Работа с педагогами (консультации, мастер-классы)
материал по физкультуре

Мастер-классы и консультации для педагогов за отчетный период

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд)

Тема моего инновационного маршрута «Использование модели «Объект – имя признака – значение имени признака» в развитии физических качеств старших дошкольников»

Сочетание умственной и физической нагрузки оказывает положительное воздействие на психические функции человека, повышает его работоспособность, является хорошей профилактикой утомляемости у дошкольников. С детского возраста формируется умственная и эмоциональная устойчивость к напряженной деятельности, которая ждет детей в школе. Все эти задачи комплексно решаются при использовании на физкультурных занятиях методов ОТСМ-ТРИЗ, а в частности использование модели «Объект – имя признака – значение имени признака». Данная модель является базовой фундаментальной.

(Слайд)

Цель моей работы по данной теме: Обучение детей использованию модели «ОИП» на занятиях по  физической культуре.

Наша задача - научить детей точно и полно воспринимать объекты окружающего мира, через восприятие их разнообразных признаков и свойств: цвет; форма, величина, вес, звук и так далее, начиная с младшего дошкольного возраста

Дети могут легко определить значения признаков объектов, описывать их и сравнивать. Проявляются эти признаки во всех объектах по-разному. Ребенок фактически овладевает первым инструментом познания: «У объектов есть набор признаков, но в каждом объекте он проявляется по-своему».

Основной прием формирования обобщенного понятия «имя признака» является схематизация. Дети сами должны придумать значок, обозначающий данный признак, и использовать его при выявлении значения у конкретного объекта.

В нашем саду с признаками знакомы все дети, эта заслуга наших воспитателей. В своей работе, я не знакомлю детей с признаками, а закрепляю знания, которые они приобретают в познавательном развитии, и стараюсь научить детей применять эти знания на занятиях физической культурой. (Слайд) На экране, можно увидеть какие признаки ребята уже используют на занятиях, а какие мы только начинаем или планируем использовать.

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2020-03-02_11-06-45.png

Как вообще происходит работа в данном направлении?

Так как занятия физической культурой отличаются от других занятий по двигательной активности, то мы должны интегрировать использование ТРИЗ технологии в подвижные игры и упражнения. На первом этапе это использование самых простых игр, например, таких как «Опиши объект по признакам» (Слайд). 

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2020-03-02_11-07-07.png

Вариантов этой игры много. Например,  Ребенок берет объект (мяч) и описывает его по предлагаемым признакам как вы можете видеть на экране. Или ребенок описывает объект по признакам, которые предложу детям я или другие ребята. Кстати, в данной игре в основном для описания мы используем спортивный инвентарь, и поэтому мы придумали еще один признак-значок – вид спорта, т.е. к какому виду спорта относится это объект. Давайте попробуем описать, например теннисный мяч. По цвету – он желтый, по материалу – текстильный или сделан из ткани, по действию – отскакивает (от теннисной ракетки). К какому виду спорта относится – к теннису. Также  можно описать футбольный мяч и любой другой спортивный инвентарь.

(Слайд) C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2020-03-02_11-06-05.png

Еще одна игра «Угадай по описанию». Ребятам предлагается на экране или на планшете описание объекта, их задача отгадать объект. Признаки можно выставлять разнообразные и их количество может так же варьироваться, но нужно не забывать, что для этой игры нужно использовать самые объективные (важные) признаки, чтобы быстрее отгадать объект.  

Например, давайте посмотрим на экран. Попробуйте угадать, какой объект я загадал.  Давайте попробуем прочитать это описание. По цвету – синий, по форме – круглый, по материалу – сделан из пластмассы. По действию – отскакивает, катится.  – Мяч.

(Слайд) 

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2020-03-02_11-06-25.png 

А теперь попробуйте самостоятельно прочитать описание и отгадать объект.– велосипед. ( по цвету- разноцветный, по частям –есть руль, колеса, рама. По материалу – сделан из железа и пластмасса, по действию – катится, везет)

Также данная игра может быть усложнена. Дети делятся на команды, им раздается по планшету, набор признаков и на выбор несколько картинок с объектами, относящимися к спорту. Дети загадывают объект, зарисовывают его описание сами и затем команда соперников отгадывает, что было загадано.

(Слайд)

Сегодня я хочу познакомить вас с Игрой «Веселые мячики», эту игру мы придумали с детьми в ходе реализации проекта «Веселые мячи». В эту игру играют, используя признаки. Игра носит соревновательный характер. В игру могут играть от двух ребят и более. Выбирается ведущий или ведущим может быть педагог, он будет проводить игру. Каждый игрок получает по три мячика отличающихся друг от друга по признакам. Такие же мячики изображены на карточках ведущего (как на экране). Ведущий показывает поочередно по одной карточке игрокам. Задача игроков посмотреть внимательно на карточку, выбрать нужный мяч для выполнения задания, верно и вперед других игроков выполнить задание, которое изображено на карточке. Тот игрок, который выполнил карточку верно и первым получает фишку. Побеждает тот игрок, который заработал больше всех фишек. Для этой игры можно использовать готовые карточки (такие как мы, использовали в проекте – они изображены на слайде, после проекта мы с ребятами разработали еще несколько карточек), а можно задание усложнить и ребята перед игрой сами могут выбрать картинки мячей, с которыми будут играть, и придумать или выбрать из имеющихся карточек действия для этих мячей и количество выполняемых действий. Все данные можно выкладывать в морфологической таблице или на планшетах. (На слайде можно посмотреть как это все выглядит). Цель данной игры заключается не только в развитии физических качеств детей, таких как – ловкость, координация движений, но и в развитии творческого мышления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование модели «Объект – имя признака – значение имени признака» в развитии физических качеств старших дошкольников » Инструктор по физкультуре Руссу Д.В. Мастер-класс

Слайд 2

Цель: Обучение детей использованию модели «ОИП» на занятиях по физической культуре.

Слайд 3

ТРИЗ-признаки на занятиях физкультурой Используем Планируем использовать

Слайд 4

Как используем Признаки? Игра «Опиши объект по признакам»

Слайд 5

Игра «Угадай по описанию»

Слайд 6

Игра «Угадай по описанию»

Слайд 7

Игра «Веселые мячики»



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов по теме инновационного педагогического маршрута: «Развитие физических качеств  дошкольников с использованием метода морфологический анализ на занятиях по  физической культуре»

Вы все работаете с данным методом и знаете, как он прост в использовании, но немного напомню о нем.

Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Мыслительные операции комбинаторного характера осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие – либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности.

Примеры знакомых всем морфотаблиц: это таблица умножения.    

Немного из истории возникновения данного метода. Метод морфологического анализа в его современном виде появился в 30-х годах прошлого века. Автором метода является Фриц Цвикки, швейцарский астроном, который использовал данный подход в ракетостроении. Благодаря методу морфологического анализа он смог не только за короткое время получить большое количество оригинальных технических решений, но и предсказать существование нейтронных звезд, а так, же предположить существование «адских звезд», описание которых крайне схожи с открытыми сорок лет спустя черными дырами.

Я хочу познакомить вас с некоторыми упражнениями, которые мы используем на занятиях физкультурой с использованием морфотаблицы.

Цель всех игр и упражнений - развитие физических качеств,  у детей используя метод морфологический анализ.

Структура занятия по физкультуре предполагает высокую физическую активность детей, поэтому использование метода морфологический анализ на занятиях берется фрагментарно, ему уделяется около 3-5 мин.

Для развития физических качеств и мыслительных качеств детей мы используем признаки. Мы с ребятами вспомнили и придумали разнообразные упражнения, с помощью которых мы можем развивать силу, ловкость, гибкость, быстроту и выносливость. Для того, чтобы занятия были не однообразны и скучны, мы решили использовать морфотаблицу. Для развития всех физических качеств, мы тренируем с ребятами разные части нашего тела, в морфотаблице эти части обозначены признаком ЧАСТИ части, детали.png  и у нас это – голова, руки, ноги и тело целиком.

Сначала мы с детьми всё зарисовывали. Но для более высокой мотивации детей к выполнению заданий и упражнений, я решил использовать вместо схематических рисунков – фотографии.

Итак, «ЧАСТИ» изображены в виде фото с обведенными частями тела.

Далее для выполнения упражнений мы подобрали признаки, которые нам более всего подходят, это признак «Ориентировка в пространстве» ориентировка в пространстве.png - т.е. где ребенок должен стоять или двигаться во время выполнения упражнения, например у нас это значки – «СТОЯ НА МЕСТЕ»                и значок «ДВИГАЯСЬ ПО КРУГУ»            . Также есть еще значки – например, «СТОЯ В ШАХМАТНОМ ПОРЯДКЕ»           и т.д. И также признаки «ДЕЙСТВИЕ» действие, дело, функция.png и «КОЛИЧЕСТВО» количество.png.

На занятиях дети самостоятельно могут подобрать понравившиеся им картинки со значениями признаков и упражнениями и вставить их в нужные окошки в морфотаблице. Так занятие получается более интересным для детей.

Пример для одного занятия или как мы называем с ребятами – Тренировки я вам демонстрирую в данной морфотаблице.

Для использования всех нужных нам признаков имеются карточки. Например, для признака «Действие» имеется набор фото с разными упражнениями. Для признака «Количество» - набор карточек с цифрами.

Далее в свою работу я планирую внести использование детьми различного спортинвентаря. Его также мы поместим в морфотаблицу, и с помощью спортинвентаря будем развивать физические качества и мыслительные операции у детей.

Спасибо.

        



Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности»

Патриотизм зарождается в семье, а в детском саду мы только развиваем эти чувства!

       Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом.

     На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы. На занятиях физкультуры, в процессе проведения подвижных игр, эстафет и тематических досугов (например, «Парад Победы», «23 февраля -День защитников Отечества», «День округа» и т.д.).

   

       Наибольший воспитательный эффект оказывают подвижные игры, спортивные развлечения и соревнования. Данные формы работы позволяют закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей  общими чувствами и переживаниями.

       Соревнования и эстафеты - важный фактор развития личности, волевых качеств, укрепления и закалка характера. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, учится рисковать, само утверждается, приобретает уверенность в своих силах. Формируется ценностное отношение к другим детям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты.

       Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она  помогает находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищем, проявлять ловкость и быстроту, силу и выносливость. По содержанию все подвижные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

     В своей работе  уделяю внимание также национальным играм для улучшения эмоционального фона и поддержания интереса к занятиям. Огромное воспитательное значение имеют игры состязания, которые закаляют здоровье, развивают физические силы и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям. Дети с удовольствием играют в игры разных народов. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих наш округ.

   Я уверен, что посредством двигательной деятельности формируется модель выпускника - патриот, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

    Так же на своих занятиях мы проводим не только подвижные игры, но и игры малой подвижности. Сегодня с одной из них я вас и познакомлю. Я знакомлю ребят с разными олимпийскими видами спорта, в которых участвуют спортсмены нашей страны. И сегодня я хотел бы вам представить игру «Мои друзья». Прошу вас коллеги помочь мне. Возьмите по одной карточке (раздать карточки). Теперь покажите ее так, чтобы все ее увидели.

Начинаем мы играть.
Мы идем друзей искать.

По внимательней смотри,
Друга верного найди.

Итак, начнем. Кто первый друга нашел?  Называйте свою карточку и говорите, кто ваш друг и почему?  (например, Я лыжный спорт, мой друг лыжи, это спортивный инвентарь).

Спасибо большое коллеги за помощь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация, мастер-класс для педагогов «Эбру для современных детей как средство снятия напряжения»

Консультация, мастер класс для педагогов. Очень интересно и познавательно. Дети в восторге....

Консультация, мастер-класс для педагогов по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Музыкотерапия в работе с дошкольниками»

Консультация, мастер-класс  для педагогов по инновационной деятельности музыкального руководителя  на тему: «Музыкотерапия  в работе с дошкольниками»...

Консультация для педагогов. Тема: Мастер-класс, как форма повышения квалификации педагогов ДОУ.

Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении, структуре и технологии проведения мастер-класса. 2. С...

Для педагогов (консультации, мастер классы, семинар практикумы и т.д)

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество у...

Работа с родителями (консультации, мастер-классы)

Консультации и мастер-классы для  работы с родителями...