Подвижные игры для детей шестилетнего возраста
картотека по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Климова Галина Владимировна

Подвижные игры разной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_s_detmi_shestiletnego_vozrasta.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры с детьми шестилетнего возраста

Неотъемлемой частью каждого занятия физической культуры должны стать подвижные игры. Они являются великолепным, незаменимым средством физического воспитания, способствующим формированию у детей естественных видов движений: бега, ходьбы, прыжков, метания, лазанья и т.д., повышению уровня двигательной активности, укреплению здоровья.

В подвижных играх развивается характер ребенка, умение правильно и объективно оценивать поступки своих товарищей.

С помощью подвижных игр мы воспитываем у детей такие качества, как смелость, решительность, настойчивость в преодолении препятствий, честность и взаимопомощь, выдержка и самостоятельность. Дети учатся дружно играть, подчиняться правилам игры, быть дисциплинированными, считаться с товарищами.

Известно, что характерной чертой детей является их высокая двигательная активность. Они быстро устают от однообразных движений и статических положений и совершенно не утомляются при частой смене действий.

Общая последовательность ознакомления с игрой должна быть примерно такой: вначале объявляется название игры, затем – порядок размещения в ней играющих. После этого подробно рассказывается содержание, объясняются и закрепляются правила. В играх имитационного характера требуется показ действий играющих (ходят, как  медведи; прыгают, как воробьи и т.д.). Если игра детям известна, достаточно только повторить с ними основные правила.

  1. Игры с построениями, перестроениями

и общеразвивающими упражнениями

«Совушка»

Цель. Совершенствовать ловкость, равновесие, ориентировку в пространстве, воспитывать внимание.

Подготовка к игре: в углу площадки мелом чертится «гнездо», в котором находится «совушка». Остальные дети разбегаются по площадке.

Содержание. По сигналу педагога «День наступает, все оживает» дети бегают по площадке, имитируя полет бабочек, птичек и т.д. По сигналу «Ночь наступает, все замирает» дети останавливаются и замирают в той позе, в какой их застал сигнал. Совушка по этому сигналу просыпается, вылетает на охоту и смотрит, кто из играющих шевелится, и, заметив такого, забирает его с собой в гнездо. По сигналу «День наступает, все оживает» совушка улетает в гнездо, а дети снова бегают по площадке. Те, кто попал к совушке в гнездо, пропускает одну очередь, а затем снова включаются в игру.

В конце игры отмечают не пойманных игроков и наиболее внимательную совушку.

Правила.         

  1. Когда совушка выходит на охоту, игрокам шевелиться не разрешается. За ее спиной можно менять позу, но так, чтобы она не заметила.
  2. По сигналу «День» совушка обязательно должна улететь к себе в гнездо.

«Слушай сигнал»

Цель. Способствовать развитию внимания, умения выполнять движения по сигналу.

Содержание. Играющие стоят в колонне по одному. По команде педагога начинают ходить по кругу. Педагог внезапно дает условный сигнал (хлопок, свисток). Если он хлопнет в ладоши или свистнет один раз, играющие должны остановиться, если два раза – продолжают идти, три раза – бегут. Допустивший ошибку, становится в колонну последним. Побеждают игроки, не допустившие ошибки.

Правила.

  1. Играющие, допустившие ошибку, должны сами, без указания педагога встать в колонну последними.
  2. Двигаясь в колонне, необходимо равняться в затылок и соблюдать правильную дистанцию.

«У ребят порядок строгий»

Цель. Развивать быстроту бега, совершенствовать построение детей в колонну, шеренгу.

Содержание. Играющие в шеренге. По сигналу педагога они расходятся по площадке (залу) и говорят (поют):

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

«Тра-та-та, тра-та-та!».

Сигнал педагога. Дети быстро строятся в шеренгу в указанном месте. места построения в процессе игры меняются. Строиться можно не только в шеренгу, но и в колонну. Игру можно проводить под музыку.

«Смена мест»

Цель. Развивать ловкость, быстроту действий, внимание.

Содержание. На площадке (в зале) в произвольном порядке обозначены кружки на расстоянии 3-5 метров друг от друга.

Каждый из участников стоит в кружке, кроме водящего, который ходит среди них. По сигналу педагога все меняются кружками, водящий старается занять какой-либо кружок. Оставшийся без кружка становится водящим.

Варианты. Играющие меняются кружками без сигнала педагога; все кружки расположены по кругу и меняться можно только с соседом; кружки расположены по кругу, но с соседом меняться нельзя; кружки расположены на двух сторонах; у каждого кружка каждой стороны есть свой номер, по сигналу меняются одинаковые номера; то же, но меняются названные номера (например, пятый и восьмой).

Игры с бегом

«Салка, дай руку!»

Цель. Развивать быстроту бега, ловкость, воспитывать взаимовыручку.

Подготовка к игре: выбирается один водящий – салка. Остальные игроки свободно перемещаются по площадке.

Содержание. По сигналу салка начинает ловить убегающих игроков, при этом дети стремятся взяться за руки с ближайшим игроком. Взявшись за руки, они останавливаются и поворачиваются друг к другу лицом. В таком положении салка не имеет права их осалить. Если салка догнала игрока, они меняются ролями.

Правила:

  1. Стоять можно, взявшись за руки, не более 4 секунд. Считает салка.
  2. Убегающий игрок имеет право сказать: «Салка, дай руку» рядом бегущему или стоящему игроку.

«Два Мороза»

Цель. Совершенствовать бег, ловкость, ориентировку в пространстве, воспитывать выдержку.

Подготовка к игре: Производится разметка площадки, выбираются два водящих – «Морозы».

Содержание. Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые». Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – красный нос», другой: «Я Мороз – синий нос» и вместе: «Кто теперь из вас решится в путь-дороженьку пуститься?». После этих слов ребята разбегаются, а Морозы ловят их и «замораживают», после чего они должны остановиться и неподвижно стоять на одном месте. Затем речитатив повторяется, только ребята бегут в обратную сторону, по дороге вручая «замороженных», т.е. дотрагиваются до них рукой, после чего те присоединяются к остальным игрокам. Морозы же продолжают ловить игроков, перебегающих площадку.

После двух перебежек выбирается новая пара водящих из не пойманных ребят, а пойманных подсчитывают, и они снова вступают в игру. Побеждает лучшая пара водящих, и отмечаются ребята, не попавшиеся Морозам ни разу.

Правила. Перебежки начинаются только после слов: «… и не страшен нам Мороз!». Выбежав из дома, нельзя возвращаться обратно, задерживаться в доме. В том и другом случае игрок считается пойманным. Пойманный остается на том месте, где его «заморозили».

Методические указания. Дать установку играющим на то, что они обязательно должны выручать своих товарищей, т.е. «размораживать». Объяснить и показать игрокам правильное осаливание. Перед началом игры, после ее объяснения необходимо проверить, как дети запомнили речитатив, предложить хором проговорить его. Пары Морозов должны быть приблизительно одинаковыми по силе. Водящих назначает педагог. Объяснение игры рекомендуется проводить при построении в одну шеренгу.

«Смелей вперед!»

Цель. Совершенствовать бег с увертыванием на ограниченной площади.

Подготовка к игре. Игра проводится на площадке размерами 20х10 метров, которую делят пополам продольной линией. Два помощника судьи стоят в центре каждой половины площадки и держат в руках веревку с привязанным к ее концу мячом. По сигналу судьи они беспрерывно крутят веревку вокруг себя на линии пояса, головы или ног. Две команды стоят в шеренге за лицевыми линиями, каждая на своей половине поля.

Содержание. По сигналу по одному ребенку из каждой команды стремится как можно быстрее добежать до противоположной линии, ловко, увертываясь от вращающегося мяча. Добежав до линии, участник вызывает следующего (поднятием руки или голосом). Собравшись вместе, вся команда одновременно возвращается на свое место.

Правила. Нельзя переходить за боковую линию; вращающийся мяч должен доставать до боковых линий, длина веревки должна быть равна половине площадки (2,5 м); игрок, задетый мячом, выбывает из игры.

«Рыбаки и рыбки»

Цель. Совершенствовать бег, учить согласовывать свои действия с действиями играющих.

Содержание. Двое из играющих рыбаки. Остальные – рыбки. Рыбаки, взявшись за руки, ловят рыбок, окружая их свободными руками. Пойманные рыбки присоединяются к рыбакам – невод увеличивается две-три не пойманные рыбки.

Правила. Во время ловли невод должен разрываться.

«Хитрая лиса»

Цель. Совершенствовать бег, развивать ловкость, воспитывать честность, выдержку.

Подготовка к игре. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы.

Содержание. По сигналу играющие закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и прикасается к одному из играющих, который становится хитрой лисой. Воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно присмотреться – кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором три раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом все громче): «Хитрая лиса, где ты?». При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» будет произнесен в третий раз, «хитрая лиса» быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «»Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит и отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2-3 детей, педагог громко произносит: «В круг!». Играющие снова образуют круг, игра возобновляется с новой лисой и повторяется 4-5 раз.

Правила. Лиса не должна себя выдавать. Пойманным считается тот, к кому лиса прикоснулась рукой.

«Встречная эстафета»

Цель. Совершенствовать бег, развивать ловкость.

Содержание. Играющие делятся на 2-3 команды. Каждая команда, в свою очередь, делится на две подгруппы. Первые подгруппы становятся в колонны по одному. Расстояние между колоннами – 3-4 метра. Вторые подгруппы также выстраиваются в колонны по одному лицом к своим товарищам на расстоянии 10-20 метров. По сигналу педагога первые игроки первой подгруппы бегут к первым игрокам второй подгруппы команды и передают им эстафету (лучше малый мяч). Так начинается встречная перебежка с эстафетой. Выигравшей считается команда, первой закончившая перебежки.

«Караси и щука»

Цель. Совершенствовать бег, развивать ловкость.

Содержание. На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома «карасей», примерно на расстоянии 15-30 метров. Один из наиболее подвижных и ловких играющих – «щука». Все остальные караси. Караси собираются в одном из своих домов, а щука – посередине площадки. Щука считает: «раз, два, три!», и все караси бегут на противоположную сторону в свой дом. Щука ловит перебегающих. Тот. Кого она поймает, временно выбывает из игры. Затем щука опять считает, караси бегут в противоположную сторону, а щука их ловит.

Когда пойманных соберется 4-5 человек, они образуют цепь: становятся в одну линию посередине площадки и, держась за руки, образуют «сеть». Теперь после сигнала щуки караси должны пробегать на другую сторону через сеть (под руками), а щука стоит сзади и ловит выбегающих из нее карасей. Пойманные присоединяются к сети. Когда сеть будет большой, из нее составляют круг – «корзину». Теперь пойманные караси пробегают через корзину, а щука, стоя за ней, ловит их. Когда карасей останется совсем мало, пойманные образуют «верши», т.е. становятся в два ряда, лицом друг к другу, образуя коридор. Если места мало, коридор устанавливается по диагонали площадки. Щука становится в двух шагах от выхода из коридора и ловит карасей. Игра кончается, когда все караси переловлены.

Правила. Тот, кто выбежал из дома до того, как щука сосчитает: «Раз, два, три», считается пойманным. Если караси медлят с перебежкой, щука еще раз считает громко до трех. Если за это время караси не выбегут, то они считаются пойманными. Пойманные, образуя «сеть», «корзину», «верши», не имеют права задерживать карасей. Все караси при перебежке обязаны пройти сеть, корзину или верши; не выполнившие этого считаются пойманными.

«Третий лишний»

Цель. Развивать быстроту бега. Ловкость.

Содержание. Все играющие, образуя круг, рассчитываются на первый-второй, после чего вторые номера становятся за первыми, лицом к центру. Для игры выделяют двух водящих. Они находятся за кругом на расстоянии 5-6 шагов друг от друга. По сигналу педагога водящие начинают игру – первый убегает, а второй его ловит. Спасаясь от преследования, первый водящий может стать впереди любой пары, и тогда игрок, стоящий сзади, окажется лишним и ему нужно будет убегать от второго водящего. Если же второй игрок догнал первого и коснулся его (запятнал), они меняются ролями.  

Правила. Игру можно начинать только по сигналу воспитателя. Водящим не разрешается пересекать круг. Нельзя умышленно бегать слишком долго.

«Эстафета с обручами»

Цель. Совершенствовать бег, воспитывать ловкость.

Содержание. Все играющие делятся на 2-3 команды и выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 3-5 метров против каждой колонны лежат друг за другом 2 обруча, а на расстоянии 7 метров – набивной мяч. По сигналу педагога игроки каждой команды бегут к первому обручу, останавливаются перед ним, берут его двумя руками, поднимают над головой, надевают обруч на себя, приседают, кладут обруч на пол (землю), бегут ко второму обручу, становятся в центре его, берут руками, поднимают над головой и опускают на пол. После этого игроки обегают мяч (чтобы он был справа) и возвращаются на свое место. Игрок, прибежавший первым, получает очко (если три команды, первому начисляется два очка, второму – одно). После первого бежит второй, за ним третий и т.д. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«К своим флажкам»

Цель. Совершенствовать бег.

Материал. 5-7 флажков разного цвета.

Подготовка к игре. Игра проводится на площадке, в зале, коридоре. Играющие, разделившись на несколько групп (по 5-6 человек в каждой), становятся в кружки, начерченные по всей площадке. В центре каждого кружка – дежурный с флажком, отличающимся по цвету от других.

Содержание. Все играющие, кроме дежурных с флажками, по сигналу педагога разбегаются по площадке и становятся лицом к стене (если играют в помещении) или закрывают глаза. В это время дежурные с флажками тихо меняются местами. Воспитатель дает сигнал: «Все к своим флажкам!». Играющие открывают глаза, быстро бегут к своему флажку и опять образуют кружок. Побеждает группа, построившаяся первой.

Правила. Играющим нельзя открывать глаза до сигнала «Все к своим флажкам!». Если кто-то откроет глаза раньше времени, проигрывает вся группа. Игроки с флажками должны обязательно переменить место.

Варианты игры. Когда играющие разбегутся, им можно предложить встать в одну шеренгу перед педагогом и выполнять за ним разные движения. В это время дежурные с флажками меняются местами. Играющие под музыку или пение двигаются за воспитателем и на ходу повторяют за ним движения. По сигналу все занимают места у своих флажков.

«Квач парами»

Цель. Совершенствовать навыки бега с увертыванием на ограниченной площадке.

Содержание. На ограниченной площадке играющие выстраиваются в шеренгу и рассчитываются на первый-второй, затем становятся парами лицом друг к другу. По сигналу дети разбегаются по площадке. Воспитатель объявляет номера водящих (первые или вторые), которые должны ловить свою пару. Игра продолжается 30-60 секунд, после чего играющие в парах меняются ролями. Побеждают те, кто большее число раз осалил своего партнера.

Правила. Игрокам не разрешается выбегать за линию площадки. «Осалить» игрока, значит коснуться его рукой.

«Октябрята»

Цель. Совершенствовать бег.

Содержание. На расстоянии 3-4 шагов от каждой из коротких сторон площадки проводится по одной линии. Все играющие, кроме водящего, становятся за одной линией. Водящий находится посередине площадки. После команды педагога, «три, четыре» дети хором говорят: «Мы ребята-октябрята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!». Как только произнесено последнее слово, дети перебегают на противоположную сторону. Водящий старается остановить их, касаясь рукой. Те, кого он коснулся, должны остановиться. Воспитатель отмечает этих игроков и затем допускает к дальнейшей игре. Остальные дети собираются за линией и оттуда снова перебегают в противоположную сторону. Игра продолжается в таком же порядке. Выигрывают те, кого меньше всех останавливал водящий.

Правила. Выбегать можно только после последнего слова «догнать». Игрок, которого коснулся водящий, считается пойманным.

«Перемени предмет»

Цель. Совершенствовать бег, развивать ловкость.

Содержание. На одной стороне площадки за линией становятся играющие (4-5 колонн), на расстоянии 1,5 метра друг от друга. На противоположной стороне площадки напротив каждой колонны очерчены круги диаметром 60-80 см. Каждый первый в колонне держит в руках мешочек с песком, кубик или другой предмет. Такой же предмет кладут в центр каждого кружка. По сигналу играющие бегут к кружкам, кладут свой предмет и берут другой, затем бегут на свое место и, подняв принесенный предмет над головой, передают его стоящим сзади товарищам по команде, а сами бегут в конец колонны. Когда все выполнят задание, отмечается колонна, окончившая игру первой.

Правила. Поднимать предмет вверх можно, только встав в колонну. Подходить к самой черте не следует – оставлять свободное место для возвращающегося игрока.

  1. Игры с прыжками

«Попрыгунчики-воробышки»

Цель. Развивать ловкость, ориентирование в пространстве, воспитывать внимание.

Содержание. Чертится круг диаметром 4-6 метров, в центре которого водящий – «ворона». Остальные – «воробышки» – располагаются за кругом. По сигналу воробьи впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Ворона, бегая внутри круга, пытается поймать кого-то из них. Пойманный становится вороной и игра продолжается. Побеждают воробьи, которые ни разу не были водящими.

Правила. Ворона ловит воробьев только внутри круга. Тот, кто пробежал через круг, считается пойманным. Воробьи прыгают на одной или двух ногах (по указанию педагога).

Методические указания. Следить за тем, чтобы играющие не изменяли установленного способа прыжков. В зависимости от способа передвижения варьируется и дозировка игры. Обратить внимание на правильное осаливание вороной воробьев во избежание грубости.

«Волк во рву»

Цель. Совершенствовать прыжок в длину с разбега, бег, развивать ловкость.

Содержание. Делается разметка площадки, выбирают «волка», остальные игроки – «козы». По сигналу педагога «Волк во рву!» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров. Волк в это время пытается их поймать (коснуться рукой). Пойманные отходят в сторону. Игра повторяется 3-4 раза, после чего выбирается новый волк из числа непойманных коз. Длительность игры 5-7 минут.

Правила. Козы выбегают из дома только по сигналу «Волк во рву!». Волк ловит коз только во рву. Коза считается пойманной, если попала в ров хотя бы одной ногой или была поймана во время прыжка над ним.

Указания. Обратить внимание на правильные взаимоотношения между играющими, на соблюдение правил, следить, чтобы дети правильно преодолевали ров, перепрыгивали через него, а не пробегали по нему. При разучивании игры можно выбрать двух водящих – волков.

«Лягушки и цапля»

Цель. Совершенствовать прыжки, развивать быстроту.

Содержание. В середине площадки очерчивается квадрат или прямоугольник со сторонами 4, 6 метров. Это – «болото», где живут «лягушки». В углах квадрата кладутся кубики со стороной 20 см., между которыми протянуты веревки. На концах веревок – мешочки с песком. В стороне очерчено «гнездо» цапли. Один из играющих – «цапля», стоит в своем гнезде. Остальные – «лягушки», стоят или прыгают в болоте. По сигналу цапля. Высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает веревку и ловит лягушек. Лягушки, спасаясь от нее, выпрыгивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю). Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом одна. После 2-3 повторений игры выбирается новая цапля.

Правила. Цапля может ловить лягушек только в болоте. Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку.

Указания. Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если их задеть при прыжке. Играющие (лягушки) должны равномерно располагаться по всей площадке. В игре могут быть и две цапли.

«Перелет птиц»

Цель. Совершенствование прыжков, координации движений, ловкости.

Содержание. Дети – «птицы», стоят врассыпную на одном конце площадки, на другом конце – гимнастическая стенка. По сигналу «Птички улетают!» дети, подняв руки (крылья) в стороны, бегают по всей площадке. По сигналу «Буря!» бегут к гимнастической стенке (деревьям) и влезают на нее. Когда воспитатель скажет: «Буря, прекратись!», птицы спускаются вниз и продолжают «летать».

Правила. Спрыгивать с гимнастической стенки нельзя, нужно спуститься вниз до последней перекладины.

Указания. Если нет гимнастической стенки, используются скамейки, ящики и другие предметы, на которые можно взбираться.

  1. «Эстафета с прыжками, лазанием и перелезанием»

Цель. Совершенствовать прыжки, лазанье.

Содержание. Эти эстафеты проводятся так же, как и эстафеты с бегом, но на пути расставляются различные препятствия, которые участники должны преодолеть (скамейки, «ров», бревна, веревочка, планка и другие).

«Бой петухов» (для мальчиков)

Цель. Совершенствовать ориентировку в пространстве, воспитывать чувство равновесия.

Содержание. Двое детей становятся в очерченный круг (диаметром 1-1,5 метра) лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника со своего места, заставить его опустить ногу или выйти из круга. Остальные дети, разделенные на две команды, стоят в шеренгах возле круга  одна напротив другой. Игра длится до тех пор, пока все не побывают в роли петушков. Выигрывает команда, игроки которой больше раз были победителями.

Правила. Не опускать ногу на пол. Тот, кто встал на обе ноги или вышел за круг, считается проигравшим. Не разрешается отталкивать друг друга руками.

  1. «Классы»

Цель. Развивать глазомер и чувство равновесия.

Содержание. На асфальте чертят классы. Ребенок берет плоский камешек и бросает его в первую клетку. Затем прыгает в нее сам, поднимает камешек и прыгает обратно. Бросает камешек во второй класс, но прыгает вначале в первый, а из него во второй класс. Снова поднимает камешек и выпрыгивает через первый класс и т.д., пока не ошибется.

Правила. Выигрывает тот, кто попадает во все классы и не наступает на линии.

  1. Игры с метанием, бросанием и ловлей

  1. «Мяч среднему»

Цель. Совершенствовать точность передачи, развивать быстроту, ловкость.

Инвентарь. Мячи по количеству команд.

Содержание. Играющие образуют 3-4 круга. В середине каждого круга становится водящий с мячом в руках. Водящие по очереди бросают мяч игрокам своей команды, а те возвращают его водящему. Получив мяч от последнего игрока, водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, у которой мяч меньше падал на землю и которая раньше остальных закончила передачу мяча.

Правила. Передачи должны выполнить все игроки команды. Упавший мяч должен поднять и передать тот игрок, который его уронил.

«Кого назвали, тот и ловит»

Цель. Совершенствовать метание, развивать глазомер, воспитывать внимание.

Содержание. Дети ходят, бегают, прыгают и т.д. по всей площадке. Воспитатель держит в руке большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей.

Правила. Играющий подбрасывает мяч вверх на том месте, где он ео поймал.

«Охотники и зайцы»

Цель. Совершенствовать метание мяча в подвижную цель, бег и прыжки на обеих ногах.

Содержание. Выбирают «охотника», он становится с одной стороны площадки, «зайчики» (остальные дети) – с другой стороны площадки прячутся в свои «норки» (кружки, начерченные на земле). По сигналу взрослого: «Зайчики прыг, зайчики скок, во зеленый, во лесок» зайчики выходят на площадку и прыгают на обеих ногах. На слово «Охотник!» они убегают в «норки». «Охотник» в это время бросает в них мячом. Тот, в кого он попадает, становится «охотником».

Правила. Бросать мяч можно любым способом.

«Передай – встань»

Цель. Совершенствовать ловлю и передачу мяча, развивать ловкость, внимание.

Инвентарь. Два мяча.

Содержание. Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В колоннах дети стоят друг за другом на расстоянии вытянутых вперед рук. Перед колоннами проводится черта. Педагог кладет на нее перед каждой командой по мячу. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив руки. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его, в свою очередь, назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне, и так до последнего в колонне. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.

Правила. Передавать мяч можно только через голову и в положении сидя. Вставать можно лишь после того, как мяч передан позади сидящему.

«Попади в мяч»

Цель. Совершенствовать метание мяча в цель, развивать ловкость.

Инвентарь. Табурет, волейбольный мяч, малые мячи по количеству игроков.

Содержание. Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 8-10 метров. Посередине на табуретке – волейбольный мяч. У каждого из игроков по малому мячу. По сигналу педагога игроки одной команды по очереди бросают мячи, стараясь сбить волейбольный мяч. Если кому-нибудь это удается, команде засчитывается очко. После того как одна команда закончит броски, бросают игроки другой команды. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Варианты. Игрок, попавший в мяч, имеет право на повторный бросок; игроки бросают мячи не по одному, а группами по 2-3 человека; броски выполняются одновременно всей командой.

Правила. Бросать в мяч можно любым способом.

«Кто дальше бросит»

Цель. Совершенствовать метание в цель.

Инвентарь. Мешочки или небольшие мячи по числу играющих.

Содержание. Играющие делятся на несколько команд и выстраиваются в колонны по одному за линией старта. Перед колоннами начерчено 4-5 линий на расстоянии 3-4 метров друг от друга. У каждого играющего по мешочку (мячу). Игроки поочередно в своих командах бросают мешочки как можно дальше за начерченные линии и становятся после этого в конец своей колонны. Выигрывает команда, в которой больше игроков сумели забросить мешочки дальше других.

Правила. Каждый может бросить только один мешочек. Мешочки бросают только по сигналу педагога.

«Ловишка с мячом»

Цель. Совершенствовать навыки метания в движущуюся цель, воспитывать ловкость.

Инвентарь. Два мяча.

Содержание. Дети стоят по кругу. Ловишка в центре. У его ног лежат два мяча. Ловишка проделывает ряд движений: подскоки, наклоны, приседания, хлопки и т.д. Играющие повторяют за ним. По сигналу «Беги из круга!» дети разбегаются в разные стороны, ловишка быстро берет мячи с земли и бросает, стараясь попасть в убегающих. После этого по сигналу воспитателя «Раз, два, три – в круг скоре беги!» дети снова образуют круг. Выбирается новый ловишка. Игра продолжается.

Правила. Если ловишка попал обоими мячами в убегающих, он остается на этой роли.

  1. Игры с элементами равновесия, лазания и перелезания

«Пожарные на учении»

Цель. Совершенствовать навыки лазания, развивать ловкость.

Содержание. Дети делятся на 3-5 колонн (по числу пролетов) гимнастической стенки. На каждом пролете подвешен колокольчик. По сигналу дети, стоящие первыми (на расстоянии 4-5 шагов от гимнастической стенки), бегут к ней, влезают и звонят. Затем слазят и бегут в конец колонны. Отмечают того, кто позвонил первым. Затем бежит следующая пара. Подсчитывается, в какой колонне больше выигравших.

Правила. Влезать установленным способом (произвольно или чередующимся шагом). Не пропускать перекладин. Спускаться до конца, не спрыгивать.

«Охотники и обезьяны»

Цель. Совершенствовать навыки лазания, координацию движений, воспитывать умение действовать согласованно.

Содержание. «Обезьяны» располагаются на «деревьях» (стенках для лазания) в одной стороне площадки. В противоположной стороне – «охотники» – 4-6 детей. Охотники сманивают обезьян с деревьев. Для этого они выходят на середину площадки и выполняют различные движения. Обезьяны, быстро взобравшись на деревья, наблюдают за движениями ловцов. Проделав движения, охотники уходят в конец площадки, а обезьяны слазят с деревьев, приближаются к месту, где были ловцы, и повторяют их движения, а затем по сигналу «Ловцы!» бегут к деревьям и влазят на них. Ловцы пытаются поймать обезьян. Пойманных обезьян уводят к себе. После 2-3 повторений дети меняются ролями.

Правила. Не спрыгивать со стенки, а спускаться вниз до последней перекладины. При повторении игры движения ловцов должны быть новыми. Ловить можно только тех, кто не успел влезть на дерево.

«К обручу»

Цель. Совершенствовать быстроту действий, воспитывать ловкость.

Содержание. Играющие выстраиваются в 2 колонны с одной стороны зала. Впереди на расстоянии 4-6 метров перед каждой колонной кладут по обручу. По сигналу направляющие каждой колонны ползут к обручу, встают на одно колено, поднимают обруч с пола и крепко держат его так, чтобы можно было пролезть через него. По второму сигналу к обручу ползут вторые номера, пролезают через него и заменяют первых возле обруча, а те бегут в конец своей колонны и по дороге касаются рукой третьих номеров и т.д. Побеждает колонна, игроки которой быстрее проползут через обруч.

Правила. Очередной игрок начинает ползти к обручу только после того, как его коснется игрок, вернувшийся в свою колонну.

«По наклонной доске»

Цель. Совершенствовать лазание по гимнастической скамейке, быстроту движений.

Инвентарь. Гимнастические скамейки.

Содержание. Играющие делятся на две колонны. Перед ними ставят наклонно две гимнастические скамейки или две доски. По сигналу первые номера подходят к гимнастическим скамейкам и лезут по ним снизу вверх. Лазание произвольное. Закончив свой путь, они спускаются на пол, бегут к своим колоннам и касаются ладони следующего игрока, и т.д. Побеждает колонна, игроки которой быстрее и правильнее закончили лазание.

Правила. Очередной игрок начинает лазание только после того, как его ладони коснется впереди стоящий игрок, возвратившийся в колонну. Правильным считается такое лазание, при котором игрок ни разу не оступился на доске, а также при котором нога игрока не свисала с доски.

«Эстафета с преодолением препятствий»

Цель. Совершенствовать навыки лазания, развивать равновесие.

Инвентарь. Гимнастические скамейки, обручи, полоски.

Содержание. Играющие делятся на две команды. Расстояние между ними 3-4 метра. Перед командами на одинаковом расстоянии устанавливаются разные препятствия – гимнастические скамейки, обручи, полоски. По сигналу первые номера в колоннах бегут вперед, преодолевают препятствия и возвращаются к своей команде, касаясь руки стоящего теперь первым игрока, а сами становятся в конец своих колонн. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут участие в беге по преодолению препятствий.

Правила. Игрокам, стоящим впереди, запрещается выходить за линию старта. Каждый играющий должен преодолеть все препятствия указанным способом.

Народные подвижные игры

«Хромая уточка» – украинская народная игра

Цель. Развивать равновесие, внимание.

Содержание. На площадке 10х15 м играют 5-10 детей. Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов: «Солнце разгорается, игра начинается!», уточка прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого-нибудь из играющих. Те, в свою очередь, помогают ловить других. Последний неосаленный игрок становится «хромой уточкой».

Правило. Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным.

«Иголочка – ниточка» - украинская народная игра

Цель. Совершенствовать бег, согласованность действий играющих.

Содержание. По считалке выбирают водящего – «иголочку». К нему присоединяются (по желанию) 3-7 человек (в зависимости от количества играющих), которые составляют «ниточку». Остальные произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Игроки, составляющие ниточку, и иголочка берутся за руки, образуя цепочку. Впереди – иголочка. Иголочка бежит между стоящими, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а ниточка должна точно повторять ее путь. Те, кто оторвался от цепочки, платят фанты, а в конце игры выполняют различные задания: поют, танцуют, читают стихи, разыгрывают сценки и т.д. Играют по уговору до 5-10 фантов. Затем роли меняются: иголочка и ниточка – другие дети.

Правило. Если цепочка разорвалась, то платят фанты игроки, расцепившие руки.

«Лес, болото, озеро» - белорусская народная игра

Цель. Развивать внимание, учить действовать по сигналу.

Содержание. Чертят круг такого размера, чтобы в него поместились все играющие, и еще 3 круга примерно на равном расстоянии от первого (при проведении игры в зале это могут быть три противоположных угла, ограниченные линиями). В первый круг (или угол) становятся играющие, а остальные круги – «лес», «болото» «озеро». Ведущий называет зверя, птицу, рыбу или любое другое животное (можно называть и растения) и быстро считает до условленного числа. Все бегут, и каждый становится в круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания названного животного. Слово «лягушка» позволяет стать в любой круг, поскольку лягушки живут и в озере, и в болоте, и в лесу. Побеждают те, кто ни разу не ошибся.

Правила. Менять круг, в который прибежал, нельзя. Тот, кто не успел добежать до круга, получает штрафное очко или выбывает из игры.

«Ловушка» - узбекская народная игра

Цель. Совершенствовать бег, ловкость.

Содержание. Выбираются двое водящих. Став друг против друга (расстояние между ними 1,5 метра), они соединяют руки, поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные дети находятся за «воротами» по одну их сторону. По сигналу педагога все играющие должны пробежать на три счета «Раз, два, три!» через «ворота» (ловушку). На счет «четыре» «ворота» закрываются (водящие, приседая, опускают руки вниз). Кто не успел пробежать, тот считается пойманным и заменяет одного из водящих. Если задержаны в воротах двое, то они сменяют двух водящих и игра продолжается.

Правила. Во время пробегания через «ворота» не разрешается толкать друг друга. Оставшиеся за «воротами» после счета «четыре» не имеют права разрывать сцепленные руки водящих.

«Огонь – вода» - литовская народная игра

Цель. Совершенствовать бег, умение действовать по сигналу.

Содержание. Участники игры становятся вокруг ведущего на небольшом расстоянии. На сигнал «Огонь!» – все приседают, «Вода!» – все бегут в одну сторону по кругу, каждый в своем темпе. Ведущий старается запутать игроков, повторяя иногда подряд одну и ту же команду, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому сигналу. Он может не стоять на месте, а двигаться с остальными участниками по кругу. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Правила. Ведущий не должен слишком часто менять команды. Если игрок даже немного привстал или присел не на то слово, он выходит из игры.

  1. Физкультурные минутки на занятиях

Известно, что дети шести лет быстро утомляются на занятиях, поскольку длительное время находятся в статичном положении. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Их проводят в то время, когда у детей появляются первые признаки утомления, что проявляется в нарушении недавно сформированных умений.

Проводит физкультминутку сам педагог на 10-15-й минуте от начала занятий ежедневно. Иногда бывает целесообразным проведение физкультурной минуты дважды за занятие. Продолжительность 2-3 минуты. Поскольку дети выполняют упражнения, сидя или стоя у парты, движения должны быть небольшой амплитуды и по своему характеру противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время занятия. Вынужденная поза во время учебной работы: сгибание в тазобедренном и коленном суставах, сгибание спины и сведение плеч, наклоны головы вперед должны сменяться во время физкультурной минуты выпрямлением туловища, подниманием головы, разведением плеч, т.е. напряжение мышечных групп – их расслаблением.

Основные требования при составлении комплекса физкультминуток:

  1. Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это – потягивания, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте, движение кистями (сжимание, разжимание, вращения).
  2. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
  3. Комплекс должен состоять из одного-двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводится не реже 1 раза в две недели.
  4. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения занятия. Так, после письменных заданий в физкультминутку включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев рук и др., на занятиях по изобразительной деятельности – упражнения на расслабление мышц рук.

Во время занятий по физкультуре и ритмике физкультминутку не проводят. Для всех воспитателей физкультурная минутка должна стать обязательным условием организации занятия в интересах поддержания здоровья детей. Комплексы 1-6, 8-12 целесообразнее использовать на занятиях по математике, чтения, родного зыка; 7, 13-15 – на занятиях изобразительной деятельности.

  1. Примерные комплексы физкультурных минуток

Комплекс 1

  1. Выше вверх. И.п. – сидя за партой, руки внизу, пальцы сцеплены: 1-2- поднять руки вверх, повернуть их ладонями вверх, потянуться, (вдох); 3-4- и.п. (выдох).
  2. Маятник. И.п. – сидя за партой, ноги на ширине плеч, руки на поясе: 1- наклон влево; 2- и.п.; 3- наклон вправо; 4- и.п.
  3. Цапли. Стоя в проходе. Ходьба на месте, высоко поднимая колени (как цапли) и энергично размахивая руками (4-6 раз).

Комплекс 2

  1. И.п. – сидя за партой, руки к плечам: 1-2- повороты туловища направо (налево), руки вверх, потянуться (вдох); 3-4- и.п. (выдох).
  2. Насос. И.п. – стоя за партой, ноги врозь: 1- наклон вправо, правая рука по ноге вниз, левая сгибаясь, скользит по туловищу вверх; 2- и.п.; 3-4- то же в другую сторону.
  3. Посмотри на колени. И.п. – сидя на краю парты лицом к проходу: 1-2- подавая туловище вперед и опираясь руками на колени, встать и выпрямиться (вдох); 3-4- наклониться вперед, опираясь руками о колени, сесть, расслабиться (выдох) – 4-6 раз.

Комплекс 3

  1. Посмотри вверх. И.п. – сидя за партой, руки на столе: 1-2- вытянуть руки вперед, поднять вверх, потянуться; 3-4- и.п.
  2. И.п. – сидя за партой, руки на краю стола, сжаты в кулаки: 1-2- выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты;

3-4 – вернуться в и.п.

  1. Утята. И.п. – сидя за партой, руки к плечам: 1-2- движения локтями вверх-вниз; 3-4- и.п. (4-6 раз).

  1. Комплекс 4
  1. Мы сильные. И.п. – стоя, ноги вместе, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки: 1- выпрямить руки в стороны, пальцы разжать; 2- руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки; 3- руки вверх, пальцы разжать; 4- руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки (4-8 раз).
  2. И.п. – стоя, руки к плечам: 1- локти вперед; 2- и.п.; 3- локти назад; 4- и.п.
  3. И.п. – стоя, руки на поясе, большие пальцы впереди: 1-2- наклониться назад прогнувшись; 3-4- вернуться в и.п.
  4. Сложись в комочек. И.п. – стоя, ноги врозь: 1-2- поднять правую ногу, согнуть в колене, руками притягивая к груди; 3-4- и.п. То же, левую ногу.

  1. Комплекс 5
  1. Работают пальцы. И.п. – стоя, ноги параллельно: 1-2- поднимая руки вверх, сжимая и разжимая кисти; 3-4- опускание рук через стороны вниз, сжимая и разжимая кисти.
  2. И.п. – сидя, руки скрестно на парте: 1-2- поставить руки на локти, пальцы развести; 3-4- положить руки на парту, скрестив их, пальцы свести.
  3.  Подпрыгни выше. И.п. – стоя, руки на поясе. Прыжки на месте (12-15 раз).

  1. Комплекс 6
  1. И.п. – сидя на стуле, руки внизу: 1-2- руки вверх, ноги вперед- вдох; 3-4- и.п.
  2. Расслабься. И.п. – сидя на стуле. Медленно сжимать и разжимать кисти, поднимая вверх, уронить кисти, предплечья, руки на бедра.
  3. Дотронься до пола. И.п. – сидя на стуле: 1-2- наклон вправо, касаясь рукой пола; 3-4- и.п. То же, влево.
  4. И.п. – сидя на стуле, руками держаться за сиденье. Медленно вытягивать и сгибать ноги, приподнимая колени.

Комплекс 7

  1. И.п. – сидя. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад (2-3 раза).

Плавные покачивания поднятыми вверх руками; встряхивание рук перед собой; горизонтальные одновременные движения руками вправо-влево.

  1. Комплекс 8
  1. И.п. – руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх, в стороны, потянуться. На носочки встанем – потолок достанем (4-5 раз).
  2. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх, резкий наклон вперед вниз. Сколько раз ударю в бубен, сколько раз дрова разрубим.
  3. И.п. – О.с – руки на поясе. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (10-15 прыжков).

  1. Комплекс 9

(тексты произносятся до выполнения упражнений)

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать – ходьба,

Руки поднимать – руки вверх (4-6 раз),

Приседать и вставать – приседание,

Прыгать и скакать (10-15 прыжков).

  1. Комплекс 10
  1. И.п. – О.с. При поднимании руки в сторону – вверх ладони ниже уровня плеч. Сколько черточек до точки, столько встанем на носочки (4-5 раз).
  2. И.п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
  3. И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. Сколько клеток до черты, столько раз подпрыгни ты (15 раз).

  1. Комплекс 11
  1. Посмотри вверх на свои руки. И.п. – сидя за столом, руки на столе: 1- поднять руки вверх, посмотреть на них; 2- опустить руки вниз, одновременно наклонить голову.
  2. И.п. – сидя за столом, руки на голову: 1- наклониться вправо; 2- выпрямиться; 3-4- то же самое влево.
  3. И.п. – стоя возле стула, держась руками за край стола: 1- присесть; 2- выпрямиться.
  4. И.п. – стоя, ноги вместе. Ходьба )4-5 раз).

  1. Комплекс 12
  1. Пловцы. И.п. – О.с.: 1- наклон туловища влево, руки в стороны, пальцы в кулак; 2- то же вправо.
  2. И.п. – О.с., руки на поясе: 1- присесть, руки вперед; 2- и.п.
  3. И.п. – О.с., руки согнуты в локтях. Ходьба.

Чтобы Родине служить, надо сильным, смелым быть.

Вместе нам шагать легко, далеко, далеко (4-6 раз).

  1. Комплекс 13
  1. Дровосеки. И.п. – ноги на ширине плеч, руки в замок: 1- подняться на носках, руки вверх; 2- наклониться вперед, руки между ног. Все дети произносят «Ух!».
  2. И.п. – О.с. – 1- подняться на носках, руки вверх («великан»); 2- присесть, руки вперед («карлик»).
  3. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе: 1- наклониться вперед, руками достать носки ног; 2- вернуться в и.п. (4-5 раз).

  1. Комплекс 14
  1. И.п. – сидя за партой.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали,

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

(плавно поднимать руки перед собой, встряхивать кистями).

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

(разводить и сводить ноги, притопывая), (4-5 раз).

  1. Комплекс 15
  1. И.п. – сидя за партой.

Долго-долго мы лепили,

Наши пальцы утомили,

Пусть немного отдохнут,

(встряхивание кистями перед собой).

И опять лепить начнут,

Дружно руки разведем

И опять лепить начнем.

(отвести руки назад – вниз, отклоняясь на спинку стула), (3-4 раза).

«Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста»

под редакцией Е.И. Коваленко, г. Киев, 1987 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей младшего возраста

здесь собраны подвижные игры для детей раннего возраста...

Подвижные игры для детей раннего возраста

Предлагаю вашему вниманию несколько подвижных игр для детей раннего возраста, которые помогут воспитателям при оргазации совместной деятельности с детьми. можно использовать как физминутки....

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Картотека, подборка подвижных игр для детей от 3до 7 лет. Игры народные, дворовые и т.д....

подвижные игры для детей дошкольного возраста обучающихся шахматной азбуке

при обучении детей шахматам можно использовать подвижные игры, как для закрепления  знаний полученных на занятиях, так и источник радостных эмоций. Эти игры можно использовать и в свободное время...

Консультация для родителей: «Развитие речи в сюжетно - ролевых играх у детей шестилетнего возраста »

Консультация для родителей: «Развитие речи в сюжетно - ролевых играх   у детей шестилетнего возраста »...

«Подвижные игры для детей младшего возраста с родителями. Вместе весело играть!»

Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в с...