх, выпрямить спину, посмотреть на игрушку, опустить руки вперед. Избегать при поднимании рук закидывания головы и падения назад, сгибания и приведения ног.

Упражнения  для   ног

1.  И. п.: лежа на спине, вытянуть руки вдоль туловища. Попеременно сгибать и разгибать ноги («скользящие шаги»). Следить, чтобы ребенок опирался всей стопой, не приводил бедра, не сгибал ноги в коленях. Вырабатывать последовательность и ритм движений.

2.   И. п.: то же. Одновременно и поочередно поднимать выпрямленные ноги. Чтобы при этом не закидывалась назад голова, под нее можно положить небольшой валик. Избегать приведения и сгибания ног.

3.   И. п.: то же. Попеременно сгибать и разгибать ноги без опоры на стопы — имитация велосипедных движений («жуки барахтаются»). Избегать приведения бедер, следить за ритмичностью движений.

4.   И. п.: то же, с прямыми ногами, разведенными на расстоянии до 10 см. Выполнение — сгибание и разгибание стоп. Это упражнение, особенно сгибание стоп, трудно для многих детей с церебральным параличом, для его выполнения часто требуется помощь взрослого.

5.   И. п.: сидя на детском стульчике, несколько развести ноги, стопы параллельны друг другу на полу. Ребенок поочередно поднимает и опускает переднюю часть стопы, опираясь на пятку («постучи ножками»).

6.   И. п.: стоя боком у стула, одной рукой держаться за спинку стула. Стоя левым боком к стулу, покачать правой ногой вперед-назад, приставить ногу. Стоя правым боком к стулу, покачать левой ногой вперед-назад, приставить ногу. Упражнение выполняют дети только сильной подгруппы. Следить за опорностью ноги на всю стопу.

7.   И. п.: стоя, ноги вместе, руки опустить вниз (для детей, достаточно владеющих равновесием в положении стоя). Сделать шаг вперед, приставить ногу. Многими детьми это упражнение может выполняться с поддержкой за опору (спинка стула, гимнастическая   стенка).   Следить за  опорой  ноги   на   всю  стопу.

8.   И. п.: стоя, держась руками за стул. Сгибать и выпрямлять ноги, выбрасывая их вперед («лошадки»).

9.   И. п.: то же. Выполнение — присесть, встать. В обоих последних упражнениях следить за положением головы по средней линии, опорой ноги на всю стопу, избегать сгибания спины.

Упражнения  для  туловища

1.   И. п.: лежа на спине, ноги вытянуть и несколько развести, руки вдоль туловища. Повернуться на бок, ноги подтянуть, руки, согнуть, сложить ладошки, положить под щеку, голову опустить на руки («кошечка спит»), снова лечь на спину; то же самое, поворачиваясь на другой бок.

2.   И. п.: то же. Приподнять руки и ноги, произвольно подвигать ими («как жук»).

3.   И. п. то же. Сесть, обхватить колени руками, подтянуть колени к груди  («замерзли, съежились»), снова лечь на спину.

4.   И. п.: лежа на животе, руки согнуть в локтях, прижать к туловищу. Выпрямить руки вперед, приподнять голову, снова согнуть руки («поплыли»),

5.  И. п.: лежа на спине, руки отвести в стороны, ладонями вверх. Поднять прямые руки вперед, сделать хлопок, развести руки в стороны, опустить на пол. При выполнении упражнения избегать приведения и сгибания ног, откидывания головы назад, резкого разгибания и перекреста ног.

6.  И. п.: лежа на спине, руки поднять вверх и положить на пол. Выполнение — поворачиваться со спины на живот и обратно.

7.   И. п.: на четвереньках. Вытянуть вперед правую (левую) руку, посмотреть на нее, положить руку на место. Следить за опорой кисти на разогнутые и отведенные в стороны пальцы, избегать приведения коленей.

8.   И. п.: встать на колени, сесть на пятки. Выполнение — выпрямиться, поднять руки вверх, потрясти ими, опустить, снова сесть на пятки. Избегать внутреннего поворота бедер и стоп. Для детей со спастической диплегией при сильном внутреннем повороте бедер это упражнение заменить следующим или одним из предыдущих.

9.   И. п.: встать на колени. Наклониться вперед, встать на четвереньки, «потопать» ручками «раз-два, раз-два», выпрямиться. Следить за опорностью кистей на разогнутые пальцы, отведением большого пальца. Избегать сгибания и поворота головы в сторону.

10.   И. п.: сидя на полу, опереться руками сзади, ноги вытянуть вперед. Выполнение — согнуть ноги, выпрямить («длинные и короткие ножки»). В исходной позе избегать приведения бедер, поворота их и стоп вовнутрь, сгибания колен, откидывания головы назад, следить за опорой на разогнутые кисти. При сгибании ног избегать сгибания спины и наклона головы.

11.   И. п.: сидя на стуле или на скамейке, руки с кубиками спрятать за спинку стула. Наклониться вперед, не вставая со стула, положить кубики под стул, выпрямиться, снова наклониться вперед, взять кубики и выпрямиться. В и. п. и во время выполнения упражнения ребенок должен сохранять опору на всю стопу. Избегать приведения бедер и их внутреннего поворота. Для детей со спастической диплегией упражнение выполнять на специальном стульчике с приспособлением для отведения бедер.

12.   И. п.: встать прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно друг другу, руками придерживаться за спинку стула (рейку гимнастической стенки). Выполнение — присесть (спрятаться за стул), встать, выпрямиться.

Необходимо подчеркнуть, что во всех упражнениях, где выполняются попеременные движения руками или ногами, начинать движение всегда надо с менее пораженной конечности. Кроме того, для детей с церебральным параличом важно выполнять упражнения на развитие перекрестной координации, когда одновременно выполняются движения противоположными конечностями. Например, в положении лежа на спине поднимается вверх правая рука и левая нога.

Упражнения   в   равновесии

Начальным моментом для развития равновесия является сохранение ребенком устойчивости в различных исходных положениях: сидя, стоя на четвереньках; стоя на коленях; стоя, ноги на ширине ступни; ноги в шаге; при различных движениях головой, а также при наклонах и поворотах туловища. Таким образом, во многих описанных выше упражнениях тренировались в том числе и функции равновесия.

Для развития равновесия используется и ряд специальных упражнений. Например, ребенок стоит на коленях, руки, вытянутые вдоль туловища, слегка отведены и повернуты наружу. Он переносит вес тела с одного колена на другое. При этом он должен не садиться на пятки и руки его не должны касаться пола. Для некоторых детей может потребоваться помощь воспитателя в виде поддержки ребенка за локтевой сустав на той стороне, на которую перенесен вес тела; эту руку воспитатель поднимает вверх для облегчения выпрямления туловища с этой стороны.

Или другое упражнение. Ребенок сидит на полу без опоры рук. Чтобы избежать опоры на руки, ему можно дать игрушки. Поднимая стопы от пола и легко сгибая ноги, ребенок должен сохранять исходную позу и не падать назад. Взрослый следит, чтобы ноги ребенка были отведены и повернуты наружу.

Для тренировок равновесия также используется следующий прием. Воспитатель слегка подталкивает ребенка, который сидит на стуле, стоит на коленях или четвереньках; при этом он должен сохранить равновесие, не  используя  рук для  поддержки.

Важное значение имеет тренировка равновесия в ходьбе: детей учат ходить по прямой дорожке, намеченной мелом или выложенной шнурами на полу (ширина 20 см), перешагивать препятствия (канат, палочки, линии высотой не более 10 см).

Детей с развитыми моторными навыками учат ходить на четвереньках по гимнастической скамейке, по извилистому шнуру (1,5—2 м), между двумя линиями, шнурами, рейками, расстояние между которыми 20—30 см, не наступая на них. Затем детей учат пройти по доске, положенной на пол (ширина доски 20— 30 см), и сойти с нее или встать на шнур на четвереньках, опираясь ладонями и ступнями («как медведь»), пройти до конца, выпрямиться и сойти со шнура.

Вначале все эти упражнения дети выполняют очень неуверенно, идут приставным шагом, смотрят вниз, чрезмерно сильно балансируют руками. Постепенно они научаются идти переменным шагом, прямо держа голову и смотря вперед. Чтобы дети не смотрели под ноги, в конце доски или шнура, по которому идет ребенок, на уровне его глаз, но ни в коем случае не выше помещается   какой-либо  ориентир — игрушка,   шарик,   флажок.

Важно научить детей подниматься на различные предметы, например на доску, куб. Некоторых детей воспитатель поддерживает за руку, подбадривает их. Во время упражнений на равновесие не надо давать дополнительные задания, например держать руки в стороны, пусть дети свободно балансируют руками.

Все упражнения на равновесие ввиду их некоторого однообразия проводятся в интересной для ребенка игровой форме с применением различных предметов и игрушек.

Тренировка равновесия, с одной стороны, увеличивает двигательный опыт ребенка, а с другой — развивает мышечные ощущения, на основе которых формируется контроль над произвольными движениями. Поскольку мышечные ощущения у детей с церебральным параличом в первые годы жизни крайне слабы, большую часть упражнений по развитию движений желательно проводить перед зеркалом.

Наряду с общеразвивающими и корригирующими упражнениями на физкультурных занятиях проводятся так называемые прикладные упражнения, которые также способствуют развитию основных движений:  ходьбы,  бега, прыжков, лазанья, метания.

Для детей первого года обучения наибольшее значение имеют упражнения по развитию ходьбы, ползания, лазанья и перелезания, а также упражнения с мячом. Занятия проходят в игровой форме с использованием различных предметов: мячей, флажков, игрушек, обручей и т. п. Игровые упражнения с предметами имеют особое значение для детей с церебральным параличом, так как они способствуют развитию функции захвата и удержания предметов, что составляет основу предметно-практической деятельности. Кроме того, эти упражнения развивают мышечные ощущения в руках, формируют интерес к предметам и игрушкам, учат использовать их по назначению, т. е. способствуют развитию произвольной психической деятельности.

Исключительно важное значение имеют также подвижные игры, которые, с одной стороны, являются средством всестороннего развития и воспитания дошкольников с церебральным параличом, а с другой — помогают преодолевать гипокинезию — малую двигательную активность, которая неблагоприятно влияет на растущий организм ребенка. В подвижной игре закрепляются различные навыки движений, развивается быстрота, ловкость, мышечная сила.

Упражнения в основных движениях и подвижные игры, так же как и общеразвивающие и корригирующие упражнения, проводятся во второй, основной части занятий.

Первостепенное значение на первом году обучения имеют упражнения в ходьбе. Дети с церебральным параличом ходят неустойчиво, у них отсутствует согласованность в движениях рук и ног, многие дети ходят вынося вперед одноименные руку и ногу, или руки у них вообще не принимают участия в движении. Для удержания равновесия они широко расставляют ноги, производят ряд вспомогательных движений руками (разводят их в стороны, заводят за спину, отводят в стороны и вверх), раскачиваются из стороны в сторону, шаркают ногами.

Дети со спастической диплегией ходят прижав руки к груди или напряженно вытянув их в стороны, плечевой пояс и шейная мускулатура напряжены, туловище несколько наклонено вперед, колени полусогнуты и соединены, бедра приведены и повернуты вовнутрь. Они затрудняются в движении ноги вперед, в связи с чем длина шага укорочена; постановка стопы на опору осуществляется без переката с пятки на носок, ребенок опирается преимущественно на пальцы.

В упражнениях по развитию ходьбы воспитатель постепенно подводит детей к правильным и экономным движениям. Он следит, чтобы дети при ходьбе не опускали голову и не смотрели вниз на ноги и в то же время не закидывали ее назад. Умение при ходьбе смотреть вперед формируется постепенно при помощи специальных упражнений и игр, например игры «Пойдем к куклам в гости».

Важно научить детей при ходьбе поднимать ноги, а не волочить их по полу. Для этого используются специальные упражнения с переступанием линий, кубиков и т, п. Детей учат свободно двигать руками во время ходьбы. Важно, чтобы упражнения в ходьбе были не самоцелью, а фрагментом какого-либо целенаправленного действия или игры.

Для совершенствования навыка ходьбы без опоры детей с церебральным параличом, особенно с атонически-астатической его формой, необходимо упражнять в ограничении боковых раскачиваний туловища и широкой расстановки стоп, используя для этого дорожку с ограниченной шириной. Одновременно применяют описанные выше упражнения на равновесие.

При правильной ходьбе линия опоры проходит через пятку и второй палец ноги, что определяет приподнимание внутреннего края стопы, умеренное расставление стоп и параллельные их движения.

У детей с церебральным параличом линия опоры проходит в основном через передний и внутренний отделы стоп в области большого пальца. В связи с этим ребенок опирается на пальцы, цепляясь ими об пол, а внутренний отдел стопы опущен. Таким путем формируется неправильная эквино-вальгусная установка стоп (опора на передне-внутренний их отдел).

В некоторых случаях линия опоры проходит через пальцы и наружный отдел стопы. В этих случаях опущен наружный отдел стопы, формируется эквино-варусная установка стоп (опора на передне-наружные отделы стоп).

Для формирования правильной линии опоры полезна ходьба по ребристой доске, вдоль каната (босиком). Дети наступают на канат таким образом, чтобы пятки находились на полу, а передний край стопы — на канате, передвижение осуществляется боковым шагом.

Развитию правильной опорности стопы и укреплению ее свода также способствует ходьба по гимнастической лестнице.

Перед проведением упражнений в ходьбе инструктор получает рекомендации от врача и методиста лечебной физкультуры относительно конкретных упражнений для каждого ребенка. Кроме того, некоторым детям с церебральным параличом рекомендуется развивать начальные навыки ходьбы только в специальной обуви.

Как уже отмечалось, упражнения по развитию основных движений проводятся в виде подвижных игр. При их организации нужно учитывать не только двигательные возможности детей, но и общий уровень их психического развития, их крайне недостаточный объем знаний и представлений об окружающем, повышенную истощаемость, неумение общаться со сверстниками, нарушения речи. Поэтому инструктор подбирает игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица знакомы детям, или с ними предварительно знакомят, используя картинки, игрушки, сказки,

Вначале большое внимание отводится играм-упражнениям без определенного сюжета, в которых необходимо выполнить лишь простые игровые действия, например принести флажок, позвонить в колокольчик, покатить мяч и т. п. К таким играм относится игра «Принеси игрушку», цель которой — научить детей двигаться в указанном направлении, произвольно его изменяя в соответствии с заданием; ориентироваться в пространстве-выполнять в процессе игры несложные задания инструктора! Коррекционные задачи игры сводятся к развитию понимания обращенной речи, внимания, памяти, словесной регуляции деятельности, пространственных представлений, а также к тренировке навыка ходьбы и произносительной стороны речи.

Игра организуется следующим образом. Инструктор  подзывает к себе кого-нибудь из детей и просит принести положенную заранее на стул в поле зрения ребенка игрушку. Для каждого ребенка в зависимости от его двигательных возможностей расстояние до игрушки подбирается индивидуально. Игру можно проводить одновременно с 2—3 детьми или со всей подгруппой. Каждый ребенок приносит свой предмет, называет его, а потом относит на место. За игрушками можно идти только по команде воспитателя.

Игра «По тропинке» также является игрой-упражнением. Она нацелена на тренировку детей в ходьбе по ограниченной площади, на развитие чувства равновесия, ловкости. Инструктор проводит на полу две параллельные линии (или кладет две веревки) длиной 2,5—3 м на расстоянии 30 см друг от друга и говорит детям, что это узкая длинная тропинка в лесу, по которой они пойдут гулять. Дети медленно идут друг за другом, при этом они не должны наступать на линии или веревки, наталкиваться друг на друга.

После проведения подобных игр вводятся игры с простым сюжетом. Например, в игре «Поезд» дети садятся верхом на гимнастическую скамейку («поезд»), и воспитатель говорит им, что они отправляются в путешествие. Воспитатель дает свисток, поезд трогается. Дети движениями рук имитируют движения колес, произнося «чу-чу-чу». Они приезжают в лес, выходят из вагона, гуляют, собирают цветы (разноцветные кружочки, разбросанные по полу), идут на лужайку, по которой протекает ручеек, через него переброшен мостик (на полу лежит доска). Дети переходят по мостику друг за другом на другой берег. Погуляв, они возвращаются к поезду, садятся на скамейку, машинист дает свисток, поезд трогается, дети движениями рук изображают движения колес и произносят «чу-чу-чу».

В подвижных играх одно и то же движение может выполняться в разных игровых ситуациях. В играх полезно использовать пение, небольшие художественные тексты, произносимые в стихотворном ритме одновременно с выполнением движений.

Детей необходимо предварительно готовить к игре, знакомить их с предметами, которые будут использованы в игре, уточнять I словарь, объяснять условие игры.

Игру рекомендуется повторять 2—3 дня подряд, затем поиграть в другую игру и снова вернуться к повторению первой.

Важное значение в развитии основных движений имеют игры-упражнения в ползании и лазанье. Детям дается задание проползти  2—3  м   на  четвереньках до  флажка   (или   какого-либо другого предмета), встать и помахать им  над головой.  Инструктор должен учитывать, что некоторым детям трудно подняться из положения на четвереньках без опоры, для них игрушки располагают около гимнастической стенки, стула.

Развитие ползания осуществляется в специальных играх, например в игре «Доползи до игрушки». Дети сидят на стульях, на расстоянии примерно 4 м от них на полу лежит игрушка. Инструктор просит кого-нибудь из детей доползти на четвереньках до игрушки, взять ее, встать, поиграть ею, положить на место и вернуться назад. Все дети по очереди выполняют задание. Инструктор следит за координацией движений рук и ног ребенка, за правильным положением головы: при движении вперед правой ноги выносится левая рука и голова слегка поворачивается налево. Дети, не занятые в упражнении, хором произносят: «Раз, два, три — ползи!» — и вместе с воспитателем ритмично хлопают в ладоши.

Для детей сильной подгруппы используется также игра «Воротики» (проползти через обруч).

В специальных играх-упражнениях детей учат влезать на гимнастическую стенку и слезать с нее приставным и переменным шагом.

Полезными также являются упражнения в катании мячей, шариков, обручей до определенного места, в ходе их выполнения у детей развиваются отталкивающая функция рук, зрительно-моторная координация. Важно научить детей правильно отталкивать от себя мяч; он должен не подскакивать, а ровно и быстро катиться. Расстояние, на которое прокатывают мячи, постепенно увеличивается от 1 —1,5 до 3—4 м. Вначале инструктор проводит эту игру-упражнение с каждым ребенком индивидуально. Ребенок и воспитатель сидят на полу друг против друга, ноги выпрямлены, разведены в стороны, спина прямая. При необходимости правильное положение ног поддерживается при помощи различных приспособлений (валики, мешочки с песком и т. д.). Затем инструктор сажает пару детей друг против друга и обучает их этой игре. На последнем этапе упражнение выполняется всей подгруппой. По сигналу воспитателя дети катят мячи друг другу. Упражнение повторяется 4—5 раз. Необходимо следить за правильной исходной позой; одни дети сидят опираясь спиной о большой надувной мяч, другим, как уже отмечалось, требуется фиксация ног в правильном положении.

Инструктор смотрит, чтобы дети отталкивали мяч двумя руками и следили взглядом за его движением, чтобы не опускали и не закидывали назад голову.

Такая же игра-упражнение проводится с прокатыванием мяча через ворота.

Кроме того, детей учат скатывать различные предметы с наклонной плоскости, как, например, в игре «Скати с горки». Эта игра направлена на развитие зрительно-моторной координации и умения действовать с различными мелкими предметами: захватывать их, переносить, складывать, прокатывать, ловить.

Игра протекает таким образом. На большой кубик или сиденье детского стула одним концом помещается доска. У приподнятого конца доски лежат 3—4 шарика или небольших мяча. Ребенок берет и скатывает их по очереди с доски. Затем собирает шарики и снова скатывает их. Одновременно в игре участвует не более двух детей.

Инструктор следит за правильным захватом предмета, индивидуально подбирая для каждого ребенка исходную позу.

Также используется игра «Мяч в кругу»: дети сидят на полу в кружок и перекатывают мяч друг другу.

На развитие ориентировки детей в пространстве направлены игры «Где звенит?» и «Найди флажок».

Широко применяют также игры с пением и музыкальным сопровождением, в процессе которых дети учатся выполнять определенные действия в соответствии с содержанием игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта (на примере детей с расстройствами аутического спектра и дебильностью)...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста тема: «Морское путешествие»

Цель. Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деят...

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей младшей группы

В статье раскрываются особенности организации и проведения занятий по физической культуре у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации...

Особенности проведения занятия физической культуры с детьми в младшей группе.

Особенности проведения занятия физической культуры с детьми в младшей группе....