Музыкально-дидактическая игра как одно из средств физического развития дошкольников
учебно-методический материал по физкультуре

Викторова Юлия Николаевна

Представляю материал раскрывающий взаимосвязь художественно-эстетического и физического развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.-didakt._igra.docx19.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактическая игра как одно из средств физического развития дошкольников

Понятие системы и интеграции

В настоящее время в педагогике получили распространение понятия «интеграция» и «система».

Что же такое «система»?

Система – это множество взаимосвязанных элементов, образующих определённое единство или целостность.

Что же такое «интеграция»?

Интеграция – это процесс и результат взаимодействия различных элементов системы, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного.

Именно в процессе интеграции система приобретает важнейшее своё качество – целостность, предполагающее наличие в ней таких интегративных характеристик, которые не свойственны отдельным её элементам.

Развитие интеграционных процессов в образовательном учреждении способствует разностороннему развитию детей, удовлетворению их потребностей и интересов.

Интеграция означает:

1) комплексный характер целей образовательной деятельности,

2) взаимопроникновение педагогических средств,

3) органичную связь различных видов деятельности детей,

4) гибкий характер организации учебного процесса.

Занятия по физической культуре вызывают у дошкольников высокий эмоциональный подъём. Известно, что необходимость в движении заложена в человека природой. Ребёнок познаёт мир не только с помощью своих анализаторов, но и благодаря движению. Физкультурное занятие – это возможность для ребёнка реализовать свою двигательную активность и получить от этого удовлетворение.

Для большей заинтересованности детей в занятиях физической культурой, разнообразия двигательной деятельности регулярное использование музыкально-дидактических игр стало необходимостью.

С другой стороны, на занятиях по музыкальному развитию дошкольников используются музыкально-дидактические игры с движениями, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников и снятию мышечного напряжения. Некоторые игры частично решают и задачи физического развития.

Таким образом, мы видим практическую реализацию интеграции образовательных областей в системе дошкольного образования.

Так как использование музыкально-дидактических игр я осуществляю регулярно, а музыкальный руководитель на своих занятиях часто использует музыкально-дидактические игры, содержащие элементы подвижной игры,  то осуществилось взаимопроникновение (интеграция) образовательных областей  дошкольного образования – художественно-эстетического и физического развития.  Наше взаимодействие стало носить системный характер. Таким образом определилась тема нашего выступления.

Понятие музыкально-дидактической игры

Что же такое музыкально-дидактическая игра? Как можно раскрыть это понятие?

Если исходить из слов, составляющих название игры, то она способствует развитию музыкальных способностей. Так как музыка является видом творчества, то соответственно данные игры развивают творческий потенциал дошкольников. А рассматривая интеграцию музыкального и физического развития, то МДИ способствуют развитию двигательного действий детей.

Таким образом получаем определение МДИ.

Почему МДИ так назвали?

Для организации МДИ используются средства музыки. Какие есть музыкальные средства? (песня, музыка, игра на музыкальных инструментах).

Так как игра дидактическая, то она призвана решать обучающую (образовательную) задачу, выбирая игру, необходимо представлять, какие качества она поможет развить у ребят.

Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.

 Задачи музыкального развития

- Развивать звуковысотное (высокие звуки, низкие звуки).

- Темпо-ритмическое восприятие (быстро, медленно).

- Развивать  динамическое восприятие (громко-тихо).

Задачи физического развития

Развивать психофизические  качества и двигательные способности.

Психофизические качества – это двигательные возможности (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость).

Двигательные способности: координация и равновесие.

Формировать двигательные умения и навыки.

Это процесс формирования способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля (навык бега, ходьбы, метания, прыжков и т.д.)

Сохранять и укреплять здоровье дошкольников.

Первостепенная задача педагогов и медицинского персонала. В МДИ может осуществляться работой по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

Задачи интеграции

Во время МДИ ребята имеют возможность проявить своё двигательное творчество. Выполняя задания игры, дети используют имеющийся двигательный опыт, могут придумывать свои движения.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается и в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Структура МДИ

Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения.

Любая дидактическая игра имеет определённую структуру, которую можно перенести и на музыкально-дидактическую игру. Следуя этой структуре, можно отметить, что основу  музыкально-дидактических игр составляют: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила, результат.

        Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, содержание игры берётся из «Программы воспитания и                     в детском саду». Дидактическую задачу  определяет педагог в соответствии с обучающей деятельностью.

        Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности. Игровая и обучающая задачи  отражают взаимосвязь игры и обучения. Дидактическая задача при этом решается через игру, она определяет игровые действия детей, становится задачей самого ребёнка, активизирует игровые действия и возбуждает желание решить поставленную задачу.

        Основу музыкально-дидактической игры составляют игровые действия, без которых сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические задачи детьми. Необходимо обучение детей игровым действиям для того, чтобы игра носила обучающий характер и была содержательной. Обучение игровым действиям, как правило, даётся через показ действия, через пробный ход. Мотив игровой деятельности и активное желание решить задачу, поставленную перед ребёнком, проявляется в игровых действиях.

 Игровые действия  - это не всякие практические внешние действия сравнения, выбора, разбора. Это и сложные умственные действия, выражающиеся в процессах мышления: целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания материала.

        Правила игры тоже являются одним из составных элементов музыкально-дидактической игры. Правила содержат определённые требования к взаимоотношениям детей и к выполнению ими задания. В музыкально-дидактической игре правила являются заданными. Они обучают, организуют и дисциплинируют детей. Обучающие правила информируют детей о том, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль и раскрывают способ действий.  Также они организуют и познавательную деятельность ребёнка: услышать и сравнить звуки, определить характер музыки, сравнить фрагменты музыкальных произведений и т.д., найти способ решения поставленной игровой задачи.

      Организующие правила раскрывают порядок и последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.

        Результат – это выполнение игровой задачи, которое служит завершающим концом музыкально-дидактической игры. Для педагога результат является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, в их применении. Для детей результат – это определённое достижение чего-либо, например, выполнение задания, заполнение карточки, отгадывание музыкальной загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка- одно из средств физического развития.

Темматическая консультация для воспитателей о роли музыки в формировании физического здоровья детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей: «Музыка как одно из средств физического развития»

Экскурс в историю.Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! В Древней Греции Пифагор в своём университете в Крот...

Музыка, как одно из средств физического развития ребенка

Консультация для педагогов и родителей...

Подвижная игра как одно из средств физической культуры

Презентация на тему: что такое игра, её функции, роль и классификация игр....

Консультация для родителей "Музыка – это одно из средств физического развития детей".

Ребёнок, с раннего возраста слушающий «живую» музыку и играющий с музыкальными инструментами, в дальнейшем с большей вероятностью реализует свой врождённый музыкальный потенци...

Мастер класс "Музыка как одно из средств физического развития дошкольника"

Материал содержит конспект мастер класса и презентацию...