«Организация занятий по физической культуре с детьми младшего дошкольного возраста»
статья по физкультуре (младшая группа)

В статье подробно описано проведение физкультурных занятий в младшей группе детского сада: задачи, части занятия, методика обучения  основным видам движений. Обучение строевым упражнениям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ml._gruppa_2021.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 41 Красносельского района СПб)

198320, Санкт-Петербург, город Красное Село, улица Гвардейская, дом 19, корпус 2, литер А

Статья

«Организация занятий по физической культуре

с детьми младшего дошкольного возраста»

                                                                                                                              Составитель: Захарова И.В.

                                                                       инструктор по физической культуре                                              

                                                                       ГБДОУ детского сада  № 41

                                                                       Красносельского района СПб

                                                                                                         

Санкт- Петербург

2021

Основными задачами образовательной области « Физическое развитие» являются:

- Сохранение  и укрепление физического и психического здоровья детей.

- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и    координации)

- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение ОВД)

- Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенстве.

Для решения задач в учебном году проводятся: утренняя гимнастика, 2 физкультурных занятия в помещении, 1 занятие на улице (в неделю) 1 физкультурный досуг в месяц. Индивидуальная работа с детьми строится на основе результатов мониторинга.

Формы организации двигательной деятельности.

1.Занятие по физкультуре – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Значение занятий  заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенство организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту.

Оздоровительные задачи.

Охрана жизни и укрепления здоровья ребенка.

Гармоничное психосоматическое развитие, совершенствование функций    

организма.

Повышение (через закаливание) защитных сил и устойчивости к различным  

заболеваниям, увеличению работоспособности ребенка.

Образовательные задачи.

Формирование двигательных умений и навыков.

Развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость,   выносливость,  ловкость).

Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

Обучение  элементарным знаниям  и терминам из области физкультуры и спорта. Приобщение к большому спорту, закрепление знаний  об окружающем мире, развитие памяти, мышления, воображения, расширение словарного запаса.

Воспитательные задачи 

Потребность в ежедневных физических упражнениях.

Навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности.

Навыки самоорганизации, взаимопомощи.

Формирования   морально – волевых качеств.

Гигиенические навыки.

Занятие  по физкультуре состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной (или подготовительной), основной и заключительной. Для каждой из частей одинаково важными являются  все задачи.

Вводная часть: знакомые упражнения, или их варианты  на формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, в коллективе, строевые – построение, перестроение, ходьба и бег с различными заданиями. Заканчивается построением, что служит переходом к обучению детей ОРУ в начале основной части. Продолжительность в младшей группе от 2 до 3 минут.

Основная часть: состоит из ОРУ, ОВД и подвижной игры.

Общеразвивающие упражнения – специально подобранные упражнения, направленные на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма. Способствуют формированию правильной осанки, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов. Развивают и укрепляют крупные группы мышц – плечевого пояса, туловища, ног, подвижность суставов.  ОРУ проводятся с мелкими предметами или без них. Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц рук и плечевого пояса в целях формирования правильной осанки и упорядочения дыхания (разведение рук в стороны и сведение их перед грудью). Вторым, упражнения для туловища, укрепление мышц спины и развитию гибкости позвоночника. Третьими – упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая стопу. При выполнении этих упражнений и их повторении предусматривается постепенное подведение организма ребенка к большей нагрузке.

После этого переходят к обучению основных видов движения, из которых одно может быть для детей новым, два других в стадии совершенствования.

Основные движения – необходимые для человека  движения, которыми он пользуется в разнообразной деятельности. Это ходьба, бег, лазанье, метание, прыжки.

Ходьба – активно участвует весь опорно – двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 60% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы развивается и укрепляется свод стопы, формируется правильная осанка, согласованность движения рук и ног, равновесие.

Методика обучения ходьбе в младшей группе.

При обучении детей младшей группы наиболее эффективен показ движений. Неточные  и непонятные указания отвлекают, путают ребенка, заставляют его обращать излишнее внимание, на какое – либо одно движение, разлаживают уже имеющуюся у них координацию.

Например, указание «Сильнее двигайте руками» приводит к тому, что энергичные размахивания руками вызывают резкую постановку ноги на опору, дети начинают топать, идут тяжело. Показывая ходьбу, педагог должен сам идти естественным и легким шагом, не подчеркивая энергичный мах руками, не делая широких шагов, не утрируя хорошую осанку.

Бег –  способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы. В беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка.

Методика обучения бегу в младшей группе.

В упражнениях и играх педагог выполняет задания вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но педагог должен быть уверен, что детям понятен и знаком, предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги», «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким разлаживается уже наметившаяся координация рук и ног. Чтобы поддержать у детей интерес к обучению. Целесообразно чаще предлагать игровые задания – добежать до игрушки, подбежать к дереву и т.д.

Прыжки - движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение. В прыжке есть определенная последовательность двигательных элементов и ритм. Прыжок состоит из четырех фаз:

1-подготовительной — принятие исходного положения

2- основной - отталкивание

3 -полет

4 - заключительной  - приземление.

При обучении прыжкам основное внимание отводится мягкому приземлению. Постепенно вводятся простейшие упражнения, подготавливающие детей к овладению в дальнейшем техникой прыжка (параллельная постановка ног в исходных положениях, сгибание ног в колене - «пружина», свободное движение рук). Прыжки – укрепляют костно – мышечный аппарат ног, туловища. Тренируют глазомер, координацию движений.

Методика обучения прыжкам в младшей группе.

На первых этапах обучения большое значение приобретает показ прыжка, при этом особое внимание уделяется мягкому приземлению. Не следует требовать от детей прыгнуть как можно дальше или выше. Главное – правильно приземлиться, не потерять равновесие. В процессе обучения малышей используется близкий им образ – зайчики, мячик, воробышки. Педагог следит, чтобы дети отталкивались и приземлялись на обе ноги, показывает, как правильно взмахнуть руками, одобряет тех, кто пытается это выполнить.

Лазанье – способствует укреплению крупных групп мышц – туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. Воспитывается ловкость, смелость, привычка к высоте.  

Виды лазанья – ползание, подлезание, перелезание, пролезание.

Методика обучения ползанию и лазанью в младшей группе.

Ползание полезно всем дошкольникам. Ползание выполняется при опоре на руки и ноги, давая возможность разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, она даже несколько снижена для ног, испытывающих при других движениях (хлдьбе, беге, прыжках) большое напряжение. В младшей группе в упражнениях в ползании вводятся препятствия, которые надо научиться преодолевать. Педагог предварительно обучает кого – либо из детей, и тот показывает движение остальным. Обязательно надо обозначить мета начала и окончания движения – 2-3 м до препятствия и столько же за ним. Это позволяет сочетать переползание с ползанием, сделать упражнение более продолжительным, увеличить нагрузку.

При лазанье детям показывают, как правильно держаться за перекладину: четыре пальца сверху, большой снизу. Педагог обращает внимание на тех, кто применяет чередующийся шаг, и предлагает попробовать выполнить так же, но не настаивает на этом. Правильная координация движений вначале появляется при влезании, а слезают дети приставным шагом, т.е. переставив обе ноги на одну перекладину, перехватывают обе руки и держатся ими так же за одну перекладину.  

Метание - способствует развитию глазомера, равновесия, координации движений. Укрепляет мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук. Подготовительными упражнениями для метания являются бросание, катание, прокатывание мяча.

Методика обучения катанию, бросанию и ловле, метанию в младшей группе.

Катание мяча дети выполняют более уверенно, точнее соблюдают направление. Педагог должен составить пары детей так, чтобы упражнение было наиболее эффективным. Удачно оказывается сочетание уверенно катающего ребенка с тем, кто еще плохо выполняет задание, не может точно послать мяч в нужном направлении. Надо своевременно усложнять задание. Например, увеличить расстояние между играющими. Поставить между ними дугу или воротики из кубиков.

Небольшими подгруппами дети учатся бросать мяч вверх и ловить его, бросать о землю и ловить. Педагог напоминает о способах ловли мяча: при броске вверх мяч ловят снизу, в подставленные ладони, с расставленными (свободно) в стороны пальцами. Мяч, брошенный вниз, легче поймать, обхватывая его с обеих сторон.

Метание в вертикальную и горизонтальную цель широко используется в младшей группе. Педагог показывает, что перед метанием нужно внимательно присмотреться к цели, прицелиться и бросить мяч.

При метании вдаль учат детей придавать мячу правильную траекторию метания. Следить, чтобы метание дети выполняли  как правой, так и левой рукой.  

Равновесие – способность тела сохранять устойчивое состояние, как в покое, так и в движении. Для развития способности сохранять равновесие необходимо использовать разнообразные физические упражнения. Равновесие связано со всеми основными видами движений. Чувство равновесия тренируется и проверяется в процессе упражнений на уменьшенной  площади опоры , когда требуется удержать тело от падений. (ходьба по скамейке, узкой доске, при стоянии на одной ноге).

Методика обучения равновесию в младшей группе.

Дети младшей группы  ходят по доске, бревну, скамейке шириной 20см, шнуру. Для перешагивания используются предметы высотой 15-20см с увеличением расстояния между ними 20-25см. Педагог учит детей ходить приставным и чередующимся шагом в зависимости от предложенного задания, например по кирпичикам можно идти приставным шагом. При ходьбе по доске и скамейке усложняется движение: поставить руки в стороны или на пояс, но не настаивать на этом, если ребенок боится. При движении по узкой или высокой опоре дети могут свободно балансировать руками. Надо напоминать детям, что при такой ходьбе следует держаться прямо, стараться не опускать голову, смотреть вперед на игрушку,  поставленную впереди. Педагог поощряет тех, кто самостоятельно, без помощи идет по скамейке, бревну, перешагивает через предметы лежащие на полу.

Строевые упражнения -  к строевым упражнениям относятся построения, перестроения, повороты, размыкания и смыкания, передвижения. Эти упражнения главным образом используются для совместного организованного и быстрого размещения занимающихся в физкультурном зале, на площадке перед выполнением физических упражнений и после их окончания. Вместе с тем они способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию глазомера, равновесия, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, воспитанию дисциплинированности, организованности, подтянутости.

Методика обучения строевым упражнениям в младшей группе.

Построение-это действия детей для размещения в том или ином строю. К ним относится построения в колонну по одному, парами, в одну шеренгу, в круг, несколько кругов, полукругом,  врассыпную.

Построение в колонну. Колонна — размещение друг за другом в затылок на расстоянии вытянутой руки (одного шага).

В младшей группе дети строятся в колонну на дорожке из клеенки или картона, около расставленных в ряд кубиков (на расстоянии 35-40 см) или вдоль лежащей на полу веревки, между двумя начерченными линиями, вдоль одной линии и др. На первом этапе обучения обязательно используются зрительные ориентиры, сначала объемные, затем плоскостные.

Построения трудны и утомительны для малышей. Поэтому на первых порах надо проводить их в форме игровых заданий. Например: "Посмотрите, как красиво выстроились друг за другом матрешки... Подойдите и станьте рядышком, кто с какой матрешкой хочет... Вот и вы  построились друг за другом.

Для закрепление навыка построения в колонну по одному проводятся игры «Поезд», «Пойдем гулять», «За высоким и низким» и др.

Построение в пары (парами). В младшей группе по распоряжению  педагога «Станьте в пары!» каждый ребенок находит себе партнера, берет его за руку и оба встают на указанное место. Следующая пара встает за предыдущей. Как только все пары займут места в строю, воспитатель предлагает опустить руки и подравняться, смотря в затылок впереди стоящему ребенку. Ребенок младшего  возраста выполняет различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, Направо».

Шеренга — строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.

В младших группах используются игровые задания с применением зрительных ориентиров — предметов и игрушек, стационарной разметки зала, а также естественных ориентиров - игрового и физкультурного оборудования на участке, деревьев и пр.

Круг - самый доступный вид строя Даже в начале обучения построиться в крут можно без всяких пособий, просто взявшись за руки. Однако, чтобы крут был ровным и каждому было удобно стоять, а в дальнейшем делать круг без помощи воспитателя, целесообразно использовать зрительные ориентиры. Малышам они помогают разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений, поэтому кубики, флажки, погремушки заранее раскладываются на полу по кругу.

Врассыпную - оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий: вытянув руки вперед и в сторону, никому не мешать.

Чаще других в перестроениях используется движение врассыпную: колонна по сигналу "рассыпается", дети движутся хаотично, а по следующему сигналу снова строятся в колонну. В зависимости от возраста детей можно по-разному варьировать целевые установки: строиться быстро, вставать на свои места по росту, или просто строиться - в младших. В первую половину года во второй младшей группе такие задания даются без обратного перестроения: из положения врассыпную дети строятся с помощью воспитателя в круг или исполняют упражнения, оставаясь на своих местах, там, где их застал сигнал.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнение знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, морально-волевых качеств.  В игре происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление, совершенствование, формирование качеств личности. Детей младшей группы привлекает в игре процесс действий: бежать, догонять, бросать. Важно научить их действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Ведущим в игре выступает, как правило, педагог, и тут главное помнить, водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы малыши не испугались, и у них не пропал интерес к игре. Для младшей группы рекомендуются игры с текстом, такие игры воспитывают чувство ритма. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей. Это повышает их активность в игре, придает действиям яркую, эмоциональную окраску.

Продолжительность основной части в младшей группе – 10 минут.

Заключительная часть: следующая за игрой заключительная часть включает ходьбу в интенсивном темпе с постепенным замедлением, способствующую снижению общей возбужденности и приведение пульса в норму. Ходьба может быть заменена малоподвижной или хороводной игрой. По окончании игры подводится итог занятия (рефлексия).  Продолжительность третьей части в младшей группе 2 минуты.

Общая продолжительность занятия  в младшей группе 15 минут.

Все предметы и пособия для занятия должны быть подобраны педагогом заранее и расположены так, чтобы дети могли самостоятельно подойти к ним, взять в нужный момент и положить обратно.

Используйте в своей практике сюжетные занятия.

Цель сюжетного занятия – раскрыть ребенку моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, научить относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. В сюжетном занятии все двигательные действия объединены общим сюжетом, построенным на сказочной или реальной основе.

Беря за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетентности:  зоопарк, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты «Теремок», «Колобок». Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи.

Физкультурный досуг  составляют знакомые детям подвижные игры и физические упражнения. Главными  задачами  при проведении физкультурного досуга являются  создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом  его индивидуальных  возможностей. По содержанию  и композиции физкультурные досуги могут быть разными: строиться на знакомых играх и игровых упражнениях, с использованием музыки (музыкальные игры, упражнения под музыку), тематические. Досуги отличаются от НОД  всевозможными сюрпризными моментами (введение персонажа, вручение маленьких подарков, призов). Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения.

День здоровья  проводится со второй младшей группы. Цель – оздоровление нервной системы и организма в целом и поддержание эмоционально положительного состояния психики ребенка.

Используемая литература:

1.Е.Н.Вавилова  «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».

Москва «Просвещение» 1983

2.Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду»

Москва «Просвещение» 1973

3.Под редакцией С.О.Филипповой «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения»

Санкт- Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2005

4.Э.Степаненкова «Методика физического воспитания»

Москва Издательский дом Воспитание дошкольника 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность "Использование элементов аэробики и гимнастических упражнений на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей, координация их всестороннего физического и психического развития, р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области физическая культура с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: «Цветы на клумбе».

В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно-оздаровительной работе, проводимой на открытом воздухе. Это способствует укреплению здоровья, совершенствованию двигательных умений и...

Конспект занятия по физической культуре с детьми среднего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16872410","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16872411","...

"Использование элементов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста»

Статья "Использование элементов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста»...

«Использование дидактических пособий с олимпийской символикой на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста».

Занятие направлено на формирование знаний об Олимписйких играх, по средствам дидактических пособий....

Нейроигры на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста.

Нейроигры -  игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов....