Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.
консультация (старшая группа)

Уразбаева Гузель Закировна

В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при ежегодном обследовании речи детей дошкольного возраста. В результате обнаруживаются нарушения фонематического восприятия и фонематического слуха почти у 70% обследованных детей.  Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vospit.st_.i_podg.grupp_.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.

                                                                                           Подготовила:учитель-логопед

                                                                                           Уразбаева Гузель Закировна

                                               

В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при ежегодном обследовании речи детей дошкольного возраста. В результате обнаруживаются нарушения фонематического восприятия и фонематического слуха почти у 70% обследованных детей.  Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом является возраст до двух лет. Речевой слух начинает развиваться с самого рождения ребенка. Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш еще не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Вначале это реакции на звуковые сигналы, затем различение интонации и ритма. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, начинает слышать и различать звуки родного языка. А к концу третьего года жизни ребенок различает все звуки речи. По мнению многих исследователей, фонематический слух оказывается достаточно сформированным к двум - трем годам, однако его совершенствование продолжается и у взрослых.

 Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом ( при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом, который он слышит от окружающих. По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно.

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Фонематическое восприятие-это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово (например, возьмём слово "дом» - оно состоит из звуков: "д", "о","м").

Работу по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:

  1. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний, слов, фраз;
  2. различение слов, близких по звуковому составу;
  3. различение слогов;
  4. различение звуков;
  5. анализ звукового состава слов.

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Сначала детям могут быть предложены задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных), а затем речевых звуков.

Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

Игры на развитие слухового внимания и памяти.

Игры этого этапа рекомендуется проводить с детьми с 1 младшей группы.

«Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию воспитателя воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

  1. показывают рукой или поворотом головы направление источника
    звука, затем открывают глаза для контроля;
  2. водящий после воспроизведения звучания становится рядом
    с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

«Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.

На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)

«Сделай так же». 

На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.

Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

«Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.

На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются.

Воспитатель  встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия.

«Слухачи»

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок по возможности называет их.

«Пограничник» — определение направления шороха.

Один из детей — «пограничник». Он стоит в центре комнаты с завязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети — «враги». «Пограничник» на слух определяет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.

«Кто так кричит?» — узнавание голосов животных.

Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.

«Узнай музыкальный инструмент»

Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.

«Повтори и назови»

Детям предлагается запомнить и повторить в определенной последовательности ряд звуков, издаваемых предметами (стук кубиков, переливание воды…) за ширмой.

Следующая группа игр направлена на различение силы, темпа и тембра звучания сигнала. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же  неречевые и речевые звуки, звукосочетания, слова.

«Быстро – медленно»

На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые – бегут на цыпочках, словно мышки.

«Найди игрушку» — определение силы звучания.

Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.

«Тихо – громко»

На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

«Будь внимателен»

По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. На звук дудочки – удерживать руки впереди, на звук свистка – опустить руки вниз, а на звук бубна – развести их в стороны.

Работа продолжается на материале речевых звуков. Детей учат различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.

«Ритмические рисунки»

Дети воспроизводят серию хлопков или отстукивают различные ритмические рисунки.

«Паровоз»

Дети определяют далеко или близко идет паровоз, в зависимости от громкости звукового сигнала.

«Кто кричит?»

Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка. Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.

«Три медведя»

Детям показывают картинку с изображением трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой медведь мог так сказать.

«Узнай по голосу».

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.

На следующем этапе дети учатся различать слова близкие по звуковому составу:

«Не ошибись»

Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например, на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

«Поставь по порядку»

На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.

«Шутки – минутки»

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка,

полети на небо,

Принеси мне хлеба.

«Найди пару»

Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

«Доскажи словечко»

Много платьев, много хруста.

Как зовут ее? …Капуста.

Белые шапки надели дома,

Холодно им – наступила …зима.

«Рифмы»

Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше.

Следующий этап - различение фонем родного языка. Начинать работу следует с дифференциации гласных звуков.

«Подними картинку»

Предварительно дети знакомятся с гласными звуками и их звучание соотносится со звуком окружающего мира: « А» - девочка плачет, «У» - поезд гудит, «И» - птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку.

Игра может усложняться следующим образом: вместо картинок дети поднимают кружки трех цветов. На другие звуки дети реагировать не должны.

Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

Выделение заданного звука на фоне слова.

«Хлопки», «Поймай звук в ладошку»

Ведущий называет различные слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в них заданный звук.

«Маяк», «Подними картинку (флажок, фонарик..)»

Дети должны «зажечь» свой маяк, если услышат заданный звук.

«Светофор»

В ответ на услышанный звук дети поднимают соответствующий кружок.

«Чуткое ушко»

Дети поднимают руку или совершают другое условленное действие в ответ на услышанный звук.

«Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.

Задачей пятого этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Направлен на формирование навыков звукового анализа и синтеза звукового состава слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия.

Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым.

Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величины, а так же с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.

Определение первого ударного гласного в слове.

«Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.

Можно предложить игры с мячом.

«Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»

Анализ звукового ряда из 2 – 3 гласных.

«Петя заблудился»

«Живые звуки»

Дети встают друг за другом

«Звучащие игрушки»

Определение последнего согласного звука.

«Поймай звук за хвост»

Определение первого согласного звука в слове

«Магазин»

Определение места звука в слове.

«Позови звук домой»,

«В каком окошке выглядывает звук»

«Зажигаем в окнах свет»

Цель: определение места звука в слове.

«Новоселье в зоопарке» (Рысь, зебра, тигр)

«Собираем урожай» (помидор, картошка… )

«Приберем одежду» (Свитер, рубашка, шорты)

Цель: та же.

Разложить картинки с учетом места звука в слове.

Определение гласного звука в середине слова.

«Спой гласный звук в слове»

Звуковой анализ и синтез слова из 3-х звуков.

«Живые звуки»

«Цепочка звуков»

Дети стоят в кругу. Ведущий называет слово и передает мяч. Дети передают мяч друг другу и называют по одному звуку из этого слова. На последний звук мяч поднимается вверх.

«Разбросай слово по звукам»

Взрослый называет детям слово, а дети «бросают», имитируя игру в снежки, звуки по порядку из этого слова.

«Собери слово из звуков»

Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.

«Подбери схему к слову»

Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.

«Подбери слово к схеме»

Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.

Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

Консультация для родителей "Роль развития фонематического восприятия в формировании речи детей дошкольного возраста"

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четко...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп «Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста»

   Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учре...

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста

Фонематический слух - различение звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличия ребенок воспринимает не то...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни

Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...