Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Формула здоровья" для детей 5-6 лет
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Иванова Людмила Владимировна

Дополнительная общеобразовательная/общеразвивающая программа «Формула здоровья» реализуется в летний период и является краткосрочной. Программа осуществляется в рамках физкультурно-спортивной направленности и  нацелена на укрепление здоровья, развитие физических, духовных сил, обогащение новыми впечатлениями детей - дошкольников.

Актуальность программы.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Актуальность предлагаемой программы определяется потребностью детей и их родителей  (законных представителей) в программах, направленных на  пропаганду здорового образа жизни, развития двигательной активности детей посредством игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _pr-mma_formula_zdorovya.docx70.92 КБ

Предварительный просмотр:

          КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

____________________________________________________________

Принята на заседании

методического совета

от «___»  _______ 2021г.

Протокол № ________

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ-

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

«ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»

1-ый год обучения

    (стартовый уровень)

Возраст учащихся: 5 – 7 лет

Срок реализации: 1 месяц

Направленность: физкультурно-спортивная

                                                                        Автор-составитель:

                                                                                   _____________ /__________/

       

Г.о. Подольск, 2021 г.

Пояснительная записка

«Забота о красоте и здоровье – это важнейший труд воспитателя.

                              От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная

                                   жизнь, умственное развитие, красота внешняя и внутренняя»

 В.А. Сухомлинский.

Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических, физиологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Оптимальный объем развития двигательных качеств - одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей 5-7 лет.

Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для творческого и физического развития, обогащение духовного мира, что создаёт условия для социализации  детей с учетом реалий современной жизни.

Дополнительная общеобразовательная/общеразвивающая программа «Формула здоровья» реализуется в летний период и является краткосрочной. Программа осуществляется в рамках физкультурно-спортивной направленности и  нацелена на укрепление здоровья, развитие физических, духовных сил, обогащение новыми впечатлениями детей - дошкольников. 

Актуальность программы.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Актуальность предлагаемой программы определяется потребностью детей и их родителей  (законных представителей) в программах, направленных на  пропаганду здорового образа жизни, развития двигательной активности детей посредством игры.

Педагогическая целесообразность программы  «Формула здоровья» заключается в применении традиционных методов (наглядного, словесного, игрового, практического, репродуктивного и др.) и современных педагогических технологий в области физического развития и культуры здоровья  путем формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни.

Цель программы: привлечение детей 5-7 лет к занятиям физической культурой и спортом, посредством подвижных игр.

Задачи программы.

Личностные:

  • воспитывать активную личность;
  • воспитывать организованность и взаимовыручку в команде;
  • формировать основы ведения здорового образа жизни.

Метапредметные:

  • развивать мотивацию к занятиям физической культурой;
  • способствовать формированию двигательных навыков и умений, развитию психофизических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости и др.), привитию организаторских способностей.

Предметные:

  • учить детей заботиться о своём здоровье и безопасности, соблюдать правила личной гигиены, использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • формировать интерес к игровой деятельности;
  • знакомить детей с содержанием и правилами подвижных игр.

Отличительные особенности программы.        

Главной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Формула здоровья» является построение занятий в игровой форме, с опорой на наглядно-предметное мышление, т.к. ведущий вид деятельности дошкольников – это игра. Януш Корчак говорил, что игра – не столько стихия, сколько единственная область, где ребёнку предоставляется более или менее широкая инициатива. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым.

Программа имеет практическую значимость, которая заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению.

Новизна программы.

Новизна настоящей программы состоит в том, что впервые на территории Городского округа Подольск для воспитанников учреждений дошкольного образования предлагается краткосрочная ознакомительная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности. Новизна также определяется повышенным интересом в настоящее время к проблеме физического развития детей дошкольного возраста и заключается в организации занятости детей в летний период времени.

Адресат программы.

Данная программа разработана для детей в возрасте 5-7 лет. В ней учитываются следующие характерные особенности данного возраста.

В возрасте 5-7 лет движения детей становятся более координированными. Двигательная деятельность детей становится все более многообразной. Им доступно овладение сложными видами движений, способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники. Дети владеют различными видами движений на уровне, соответствующем их возрасту, умеют адекватно реагировать на изменения окружающей обстановки.

Движения детей становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Дети осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирая разные способы её решения. В процессе выполнения двигательных заданий старшие дошкольники проявляют скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость.

На седьмом году жизни у детей значительно улучшаются показатели ловкости. Они овладевают более сложными координационными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений.

У детей отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений, и времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений.

На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. В результате успешного достижения цели и преодоления трудностей дети способны получать «мышечную» радость и удовлетворение. Им свойственен широкий круг специальных знаний, умений анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует увеличению двигательной активности детей, проявлению их инициативы, выдержки, настойчивости, решительности и смелости. В то же время у детей на шестом году жизни появляется умение самостоятельно пользоваться приобретенным двигательным опытом в различных условиях. В возрасте 7 лет рост костной ткани не завершен, еще много хрящевой ткани. Мышечная ткань растет за счет утолщения мышечных волокон, но из-за быстрой утомляемости дети не способны к длительному мышечному напряжению. Длина ног увеличивается более чем в 3 раза, рук – в 2,5 раза, туловища – 4 раза (по сравнению с новорожденным). Структура легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития. Сердце и кровеносная система приспособлены к росту и развитию организма (сосуды шире, кровь течет свободно), скорость кровообращения больше, пульс до 90-100 уд/мин.

Нервная система стабилизируется, поведение становится более устойчивым.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, для развития познавательной деятельности. Безусловно, надо использовать тягу ребенка к познанию окружающего мира, его творческие способности, глубокую память, радостное удивление перед манящими тайнами мира, его творческие способности, гибкую память, радостное удивление перед манящими тайнами мира. И делает это педагог чрезвычайно деликатно, весело и занимательно. Ведь важно не столько механическое усвоение той или иной информации, сколько развитие духовного мира.

Педагог делает акцент на психолого-педагогические условия:

 - обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательной со стороны педагога;

 - обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития любознательности;

- поощрение высказывания оригинальных идей;

- использование личного примера, творческого подхода к решению проблем.

Объем и срок освоения программы.

Программа рассчитана на 1 месяц обучения 2 раза в неделю по 1 часу (всего 8 часов). Академический час равен 30 минутам.  

Уровень  программы.

Программа имеет стартовый уровень, который предполагает минимальную сложность программного материала предлагаемого для освоения детьми.  

Форма обучения – очная.

Особенности организации  образовательного  процесса.

                Для обучения по дополнительной общеобразовательной/ общеразвивающей программе «Формула здоровья» принимаются все желающие, проявляющие интерес к подвижным играм. Количество детей  в группе – 10 - 15 человек. Состав группы: постоянный, разновозрастной.

                При неблагоприятных метеоусловиях (ветер свыше 15 м/с, дождь и т.д.) занятия, запланированные на открытых площадках, будут проводиться в помещении.

Планируемые результаты:

- Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.

- Укрепление иммунитета,  физических и психологических сил детей – дошкольников, приобретение новых знаний.

Личностные.

У учащихся будет воспитаны/сорфмированы:

  •   активность;
  • организованность и взаимовыручка в команде;
  • основы ведения здорового образа жизни.

Метапредметные:

  • мотивация к занятиям физической культурой;
  • двигательные навыки и умения, развиты психофизические качества (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др.), привиты организаторские способности.

Предметные:

Учащиеся будут обучены:

  • заботиться о своём здоровье и безопасности, соблюдать правила личной гигиены, использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • с содержанием и правилами подвижных игр;
  • развит интерес к игровой деятельности.

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

Формы аттестации:  опрос, наблюдение, практическая (творческая) работа,  зачет.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал тестирования, фотографии.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчет итоговый.

Материально-техническое обеспечение.

        Занятия проводятся в спортивном зале. В хорошую погоду занятия проводятся на спортивной площадке.

Перечень оборудования:

- мячи (диаметром не более 15 см),

- скакалки,

- обручи,

- флажки,

- цветные ленточки,

- кубики, кегли,

- свисток для подачи сигналов,

- аптечка медицинская.

ТСО:

- фотоаппарат,

- мультимедийный проектор, экран,

- музыкальный центр.

Информационное обеспечение:

- слайды с элементами игр,

- печатная продукция: научно-популярные журналы, методические материалы с описанием игр.

Перечень Интернет-ресурсов:

- http://dohcolonoc.ru/ - «Дошколёнок. ру»! – портал для воспитателей и педагогов,

- http://dovosp.ru/j_zd/ - Здоровье дошкольника,

- http://tanja-k.chat.ru/  - материалы в помощь работникам, воспитателям, физ. инструкторам, методистам детских дошкольных учреждений. (на сайте представлены: картотека подвижных игр, материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях, считалки, загадки, стихи, пословицы, поговорки, кроссворды,

 - http://tanja-k.chat.ru/ - картотека подвижных игр, материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях, считалки, загадки, стихи, пословицы, поговорки, кроссворды,

- http://www.tigrulki.ru/ - Всестороннее развитие детей с помощью игр и игрушек.

Кадровое обеспечение осуществляет педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеобразовательную / дополнительную общеразвивающую программу «Формула здоровья».

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, тем

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

 Освоение новых игр.

  1. ТБ на занятиях.
  2. Беседа: «Мир движений и здоровье»
  3.  Игры «Пятнашки», «Жмурки».

2

0,5

1,5

Опрос, тестирование,

наблюдение

практическая работа

2.

Освоение новых игр.

2.1.Беседа: «Красивая осанка»,

«Утренняя гимнастика».

2.2. Игры «Удочка», «У кого мяч?».

2

0,5

1.5

Наблюдение,

творческая работа

3.

Правила дорожного движения. Освоение новой игры.

3.1. Беседы с детьми «Знай и выполняй правила уличного

движения», «Наш друг – Светофор!», ««Зебра» на

дороге!».

3.2. Игра «Гуси – лебеди».

2

1

1

Опрос,

практическая работа

4.

Итоговое занятие.

Освоение новых игр.

4.1.Игры «Затейники», «Лошадки».

4.2. Итоговое соревнование- эстафета «Змейка».

2

0,5

1,5

Практическая (творческая) работа, зачет

Итого:

8

2,5

5,5

Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие. Освоение новых игр.

Теория: Правила безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке. Беседа: «Мир движений и здоровье». Содержание и правила игр «Пятнашки», «Жмурки».

Практика: 

Практическая работа:

- Освоение игр «Пятнашки», «Жмурки».

- Система упражнений с мячом.

- Развитие быстроты реакции на сигнал.

- Упражнение в беге с увёртыванием и в ловле.  

Описание подвижных игр.

«Пятнашки».

Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный педагогом или выбранный детьми «пятнашка», получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки.

После сигнала педагога: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда «пятнашка» поймает 3-4 играющих.

При повторении игры выбирается новый «пятнашка».

Если «пятнашка» в течение 30-40 секунд не может поймать никого из играющих, педагог должен назначить другого водящего.

«Жмурки».

До начала игры с помощью считалки выбирают водящего или «воду». Потом шарфом или плотным платком ему завязывают глаза, чтобы он не мог ничего видеть перед собой. Ловца ставят в центр круга и несколько раз раскручивают на месте, приговаривая игровую припевку. Например, такую:

Кот, кот, что ты пьешь?

Пиво, квас!

Лови мышек, а не нас!

После этого участники разбегаются в разные стороны. Водящий вслепую пытается найти любого из игроков. Ребята могут «подсказывать» нужное направление – звонить в колокольчик, хлопать в ладоши, покашливать. Если игра проводится в помещении, где стоит мебель, товарищи обязаны предупреждать водящего об острых углах и других препятствиях.

В облегченном варианте Жмурок ловящему достаточно дотронуться до любого из игроков. Тот, кого осалили, становится новым водящим.

В более сложном варианте нужно поймать игрока и на ощупь определить, кто это. Когда ведущий угадывает и правильно называет имя, пойманный занимает его место. Если произошла ошибка, другие участники несколько раз хлопают в ладоши, и игра продолжается дальше.

Раздел 2. Освоение         новых  игр.

Теория: беседа: «Красивая осанка», «Утренняя гимнастика».

Содержание и правила игр «Удочка», «У кого мяч?».

Практика: 

Практическая работа:

- Освоение игры «Удочка».

- Развитие у детей внимания, ловкости, выдержки.

- Упражнения в прыжках на месте в высоту.

- Освоение игры «У кого мяч?».

- Развитие у детей внимания, наблюдательности, координации движений.

Описание подвижных игр.

«Удочка».

Дети стоят по кругу. В центре круга – педагог. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. педагог вращает скакалку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног.

Предварительно педагог показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.

«У кого мяч?».

Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Педагог даёт кому-либо мяч (диаметром не более 15 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки», - и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а у кого найден мяч, начинает водить.

Раздел 3. Правила дорожного движения. Освоение новой игры».

Теория: Беседы с детьми «Знай и выполняй правила уличного движения», «Наш друг – Светофор!», ««Зебра» на дороге!». Содержание и правила игры «Гуси-лебеди».

Практика:

- Игра на внимание «Ты - пешеход!».

Практическая работа:

- Освоение игры «Гуси-лебеди».

- Развитие у детей выдержки, умения выполнять движения по сигналу.

- Упражнения в беге с увёртыванием.

Описание подвижной игры.

«Гуси – лебеди».

Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети – гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. Пастух выгоняет гусей на луг. Гуси ходят, летают по лугу.

- Гуси, гуси! (Га, га, га!);

- Есть хотите? (Да, да, да!)

- Так летите!

- Нам нельзя: Серый волк под горой, не пускает нас домой!

- Так летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3 – 4 перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей. Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется.

Примечание. Когда педагог впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют на лугу, щиплют травку, при этом они нагибаются, вытягивают шею, а когда летают, расправляют крылья.

Раздел 4.  Итоговое занятие. Освоение новых игр «Затейники», «Лошадки».

 Итоговая эстафета.

Теория: Содержание и правила игр «Затейники», «Лошадки».

Практика: 

Практическая работа:

- Освоение игры «Затейники».

- Развитие у детей находчивости, ловкости.

- Освоение игры «Лошадки».

- Развитие у детей умений действовать по сигналу и согласовывать движения друг с другом.

- Упражнения в ходьбе и беге.

Итоговое соревнование- эстафета «Змейка».

- Развитие у детей ловкости и координации движений.

Описание подвижных игр.

«Затейники».

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом, Стой на месте,

Друг за другом Дружно вместе

Мы идем за шагом шаг. Сделаем…вот так

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем педагог выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

«Лошадки».

Дети делятся на две равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. Педагог говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей». Каждый конюх выбирает себе лошадку, запрягает вожжами и бегают или ходят. По слову в-ля «приехали» конюхи останавливают и распрягают лошадей. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. Игра продолжается.

Итоговое соревнование- эстафета «Змейка»

Суть задания заключается в следующем: на определенной дистанции устанавливаются препятствия в виде кубиков или кеглей. Дети делятся на две команды и выстраиваются колоннами на старте. Первые участники команд должны оббежать препятствия по принципу «змейки» и вернуться обратно к команде, где к участнику прицепляется следующий ребенок. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой в полном составе. Важно, чтобы во время эстафеты дети не сбили препятствия.

По завершению обучения по краткосрочной общеобразовательной/общеразвивающей программе «Формула здоровья» учащиеся будут знать:

- о значении укрепления здоровья посредством подвижных игр, утренней гимнастики;

- правила техники безопасности в спортивном зале/на спортивной площадке;

- содержание подвижных игр, их правила;

- выражать творческое отношение к выполнению заданий.

По завершению обучения по краткосрочной общеобразовательной/общеразвивающей программе «Формула здоровья» учащиеся будут уметь:

- уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками;

- осуществлять анализ выполненных действий при игре;

-  активно включаться в процесс выполнения заданий;

- импровизировать при выполнении заданий;

-  слушать и вступать в диалог с педагогом и учащимися;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Методическое обеспечение программы

 Подвижные игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей, начиная с самого раннего возраста.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях.

        При проведении занятий можно выделить два направления:

оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;

повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям  программы.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • принцип добровольности (зачисление в кружок по желанию);
  • принцип личностного подхода;
  • принцип соответствия возрасту детей;
  • принцип опоры на интерес ребенка;
  • принцип доступности (детскому пониманию и восприятию);
  • принцип последовательности и систематичности.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Методы обучения:

  • При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала;
  • наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;

Наглядные пособия.

В усвоении нового материала большую роль играет применение наглядных пособий. Средства наглядности (иллюстративный материал) позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком-либо образе или выполнении определенного задания, способствуют более прочному освоению материала. Наглядные пособия демонстрируются в процессе беседы или при объяснении задания.

  • практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.

Каждое занятие по темам программы включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах и группах игр. Теоретический материал даётся в начале занятия, закрепляется показом наглядного материала и преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к учащимся. При объяснении нового материала используются методы фронтальной работы – демонстрация рисунков, иллюстраций, наглядного материала, различных технических приемов работы. Показ сопровождается объяснением педагога.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают игры.

Содержание и ход каждого занятия основано на том, что практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

Оценочный материал по программе «Формула здоровья»

Диагностика учащихся осуществляется по двум показателям:

Теоретическая подготовка (знания игр по темам программы)

- Устный опрос проводится с целью выявления предметных знаний о играх  по темам программы.

 Низкий уровень (1 балл )- ребёнок не справляется, т.е правильных ответов не более чем 1-2 вопросов педагога из 6, его объём знаний по программе менее чем ½.

 Средний уровень (2 балла) - ребёнок ответил на 3-4 вопроса, его объём знаний по программе составляет более ½ .

 Высокий уровень(3 балла) - ребёнок справился с тестом, ответил на 5-6 вопросов значит освоен практически весь объём знаний по программе.

Практическая подготовка

- Наблюдение осуществляется в течении всего обучения с целью выявления личностных, метапредметных качеств каждого ребёнка.

- Соревноваиие-эстафета – проводиться в конце обучения  с целью подведения итогов по пройденному курсу краткосрочной программы.

Низкий уровень (1 балл)- ребёнок не может самостоятельно провести игру т.к. не может объяснить содержание и правила игры.

Средний уровень (2 балла) - ребёнок проводит самостоятельно игру, используя алгоритм проведения игр и помощь педагога, т.к затрудняется в объяснениях содержания и правил игры

Высокий уровень(3балла) - ребёнок без замечания, без помощи педагога самостоятельно проводит игру, используя алгоритм проведения игр, считалки, вовлекая всех ребят в игру.

Педагогические технологии

По типу организации взаимодействия педагогов с учащимися при реализации данной программы используются технологии:

  • Личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. 

Личностно-ориентированное занятие, в отличие от традиционного, в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог – учащийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности учащегося. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. 

  • Групповая технология (А.В. Ривин, В.К. Дьяченко).

Цель технологии группового обучения – создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Групповая технология – это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности является групповая.  При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера или педагога.

  • Технология сотрудничества (С.Л. Соловейчик Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Ш.А. Амонашвили и др.).

       Цель технологии сотрудничества – создание условий для активной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Идея обучения в сотрудничестве:

- учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять;

- учиться вместе не только легче  и интереснее, но и значительно эффективнее.

Данная  технология способствует выработке новых идей,   появлению новых вопросов, поиск ответов, которые стимулируют к изучению нового материала. Формирует навыки совместной деятельности и работы в команде.

  • Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов).

                Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить учащемуся  возможность

      сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки

      по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на решение

задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов

педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающая деятельность реализуется:

  * через создание безопасных материально-технических условий;

  * включением в занятие динамических пауз, периодической смены

деятельности учащихся;

   *  контролем соблюдения учащимися правил работы на ПК;

   *  через создание благоприятного психологического климата в учебной

 группе в целом.

  • Игровые технологии (Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко и др.).

Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий деятельности учреждения дополнительного образования и уровня развития детей.

Игровая технология –  это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Данная технология способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Желание каждого педагога – привить интерес и любовь к предмету.

Алгоритм проведения занятия

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.

  • Организационный момент (приветствие детей, настраивание учащихся на совместную работу, объявление темы занятия).
  • Теоретическая часть (ТБ во время проведения игры, беседа).
  • Разминка (ходьба, бег, прыжковые упражнения, упражнения на внимание).
  • Основная часть (знакомство с содержанием игры. объяснение содержания игры. объяснение правил игры, разучивание игры, проведение игры).
  • Заключительная часть (ходьба, упражнения на восстановление дыхания).
  •  Подведение итога (педагог проводит итог игры, анализируя игровую деятельность;

рефлексия).

Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:

•        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,

•        Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),

•        Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

•        Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196.

•        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

•        Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),

•        Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),

•        О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),

•        Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),

•        Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),

•        Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).

Список литературы для педагога:

  • Алябьева Е.А. «Нескучная гимнастика» для детей 5 – 7 лет. -  ТЦ Сфера 2015.
  • Бабенко Е.А. . .Федоровская О.М.  «Игры которые лечат» для детей от 5 до 7 лет. - ТЦ Сфера, 2016.
  • Бриедис А.А., Коротков И.М. «Подвижные игры». - М.:ФиС, 2015.
  • Геллр Е.М. «Спортивные развлечения и игры». - Мн., Беларусь, 2018.
  • «Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие» / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2017.
  • Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников /авт. - сост. Л.Н. Волошина, Е.В. Гавришова и др.- Волгоград: Учитель.- 2014++.
  • Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. « Физические упражнения и подвижные игры»: Методическое .пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2015.
  • Литвинова М.Ф. «Русские народные игры». -  М.: Просвещение/ 2016.
  • Яковлев В. Г. Ратников В.П. «Подвижные игры». - М.: Просвещение, 1997.

Список литературы для детей и родителей:

  • Гайдай И.П. "Игры, забавы, развлечения". М.: АРКТИ, 2015.
  • Зайцев Г.К. "Твое здоровье" Укрепление организма. Санкт - Петербург, 2016.
  • Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста»: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2017.

Календарный учебный график

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная -

 дополнительная общеразвивающая программа

«Формула здоровья»

Срок реализации: 1 месяц.

Уровень освоения: стартовый.

Группа:1.

№ п/п

Месяц

Число

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Июнь

1

Вводное занятие. Правила безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке. Беседа: «Мир движений и здоровье».

Содержание и правила игр «Пятнашки», «Жмурки».

Спортивная площадка

Опрос,

тестирование

2.

Июнь

1

Освоение игр «Пятнашки», «Жмурки».

Спортивная площадка

Наблюдение,

практическая работа

3.

Июнь

1

Беседа: «Красивая осанка», «Утренняя гимнастика».

Содержание и правила игр «Удочка», «У кого мяч?».

Спортивная площадка

Опрос, наблюдение

4.

Июнь

1

Освоение игр «Удочка», «У кого мяч?».

Спортивная площадка

Творческая работа

5.

Июнь

1

Беседы «Знай и выполняй правила уличного движения», «Наш друг – Светофор!», ««Зебра» на дороге!». Содержание и правила игры «Гуси-лебеди».

Спортивная площадка

Опрос

6.

Июнь

1

Освоение правила игры «Гуси-лебеди».

Спортивная площадка

Практическая работа

7.

Июнь

1

Итоговое занятие. Содержание. правила, освоение  игр «Затейники», «Лошадки».

Спортивная площадка

Практическая (творческая) работа

8.

Июнь

1

Итоговое соревнование- эстафета «Змейка».

Спортивная площадка

Зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5-7 лет по легоконструированию

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по LEGO - конструированию...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Каблучок» Танцевально-ритмические движения

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Каблучок» является приложением к общеобразовательной (общеразвивающей) программе дополнительного образования, относитс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Ступенька» Степ аэробика

Дошкольные группы МКОУ С(К)НШ № 60 посещают дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с нарушением зрения, с тяжелыми наруше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей «Карапуз» (бисероплетение), художественная направленность.

Разработчики:Козлова Альфинур Хидиятовна, воспитательСимонова Ирина Борисовна, старший воспитательСавуляк Лилия Владимировна, педагог-психологАктуальность Программы определена запросом родителей, мате...

Методическая разработка.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РИСОВАНИЕ» дети 3-4,4-5 лет.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Рисование» с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей младше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата "Джиу джитсу"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата "Джиу джитсу"...