Картотека подвижных игр
картотека по физкультуре (старшая группа)

ШИШОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

Данный материал будет интересен педагогам ДОУ. Подвижные игры подобраны в соответсвии с требованиями ФГОС, программным содержанием для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр в старшей группе.

Игры большой подвижности.

Карточка №1.«Кто быстрее до флажка»

Цель: Создание условий для организации соревнования, развития координации движения, ловкости.

На одной стороне площадки проводят линию. В 10 м от неё ставят на подставках флажки. Дети (4-6) с обручем в левой руке становятся на линии левым боком к флажкам на расстоянии 1м один от другого. По сигналу воспитателя: «Приготовились!» ---дети ставят обруч на землю по направлению к флажкам, придерживая его левой рукой, правую руку они держат наготове для удара по обручу. Затем воспитатель говорит: «Раз, два, три, кати!» - и дети катят обручи в сторону флажков, ударяя по ним правой ладонью. Дети, первыми докатившие обручи, поднимают флажки над головой.

Карточка № 2. «Не оставайся на полу»

Цель: создание условий для совершенствования умения детей ориентироваться в пространстве, закрепления умения организованно перемещаться в по игровой площадке в составе команды, развития ловкости, быстроты реакции.

В различных местах площадки, ближе к её границам, расположены предметы высотой 25-30см: скамейки, доски, поставленные на возвышения, ящики и т.д.  Выбирается ловишка. Ему на руку надевают повязку. Дети размещаются на возвышенностях в разных местах. По удары в бубен дети спрыгивают и бегают или прыгают по площадке, в зависимости от того темпа, который даёт воспитатель. Ловушка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя: «Лови!» - все дети снова взбираются на возвышенности. Ловишка ловит тех, кто не успел взобраться на возвышение. Пойманные дети садятся в стороне. После того, как игра повторяется 2-3 раза, проводится подсчет пойманных, выбирается новый ловишка.

Карточка №3.«Перемени предмет»         

Цель: создание условий для развития быстроты бега, крупной моторики кисти рук, ловкости.

Играющие встают у черты в 2-3 колонны по 4-5 человек в каждой. На другой стороне площадки, против каждой колонны, в кругу или на стуле лежит один кубик. У детей, стоящих в колоннах первыми,- мешочек с песком. По сигналу воспитателя они бегут к стулу, кладут на него мешочек, берут кубик и бегут обратно. Встав на своё место, они поднимают принесённый предмет вверх. Тот, кто оказался первым, получает флажок. Затем прибежавшие передают принесённый предмет стоящим в колонне, а сами идут в конец. Игра продолжается всегда ребёнку, прибежавшему первым, вручается флажок. Когда все дети пробегут по одному разу, отмечают, в какой колонне флажков больше. - Она победитель.

Карточка № 4. «Удочка»

Цель: создание условий для формирования умения подпрыгивать как можно выше. Развитие ловкости, быстроты реакции.  

Дети стоят в кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках верёвку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку с мешочком по кругу над самой землёй, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги. Время от времени необходимо делать в игре паузы, чтобы дать детям отдохнуть.

Карточка №5. «Стоп»

Цель: создание условий для  развития умения детей   ходить широким шагом, умения сохранять равновесие.

На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» при этих словах все играющие двигаются по направлению к водящему. Как только водящий скажет слово «Стоп!» все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Тот, кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп» и сделал добавочное движение, возвращается на исходную позицию. Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп». Те, кто возвращались на исходную позицию, начинают движение оттуда. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «Стоп». Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.

Карточка №6. «Охотники и зайцы»

Цель: создание условий для совершенствования выполнения игровых действий, развития глазомера, ловкости, выносливости.

Из числа играющих выбирается охотник,остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другом - дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе в дом. Зайцы выпрыгивают из-за кустов и прыгают (на двух ногах, на правой или левой – то как хочет) в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мячи (в руках у него 2-3 мяча). Зайцы, в которых он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом. После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но выбирается он не из числа подстреленных.

Карточка № 7. «Космонавты»

Цель: создание условия для развития внимания, речи, быстроты бега.  Формирования умения ориентироваться на действия других детей.

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

 Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет – опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено по 5 кружков. Это место для участников. Но кружков в ракете меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг им дают задание показать какое – ни будь упражнение.

Карточка № 8. «Белые медведи»

Цель: создание условий для развития быстроты бега, ловкости.

На площадке обозначается «льдина», где располагаются двое водящих – Медведь и Медведица. Остальные игроки – Медвежата. Они бегают по всей площадке (Купаются в море). По сигналу воспитателя Медведи – родители начинают ловить своих Медвежат, чтобы посадить их на «льдину».  Пойманным считается тот, кого удалось охватить руками. Когда на «льдине» окажется пара Медвежат, то они берутся за руки и тоже начинают ловить своих «братьев» и «сестер» (помогать родителям). Когда на «льдине появится ещё пара Медвежат, то они тоже берутся за руки и тоже помогают «родителям». Игра продолжается до тех пор, пока останутся не пойманными два Медвежонка. Их признают самыми ловкими и ри повторной игре назначают водящими. Медвежатам не разрешается разъединять руки тех, кто их поймал, и вырываться, а тем, кто ловит,- хватать убегающих за одежду и руки. Нельзя выбегать за границу площадки (эти игроки считаются пойманными).

Карточка № 9. «Совушка»

Цель: создание условий для  закрепления навыков лазания по гимнастической стенке. Развития быстроты бега, равновесие. Формирования дружеских взаимоотношений.

Из числа играющих выбирается Совушка. Воспитатель надевает ей шапочку с клювом. Остальные дети – птицы, жуки, мышки, зайцы и т.д. сова влезает на дерево (на 3-4 рейки гимнастической стенки), а все остальные дети бегают, изображая разных животных. Воспитатель говорит: «Ночь».  Животные замирают на своих местах. Совушка слезает с дерева и медленно летает вокруг. Кто из детей пошевелится, того Совушка уводит к своему дому. Воспитатель говорит» «День», и совушка вновь влезает на дерево. После одного повторения выбирается другая совушка, и игра продолжается.

Карточка № 10. «Горелки»

Цель: создание условий для развития быстроты бега, выносливости.

Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводятся линии. Один из играющих – ловящий – становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо – птички, летят, колокольчики звенят: раз, два, три, беги!»  После этих слов, дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем они успеют соединить руки. Если водящему удаётся это сделать, то он образует с пойманными новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удаётся никого поймать, то он остаётся в той же роли. Игра заканчивается, когда все играющие пробегают по одному разу.

Карточка № 11.  «Ловишки с ленточками»

Цель: создание условий для развития быстроты бега, ловкости.

Играющие становятся в круг, выбирают считалкой ловишку. Все, кроме ловишки, получают цветную ленту, которую закладывают за пояс. Ловишка встаёт в центр круга, по сигналу воспитателя: «Беги» - дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя: «раз. два, три, в круг скорей беги» - дети стремятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Карточка № 12. «Льдинки, ветер и мороз»

Цель:  создание условий для развития быстроты бега, быстроты реакции, выносливости.

Играющие образуют два круга и берутся за руки. Один круг выстраивается вокруг белой льдинки, другой возле синей. Дети идут по кругу и произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят динь-динь – динь!» По сигналу воспитателя: «Ветер!» все разбегаются в рассыпную. По сигналу: «Мороз!» нужно быстро построить круг вокруг своей льдинки и взяться за руки. Команда, которая первой построит круг, получает балл. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов. Бегать нужно, не задевая друг друга, использовать всю площадку.

Карточка №13.  «Серсо»

Цель:  создание условий для формирования умения бросать кольца на небольшое расстояние и ловить их. Развития меткости, глазомера, ловкости.

Двое детей становятся друг против друга на небольшом расстоянии (2-3м). один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на палку или руку, когда все кольца брошены, производится подсчёт, после чего дети меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка №14. «Пожарные на учении» 

Цель:  создание условий для развития умения лазать по гимнастические стенки. Вырабатывания смелости, ловкости, быстроты движений.

Дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5-6 шагов в 3-4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу воспитателя: «1.2.3. -беги!» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.

Карточка №15. «Волк во рве»

Цель: создание условий для закрепления умения прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, развития волевого усилия и выдержки.

На площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80-100см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает считалкой одногоиграющего «волком», а остальные - «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу воспитателя «волк во рве» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк – старается их поймать (коснуться).  Пойманных отводит в угол рва. Затем производится подсчет пойманных коз. Потом происходит замена волка, и игра повторяется.

 Карточка №16. «Угадай, что делали.»

Цель: создание условий для проявления инициативы, выдержки.  

Считалкой выбирают одного ребенка, который на 8-10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети в это время договариваются, какое действие они будутизображать. По слову «пора» отгадывающийповорачивается, подходит к играющим и говорит: «Здравствуйте, дети! Где вы бывали? Что вы видали? А дети отвечают: «Что мы видели - не скажем, а что делали – покажем.

Все дети изображают какое –нибудь действие (играют на гармошке, скачут на лошади и т.д.)  водящий должен отгадать это действие. Продолжительность игры 4-6 минут.

Карточка №17. «Лягушка и цапли»

Цель: создание условий для закрепления умения отталкиваться ногами при прыжках через верёвку.  Развитияловкости, быстроты движений.

Очерчивается квадрат– «болото», где живут «лягушки» в углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10-15 см. по сторонам квадрата протягивается верёвка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу: «цапля» она, поднимая ноги направляется к болоту и перешагивает через верёвку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через верёвку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через верёвку, цапля ловит лягушек. Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка №18. «Коршун и наседка».

Цель: создание условий для закрепления умения детей действовать сообща, слушать команды воспитателя, ловко увёртываться, быстро бегать.

В игре участвует группа детей (10человек).  Один из детей считалкой выбирается «коршуном», а другой- «наседкой», остальные – «цыплята», которые становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за другом. На противоположной стороне круг – «гнездо коршуна». По сигналу «Коршун!», он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего за наседкой. Наседка, «растопырив крылья», защищает своих цыплят, не даёт коршуну схватить цыплёнка, а цыплята двигаются за наседкой. Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка №19. «Хитрая лиса»

Цель: создание условий для формирования умения действовать согласно правилам игры, бегать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга.

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим –хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, а потом громче): «Хитрая лиса, ты где?» после третьего раза играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит: «Я здесь!» все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагиваясь рукой). После того, как лиса поймает и отведёт к себе в дом 2-3 ребёнка, воспитатель произносит: «В круг!» - и игра возобновляется. Если лиса долго не может никого поймать, то выбирают другого водящего.

Карточка №20. «Мяч водящему»

Цель: создание условий для закрепления умения метать и ловить мяч, развития ловкости, быстроты реакций.

Играющие строятся в 3-4 колонны. На расстоянии 2-2,5 м от первых игроков становятся водящие с мячом в руках. Воспитатель проводит черту (кладёт шнур) для игроков всех колонн и для водящих. По сигналу воспитателя водящие бросают мячи первым игрокам колонн, а те возвращают их водящим и перебегают в конец своей колонны (вся колонна друг за другом постепенно передвигается к исходной линии). Когда первым в колонне снова окажется игрок, начавший игру, он поднимает вверх руку - его команда победила. Игра повторяется.

Карточка №21. «Караси и щука»

Цель: создание условий для развития быстроты бега, ловкости, быстроты реакций.

Один ребёнок выбирается щукой, остальные играющие делятся на две группы. Одна из них образует круг – это камешки, а другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат скорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть, спрятаться за камешки. Пойманные щукой караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры, которая повторяется 3-4 раза, воспитатель отмечает, поймавшего больше всего карасей.

Карточка №22. «Два мороза»

Цель: создание условий для формирования умения четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

По считалке выбирают двух ловишек. (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос). Морозы стоят в середине площадки справа и слева, остальные дети стоят в начале площадки.  Ведётся диалог:

Морозы: - Мы два брата молодые, два мороза удалые.

                 -Я мороз – красный нос!

                -Я мороз синий нос!

               -Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?

Дети: - Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!

           -Раз, два, три-лови!

Дети бегут в другой конец площадки, а морозы «морозят» их в середине площадки (касаются рукой).  «Замороженные» дети уходят с поля. Игра продолжается с новыми морозами.

Игры малой подвижности:

Карточка№ 1. «Затейники»

Цель: создание условий для  воспитания внимательности. Развития умения действовать согласно правилам игры.

Выбирается затейник – водящий, который встаёт в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:

- Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе – сделай так….

Дети останавливаются, отпускают руки, а затейник показывает какое – нибудь движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим затейником. (3-4раза)

Карточка№ 2. «Фигура»

Цель: создание условий для развития фантазии, художественно-эстетический вкуса, внимания.

Ходьба в колонне по одному или врассыпную, по сигналу воспитателя: «Стоп!» - дети останавливаются и выполняют какую-либо «фигуру» -позу. Отмечаются «Фигуры» выполненные красиво чётко и интересно.

 Карточка№3«Угадай, чей голосок»

Цель: создание условий для развития слухового восприятия, внимания.

Играющие становятся в круг. Выбирается водящий, который встаёт в середину круга и закрывает глаза. Воспитатель указывает на одного из играющих, который должен будет произнести слова «скок-скок». После этого играющие идут по кругу и говорят нараспев:

Вот построили мы круг,

Повернемся разом вдруг,

А как скажем мы «скок-скок»

Угадай, чей голосок!

По команде воспитателя: «Можно!» -водящий открывает глаза и говорит, кто сказал «скок-скок». Если не угадал, то он остаётся водящим, а если угадал, то водящим становится угаданный говорящий.

Карточка№ 4. «Будь внимательным»

Цель: создание условий для развития внимания, быстроты реакции.

Воспитатель предлагает детям выполнить все движении, которые он им называет, но сам при этом может показывать совершенно другие движения. Например, воспитатель говорит: «Руки в стороны!», а сам в это время поднимает руки вверх и т.д. игра повторяется2-3раза.

Карточка № 5. «Кто ушёл?»

Цель: создание условий для развития внимательности.

Дети стоя в кругу. Водящий встаёт в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель дотрагивается до одного игрока, стоящего в круге, и он тихонько уходит. Водящий открывает глаза по сигналу воспитателя и отгадывает кто ушёл. Если водящий отгадал, то встаёт в круг и выбирает другого водящего. А если нет, то снова становится водящим. Игра продолжается.

Карточка № 6. «Летает -  не летает»

Цель: создание условий для обогащения словарного запаса детей, развития быстроты реакции.

Дети стоят в кругу. В центре круга воспитатель. Он называет предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Например, воспитатель говорит «Хлеб» и поднимает руки вверх, а дети должны подумать прежде чем поднять руки - летает этот предмет или нет, если не летает, то они не должны поднимать руки. Отмечаются дети, которые не ошибались.

Карточка №7. «Шмель»

Цель: создание условий для развития ловкости, быстроты движений.

Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч «ужаленный», поворачивается спиной в круг и в игре не участвует пока не будет осален другой ребёнок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный отворачивается спиной в круг.

Карточка № 8. «Великаны и гномы»

Цель: создание условий для развития двигательной активности детей, внимания.

Ходьба в колонне по одному. На сигнал воспитателя «Великаны» дети идут на носочках, подняв руки вверх, за тем следует обычная ходьба. На следующий сигнал «Гномы» дети идут в полуприседе. И так в чередовании.

Карточка№ 9. «У кого мяч?»

Цель: создание условий для развития внимания, быстроты и ловкости движений.

Дети встают по кругу лицом к центру, руки за спиной. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Воспитатель даёт одному из игроков маленький мяч. Дети начинают незаметно передавать мяч друг другу по кругу за спиной. Водящий, открыв глаза, должен определить у кого находится мяч, обращаясь к игроку: -Оля, покажи руки!  Мяч нельзя долго держать в руках. Нельзя водящему обращаться к детям по порядку. Если водящий определил у кого мяч, тот игрок становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....