Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития. Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речи у детей с задержкой речевого развития.
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Петрова Анастасия Ивановна

Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речевых процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития.

Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речи у детей с задержкой речевого развития.

Для учителя – логопеда знакомство с нейропсихологическим  методом анализа  недостаточности речевой и других форм психической деятельности детей с нарушениями речи имеет важное практическое значение.

Использование данного метода базируется на  понимании  любой психической деятельности человека как сложной функциональной системы, реализация которой обеспечивается целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга, вносящих каждый свой вклад в обеспечение этой функциональной системы.

  Огромный вклад в разработку данного метода внес Александр Романович Лурия, известный нейропсихолог. Главную роль в данном методе А.Р. Лурия отводит не выделению единичных симптомов, а описанию целого симптомокомплекса психических изменений, наступающих при локальном поражении мозга, и вычленению в этом симптомокомплексе качественно однородных (общих) признаков, составляющих специфическое качество – фактор, имеющий определенное локальное значение. Например, выпадение или ослабленность «речеслухового фактора» психической деятельности (недостаточность акустического гнозиса, неполное понимание обращенной речи, слабость слухоречевой памяти, нестойкость слухового контроля и внимания) однозначно свидетельствует о наличии поражения или дисфункции мозговых структур левой височной области (у правшей). Ослабленность «динамического фактора» психической деятельности (трудности кинетической организации различных психических операций и действий: двигательных, речевых, мыслительных и др.) имеет прямую связь с морфофункциональной недостаточностью передних премоторных областей головного мозга. Нарушение «пространственного фактора» говорит о неблагоприятном состоянии теменно – затылочных отделов мозговой коры.

Такой нейропсихологический факторный анализ синдрома позволяет не только определить локализацию очага, но и выявить внутреннюю психофизиологическую структуру дефектной функции. Например, при опухолевом поражении моторных «речевых зон» у детей обнаруживается патологическая тормозимость речевых следов, изменения заданного порядка слов, контаминации, персеверации. При поражении сенсорных «речевых зон» нейропсихологическое обследование позволяет выявить у таких детей симптомы амнестической афазии, нарушения слухоречевой памяти и др. При поражении левого полушария нейропсихологически у детей отчетливо выявляются различные формы апраксий:

1.При поражении теменной области выявляется нарушение кинестетической организации движений;

2.При лобно – височном поражении возникают расстройства динамического праксиса в виде замедленности, дезавтоматизации, трудностей переключения с одного движения на друге при пробах на слухомоторные координации выявляются персеверации, нарушения произвольного выполнений серий ритмических движений;

3.При теменно – затылочных поражениях выявляются специфические нарушения пространственного праксиса.

Таким образом, приведенные данные являются убедительным подтверждением больших возможностей нейропсихологического подхода к сенсомоторным занятиям при нарушениях речевой деятельности детей.

Очень важно не упустить ранний, сенситивный для развития компенсаторных возможностей возраст ребенка. Это поможет сформировать у не говорящего ребенка не только азы общения, но и развить психические функции, личность ребенка в целом, осуществить профилактику вторичных отклонений, будет способствовать интеграции.

Наша задача – аккуратно «завести речевой механизм», соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием движений рук, подключив тактильную чувствительность. Подключая все виды анализаторов, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.

Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речевых процессов.

 В комплекс входят вестибулярные упражнения, которые лучше выполнять в начале, так как именно они растормаживают ребенка и, обычно, очень нравятся детям.

  1. Упражнение «Качели».

Необходимо два человека. Качаем ребенка, держа его за запястья и голени. Несколько раз вверх головой, несколько раз вниз головой. Это упражнение возможно делать в одеяле, покрывале, тогда мы держим за концы одеяла и раскачиваем ребенка, как в гамаке. Если делает упражнение один человек, то берем ребенка за руку и за ногу, и кружим вокруг себя в одну и другую сторону.

  1. Упражнение «Отталкивания от груди».

Ребенок лежит на спине и полной стопой отталкивается от  груди взрослого, ноги согнуты в коленях. И таким образом двигается вперед затылком. Так двигаемся вперед (3-5 м).

  1. Упражнение «Ходит Слон».

Делаем крепкие обхватывающие движения с достаточным нажимом вдоль конечностей, будто идет тяжелый слон. Сначала по рукам вверх к плечам, затем по ногам от ступней по бедрам. Важное упражнение для осознавания границ своего тела.

  1. Упражнение «Бревнышко».

Выполнять желательно тоже вдвоем, так как сам ребенок не всегда может ровно вытянуться в струну. Ребенок лежит на полу. Взрослые держат его за ноги и вытянутые над головой руки. Совершаем перекаты ребенка, как катаем бревно. Двигаемся вперед и потом назад  (3-5м).

  1. Упражнение «Качалочка» ( Калачик)

Ребенок группируется, прижав колени к животу и подбородок к груди. Взрослый помогает удержать колени и ладони поверх них. Так качаем ребенка, как калачик. Смотрим, чтобы голова не запрокидывалась назад.

  1. Упражнение «Полумостик»

Ребенок лежит на спине и поднимает только согнутые в коленях ноги, бедра и ягодицы. Лопатки, шея и голова лежат на полу. Можно прокатывать машинку под мостом, когда ребенок поднимается.

  1. Упражнение «Партизан».

Необходимо проползти по-пластунски 3-5м до назначенного места, за игрушкой. Важно при ползании не приподнимать таз, менять руки и ноги поочередно.

  1. Упражнение «Тачка».

Держим ребенка за бедра (сложнее за щиколотки) и ребенок на руках доходит до заданного места.

  1. Упражнение «Ползание на спине»

Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях. Он, отталкиваясь двумя ногами вместе, двигается до заданного места затылком вперед.  Затем он отталкивается по очереди то правой, то левой ногой  и так двигается до заданного места. В этом варианте можно помочь ребенку, придерживая одну ногу руками, чтобы он отталкивался только одной.

  1. Упражнение «Раненый партизан».

Ползание на животе только при помощи рук. Важно, не соединять это упражнение с «Партизаном». Так как ребенку будет трудно переключиться на первых этапах.

  1. Упражнение «Ракета».

Ребенок лежит на спине, ноги приподняты и согнуты в коленях. Отталкивается ребенок стопами от ваших ладоней. Лежа на спине, ноги прижаты к груди, он отталкивается и двигается вперед.

  1. Упражнение «Наклоны».

Важно, наклоны должны быть с прямыми коленями, можно их держать руками. Можно доставать с пола игрушку. Это же упражнение можно делать на фитболе. Тогда мы держим ноги ребенка на фитболе, а ребенок наклоняется и берет с пола игрушку.

  1. Глазодвигательные движения.

Важно держать голову ребенка, чтобы он двигал только глазами. Можно использовать лазерную указку. И просить ребенка следить на точкой. Интересно использовать солнечный зайчик.

  1. Упражнение «Лови»

Ребенок ловит мыльные пузыри, можно использовать легкие перышки, они медленно летят и ребенок пробует их поймать.

  1. Упражнение «Прищепки».

Делаем прищепками активацию подушечек пальцев. Используем любую пальчиковую игру с прищепками.

  1. Упражнение «Ежик».

В комплекс входят также упражнения с массажными мячами. Колючий мячик катаем в ладошках и катаем его ногами.

  1. Упражнение «Баланс»

Используется спортивный балансировочный диск. На нем ребенок пробует устоять, походить по нему.

  1. Упражнение «Ладошки»

Используем простые упражнения на координацию и праксис ладоней. Например, всем известное: «Ладошки вверх, на бочок, вниз, хлопок» и так далее.

Варианты возможных упражнения для разнообразия занятий.

  1. Качание в покрывале, одеяле.
  2. Лошадка, на спине, шее у взрослого.
  3. Наклоны на фитболе.
  4. Сидим и удерживаем равновесие на мяче, руки в стороны
  5. Игры с липучками, шагаем по камушкам, игры-рыбалки.

В конце хочу обобщить информацию и рассказать подробнее о различных вариантах упражнений, для вариативности работы с комплексом.

Можно добавить упражнения на растяжку. Интересная методика показана в книге Боба Андерсона. Такие упражнения нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушение ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребёнка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой соединяются с глазом. Они активизируют движения глазного яблока во всех направлениях. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия.

Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие. Эффективно снимают синкенезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит “чувствование” своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы.

Упражнения для мелкой моторики рук способствуют развитию миелинизация нервных сетей. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и мозжечком.

Используйте этот комплекс для работы с вашими детьми. И помните важную фразу, которая отражает суть нейропсихологического подхода: « Неподвижный ребенок не обучается!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя диагностика детей с задержкой речевого развития.

Количественный рост детей с нарушениеми речи ,усложнение речевых диагнозов, снижение уровня социальной адаптации ставят необходимостью выявление и ранюю  диагностику отклонений в развитии ....

Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.

Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названи...

Обобщение педагогического опыта: "Создание системы мониторинга нарушения речевого развития, как средство повышения качества коррекционного воздействия на детей с особенностями в развитии"

Создание эффективной научно-обоснованной системы комплексного логопедического обследования речи старших дошкольников с ОВЗ с целью выявления характера, симптоматики, структуры речевой патологии, а так...

Сценарий ООД с использованием технологии нейропсихологического подхода в коррекции нарушений в развитии детей

Из опыта моей практической работы - в профессиональную копилку педагогам и специалистам. Как практически можно применять нейропсихологический подход в коррекции различных нарушений в развити...

нейропсихологический подход к коррекции нарушений речевого развития у детей

материал из опыта использования  нейрокоррекционных приемов в работе с детьми, имеющих речевые нарушения...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Задержка речевого развития является распространенной проблемой у детей, которая может препятствовать их коммуникационным и социальным навыкам. Одним из эффективных и доступных методов стимуляции речи ...