Консультация для педагогов
консультация по физкультуре (младшая группа)

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения занятий с детьми раннего возраста.

С детьми до одного года занимаются индивидуально. С ними проводятся рефлекторные движения, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения для отдельных групп мышц (ползание, переворачивание с живота на бок, спину, подпрыгивание и переступание с поддержкой, бросание предметов и др.). Упражнения сочетаются с массажем. Длительность занятия 5—10 мин.

С детьми от года до полутора лет занятия физическими упражнениями проводятся по подгруппам из 2—4 человек, а с детьми от полутора до двух лет — по подгруппам из 5—7 человек.

В занятия с детьми от года до полутора лет включаются общеразвивающие упражнения из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа), основные движения и подвижная игра.

Общеразвивающие упражнения выполняются всей подгруппой. Воспитатель делает их вместе с детьми и поясняет, как нужно действовать.

Основные движения в начале года дети делают по одному. Воспитатель только показывает упражнение каждому ребенку, помогает выполнить его, активизирует стремление детей к самостоятельному выполнению. Широко применяются имитации, зрительные и звуковые ориентиры.

С накоплением двигательного опыта, развитием речи у детей с полутора лет появляется способность выполнять упражнения одновременно всей подгруппой (ползание, бросание мяча и др.). Воспитатель подбирает общеразвивающие упражнения для воздействия по возможности на все мышцы, проводит их чаще с индивидуальными предметами (погремушками и др.), в сюжетной форме. В занятия включаются более разнообразные основные движения (ползание, пролезание, перелезание, бросание мяча в корзину, ходьба по ребристой доске и др.). Особое значение приобретает взаимосвязь слова и движения. В процессе выполнения упражнения воспитатель общается с детьми, поясняя правила, поощряя малышей, оказывая им индивидуальную помощь[1].

С малышами третьего года жизни проводятся еженедельно два занятия в первой половине дня, не менее чем через 30 мин после завтрака. Занятия по физической культуре проводятся с подгруппами детей. Занимаются дети в физкультурной форме, только на первые занятия приходят в облегченной одежде.

М.Ф. Литвинова в физкультурные занятия с детьми третьего года жизни включает три части. Первая часть занятия является вводной и, как правило, направлена на обучение детей правильной ходьбе.

Чтобы при выполнении общеразвивающих упражнений научить ребенка более осознанно относиться к выполнению задания, понимать слова педагога, сопровождающие его действия, сформировать правильные умения выполнения естественных, жизненно важных движений, общеразвивающие упражнения следует объединять с игровым упражнением. Такой вариант наиболее приемлем. Детям предлагается выполнить доступные и полезные движения в виде четких заданий, отвечающих определенной задаче развития моторики малышей. С помощью игровых упражнений педагог не только создает условия для обучения детей движениям, но и повышает их заинтересованность в целенаправленном действии, стимулирует двигательную активность. Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми видами основных движений.

Вторая часть занятия начинается с бега. Дети бегают по периметру зала, преодолевая препятствия. Бег с препятствиями включает выполнение конкретных заданий. Этот вид бега выбран не случайно. Именно препятствия, которые преодолевает ребенок во время движения, помогают развивать качественную сторону бега. После выполнения беговых упражнений дети восстанавливают дыхание.

Такие основные движения, как прыжки, ползание, лазание, равновесие, отдельные виды ходьбы, целесообразно объединять в комплексы (от четырех до шести движений), так называемые дорожки препятствий. Большое место в работе с малышами на физкультурном занятии занимают упражнения с мячом. Чтобы малыш быстрее приобрел собственный двигательный опыт, т.е. научился свободно обращаться с мячом, на занятиях дети выполняют от трех до шести упражнений, и не только с мячами, но и с такими пособиями, как набивные мешочки, «клубочки», массажные мячи, обручи.

Комплексы основных движений чередуются в следующей последовательности:

• упражнения с мячами;

• дорожка препятствий;

• повторные упражнения с мячами.

В третьей части занятия обязательно проводится подвижная и спокойная игры или хорошо знакомое игровое упражнение.

Успех обучения в значительной степени зависит от руководства воспитателя деятельностью детей на физкультурном занятии, от желания ребенка овладеть тем, чему его учат.

На физкультурном занятии с детьми третьего года жизни нужно создавать ситуации, чтобы дети учились самостоятельно выбирать направление движения, находить свое место в пространстве: дети убегают от мяча и прячутся за скамейку, кладут мячи за скамейку, а достают из-под скамейки, дети по залу «едут на машине», ищут мячи, выбирают свою дорожку.

Во время занятия воспитатель решает следующие методические задачи:

  • • учить детей видеть границы действия (дети проходят на высоких четвереньках по гимнастической доске, прыгают из обруча в обруч, не наступая на ободок, проходят приставным шагом по канату);
  • • направлять внимание детей на чувственное восприятие скорости движения («машины едут» быстро и медленно, также быстро и медленно можно стучать кубиками друг о друга, катить мяч);
  • • развивать у детей ориентировку на величину предмета (дети идут и перешагивают через препятствия высокие, низкие, проходят по доске широкой, узкой, бросают вдаль мячи большой, чуть поменьше и маленький);
  • • создавать у детей представление о движении. Помочь ребенку не только увидеть движение в целом, но и увидеть и понять движения отдельных частей тела. Учить детей ориентироваться на себя. Общаясь с ребенком, говорить ему: «Спрячь кубики за спину, подними ленточки над головой, положи мяч на голову, согни ножки в коленочках, передай мяч из руки в руку, ляг на спину, перевернись на живот, покрути палочку султанчика в ладошках»;
  • • развивать умение различать понятия «близко — далеко», «низко — высоко». Расстояние дети оценивают, ориентируясь на предметы. На стене закреплены цветные кружочки: красные — высоко, а зеленые — низко. Дети изменяют длину шага, если предметы, на которые они встают, лежат на разном расстоянии: набивные мешочки лежат близко друг от друга, а массажные коврики — далеко друг от друга;
  • • формировать у детей точные представления о свойствах предметов: цвете, форме, величине, весе, а также об их количестве и положении в пространстве. При выполнении двигательного действия ребенок ощущает и воспринимает, что большой мяч — тяжелый, снежок и маленький мяч — легкие, набивной мешочек — тоже тяжелый; чувствует различия в поверхности предмета: гладкая — «колючая» (массажный мяч), мягкая — твердая; замечает разницу в количестве: один — много (на полу рассыпано много цветных кубиков, но чтобы выполнить упражнение, надо взять только два);
  • • научить узнавать форму (шар, кольцо, круг, куб). В двигательном задании называть нужные параметры предмета и действия: «Возьми маленький мяч и брось его в маленький кружочек, большие мячи положи в большую корзину, а в корзину чуть поменьше положи маленькие мячи, машины едут быстро по широкой дороге, а по узкой дорожке машины едут медленно». Если задание поставлено перед ребенком понятно, он вспоминает знакомую величину, узнает и выбирает предмет и выполняет двигательное задание.

Также необходимо создавать на занятии ситуации, чтобы дети

могли сами подбирать способ действия в зависимости от конкретных

условий:

• не показывая движения, предложить бросить мяч вверх через обруч, расположенный горизонтально к полу;

• дать ребенку задание бросить мячи вдаль, в зависимости от их величины он сам найдет удобный способ выполнить действие. Чтобы ребенок научился самостоятельно выполнять движения на занятии, необходимо продолжать расширять его двигательный опыт:

• учить все известные ему двигательные действия выполнять на одном пособии — по гимнастической скамейке можно ходить, преодолевать препятствия; ползать, лежа на животе и подтягиваясь на руках, можно перелезать через гимнастическую скамейку и пролезать под ней, прокатывать по скамейке мячи разной величины;

• учить выполнять с одним предметом разные движения — через обруч пролезают, по дорожке из обручей прыгают, его вращают, стоя на одном месте, обруч катят, перехватывая ободок, и т.д.;

• объединять разные пособия в комплексы для выполнения одного или нескольких движений;

• учить ребенка ставить перед собой задачу. При бросании мяча в вертикальную цель спросить малыша, в кружок какого цвета он хочет бросить мяч. Он может назвать цвет или показать выбранный кружочек. Это и есть поставленная ребенком задача. Задание выполнено, спросите, попал ли его мяч в выбранный кружочек. Так развивается у ребенка способность удерживать в памяти поставленную задачу и соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить[2].

Виды занятий физической культуры в первой младшей группе:

  • -традиционные, в которых отрабатываются упражнения разного характера, сгруппированные под общую тему;
  • -сюжетные, то есть занятиями, проводимыми от имени сказочного персонажа (игрушки или педагога в соответствующем костюме, например, медведя, зайца, колобка и др.);
  • -ритмическая гимнастика (к примеру, организованными по типу гимнастики пробуждения).
  • -нетрадиционная (к примеру, совместное с родителями занятие на воздухе или поход в бассейн).
  • Как правило, можно использовать элементы всех видов занятий в одном, что позволяет разнообразить набор упражнений, а также способствует всестороннему развитию детей в рамках отведённого на занятии времени.
  • С самыми младшими ребятами практикуются только общеразвивающие упражнения, то есть задания, включающие отдельные или в сочетании друг с другом движения, доступные в исполнении и при этом воздействующие на конкретные группы мышц, что позволяет дозировать нагрузку.

Способы организации детей на занятии:

  • -Фронтальный
  • -Групповой
  • -Индивидуальный
  • При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.
  • Групповой способ - обеспечивает возможность самостоятельного упражнения знакомых движений небольшой группе детей, что позволяет воспитателю обучать другую группу двигательному действию. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.
  • При индивидуальном способе, ребенок делает упражнение самостоятельно, а воспитатель проверяет качество выполнения и даёт соответствующие указания.
  • На одном занятии можно чередовать способы организации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....