Работа с родителями (консультации, мастер-классы)
консультация

Консультации и мастер-классы для  работы с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование модели «Объект – имя признака – значение имени признака» в развитии физических качеств старших дошкольников».

Сочетание умственной и физической нагрузки оказывает положительное воздействие на психические функции человека, повышает его работоспособность, является хорошей профилактикой утомляемости у дошкольников. С детского возраста формируется умственная и эмоциональная устойчивость к напряженной деятельности, которая ждет детей в школе. Все эти задачи комплексно решаются при использовании на физкультурных занятиях методов ОТСМ-ТРИЗ, а в частности использование модели «Объект – имя признака – значение имени признака» (использование признаков).

Моя задача - научить детей точно и полно воспринимать объекты окружающего мира, через восприятие их разнообразных признаков и свойств: цвет; форма, величина, вес, звук и так далее, начиная с младшего дошкольного возраста

Дети могут легко определить значения признаков объектов, описывать их и сравнивать. Проявляются эти признаки во всех объектах по-разному. Ребенок фактически овладевает первым инструментом познания: «У объектов есть набор признаков, но в каждом объекте он проявляется по-своему».

Основной прием формирования обобщенного понятия «имя признака» является схематизация. Дети сами должны придумать значок, обозначающий данный признак, и использовать его при выявлении значения у конкретного объекта.

В нашем саду с признаками знакомы все дети, эта заслуга наших воспитателей. В своей работе, я не знакомлю детей с признаками, а закрепляю знания, которые они приобретают в познавательном развитии, и стараюсь научить детей применять эти знания на занятиях физической культурой. (Слайд) На экране, можно увидеть какие признаки ребята уже используют на занятиях, а какие мы только начинаем или планируем использовать.

Как вообще происходит работа в данном направлении?

Так как занятия физической культурой отличаются от других занятий по двигательной активности, то мы должны интегрировать использование ТРИЗ технологии в подвижные игры и упражнения. На первом этапе это использование самых простых игр, например, таких как «Опиши объект по признакам» (Слайд). 

Вариантов этой игры много. Например,  Ребенок берет объект (мяч) и описывает его по предлагаемым признакам как вы можете видеть на экране. Или ребенок описывает объект по признакам, которые предложу детям я или другие ребята. Кстати, в данной игре в основном для описания мы используем спортивный инвентарь, и поэтому мы придумали еще один признак-значок – вид спорта, т.е. к какому виду спорта относится это объект. Давайте попробуем описать, например теннисный мяч. По цвету – он желтый, по материалу – текстильный или сделан из ткани, по действию – отскакивает (от теннисной ракетки). К какому виду спорта относится – к теннису. Также  можно описать футбольный мяч и любой другой спортивный инвентарь.

(Слайд) 

Еще одна игра «Угадай по описанию». Ребятам предлагается на экране или на планшете описание объекта, их задача отгадать объект. Признаки можно выставлять разнообразные и их количество может так же варьироваться, но нужно не забывать, что для этой игры нужно использовать самые объективные (важные) признаки, чтобы быстрее отгадать объект.  

Например, давайте посмотрим на экран. Попробуйте угадать, какой объект я загадал.  Давайте попробуем прочитать это описание. По цвету – синий, по форме – круглый, по материалу – сделан из пластмассы. По действию – отскакивает, катится.  – Мяч.

(Слайд) 

А теперь попробуйте самостоятельно прочитать описание и отгадать объект.– велосипед. ( по цвету- разноцветный, по частям –есть руль, колеса, рама. По материалу – сделан из железа и пластмасса, по действию – катится, везет)

Также данная игра может быть усложнена. Дети делятся на команды, им раздается по планшету, набор признаков и на выбор несколько картинок с объектами, относящимися к спорту. Дети загадывают объект, зарисовывают его описание сами и затем команда соперников отгадывает, что было загадано.

Хотелось бы посоветовать такие простые игры по описанию разнообразных объектов окружающего мира использовать в свободное время с детьми в домашних условиях.

Сегодня я хочу поиграть с вами в  игру «Веселые мячики», эту игру мы придумали с детьми в ходе реализации проекта «Веселые мячи». В эту игру играют, используя признаки. Игра носит соревновательный характер. В игру могут играть от двух ребят и более. Выбирается ведущий или ведущим может быть педагог, он будет проводить игру. Каждый игрок получает по три мячика отличающихся друг от друга по признакам. Такие же мячики изображены на карточках ведущего (как на экране). Ведущий показывает поочередно по одной карточке игрокам. Задача игроков посмотреть внимательно на карточку, выбрать нужный мяч для выполнения задания, верно и вперед других игроков выполнить задание, которое изображено на карточке. Тот игрок, который выполнил карточку верно и первым получает фишку. Побеждает тот игрок, который заработал больше всех фишек. Для этой игры можно использовать готовые карточки (такие как мы, использовали в проекте – они изображены на слайде, после проекта мы с ребятами разработали еще несколько карточек), а можно задание усложнить и ребята перед игрой сами могут выбрать картинки мячей, с которыми будут играть, и придумать или выбрать из имеющихся карточек действия для этих мячей и количество выполняемых действий. Все данные можно выкладывать в морфологической таблице или на планшетах. (На слайде можно посмотреть, как это все выглядит). Цель данной игры заключается не только в развитии физических качеств детей, таких как – ловкость, координация движений, но и в развитии творческого мышления.

А теперь, предлагаю провести спортивную эстафету вместе родители и дети, посвященную дню Защитников Отечества.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей по теме инновационного педагогического маршрута: «Развитие физических качеств  дошкольников с использованием метода морфологический анализ на занятиях по  физической культуре»

Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Мыслительные операции комбинаторного характера осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие – либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности.

Примеры знакомых всем морфотаблиц: это таблица умножения.    

Немного из истории возникновения данного метода. Метод морфологического анализа в его современном виде появился в 30-х годах прошлого века. Автором метода является Фриц Цвикки, швейцарский астроном, который использовал данный подход в ракетостроении. Благодаря методу морфологического анализа он смог не только за короткое время получить большое количество оригинальных технических решений, но и предсказать существование нейтронных звезд, а так, же предположить существование «адских звезд», описание которых крайне схожи с открытыми сорок лет спустя черными дырами.

Я хочу познакомить вас с некоторыми упражнениями, которые мы используем на занятиях физкультурой с использованием морфотаблицы.

Цель всех игр и упражнений - развитие физических качеств,  у детей используя метод морфологический анализ.

Структура занятия по физкультуре предполагает высокую физическую активность детей, поэтому использование метода морфологический анализ на занятиях берется фрагментарно, ему уделяется около 3-5 мин.

Для развития физических качеств и мыслительных качеств детей мы используем признаки. Мы с ребятами вспомнили и придумали разнообразные упражнения, с помощью которых мы можем развивать силу, ловкость, гибкость, быстроту и выносливость. Для того, чтобы занятия были не однообразны и скучны, мы решили использовать морфотаблицу. Для развития всех физических качеств, мы тренируем с ребятами разные части нашего тела, в морфотаблице эти части обозначены признаком ЧАСТИ части, детали.png  и у нас это – голова, руки, ноги и тело целиком.

Сначала мы с детьми всё зарисовывали. Но для более высокой мотивации детей к выполнению заданий и упражнений, я решил использовать вместо схематических рисунков – фотографии.

Итак, «ЧАСТИ» изображены в виде фото с обведенными частями тела.

Далее для выполнения упражнений мы подобрали признаки, которые нам более всего подходят, это признак «Ориентировка в пространстве» ориентировка в пространстве.png - т.е. где ребенок должен стоять или двигаться во время выполнения упражнения, например у нас это значки – «СТОЯ НА МЕСТЕ»                и значок «ДВИГАЯСЬ ПО КРУГУ»            . Также есть еще значки – например, «СТОЯ В ШАХМАТНОМ ПОРЯДКЕ»           и т.д. И также признаки «ДЕЙСТВИЕ» действие, дело, функция.png и «КОЛИЧЕСТВО» количество.png.

На занятиях дети самостоятельно могут подобрать понравившиеся им картинки со значениями признаков и упражнениями и вставить их в нужные окошки в морфотаблице. Так занятие получается более интересным для детей.

Пример для одного занятия или как мы называем с ребятами – Тренировки я вам демонстрирую в данной морфотаблице.

Для использования всех нужных нам признаков имеются карточки. Например, для признака «Действие» имеется набор фото с разными упражнениями. Для признака «Количество» - набор карточек с цифрами.

Далее в свою работу я планирую внести использование детьми различного спортинвентаря. Его также мы поместим в морфотаблицу, и с помощью спортинвентаря будем развивать физические качества и мыслительные операции у детей.

Спасибо.

        



Предварительный просмотр:

Консультация

«ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Перед дошкольными работниками поставлены важнейшие задачи по охране жизни и укреплению здоровья, совершенствованию физиологических функций организма ребенка, повышению его защитных свойств. В связи с этим в общей системе физического воспитания в детском саду большое место отводится плаванию. Плавание является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. С самого раннего возраста это одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм, сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка.

Плавание:

  • закаляет организм, совершенствует механизм терморегуляции, повышает иммунологические свойства, улучшает адаптацию к разнообразным условиям внешней среды;
  • прививает умение и навыки самообслуживания;
  • совершенствует органы кровообращения и дыхания, улучшает сердечную деятельность, подвижность грудной клетки, ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких;
  • укрепляет опорно-двигательный аппарат, правильно формирует позвоночник, вырабатывает хорошую осанку, предупреждает развитие плоскостопия;
  • увеличивает работоспособность и силу мышц;
  • гармонично развивает силу, быстроту, ловкость, гибкость, координацию движений, выносливость; совершенствует движения;
  • повышает общий тонус организма, укрепляет нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит.

      Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. При обучении создаются условия для формирования личности, что способствует развитию целеустремленности, настойчивости, самообладания, решительности, смелости, дисциплинированности,   самостоятельности, творчества, а также умение действовать в коллективе.

  Плавание имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков, всестороннего физического развития и укрепления здоровья. Не случайно, что многие семьи проводят свой отдых у воды. Надо учесть, что сам процесс обучения малыша плаванию уже оздоравливает ребёнка. Известно, что плавание – один из немногих видов спорта, который разносторонне и гармонически развивает все группы мышц ребёнка, формирует правильную осанку; непрерывные движения ногами в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды великолепно тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, а это предупреждает деформацию стопы, помогает избавиться от такого тяжелого дефекта, как плоскостопие. Многие врачи, наблюдающие за развитием детей и подростков, уверенно рекомендуют плавание как вид спорта, который может оказать существенное влияние на состояние здоровья и физического развития подрастающего поколения.

Плавание - в переводе с греческого означает «лечение водой и движением». Древнегреческий мудрец писал: «Хочешь быть здоров - плавай, хочешь быть красив - плавай, хочешь быть умен - плавай! ».

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в без опорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. 1 месяц занятий плаванием приравнивается 3-4 месяцам «сухой» физкультуры.

               Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде — не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и не безобидное чувство.

Поэтому можно утверждать, что одна из основных задач детского сада — приобщение детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности.

Основная цель занятий плаванием – укрепление здоровья детей и создание радостного настроения от пребывания в воде.

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание – жизненно необходимый навык и для ребёнка и для взрослого.

Плавание закаливает организм. Закаливание – это многогранный процесс, который имеет особое значение для детского организма. В процессе закаливания участвуют вся система жизненных процессов. При этом важную функцию выполняет кожный покров, на который температура воды оказывает специфическое раздражающее действие. Вначале оно вызывается влиянием холода, под действием которого сужаются сосуды кожи, а значит, уменьшается количество тепла, выделяемого в холодную среду. Но в то же время организм вынужден усилить воспроизводство тепла, то есть увеличить кровоток к кожным покровам, а следовательно, улучшить кровоснабжение поверхности кожи. Это повышенное воспроизводство тепла, в свою очередь, требует активизации процессов обмена веществ. Процесс закаливания оказывает,  кроме того, положительное влияние на характер ребёнка: систематически закаливаясь, дети усваивают не только основы физического воспитания, но, что не менее важно, приучаются преодолевать различные трудности. При этом развиваются и укрепляются такие положительные черты характера, как умение владеть собой, воля, настойчивость, сознательная дисциплина и др.

Плавание положительно влияет на сердечно - сосудистую деятельность организма, развивает органы дыхания.

Плавание исправляет недостатки осанки. Тело человека обладает плавучестью, поскольку его вес приближается к весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым. Это имеет практическое значение: освобождает от нагрузки опорный аппарат, включая позвоночник и связки.

Плавание повышает жизненный тонус и сохраняет жизнь детей. Совершенно очевидно, что плавательные упражнения разносторонне укрепляют организм и приносят громадную пользу. Поэтому очень важно, чтобы они стали доступными детям как можно раньше.

   

Подготовил Руссу Д.В.

Материал взят из интернет источников



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как научить ребенка ездить на велосипеде»

Чем полезен велосипед?

Катание на железном коне не только дарит детям массу позитивных эмоций, но и развивает силу, ловкость и выносливость, а также укрепляет мышцы рук и ног. Во время катания на велосипеде происходит насыщение внутренних органов кислородом и улучшается их кровоснабжение.

Детские врачи уверены, что занятия велоспортом укрепляют иммунную систему и ускоряют обмен веществ, поэтому рекомендуют катание на велосипеде часто болеющим малышам и детям с лишним весом.

Кроме того, езда на двух- или трехколесном друге является хорошей профилактикой детской близорукости, ведь ребенку придется постоянно всматриваться вдаль. Также велосипедные прогулки замечательно поднимают настроение детей и заряжают их замечательным настроением на весь день.

Когда начинать обучение?

Итак, польза вождения велотранспорта очевидна, поэтому не затягивайте с началом обучения. Только нужно это делать поэтапно, переходя от простой техники к более сложной.

Первую поездку, правда, на трехколесном велосипеде можно совершать уже в полуторагодовалом возрасте. Многие родители почему-то скептически относятся к этому виду транспорта, однако он поможет малышу овладеть самыми простыми навыками катания – поворачивать руль и крутить педали.

Правила безопасного вождения

Первые тренировки не всегда проходят легко и уверенно. Падения, ссадины, ушибы и, как следствие, слезы обычны для этого процесса. Вот почему родителям необходимо позаботиться о детской безопасности, невзирая на то, на каком велосипеде (двух- или трехколесном) будет проходить обучение.

  1. Малыш обязательно должен надевать средства защиты. Приобретите для него шлем, специальные наколенники и налокотники. Убедитесь, что шлем не слишком большой или маленький, а подбородочный ремень регулируется по размеру. Каждый раз, когда вы проводите тренировку, надевайте на ребенка эти защитные средства.

правила безопасности при езде на велосипеде

  1. Одевайте удобную для такого важного дела обувь, которая должна крепко обхватывать ножки, иметь нескользкую широкую подошву для обеспечения «сцепления» с педалями. Не позволяйте ездить в босоножках или босиком: если ступня вдруг соскочит, то ребенок может больно удариться пальчиками.
  2. Велосипед должен отвечать элементарным требованиям: удобные руль и сиденье, легкость хода, маневренность и высокое качество материалов. У него не должно быть торчащих углов, о которые малыш может поцарапаться, и пластиковых частей, которые он может отломать и проглотить.

                       

                       Учимся кататься на трехколесном велосипеде

  1. Первый шаг – выбор подходящего по росту велосипеда. Для этого нужно, чтобы малыш сел на него. Если ребенок отпускается на землю всей стопой и может слегка согнуть колени, значит, велосипед вы подобрали правильно.
  2. Покажите, что если велосипед везти, как прогулочную коляску, то он может ехать. Для пущей убедительности усадите на сиденье плюшевого мишку. Позвольте ребенку самому повозить игрушечного «седока», поворачивая в процессе руль и изучая особенности движения. И только потом пригласите малыша занять свое законное место и начинайте обучение.
  3. Если площадь квартиры позволяет, откройте первую магистраль именно в ней. Положите руки ребенка на руль, а маленькие ножки поставьте на педали. Придерживая его за бедра, покажите движение ног при езде. Теперь пусть пробует сам, а вы подталкивайте его сзади. На трехколесном велосипеде ребенок усваивает простой навык – движение происходит при вращении педалей.
  4. На следующем этапе можно уже выходить на прогулки. Для них лучше всего подойдут стадион или школьный двор с ровной поверхностью и отсутствием другого транспорта. Сейчас детское внимание полностью сосредоточено на педалях, так что малыш будет ехать куда угодно, не выбирая направления.
  5. Осознанным управлением кроха станет овладевать только после того, как доведет умение крутить педалями до автоматизма. Хотя некоторые родители сначала учат владеть рулем, а уже потом переносят внимание малыша на педали. Особой разницы нет, просто учить обоим навыкам следует поэтапно, так как и ехать, и рулить одновременно ребенок еще не может.
  6. Помните, что ваши занятия не должны длиться более получаса. А если малыш капризничает, отказывается продолжать тренировку, не настаивайте. Отложите обучение до лучшего времени.

                       

                          Осваиваем двухколесный велосипед

Итак, настала пора переходить на более совершенный вид транспорта – двухколесный велосипед. Чаще всего это происходит в четыре года.

  1. Отрегулируйте сиденье велосипеда так, чтобы дошкольник, сидя на нем, мог дотянуться ногами до земли. Когда ребенок научится уверенно держаться в седле, его опять можно будет поднять до необходимой высоты.
  2. Некоторые взрослые используют боковые колесики для подстраховки. Однако, на взгляд многих опытных родителей, применять их не стоит, так как с ними ребенок не учится держать равновесие. Они допустимы в том случае, если дети прежде не тренировались на трехколесном велосипеде.
  3. На следующем этапе превратите велосипед в самокат, сняв на время одну педаль с железного коня. Ребенок разгоняется, отталкиваясь от земли одной ногой, а другой опирается о педаль. При этом он еще должен обеими руками держаться за руль. Таким нехитрым способом малыш совершенствует умение удерживать равновесие.
  4. Возвращаем педали на место и пробуем кататься на велосипеде с вашей поддержкой. Не стоит держать транспортное средство за руль или сиденье. Просто следуйте за малышом, придерживая его за плечи.
  5. Не забудьте обучить ребенка правильно слезать с велосипеда. Сначала научите наклонять его на себя, в это же время упираясь ножкой о землю. Такое же упражнение попробуйте и с другой стороны велика.
  6. Еще один обязательный пункт – умение тормозить. Катите велосипед вместе с малышом и попросите его затормозить. Тут же отпускайте транспорт и следите, чтобы ребенок после торможения опускал ногу на землю.

Обучение езде на велосипеде должно стать положительным и полезным опытом для вашего малыша. Поэтому не стоит откладывать покупку железного коня на потом. Возможно, неподдельный интерес и восторг ребенка заразит всех домочадцев, и вскоре мама с папой также станут заядлыми велосипедистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в работе с детьми и родителями ФГОС. Мастер класс.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей дошкольного возраста, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно...

Консультация, мастер-класс для педагогов по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Музыкотерапия в работе с дошкольниками»

Консультация, мастер-класс  для педагогов по инновационной деятельности музыкального руководителя  на тему: «Музыкотерапия  в работе с дошкольниками»...

Нетрадиционные формы работы с родителями МДОУ мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"

МДОУ ИРМО "Детский сад комбинированного вида в ЖК "Луговое"" 28.11.2018 г. в музыкальном зале был проведен учителем логопедом мастер-класс: Нетрадиционные формы с родителями МДОУ ...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».

Обобщение опыта работы по теме: «Использование  мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников»....

Работа с педагогами (консультации, мастер-классы)

Мастер-классы и консультации для педагогов за отчетный период...

Консультация для родителей с мастер-классом для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопедические группы. В консультации рассказывается о том, как разнообразить процесс автоматизации звук...

«Использование «Су – Джок» технологии в работе с младшими дошкольниками» Мастер – класс для родителей

laquo;Использование «Су – Джок» технологии в работе с младшими дошкольниками» Мастер – класс для родителей...