Комплексы бодрящей гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
материал по физкультуре (младшая группа)

Марухина Елена Сергеевна

Комплексы бодрящей гимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«

ПРИЛЕТЕЛИ ВОРОБЬИ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в групповой комнате.

Воспитатель негромко стучит по окну.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетели весёлые воробьи. Поскорее просыпайтесь, веселее поднимайтесь.

(Воспитатель предлагает посмотреть на птиц. Дети за окном видят настоящих воробьёв или вырезанных из бумаги и заранее вывешенных за окном).

Воспитатель. Давайте поиграем. Мы с вами сегодня – воробьи – воробышки, маленькие добрые птички.

  • Ходьба обычная друг за другом (10 с).
  • Ходьба на носочках (10 с).
  • Медленный бег (10 с).
  • Построение в круг.
  • Дыхательное упражнение «Ах!» И. П. – стоя, руки вниз. Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести «а – ах – х – х». Повторить 2 раза.
  • «Воробышки машут крыльями». И. П. – ноги слегка расставлены, руки за спину. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Спрятать руки за спину. Повторить 5 раз; темп умеренный. Указание: сохранять устойчивое положение тела.
  • «Спрятались воробышки». И. П. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, опустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в И. П.  Повторить 5 раз; темп умеренный. Указание: после приседания хорошо выпрямиться.
  • «Воробышки дышат». И. П. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «ч – и – и – и – р – и – и – к», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Повторить 3 раза; темп медленный. Указание: вдох короче выдоха.
  • «Воробышки греются на солнышке». И. П. – лёжа на спине, руки – вверх. Поворот на живот. Вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп быстрый.
  • «Воробышки радуются». И. П. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 8 – 10 подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте. Повторить три раза.
  • Ходьба врассыпную в медленном темпе (20 с). Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки». Вдох – 1, 2 счёта; выдох – на 1, 2, 3, 4 счёта (20 с).
  • Ходьба по ребристым дорожкам.
  • Одевание.

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ДРЕССИРОВАННАЯ СОБАЧКА

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в групповой комнате.

Звучит запись лая собаки, сначала тихо, затем громче.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости кто – то идёт. Отгадайте загадку – и узнаете нашего гостя.

В будке спит,

Дом сторожит.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт.

Дети. Собачка.

Воспитатель. Правильно, собачка. Но к нам в гости придёт сегодня не простая, а цирковая, дрессированная собачка. Вставайте с кроваток.

(Воспитатель надевает маску собачки).

Воспитатель. Собачка знает много упражнений, она с нами проведёт бодрящую гимнастику. Запоминайте упражнения и выполняйте их правильно.

  • «Идём за собачкой» - ходьба обычная.
  • Ходьба «змейкой», руки за спиной.
  • Ходьба на носочках.
  • Построение в круг.
  • «Собачка приветствует гостей». И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Наклонить голову вперёд. Вернуться в И. П. Повторить 4 раза. Указание: резко голову не наклонять.
  • «Собачка рада детворе». И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Свести локти перед грудью. Вернуться в И. П. Отвести локти максимально назад. Вернуться в И. П. Повторить 4 раза; темп умеренный. Указание: спина прямая.
  • «Собачка веселит гостей». И. П. – сидя на полу, ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперёд, коснуться руками носков ног, выпрямиться. Вернуться в И. П. Повторить 4 раза; темп умеренный.
  • «Собачка радует ребят». И. П. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упор сзади. Повернуться на ягодицах на 360 градусов сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить по 3 раза в каждую сторону; темп умеренный. Указание: при повороте помогать руками.
  •  «Собачка тренируется». И. П. – лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу. Опустить. Поднять левую ногу. Опустить. Повторить по три раза каждой ногой; темп умеренный. Указание: руки от пола не отрывать.
  • «Собачка устала». И. П. – лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки и ноги вверх. Хаотичные движения руками и ногами. Вернуться в И. П. Повторить 4 раза; темп быстрый.
  • Ходьба по кругу с одновременным проговариванием скороговорки: «Я несу суп, суп, суп. А кому? Псу, псу, псу». Повторить три раза, сначала медленно, затем быстро. Указание: желательно отработать проговаривание скороговорки с каждым из детей заранее.

(Дети благодарят собачку за гимнастику и идут одеваться. Собачка убегает).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

В ГОСТЯХ У СОЛНЫШКА

(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И САМОМАССАЖА)

Проводится сначала в постели, затем в групповой комнате.

Играет спокойная музыка. В окна заглядывает солнышко. Воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит его по голове.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне.

А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянуло солнышко.

(Проводится игра «Солнечный зайчик»).

Воспитатель. Солнечный зайчик заглянул к нам в глазки. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте зайчика ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, ногах. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.

(Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату).

  • «Улыбнись солнышку». И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперёд, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в И. П. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в И. П. Повторить три раза; темп умеренный. Указание: быть внимательным, чётко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.
  • «Играем с солнышком». И. П. – сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами на 360 градусов. Вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный. Указание: при повороте руками не помогать.
  • «Играем с солнечными лучами». И. П. – сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп быстрый. Указание: ноги в коленях не сгибать.
  • «Отдыхаем на солнышке». И. П. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на левый бок. Вернуться в И. П. Выполнить по три раза в каждую сторону; темп умеренный.

Воспитатель. А вы знаете игру про солнышко?

(Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик». По команде «Солнышко» дети бегают по группе, по команде «Дождик» приседают. Игра проводится два раза. Дети прощаются с солнышком).

  • Ходьба по группе в медленном темпе (15 с).

(Проводятся закаливающие процедуры).

 

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ЗАБАВНЫЙ БУРАТИНО

(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ И ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА)

Проводится в постели.

В записи звучит песня «Волшебный цветок», муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.

Воспитатель. У каждого из вас есть любимая игрушка. А мне из всех игрушек больше нравится Буратино. Давайте его сегодня покажем в наших упражнениях. Внимательно слушайте и выполняйте все предложенные мной задания.

  • «Красивый лоб». И. П. – лёжа на спине. Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить 5 раз; темп умеренный.
  • «Смеющиеся глаза». И. П. – лёжа на спине. Потереть ладошками друг о друга, приложить к глазам. Повторить 4 раза; каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
  • «Рисуем брови». И. П. – лёжа на спине. Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить 4 раза; каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
  • «Длинный нос». И. П. – лёжа на спине. Указательным пальцем энергично провести по крыльям носа. Повторить 4 раза; темп быстрый. В конце упражнения показать, какой длинный нос у Буратино, слегка подёргать себя за нос.
  • «Смешные уши». И. П. – лёжа на спине. Растирать уши снизу3 вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (20 с); каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
  • «Покажем руки». И. П. – лёжа на спине. Похлопывание правой рукой по левой снизу вверх, затем сверху вниз. Похлопывание левой рукой по правой снизу вверх, затем сверху вниз (20 с); темп умеренный.
  • «Покажем ноги». И. П. – лёжа на животе, руки в стороны. Согнуть ноги в коленях и помахать ими в воздухе. Повторить 5 раз; темп быстрый.
  • Дыхательное упражнение «Ах!». И. П. – сидя, ноги слегка раздвинуты, руки опущены. 1 – вдох, 2 – 4 – выдох. На выдохе произнести «ах – х – х». Повторить три раза. Указание: вдох и выдох медленные.

(Звучит песня из телефильма «Приключения Буратино», муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина. Дети встают и одеваются).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ПРОСЫПАЮЩИЕСЯ КОТЯТА

(С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОМАССАЖА)

Проводится в постели.

Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка», муз. В. Ветлина, сл. Н. Найдёновой.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, пока вы спали? Отгадайте загадку:

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

Дети. Киска.

Воспитатель. Правильно, киска. Давайте поиграем. Мы сегодня с вами – маленькие пушистые котята.

Кот решил котят учить,

Как же нужно лапки мыть.

Мы недалеко сидели,

Все движенья подглядели.

Лапку правую потрём,

Дети растирают правую руку левой от кончиков пальцев вверх.

А потом её встряхнём.

Трясут правой рукой.

Вот и левой лапке тоже

Правой лапкой мы поможем.

Растирают левую руку правой.

Трясут левой рукой.

Ушко левое своё

Левой лапкой достаём,

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Растирают уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла.

Проведём по шёрстке лапкой,

Будет лобик чистый, гладкий.

Проводит пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам.

Дальше глазки закрываем,

Каждый гладим, умываем.

Гладят закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно.

Чистим носик осторожно.

Указательным пальцем энергично проводим по крыльям носа.

Грудку нам разгладить можно.

Гладят и постукивают по груди.

Вот и чистые котята,

Вот и выспались ребята!

Руки и ноги поднимают вверх. Выполняют хаотичные движения.

(Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка». Ребята – «котята» ложатся на живот и «точат» свои «коготки». Тихо «мяукают». Отдыхают. Воспитатель подходит к каждому ребёнку и гладит его. Дети встают, одеваются).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ЖУЧКИ - ПАУЧКИ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель. наступила весна, тёплое время года. Просыпается всё – природа, насекомые. Давайте представим, что мы с вами – жучки – паучки. Нам хорошо от тёплого солнца.

  • «Потянулись жучки». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться – руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.
  • «Проснулись глазки». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10 с); темп умеренный.
  • «Проснулись ушки». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10 с); темп умеренный.
  • «Проснулись лапки». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперёд руки и потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.
  • «Жучки греются на солнышке». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поворот на живот. 2 – поворот на спину. Повторить 5 раз; темп умеренный.
  • «Жучки готовятся к прогулке». И. П. – лёжа на спине, руки за головой. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Опустить. Поднять левую ногу, согнутую в колене. Опустить. Повторить 4 раза; темп умеренный.
  • «Весёлые жучки». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.1 – 3 – хлопки руками перед собой. 4 – вернуться в И. П.  Повторить 5 раз; темп быстрый.

Воспитатель. А сейчас жучки – паучки побегут по дорожкам.

«Воспитатель раскладывает ребристые дорожки – коврики из палочек. Дети идут по коврикам сначала медленно, затем быстрее (2 мин)).

Воспитатель. Жучки – паучки устали, пора им подкрепиться.

(Дети одеваются).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ВЕСЁЛЫЙ ЗООПАРК

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели.

Воспитатель. Дети, за вами было интересно смотреть, когда вы спали. Кто – то сопел, как маленький котёнок, кто – то во сне потягивался, как лисёнок, а кто – то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных.

  • «Звери проснулись». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.

Воспитатель. А теперь, дети, отгадайте загадку.

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит шустрая …

С. Михалков

Дети. Лисица.

  • «Хитрая лисичка». Улыбнуться, как хитрая лисичка. Повторить несколько раз.

Воспитатель. Отгадайте загадку:

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Он зубами щёлк!

Это серый …

Дети. Волк.

  • «Приветствие волчат». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперёд. Вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный.

Воспитатель. Дети, филин – это кто? Птица или животное? (Ответы детей).

  • «Филин». И. П. – лёжа на спине, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф – ф – ф – ф». Повторить 4 раза; темп медленный.
  • «Ловкие зайчата». И. П. – лёжа на спине, руки вверх над головой. Поднять ноги, пальцами рук достать до пальцев ног. Вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный.
  • «Ловкие обезьянки». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуться на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить 5 раз; сначала умеренно, затем быстро.
  • «Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «м – м – м – м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.
  • «Сильный слон». И. П. – лёжа на спине; ноги согнуты в коленях. 1 – 3 – имитация ходьбы. 4 – вернуться в И. П. (30 с). Темп умеренный.

Воспитатель. Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись. Вставайте с кроваток, одевайтесь, умывайтесь.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Русская народная потешка

 

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

РАСТЁМ ЗДОРОВЫМИ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в групповой комнате.

Воспитатель.

Кто, кто в этой спаленке живёт?

Кто, кто вместе с солнышком встаёт?

Это Маши, это Саши, Даши – все проснулись,

С боку на бок вместе дружно повернулись,

Вдруг, откинув одеяла, улыбнулись

И сказали дружно – дружно:

«Мы проснулись!»

(Звучит песня «Белые кораблики», муз. В. Шаинского, сл. Л. Яхтина. Дети встают с кроватей и проходят в групповую комнату).

  • «Дорожка здоровья». Ходьба по ребристой поверхности; ходьба «змейкой» между кеглей; прыжки на 2 ногах из обруча в обруч; ходьба по гимнастическим палкам; подлезание под дуги; ходьба по коврикам с шипами; ходьба по мокрым солёным дорожкам (по полотенцу, смоченному в солевом растворе); бег по сухим дорожкам (по сухим полотенцам, одеялам и т. д.).
  • Дыхательные упражнения. Вдох левой ноздрёй, правая – закрыта; выдох – правой (при этом закрыта левая). Указание: выдох длиннее вдоха. Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть «м – м – м – м», одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа; повторить два раза. Энергично произносить «н – б» (произношение этих звуков укрепляет мышцы губ) (10 с). Высунуть язык, энергично произносить «к – г», «н – г» (произношение этих звуков укрепляет мышцы полости глотки) (10 с). Несколько раз зевнуть и потянуться.

(Дети одеваются и готовятся к полднику).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ПРЯТКИ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели.

Воспитатель.

Птичка села на окошко,

Во дворе мяучит кошка –

Разбудить решили нас.

Всё! Окончен тихий час!

Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки.

(Дети ложатся поверх одеял. Звучит спокойная музыка).

Воспитатель.

Наши сонные ладошки

Просыпались понемножку,

В прятки весело играли –

Пальцы в кулачок сжимали.

Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы на руках.

Вот так, вот так делаем зарядку.

Вот так, вот так мы играем в прятки!

Пальчики на наших ножках

Знают в парке все дорожки.

Проверяют – где там пятки,

И играют с нами в прятки.

Ритмично сгибают и разгибают пальцы на ногах.

Вот так, вот так делаем зарядку.

Вот так, вот так мы играем в прятки!

Мы почти уже проснулись,

Наши ножки потянулись,

Помахали над простынкой,

Дружно спрятались за спинку.

Поднимают руки перед собой.

Машут ими перед собой.

Убирают руки за спину.

Вот так, вот так делаем зарядку.

Вот так, вот так мы играем в прятки!

Сцепим руки мы в «замочек»

У себя над головой.

Правый, левый локоточек

Мы сведём перед собой.

Руки за головой.

Дети сводят и разводят локти перед собой.

Вот так, вот так делаем зарядку.

Вот так, вот так мы играем в прятки!

Н хотят коленки спать,

Им давно пора вставать.

Мы коленки выставляли,

Быстро ножки выпрямляли.

Сгибают и разгибают ноги в коленях.

Вот так, вот так делаем зарядку.

Вот так, вот так мы играем в прятки!

Наши ротики – молчок,

Тренируем язычок:

Его спрячем и покажем.

«Добрый день! – мы звонко скажем.

Приоткрывают рот и быстро выбрасывают язык вперёд. затем втягивают его назад.

Вот так, вот так делаем зарядку.

Вот так, вот так мы играем в прятки!

Будем глубоко дышать,

С шумом воздух выдувать.

Наши носики проснулись,

Мы друг другу улыбнулись!

Через нос набирают с шумом воздух, задерживают дыхание на 1 – 2 с. С шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося [у]. Выдох длиннее.

Вот так, вот так делаем зарядку.

Вот так, вот так мы играем в прятки!

(Дети встают с кроватей. Выполняют упражнения).

  • «Вырастем большими».  И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, хорошо прогнуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить «у – х – х – х». Повторит 4 – 5 раз.

Воспитатель.

Ну – ка встали на носочки.        Дети встают на носочки, тянут

Ручки смотрят вверх у нас.        руки вверх. Опускают руки вниз.

Как в лесу растут грибочки,

Так и мы растём сейчас.

Дождик капает грибной

Прямо в душе, за стеной.

Значит, будем умываться –

Для здоровья закаляться!

(Дети выполняют закаливающие процедуры).

 

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

СПОРТИВНАЯ ПРОГУЛКА

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в групповой комнате.

(Звучит спокойная музыка. Дети встают с кроватей, переходят в групповую комнату. Под музыку идут по кругу).

Воспитатель.

Мы хотим друзей позвать        

В летнем парке погулять.

Шли сначала тихим шагом,

Смотрим – ручеёк с оврагом.

Чтоб пройти через мосточки,

Дружно встали на носочки.        Ходьба на носочках.

Глазки выше поднимаем

И уверенно ступаем.        Ходьба обычная.

Встретили в лесу мишутку

И спросить решили в шутку:

- Можешь, мишка, научить

Нас на пяточках ходить?        Ходьба на пятках.

Мы за мишкой повторяли,

И шагали, и шагали.

Шли по солнечной лужайке.              Ходьба обычная.

Вышел длинноухий зайка –

Скок да скок перед кустом.

Тоже прыгать так начнём.        Прыжки.

Зайка очень удивился,

По делаем заторопился.

Ничего сказать не смог

И пустился наутёк.        

Очень быстро мы бежали,        Обычный бег.

Только зайку не догнали.

Рядом с озером глубоким

Тихо уж шуршал в осоке.

Мы ведь тоже так умеем –        Бег «змейкой».

Извиваясь, бегать «змейкой».

Молодцы! Мы чудесно погуляли в лесу. А теперь выполним ещё упражнения.

  • «Улитки». И. П. – сидя на полу, ноги слегка согнуты в коленях, руки согнуты в локтях. Передвигаться на полу вперёд, не помогая руками, отталкиваясь только ногами.

Лист литки доедали

И за ними наблюдали.

Их давайте развлечём –

Как улитки поползём.

Сядем и одновременно

Будем, обхватив коленки,

Ножки выставлять вперёд, -

Кто быстрее всех ползёт?

  • «Паучки». И. П. – сидя на полу, упор рук сзади. Поднять таз от пола и двигаться на руках и ногах.

Вдруг по камню у реки

Пробежали паучки.

Ноги шире, а руками

Упираемся в песок.

Три, четыре, три, четыре –

Так шагает паучок.

  • «Весёлые собачки». Передвигаться на четвереньках, на прямых руках и ногах.

Все притихли, замолчали.

Прибегаем со всех ног,

А навстречу – наш щенок.

Начал хвостиком вилять –

Очень просит поиграть.

Мы на четвереньках с ним

Друг за другом, круг за кругом,

Как весёлые собачки,

Быстро – быстро побежим.

  • «Молодцы!» Вдох через нос, задержать дыхание, медленный выдох через рот. При выдохе произносить слово «молод – цы». Повторить три раза. Указание: выдох продолжительный.

Мы дышали и играли,

Много нового узнали.

Ручки тянем высоко,

Вот как дышится легко!

Вдох глубокий через носик,

Выдох! Хором произносим:

«Вот какие мо – лод – цы!»

(Разделить детей на 4 группы. Заранее разложить в разных местах мячи, скакалки, палки, обручи. Предложить детям подойти к тому спортивному инвентарю, с которым они хотят заниматься. В течение 5 минут дети занимаются с выбранным инвентарём. Закаливающие процедуры).

         

        Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели, затем в групповой комнате.

Звучит песня про Буратино из телефильма «Приключения Буратино», муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.

Воспитатель. Дети, к нам кто – то идёт в гости. Слышите, гость уже стучится в дверь?

(Появляется Буратино).

Буратино. Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите играть с игрушками. И у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем своими упражнениями разные игрушки. Но сначала отгадайте загадку про игрущку, которая очень нравится девочкам.

Может, хочешь поиграть

И меня на руки взять,

На прогулку отвести

И косички заплести?

Уложи меня в коляску,

Я тогда открою глазки.

         (Кукла).

Е. Виноградова

Дети. Это кукла.

Буратино. Правильно, это кукла.

  • «Кукла». И. П. – лёжа на спине.

Любим мы играть и даже                      Дети поворачивают голову направо – вдох.

Кукол вам сейчас покажем.

Ровно улеглись в постели

И направо посмотрели,

Тут же глубоко вздохнули

И головки повернули.

А теперь мы выдыхаем,                             Выдох, возвращаются в И. П.

Смотрим вверх и отдыхаем,                               Поворачивают голову налево – вдох,

Дышим ровно, не спешим,                   возвращаются в И. П.- выдох.

То же влево повторим.                                    Повторить 3 раза; темп умеренный.

Е. Виноградова.

Указание: не выполнять резких движений головой.

Буратино. Отгадайте следующую загадку.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? …

Дети. Буратино.

Буратино. Я рад, что вы сразу отгадали загадку про меня.

  • «Буратино». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – одновременно поднять руки и ноги. 2 – вернуться в И. П. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза; темп умеренный.

Буратино. Молодцы! Теперь ещё загадка.

Совсем не нужен ей водитель,

Ключом её вы заведите –

Колёсики начнут крутиться.

Поставь, и она помчится.

(Ответы детей).

  • «Заводная машина». И. П. – лёжа на спине. 1 – вращательные движения руками перед грудью («завёлся мотор»). 2 – 3 – вращательные движения ногами. 4 – вернуться в И. П. Повторить три раза; темп сначала умеренный, затем быстрый, в конце медленный.

Буратино. И эта загадка про персонажа из сказки. Угадайте, какой?

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок

Всё ж попался …

(Ответы детей).

  • «Колобок». И. П. – сидя, ноги вместе, упор, руки сзади. 1 – 2 – согнуть ноги в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками. 3 – 4 – вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный.

Буратино. Послушайте следующую загадку.

Зверь смешной в огромной клетке

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости

К общей детской радости.

(Обезьяна)

  • «Забавная обезьянка». И. П. – лёжа на животе. 1 – поворот на спину. 2 вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный.

Буратино.

Лёгкий, круглый, но не мяч,

И не прыгает он вскачь.

На верёвочке висит,

Зазеваюсь – улетит.

 (Ответы детей).

  • «Надуем воздушный шарик». И. П. – сидя на кровати. Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1 – 2 с. С шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у]. Указание: учить детей делать вдох, продолжительностью 3 с, выдох – 6 с.

Буратино. Ребята, мне очень нравится, как вы выполняете упражнения. Мне стоит у вас поучиться. Можно, я ещё приду к вам в гости?

Воспитатель. Конечно, приходи, Буратино. А хочешь с нами поиграть?

Буратино. Хочу.

Воспитатель. Ребята, вставайте с кроватей, и давайте поиграем с Буратино.

(Проводится игра с воздушным шариком: Буратино бросает шарик одному из детей, тот, поймав, бросает шарик следующему).

Буратино. Ребята, у вас в детском саду весело и интересно. Мне даже не хочется уходить. Но меня ждут друзья.

(Дети прощаются с Буратино).

  • Дыхательное упражнение.  Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (левая закрыта указательным пальцем).

Воспитатель. А теперь пора одеваться. Вас ждут ваши любимые игрушки.

 

                

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ИГРАЕМ И ТАНЦУЕМ

(МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА)

Проводится в групповой комнате.

Воспитатель.

Ясный день – цветы смеялись,

Бабочки к цветам слетались,

В солнечных лучах купались.

А ребята просыпались.

Очень нравится опять

Нам играть и танцевать.

Е. Виноградова

(Дети встают с кроватей, переходят в групповую комнату. Проводится музыкально – ритмическая гимнастика (описание движений А. Бурениной) под песню «Зверобика», муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта и А. Левенбука. Из детей выбираются 4 ведущих: «кошка», «змея», «цапля» и «обезьяна». Если игра проводится с детьми 2 – 3 лет, в центр выходит воспитатель).

Зверобика

Уселась кошка на окошко

И стала лапой уши мыть.

Понаблюдав за ней немножко,

Её движенья можно повторить.

В центр выходит «кошка» и выполняет движения по тексту. Остальные дети повторяют движения за «кошкой».

Припев:

Раз, два, три – ну – ка, повтори!

Три, четыре, пять – повтори опять!

Очень хорошо!

На припеве повторяются движения животных, описанные в предшествующем куплете. На последние слова дети делают три хлопка.

Змея ползёт лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

А мы движение такое

Рукою можем вам изобразить.

В центр выходит «змея», рукой показывает, как движется змея. Остальные дети повторяют эти движения.

Припев.

На припеве повторяются движения животных, описанные в предшествующем куплете. На последние слова дети делают три хлопка.

Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать –

Ведь обезьяны наши предки,

А предкам, детки, надо подражать.

В центр выходит «Обезьяна», имитирует движения обезьяны. Остальные дети повторяют эти движения.

Припев.

На припеве повторяются движения животных, описанные в предшествующем куплете. На последние слова дети делают три хлопка.

Весь день стоит в болоте цапля

И ловит клювом лягушат.

Не трудно так стоять ни капли

Для нас, для тренированных ребят.

В центр выходит «цапля», затем стоит на одной ноге. Остальные дети повторяют стойку.

Припев.

Живёт на свете очень много

Мартышек, кошек, птиц и змей,

Но, человек, ты друг природы

И должен знать повадки всех зверей.

Припев.

Все дети идут по кругу.

Идут к центру, поднимая руки вверх. Отходят назад, одновременно хлопая в ладоши над головой.

В заключение выполняют наклон вниз, руки расслаблены.

Воспитатель.

Встали в круг мартышки, змейки,

Птички, котики и кошки.

Вот как двигаться умеем!

Отдохнуть пора немножко.

Предлагаем поиграть –

Хорошенько подышать.

Вот пищащие игрушки,

Из резины все зверушки.

Кто – то выберет утёнка,

Или рыбку, иль мышонка.

Их начнём в руках сжимать –

Будут голос подавать.

Там, где дырочка, игрушку

Мы прихватим за бочок, -

И зверушки все – молчок!

А теперь давайте сами

Дружно посопим носами.

Е. Виноградова

(Проводится упражнение на дыхание).

  • Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (левая закрыта). Повторить три раза.
  • Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот. Повторить два раза. Указание: выдох длиннее вдоха.

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

        

ЗАБАВНАЯ ЗАРЯДКА

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в групповой комнате.

Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату. Негромко звучит запись песни «Вместе весело шагать (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Ну, давайте поиграем –

Вот арена цирковая.

Мы шагаем по порядку

На забавную зарядку.

Дети встают в круг. Идут друг за другом.

Красный нос, костюм в заплатках –

Это клоун встал на пятки.

Мы ему покажем дружно,

Как ходить на пятках нужно.

Идут на пятках.

А за клоуном – болонка,

Успевает тявкать звонко,

Танцевать забавно очень.

Вместе встанем на носочки.

Идут на носочках.

Вот гимнасты на арене,

Высоко подняв колени,

В такт под музыку шагают.

Лентами в руках играют.

Тоже мы умеем так.

Идут, высоко поднимая колени.

Перешли на быстрый шаг.

Ходьба  быстрым шагом.

А теперь аттракцион –

На арену вышел слон.

Через тумбы он шагал,

Хобот высоко держал.

Мы движенья повторяем –

Кубики переступаем.

Ходьба с перешагиванием воображаемых препятствий.

Дрессированной лошадке

Скучно просто цокать шагом.

Пони скачет быстро слишком –

Мы за ней бежим вприпрыжку.

Бегут друг за другом.

Превратился детский сад

В целый цирковой парад.

Медленно идём по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Идут друг за другом.

Завершаем представленье.

Мы в хорошем настроенье!

Встают в круг.

Есть у клоуна привычка:

Брызгать зрителей водичкой.

Чтоб не начал он шутить,

Будем с амии руки мыть!

Е. Виноградова.

Закаливающие процедуры.

  • «Самолёт». И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Руки в стороны, - в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд.        Правую руку в сторону.

Левое крыло вперёд.        Левую руку в сторону.

Раз, два, три, четыре,        Поворот вправо (потом влево).

Полетел наш самолёт.        Вернуться в и. п.

Повторить 2 раза; темп умеренный.

  •  «Мельница». И. П. – наклон вперёд, ноги на ширине плеч, руки в стороны.

Наклоняемся вперёд,                                                  Правой рукой коснуться пола,

Руки в стороны.        левая – назад в сторону. Смена

Ветер дует, помогает,        положения рук.

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре –

Завертелась, закружилась.

Повторить 4 раза; темп быстрый.

  • «Насос». И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

А теперь насос включаем,                                               Наклон влево, правая рука скользит

Воду из реки качаем.        вверх вдоль туловища (до

Влево – раз,        подмышечной впадины, вернуться

Вправо – два.        в и. п. То же влево.

Потекла ручьём вода.

Повторить 3 раза; темп умеренный.

  • «Стойкий оловянный солдатик». И. П. – о. с.

На одной ноге постой – ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Правую ногу подними,                                          Поднять правую ногу, согнутую в колене.

Да смотри не упади.                                               Постоять в таком положении.

А теперь постой на левой,                                    Поднять левую ногу, согнутую в колене.

Если ты солдатик смелый.                                   Постоять в таком положении.

                         Вернуться в и. п.

Повторить 2 раза; темп умеренный.

  • «Вырастем большие». И. П. – о. с.

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши.

На два счёта поднялись,                    Потянуться на носках с подниманием рук вверх.

Три, четыре – руки вниз.                   Вернуться в и. п.

Повторить 5 раз; темп умеренный.

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ПОИГРАЕМ С НОСИКОМ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ И САМОМАССАЖА)

Проводится в постели, затем в групповой комнате.

Воспитатель.

Если нас, ребята, спросят,

Для чего же нужен носик,

Что мы будем отвечать?

Помогает нам дышать,

Аромат цветов вдыхать,

Фруктов, супа, булок сдобных

Вкус и запах различать.

А ещё ведь так удобно

На носу очки держать.

Если вы ещё в кроватках,

Есть для носиков зарядка.

                                     Е. Виноградова.

Давайте поиграем с носиком.

(Звучит спокойная музыка).

  • «Найди свой носик». И. П. – лёжа на спине. С закрытыми глазами найти нос и подёргать его за кончик. Повторить 5 раз.
  • «Носик дышит». Взрослый предлагает детям закрыть рот, крепко сжать губы, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос. Повторить 4 раза; темп умеренный.
  • «Носик тренируется». Вдох. На вдохе через нос ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая указательными пальцами обеих рук на крылья носа. На выдохе руки от носа убрать. Выдох через нос. Повторить 3 раза; темп медленный.
  • «Носик радуется». Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (левая закрыта указательным пальцем). Выполнить 8 – 10 вдохов – выдохов; темп умеренный.
  • «Носик – шалунишка». Вдох. На выдохе ребёнок постукивает указательными пальцами обеих рук по крыльям носа и произносит «м – м – м». Повторить 4 раза.
  • «Массаж носика». Поглаживание носа от крыльев к переносице и наоборот. Повторить 3 раза.

(Дети встают, переходят в групповую комнату. Проводятся дыхательные упражнения).

  • «Паровозик». Ходьба по комнате с попеременными движениями руками, согнутыми в локтях. Вдох. На выдохе произносить «чух – чух – чух» (20 – 30 с).
  • «Петух». И. П. – стоя, ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох, развести руки в стороны. 2 – 4 – выдох, опустить руки, при этом хлопая по бёдрам и произнося «ку – ка – ре – ку». Повторить 4 – 5 раз; темп умеренный.
  • «Каша кипит». И. П. – сидя, одна рука на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф – ф – ф – ф». Повторить 3 – 4 раза; темп умеренный.
  • «Шагом марш!» Ходьба с высоким подниманием коленей. На два шага – вдох, выдох – на три шага (30 – 40 сек.)

(Проводятся закаливающие процедуры).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

        

ПОИГРАЕМ С УШКАМИ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОМАССАЖА)

Проводится в постели.

Воспитатель.

Непоседы, хохотушки,

Для чего нужны нам ушки?

Отвечайте поскорей,

Вспоминайте про зверей.

Кошка ушки навострила

Мышку взглядом проводила.

Приподнимает ухо пёс –

Словно задаёт вопрос.

Зайка ушком поведёт –

 Кто с ним рядом, узнаёт.

Жарко. В джунглях ходит слон,

И ушами машет он.

Есть, представьте, ушки

У птичек и лягушек.

Е. Виноградова

Давайте поиграем с ушками.

(Звучит спокойная музыка).

  • «Покажи ушки».

Ушки ты свои найди

И скорей мне покажи.

(Дети с закрытыми глазами находят уши и слегка дёргают за них).

Повторить 5 раз.

Вариант – предложить детям правой рукой найти левое ухо, а левой рукой – правое.

  • «Похлопаем ушами». Завести ладони обеих рук за уши и загнуть уши вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опустить их. При этом ребёнок должен слышать хлопок. Повторить 5 раз.
  • «Надеваем серёжки на уши». Захватить кончиками больших и указательных пальцев обеих рук мочки ушей и тянуть их вниз, а затем опустить. Повторить 5 – 6 раз.
  • «Покрутим козелок». Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать козелок. Захватив таким образом козелок, слегка сдавливать и поворачивать его в течение 20 – 30 с.
  • «Красивые ушки». Указательными и большими пальцами обеих рук растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла в течение 30 с.
  • «Моем за ушками». Растирать за ушами до ощущения тепла в течение 20 с.
  • «Согреем наши ушки». Согреть ладошки, потерев друг о друга до ощущения тепла. Затем приложить к ушам и потереть ими всю раковину.

(Дети встают. Выполняют закаливающие процедуры).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.