Консультация на тему: "Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития" (2 - 3 года).
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

Данный материал может быть использован логопедами и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sluhovogo_vnimaniya_i_fonem._vospriyatiya.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Развитие слухового внимания и восприятия у детей,

имеющих задержку речевого развития».

     Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.  При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что - то точно, а что - то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем.

 Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

     В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения, а также слухового внимания и восприятия. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

1.        Упражнение«Чудо-звуки».
Прослушайте с ребенком аудио записи природных звуков - шум
дождя, журчание  ручья,  морской прибой, весенняя капель, шум леса
в ветреный день, пение птиц, голоса животных.  Обсудите услышанные звуки - какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания  и узнавания  хорошо различающихся между собой звуков, затем - сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке - зимой - скрип снега под нога ми, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной - капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут   кузнечики,   жужжат   жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи,  голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте - это опоры вашего малыша в жизни.

2.        Упражнение «Слушай, про буй, как звучит».

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

3.        Упражнение «Угадай, что звучал».

Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы - скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его

удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1 - 2 до 7 – 10.

4.        Упражнение «Шумящие коробочки».

Нужно взять два комплекта небольших коробочек - для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

5.        Упражнение « Что как звучит?».

Сделайте с ребенком волшебную палочку,   постучите   палочкой по любым предметам, находящимся в доме.   Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант - узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?».

6.        Упражнение «Где позвонили?» - определяем  направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? - слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант - «жмурки». Ребенок в роли водящего.

7.        Упражнение «Громко - тихо».
     Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким.  Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

8. Упражнение «Узнай свой голос».

Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

Учитель – логопед:

Журавлёва Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития.

Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. С чего начинается формирование речевого восприятия? Вашему вниманию предлагаются упражнения для формиро...

Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития»

Консультация для родителей  детей имеющих задержку речевого развития, содержит  игры для формирования фонематического слуха...

Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.

Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названи...

Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей сос сложной структурой дефекта

Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей со сложной структурой дефекта...

ПРОЕКТ на тему: «Развитие слухового внимания и восприятия у детей старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР»

Актуальность проектаАктуальность проекта обусловлена требованиями ФГОС, которые направлены на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмо...

Дидактическая игра «Укрась елочку новогодними игрушками». Игра предназначена для детей, имеющих задержку речевого развития (ЗРР).

Цель: формирование положительной мотивации на занятиях по развитию речи.Задачи:Образовательная: формировать речевые компоненты.Развивающая: развивать умения классифицировать предметы.Воспитательная: в...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"

Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....