Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.
консультация на тему

Иванова Светлана Юрьевна

Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названия обиходных предметов. Фраза отсутствует. Для выражения своих желаний ребенок прибегает к жестам. Такие дети чаще всего ходить начинают с опозданием, в движении неловки. Им трудно научиться прыгать на одной ножке. Долго не выучиваются самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.

Если Ваш ребенок хорошо слышит, понимает простую обращенную речь, а сам или не         говорит, или говорит плохо. Вы должны своевременно прийти на помощь, научить правильно говорить.

Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названия обиходных предметов. Фраза отсутствует. Для выражения своих желаний ребенок прибегает к жестам. Такие дети чаще всего ходить начинают с опозданием, в движении неловки. Им трудно научиться прыгать на одной ножке. Долго не выучиваются самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы.

      С чего нужно начать работу с такими детьми:

  1. Ребенок понимает обращенную речь, но если Вы внимательно понаблюдаете за ребенком, то убедитесь, что понимание речи у него ограниченное. Следите за тем, чтобы ребенок правильно выполнял Ваши инструкции:

- Дай книгу, ложку, куклу, машинку и т.д.

- Покажи книгу, куклу, и т.д.

- Принеси машинку, ложку и т.д.

- Подними мяч, игрушку и т.д.

- Отдай ложку, игрушку и т.д.

        Постепенно усложняйте задания:

- Возьми карандаш и отнеси папе.

- Налей воды в стакан и дай бабушке.

Ребенок должен уметь показать названные Вами предметы, окружающие его дома, показать предметы на картинке и части предмета (кузов, колеса, кабина), животных и части тела животного (хвост, лапы, уши и т.д.). Более сложным заданием является умение  показать на картинке: где мальчик поливает цветы, мама режет капусту, чем мама режет капусту и т.д.

Ребенок должен уметь различать задания: положил картинку на коробку, под коробку, в коробку и т.д. Ваши требования к пониманию речи должны соответствовать возрасту ребенка.

  1. Многие дети не говорят и отказываются повторять слова за взрослыми. В этот период важно вызвать у ребенка потребность в слове. Легче всего это сделать в игре. Мама использует в игре любимые игрушки (хорошо использовать звучащие). Мама подражает звуку, издаваемому игрушкой, и предлагает ребенку повторить. В ходе игры мама называет игрушки и связанные с ними звукоподражания.

Собака – аф-аф; корова – му-му; паровоз – у-у-у!

Курица – ко-ко; кошка – мяу-мяу и т.д.

Если ребенок не хочет повторять за Вами, не принуждайте его, скажите за него нужные слова. Постарайтесь в играх чаще повторять одни и те же слова. Постепенно у ребенка появится потребность подражать Вам. Поощряйте каждую попытку подражать , не торопите ребенка в овладении словом, не проявляйте нетерпения, недовольства – иначе ребенок может потерять веру в свои силы и желания говорить.

     Занимайтесь систематически, следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Обращенная к ребенку речь должна быть четкой, неторопливой. А первые слова должны быть простыми, легко произносимыми: Ляля, кот, мак, лапа и т.д. Постепенно предлагаемые слова становятся более сложными: кошка, ложка, булка, корова, молоко и т.д.

Если ребенок плохо запоминает слова, заведите тетрадку, куда Вы будите наклеивать картинки на те слова, которые легко забываются.

  1. Параллельно с этим развиваете у ребенка активный вдох и выдох. Научите нюхать цветы, дуть на ватку, играть на дудке. Развивайте движения языка, губ. Покажите как кошка лакает молоко. Научите перед зеркалом поднимать язык к верхним зубам, опускать к нижним,  двигать языком вправо, влево, губы вытягивать в «трубочку» и растягивать в улыбку. Развивая у ребенка нужное движение языка и губ,  Вы поможете овладеть правильным произношением звуков речи.
  2. Когда ребенок начинает охотно повторять за Вами слова, начинается накапливание слов, произносимых самим ребенком. Это в основном название окружающих предметов, игрушек, название действий и т.д. Ребенок произносит трудные для него слова сначала по слогам, а затем слитно. Слова, которые ребенок запоминает, Вы объединяете в простую фразу, доступную и понятную ребенку. Например: там кот, дай хлеб, вот Вова, мамы нет и т.д.

К этому времени ребенок начинает самостоятельно овладевать новыми словами. А первые короткие фразы вырабатывают потребность говорить фразы.

      Заниматься нужно систематически, терпеливо, часто длительное время. Ребенка с поздним речевым развитием рекомендуется показать врачу психоневрологу и логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития.

Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. С чего начинается формирование речевого восприятия? Вашему вниманию предлагаются упражнения для формиро...

Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития»

Консультация для родителей  детей имеющих задержку речевого развития, содержит  игры для формирования фонематического слуха...

Дидактическая игра «Укрась елочку новогодними игрушками». Игра предназначена для детей, имеющих задержку речевого развития (ЗРР).

Цель: формирование положительной мотивации на занятиях по развитию речи.Задачи:Образовательная: формировать речевые компоненты.Развивающая: развивать умения классифицировать предметы.Воспитательная: в...

Игры и упражнения по запуску речи у детей с задержкой речевого развития ЗРР и задержкой психического развития ЗПР в возрасте 2-4 года.

Данный материал рекомендован для родителей, у которых дети в возрасте 2-4 года "неговоряшки". игры и упражнения расчитаны  на запуск речи у деток с ЗРР и ЗПР. простые игры и упражнения,...

11 способов развития речи у детей. Пошаговая инструкция для развития речи у детей младшего дошкольного и школьного возраста

Материал будет полезен для воспитателей, педагогов и родителей. Я представляю интересные упражнения, которые помогут ребенку развить кругозор, речь, словарный запас....