Сообщение "Развитие двигательных способностей у детей с задержкой речевого развития" на муниципальном семинаре-практикуме Центра методического сопровождения
консультация по физкультуре

Копылова Наталья Владимировна

Сообщение "Развитие двигательных способностей у детей с задержкой речевого развития" на муниципальном семинаре-практикуме Центра методического сопровождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_seminare-praktikume.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Развитие двигательных способностей у детей

с задержкой речевого развития»

на муниципальном семинаре-практикуме

Центра методического сопровождения

                                          Подготовила инструктор

                                                                  по физической культуре

                                                                  МАДОУ № 22 «Золушка» г. Пушкино

                                                                  Копылова Наталья Владимировна.

        

февраль 2022 год

      Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

      Задержка речевого развития  это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а 3 года у него не  сформирована связная речь.

         Коррекция задержки речевого развития (ЗРР)  является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым годом, практически у каждого третьего ребенка наблюдаются различные виды ЗРР. Дошкольники   ЗРР  имеют плохую координацию сложных движений, у них проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. Заметны сложности при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания.

        Профилактика задержки речевого развития  (ЗРР) средствами физического воспитания является одной из  главных задач речевого развития в условиях детских дошкольных учреждений (ДОУ). Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности всех психических процессов.    Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих  ученых.

       Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Исследованиями многих учёных показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики.

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Василий Александрович Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Нарушения же моторики могут создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

       Из опыта своей работы знаю, что  наиболее эффективным средством развития и коррекции моторной организации детей с ЗРР является использование на физкультурных занятиях игр и игровых упражнений с предметами. Действия с предметами, в отличие от упражнений без атрибутов, благодаря их наглядности и практической направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые. В связи с этим у них повышается мотивация к таким занятиям, появляются осмысленность и целенаправленность при выполнении различных предметных манипуляций. Иными словами, работа над упражнениями с предметами приобретает для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук.
           Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом. Почему с мячом? Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции ребёнка. Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности по ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дизграфии. Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются мячи из различных материалов. Эти игры не требуют большого пространства.

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет оказывается комплексная помощь детям   с задержкой речевого развития.

Учитель-логопед объединяет и  координирует деятельность педагогов: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания, родителей. Все специалисты ДОУ хорошо знают особенности речевого развития детей.

          Особое внимание уделяется наиболее  эффективным средствам для совершенствования координационных способностей  дошкольников с задержкой речевого развития.  Такими являются следующие образовательно-развивающие и коррекционно-оздоровительные упражнения как:

  •  дыхательная гимнастика;
  •  упражнения  для развития моторики рук;
  •  упражнение на развитие чувства ритма;
  •  упражнение на развитие  ориентироваться в пространстве;  
  •  упражнение на развитие   чувства равновесия (статического и динамического);
  •  упражнение на развитие   способности управлять силовыми и пространственно-временными параметрами движения,
  •  упражнение на развитии способности к перестроению движения.

Результативность применения названных средств обеспечивает оптимальное соотношение методов стандартно-повторного и вариативного упражнения с преобладанием по мере усвоения умений и навыков метода строго-регламентированного варьирования.

 Например:, при обучении бегу в разном темпе  применяю  подвижную игру «Походи и побегай» и параллельно решаю речевые задачи: договаривание детьми фраз (Как самолет гудит? – У-у-у. Как заводится мотор? Жу-жу-жу. Как мотор выключается?  Ш-ш-ш).

   Мои занятия включают такие средства логопедической ритмики как:

Музыкально-двигательные:

  • ритмизированная ходьба (ходьба под бубен, под музыкальное сопровождение)
  • упражнения на регуляцию мышечного тонуса;
  • упражнения на развитие правильного речевого дыхания; («Заведи моторчик»)
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • упражнения на развитие чувства темпа;
  • упражнение с элементами танцев.

Двигательно-речевые:

  • упражнения на развитие артикуляции и дикции;
  • упражнения на развитие координации движений и речи; (упр. «Мы одежду одеваем)»,
  • упражнения на развитие речевого внимания; ( П/и «Дождь, солнце, ветер»)
  • упражнения с предметами (с использованием физкультурного оборудования)

           В каждое занятие включаю подвижные игры, стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, игры-упражнения для развития моторики кистей и пальцев рук, артикуляционную гимнастику в игровой форме, релаксационные упражнения.

       Значительная роль в работе отводится совершенствованию ритмического строя речи, то есть играм, созданным на материале стихотворных текстов. Эти игры учат детей  координировать движения со словом, что способствует их  речевому развитию    формированию слоговой структуры слова и обогащению   активного словаря.

Вывод:

         Таким образом, использование мной специальных упражнений направленных на развитие двигательной сферы детей с задержкой речевого развития, путем совершенствования координационных способностей оказало положительное воздействие на все показатели двигательной сферы: развитие скоростно-силовых качеств, умение чётко и точно дифференцировать пространственно – временные параметры движений, способность к перестроению движений, чувство равновесия, развитие общей и мелкой моторики.

           Хочется отметить, что физкультурные занятия и подвижные логоритмические игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции детей;  способствуют развитию внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.

      Все вышеназванные факторы способствуют коррекции и  развитию речи, что особенно ценно для детей с ЗРР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей с задержкой психического развития.

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. ...

Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации

Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...

Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации

Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...

Семинар-практикум для родителей по развитию речи детей с задержкой речевого развития

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в...

Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное детство»

Игра — это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливо...