Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"
консультация по логопедии

Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   

  Развитие фонематических процессов

(фонематического слуха и

фонематического восприятия

у детей с задержкой речевого развития)

                                                            Подготовила учитель-логопед:

                                                              Троян М. В.  

2022 г

Ребенок в возрасте 1,5 – 2 года начинает говорить. Но если в 2 - 3 года у ребенка остаётся лепетная речь или вовсе отсутствует, то такого ребенка называют неговорящим. А если вы обратитесь к специалистам, то вам скажут, что у вас задержка речевого развития, т.е. отставание от возрастной нормы. Такие дети со временем овладеют навыками речи так же как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Не всегда у родителей появляется возможность обратиться к специалистам. Но родители сами могут стать помощниками своему ребёнку в этом вопросе.

Развитие речи у неговорящих детей состоит и нескольких этапов.

  1. Развитие навыков понимания обращенной к ребёнку речи.
  2. Выполнение простейших инструкций взрослого человека.
  3. Развитие процесса саморегуляции своих действий.
  4. Развитие слухового и фонематического восприятия.
  5. Повторение за родителем звуков речи, имеющихся на данной стадии онтогенеза.
  6. Развитие мелкой моторики.
  7. Формирование пассивного словаря.
  8. Активизация пассивного словаря.
  9. Формирование фразовой речи.

Сегодня мы поговорим о развитии фонематических процессов.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Восприятие звуков речи, умение различать их последовательность в слове, различать близкие по звучанию звуки (фонемы) называется фонематический слух. Ребёнок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научится писать грамотно. Письменная речь формируется на основе устной. Проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексия и дисграфия).

Звуки бывают не речевыми и речевыми.

Развитие слухового внимания начинается с восприятия неречевых звуков.

Поддерживать и развивать интерес к звукам окружающего мира; побуждать к узнаванию различных шумов (шуршит бумага, звенит колокольчик, стучит молоток);

Развивать способность узнавать бытовые шумы: работающих электроприборов (пылесоса, стиральной машины и др.), нахождению и называнию звучащих предметов и действий, подражанию им (пылесос гудит — ж-ж-ж-ж и пр.);

       Игра «Слушаем тишину».

На прогулках расширять представлений о звуках природы (шуме ветра, ударах грома и др.), голосах животных, обучать ребёнка подражанию им;

Узнавать звучание различных музыкальных инструментов (маракас, металлофон, балалайка, дудочка и т.п.);

Игра «Шумовые баночки» - баночки с разными крупами, горохом, бобами, макаронами, мелкими металлическими или пластмассовыми предметами.

Дифференцировать отстукивание палочкой по любому твёрдому предмету.

Учить дифференцировать звуки по высоте и долготе.

Игра «Хлопки». Ребёнок повторяет ритмический рисунок: два хлопка – пауза, один хлопок, пауза, два хлопка.

Игра «Близко – далеко».

Вы издаете различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).   

      Звук речи человека называется фонема. Поэтому процесс различения речевых звуков называется фонематическое восприятие.

Игра «Угадай, чей голос?»

Ход игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

Учиться различать голос человека по высоте, силе и тембру. 

 Игра «Угадай, кто сказал».

Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит.

Различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем).

   Слова разные по длине:

Игра «Лишнее слово». Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан;

сом, ком, индюк, дом;

лимон, вагон, кот, бутон;

Игра «Кто это?»

Картинки «Мишка и миска». «Кашка – каска»

Слова разные по длине и разные по звукопроизношению:

Сок, суп, сын, зуб

Мама, мука, муха, нога

Пушка, подушка, подружка, бабушка