Занятия физкультурой с гиперактивными детьми
консультация по физкультуре

Султанова Элеонора Владимировна

Занятия физкультурой с гиперактивными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_s_giperaktivnymi_detmi.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия физкультурой с гиперактивными детьми

Занятия физкультурой с гиперактивными детьми следует проводить с учетом ряда рекомендаций.

  1. Занятия должны проводиться регулярно с постепенным увеличением нагрузки, под наблюдением медицинского работника.
  2. Необходимо иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры, показательные выступления.
  3. Прежде чем приступить к занятиям, ребенок должен пройти медицинский осмотр, чтобы выяснить, не будет ли дополнительная нагрузка вредна для отдельных органов и систем.

Подбирая подвижные игры и упражнения для гиперактивных детей, учитываю следующие особенности таких детей:

  1. дефицит внимания,
  2. импульсивность,
  3. очень высокую активность,
  4. неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях),
  5. быструю утомляемость.

Поэтому при проведении занятий, придерживаюсь следующих правил:

  1. "не замечаю" мелкие шалости, сдерживаю раздражение и не повышаю голос на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
  2. применяю при необходимости позитивный физический контакт: беру за руку, глажу по головке, прижимаю к себе;
  3. ставлю в начало колонны, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
  4. даю разные поручения во время занятия (убрать, расставить оборудование);
  5. чаще хвалю за старание, за качественно выполненные упражнения, за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявляю свой восторг, если ребенок довел какое-то дело до конца.
  6. Для предупреждения переутомления и перевозбуждения детей использую на занятиях разнообразные игры и упражнения, чередуя подвижные с малоподвижными.

Используемые игры подбираю в следующих направлениях:

  1. Игры на развитие навыков концентрации внимания.

«Лови – не лови»

Цель: Развитие внимания, способности к обобщению.

Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в «Съедобное – несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например: сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например, один кон игры мог бы называться «Мебель – не мебель». Аналогично можно играть в такие варианты: как «Рыба – не рыба», «Транспорт – не транспорт», «Летает – не летает» и множество других. Количество выбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если она вдруг иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры, то есть категорию слов, которые он будет ловить. Дети иногда дают совершенно свежие и творческие идеи!

«Все наоборот»

Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят делать все наоборот. Попробуйте «легализовать» их страсть перечить. Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул – следует присесть, если вытянул вперед ногу – нужно отвести ее назад и т.п.

Примечание. От игрока потребуется не только желание перечить, но и умение быстро мыслить, подбирая противоположное движение. Обратите внимание ребенка на то, что противоположное – это не просто другое, а в чем-то похожее, но различающееся по направлению. Дополнить эту игру можно периодическими высказываниями ведущего, к которым игрок будет подбирать антонимы. Например: ведущий скажет «теплый», игрок тут же должен ответить «холодный» (можно использовать слова разных частей речи, у которых есть противоположные по смыслу: бежать – стоять, сухой – мокрый, добро – зло, быстро – медленно, много – мало и т. Д.).

«Волшебное слово»

Цель: Развитие внимания и способности детей к произвольности

Дети обычно очень любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.

Спросите у детей, какие они знают «волшебные» слова и почему они так называются. Если дети уже достаточно овладел этикетными нормами, то смогут ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будете выступать взрослый. А дети будут внимательными собеседниками, чувствительными к тому, сказали ли вы слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите (например, говорите: «Поднимите, пожалуйста, руки вверх!»), то дети выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, «Хлопните три раза в ладоши!»), то дети, приучающие вас к вежливости, ни за что не должены выполнять это действие.

2. Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации).

«Солдат и тряпичная кукла»

Цель: обучение детей расслабляться, т.е. обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления.

Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. Д.

 «Насос и мяч»

Если ваш ребенок хоть раз видел, как сдувшийся мяч накачивают насосом, то ему легко будет войти в образ и изобразить изменения, происходящие в этот момент с мячом. Итак, встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более акаченным. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» сдуется настолько, что даже упадет на пол.

Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.

«Рубка дров»

Цель: снятие эмоционального напряжения, сглаживание агрессии и импульсивности.

Каждый участник должен представить, что он рубит дрова, пантомимически поставить полено на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить на полено. При этом громко выкрикнуть: «Ха». Повторить действия несколько раз. Выполнять упражнение в течение 2-х мин.

3.Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления).

«Молчу – шепчу – кричу»

Цель: развитие способности осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать.

Ведущий договоривается о знаках, которые будет показывать детям. Например, когда он прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если он положил руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда ведущий поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Замри»

Цель: развитие внимания и памяти.

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.