Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.
консультация на тему

Иванова Светлана Юрьевна

Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названия обиходных предметов. Фраза отсутствует. Для выражения своих желаний ребенок прибегает к жестам. Такие дети чаще всего ходить начинают с опозданием, в движении неловки. Им трудно научиться прыгать на одной ножке. Долго не выучиваются самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.

Если Ваш ребенок хорошо слышит, понимает простую обращенную речь, а сам или не         говорит, или говорит плохо. Вы должны своевременно прийти на помощь, научить правильно говорить.

Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названия обиходных предметов. Фраза отсутствует. Для выражения своих желаний ребенок прибегает к жестам. Такие дети чаще всего ходить начинают с опозданием, в движении неловки. Им трудно научиться прыгать на одной ножке. Долго не выучиваются самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы.

      С чего нужно начать работу с такими детьми:

  1. Ребенок понимает обращенную речь, но если Вы внимательно понаблюдаете за ребенком, то убедитесь, что понимание речи у него ограниченное. Следите за тем, чтобы ребенок правильно выполнял Ваши инструкции:

- Дай книгу, ложку, куклу, машинку и т.д.

- Покажи книгу, куклу, и т.д.

- Принеси машинку, ложку и т.д.

- Подними мяч, игрушку и т.д.

- Отдай ложку, игрушку и т.д.

        Постепенно усложняйте задания:

- Возьми карандаш и отнеси папе.

- Налей воды в стакан и дай бабушке.

Ребенок должен уметь показать названные Вами предметы, окружающие его дома, показать предметы на картинке и части предмета (кузов, колеса, кабина), животных и части тела животного (хвост, лапы, уши и т.д.). Более сложным заданием является умение  показать на картинке: где мальчик поливает цветы, мама режет капусту, чем мама режет капусту и т.д.

Ребенок должен уметь различать задания: положил картинку на коробку, под коробку, в коробку и т.д. Ваши требования к пониманию речи должны соответствовать возрасту ребенка.

  1. Многие дети не говорят и отказываются повторять слова за взрослыми. В этот период важно вызвать у ребенка потребность в слове. Легче всего это сделать в игре. Мама использует в игре любимые игрушки (хорошо использовать звучащие). Мама подражает звуку, издаваемому игрушкой, и предлагает ребенку повторить. В ходе игры мама называет игрушки и связанные с ними звукоподражания.

Собака – аф-аф; корова – му-му; паровоз – у-у-у!

Курица – ко-ко; кошка – мяу-мяу и т.д.

Если ребенок не хочет повторять за Вами, не принуждайте его, скажите за него нужные слова. Постарайтесь в играх чаще повторять одни и те же слова. Постепенно у ребенка появится потребность подражать Вам. Поощряйте каждую попытку подражать , не торопите ребенка в овладении словом, не проявляйте нетерпения, недовольства – иначе ребенок может потерять веру в свои силы и желания говорить.

     Занимайтесь систематически, следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Обращенная к ребенку речь должна быть четкой, неторопливой. А первые слова должны быть простыми, легко произносимыми: Ляля, кот, мак, лапа и т.д. Постепенно предлагаемые слова становятся более сложными: кошка, ложка, булка, корова, молоко и т.д.

Если ребенок плохо запоминает слова, заведите тетрадку, куда Вы будите наклеивать картинки на те слова, которые легко забываются.

  1. Параллельно с этим развиваете у ребенка активный вдох и выдох. Научите нюхать цветы, дуть на ватку, играть на дудке. Развивайте движения языка, губ. Покажите как кошка лакает молоко. Научите перед зеркалом поднимать язык к верхним зубам, опускать к нижним,  двигать языком вправо, влево, губы вытягивать в «трубочку» и растягивать в улыбку. Развивая у ребенка нужное движение языка и губ,  Вы поможете овладеть правильным произношением звуков речи.
  2. Когда ребенок начинает охотно повторять за Вами слова, начинается накапливание слов, произносимых самим ребенком. Это в основном название окружающих предметов, игрушек, название действий и т.д. Ребенок произносит трудные для него слова сначала по слогам, а затем слитно. Слова, которые ребенок запоминает, Вы объединяете в простую фразу, доступную и понятную ребенку. Например: там кот, дай хлеб, вот Вова, мамы нет и т.д.

К этому времени ребенок начинает самостоятельно овладевать новыми словами. А первые короткие фразы вырабатывают потребность говорить фразы.

      Заниматься нужно систематически, терпеливо, часто длительное время. Ребенка с поздним речевым развитием рекомендуется показать врачу психоневрологу и логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития.

Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. С чего начинается формирование речевого восприятия? Вашему вниманию предлагаются упражнения для формиро...

Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития»

Консультация для родителей  детей имеющих задержку речевого развития, содержит  игры для формирования фонематического слуха...

Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»

       К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с пом...

Дидактическая игра «Укрась елочку новогодними игрушками». Игра предназначена для детей, имеющих задержку речевого развития (ЗРР).

Цель: формирование положительной мотивации на занятиях по развитию речи.Задачи:Образовательная: формировать речевые компоненты.Развивающая: развивать умения классифицировать предметы.Воспитательная: в...

Консультация для родителей: «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»

К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с помощью счетных палочек и решают прос...