«Современные подходы в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»
статья по физкультуре

Гайнуллина Наталья Владимировна

    Внедрение здоровьесберегающих технологий  в педагогический процесс ДОО необходимо начинать с изменения подхода к организации двигательной активности и проведению физкультурных занятий. 

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_podhody_v_fiz._ozd._rabote.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

«Современные подходы в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»

             

                                           

   

                       

                                                   Инструктор по физической культуре:

«МБДОУ детского сада №46 «Одуванчик»

г.Димитровграда

                                                                     Гайнуллина Наталья Владимировна

Димитровград 2022

       В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

      Системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов: системного, который разрабатывался такими учеными, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целым рядом исследователей, и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).

Понятие системно-деятельностного подхода было введено еще в 1985 г. и для нас с вами этот подход в обучении не является новшеством, мы много о нем слышали и повторяли слова Д.Б.Эльконина, который говорил, что ведущей деятельностью пред школьного возраста является детская игра и обучение должно войти в начальную школу через « ворота детской игры».

      Ребенок знакомится с окружающей действительностью, действуя: это путь от манипуляций с предметами и изобразительной игры в раннем возрасте к сюжетно-ролевой и режиссерской игре в старшем дошкольном возрасте. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план дей​ствия, творческая инициативность и пр.), необходимые в даль​нейших формах деятельности ребенка.

        Дошкольная педагогика опирается на исследования отечественных психологов о роли деятельности в психическом развитии ребенка. По мнению А.Н.Леонтьева «формирование и развитие отдельных психических процессов происходит не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности». То же писал и Д.Б. Эльконин «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».

      Деятельностный подход к обучению предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить), умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию. Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации доступна детям с высоким уровнем развития, поэтому необходим дифференцированный подход, учитывающий возможности детей с ОВЗ, у которых отмечается первичное нарушение познавательной деятельности, связанное с дефицитарностью отдельных корковых функций, снижение самоконтроля, задержка развития речи, нарушения внимания, сниженный объем памяти.

    Внедрение здоровьесберегающих технологий  в педагогический процесс ДОО необходимо начинать с изменения подхода к организации двигательной активности и проведению физкультурных занятий.

    Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

   Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех детей с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного детям; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

        Сластенин В.А. дает такую характеристику: «Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент.

        Личностный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий».

Характеристики  личностно-ориентированного подхода:

  • Образовательная деятельность - как индивидуальная деятельность воспитанника, её коррекции и педагогическая поддержка.
  • Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия.
  • Помощь каждому воспитаннику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания.
  • Вектор развития строится от воспитанника к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.
  • Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативности, критичности, смыслотворчеству, способности к самоопределению, саморазвитию.

Применяя на практике личностно-ориентированный подход:

Педагог должен создать атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в группе (сюрпризные моменты, новый дидактический материал с которым дети еще не знакомы, предыстория воспитателя (о том, что будем делать, куда отправимся, для чего). Во время взаимодействия с детьми воспитатель ни в коем случае не должен быть безучастным, отстраненным, всегда обращайте внимание на свою интонацию, эмоции, жесты. Педагог должен быть сам заинтересован и вовлечен в то, что он предлагает детям.

Педагог должен стимулировать воспитанников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Не давать готовые знания, а стремиться к тому, чтобы дети сами открывали что-то новое для себя. Уместными будут следующие вопросы для воспитанников: Как ты считаешь? Что ты думаешь? Как бы ты поступил? Как можно сделать по-другому? Педагог может допускать, чтобы ребенок ошибся, затем проанализировал свое действие, и сам нашел новое правильное решение.

Педагог должен оценивать деятельности воспитанника не только по конечному результату (правильно-неправильно, но и по самому процессу достижения результата, оценивать методы, приемы, которые выбирает ребенок для решения проблемы.

Педагог должен обязательно поощрить инициативу, активность ребенка, правильность выполнения заданий; а также правильно поддержать в случае неверного выполнения задания. Можно использовать такие фразы: Не расстраивайся, у тебя обязательно получится в следующий раз. Ничего страшного ты найдешь новое решение. Давай вместе подумаем, почему не получилось.

В последние годы в педагогике утвердился компетентностный подход. В качестве целевого ориентира, показателя результативности и качества образования детей старшего дошкольного возраста рассматриваются начальные компетентности ребенка – интегративные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных жизненных программ. В системе начальных компетентностей ребенка выделяют начальные ключевые и начальные специальные (допредметные) компетентности (А.Г. Гогоберидзе, 2006).
Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения  задач.
      Для
начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, способность решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, универсальность, переносимость и применимость в различных ситуациях. Они требуют целостного развития ребенка (личностной, эмоционально-чувственной, интеллектуальной сфер) как субъекта деятельности и поведения. В начальных ключевых компетентностях представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество, субкультура).
 А.Г. Гогоберидзе (2006) отмечает, что в структуре начальных ключевых компетентностей на первом месте находится «начальная здоровьесберегающая компетентность» как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Под компетентностным подходом понимают такую организацию образования, где целью выступает формирование ключевых компетентностей воспитанников (С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, 12). Говоря о том, что компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно дошкольного учреждения авторы считают, что ключевые компетентности формируются  в ходе всего учебно-воспитательного процесса, в разных видах детской деятельности.

В рамках компетентностного подхода одной из базисных характеристик личности ребенка-дошкольника становится его компетентность, которая в «Толковом  словаре русского языка»  определяется как осведомленность, авторитетность. Компетентность – интегральное качество личности,  проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности  (Г. Селевко,25).

 Общая компетентность – это комплекс, включающий компоненты:

- знаниевые (когнитивные),

- деятельностные (поведенческие),

- отношенческие  (аффективные).

Основу компетентности составляют способности.  Каждой из них соответствует своя компетентность  в т.ч. компетентность в физической культуре. Компетентности – это деятельностные характеристики человека, поэтому их классификация, прежде всего, адекватна классификации деятельностей (игровая, коммуникативная, трудовая и др. компетентности).

Под компетентностью дошкольника понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации, и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности (О.И. Киселева, Н.Н. Савченко, 24).

Двигательная деятельность занимает важное место в жизни дошкольника и должна являться основой образовательной области «Физическая культура». Участие в ней предусматривает решение двигательных задач, которые выдвигает сама жизнь и игровая деятельность детей. Перемещения дошкольника по разным грунтам, рельефам, поверхностям с преодолением препятствий диктует сама жизнь, и двигательная деятельность является жизненно необходимой, сопутствующей всю жизнь человека. Причем решение стоящих задач каждый раз происходит в постоянно меняющихся условиях, нередко принимать решение необходимо быстро для достижения эффективности действий. При реализации своих планов у детей мобилизуются нравственно-волевые качества, создается благоприятный эмоциональный настрой, происходит взаимодействие со сверстниками для достижения желаемого результата, т.е. овладение социальным и коммуникативным компонентами компетентности.

Внедрение компетентностного подхода в руководство двигательной деятельностью дошкольников позволит научить детей видоизменять свою деятельность в связи со сложившимися обстоятельствами, достигать успешности в решении стоящих задач и получать эмоциональное удовлетворение, радость, уверенность, испытывать удовольствие от участия в этой деятельности.

Способность дошкольников к самостоятельной организации своей двигательной деятельности позволит обеспечить ее широкое использование в повседневной жизни, что окажет положительное воздействие на укрепление здоровья детей, увеличение работоспособности организма и будет содействовать развитию быстроты, ловкости, выносливости и других физических качеств.

Согласно ФГТ ведущим принципом реализации  образовательной программы ДОУ является принцип интеграции.  Интеграция - процесс взаимодействия и взаимопроникновения элементов системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента системы. Принцип интеграции в образовании предполагает взаимосвязь элементов системы образования, связь между ее подсистемами, определяет выбор целеполагания и  содержания образования, разработку технологических подходов. Одним из видов интеграции является интеграция с социумом. Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Поэтому для воспитания здорового ребенка важно объединить усилия семьи и педагогов ДОУ.

Внедряя в  работу комплексное сочетание программ и технологий в системе ноод педагога с детьми по физическому воспитанию, я пришла к выводу, что:

  • У детей повышается интерес к таким видам деятельности, они с удовольствием их посещают.
  • Укрепление костно-мышечной системы и физического развития детей.
  • Увеличивается уровень их физической подготовленности и развития физических качеств.
  • Благодаря накоплению обогащению двигательного опыта дети самостоятельно, применяют предметы спортивно-игрового оборудования.
  • Дети творчески развиваются, используя разнообразную игровую деятельность с предметами.

В  каждом возрастном периоде ноод по физическому воспитанию имеет разную направленность:

-маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;

-в среднем возрасте - развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);

-в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.

-ноод - зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных видов движений на время, скорость, расстояние;

-самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего проверяется выполнение задания.

    Таким образом, можно заключить, что применение спортивно-игрового оборудования позволяет конкретизировать возникающие перед детьми двигательные задачи, делает их более наглядными, эмоционально окрашенными и поэтому более доступными и понятными. Дети всех дошкольных возрастов выполняют упражнения с разнообразными физкультурными пособиями с большим интересом и удовольствием и достигают хороших результатов.

Выводы:

Педагог должен создавать педагогические ситуации общения в ходе образовательной деятельности с детьми, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставлять возможность для естественного самовыражения воспитанника. В процессе образовательной деятельности педагог постоянно ведет диалог с воспитанниками, задает наводящие вопросы в ходе затруднения, позволяет детям самим быть ведущими образовательного процесса.

Таким образом, применяя личностно-ориентированный подход в ежедневной работе с детьми, вы сможете воспитать интеллектуально развитого ребенка, умеющего самостоятельно принимать решения, находить выход из разных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации коррекционной работы с дошкольниками с ОНР

Материал раскрывает основные характеристики и коррекционную работу с дошкольниками с ОНР....

Статья "Инклюзивный подход в физкультурно–оздоровительной работе педагога ДОУ".

В статье раскрываются принципы инклюзивного подхода в физкультурно–оздоровительной работе педагога ДОУ....

«Инновационные подходы к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ»

Система здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных ме­роприятий, реализуемая ДОУ, и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности (ДА) позволят снизить заболеваемость воспи...

«Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»

Сохранение и укрепление здоро­вья детей — одна из  основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ  уделяет внимание укрепле­нию здор...

Семинар - практикум «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе».

Семинар-практикум по физической культуре в ДОУ (для педагогов) «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе»....

Консультация для педагогов и родителей " Инновационные подходы в физкультурно - оздоровительной работе с дошкольниками"

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьёзных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...