Консультация для родителей "Роль фонематического слуха в развитии речи детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии

Блялова Александра Александровна

Конспект консультации - практикума для родителей, в которой рассказывается о том, какую роль в развитии речи играет фонематический слух

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_konsultatsiya.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация – практикум на тему:

«Роль фонематического слуха в развитии речи детей дошкольного возраста».

Цель: Показать педагогам значимость и важность работы с детьми по развитию фонематического слуха и восприятия.

Задачи:

1. Дать понятие фонематический слух и фонематическое восприятие;

2. Выделить основные этапы воспитания фонематического слуха и последовательности работы по усвоению звукового строения слова;

3. Заинтересовать воспитателей в необходимости проводить занятия в игровой форме по развитию фонематических процессов;

4. Показать различные игры и упражнения;

Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Ребёнок с хорошо развитой речью  легко вступает в общение с окружающими, и наоборот, неясная речь весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Ещё острее встаёт вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большей мере сказываются и обостряются в школьном коллективе.

С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух и  недостатки речи обнаруживаются сразу.

Как предупредить эти недостатки?

Одним из важных  условий  воспитания правильной речи  является хорошо развитый фонематический слух.

Рассмотрим подробнее роль фонематического слуха  в формировании речи детей.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением, как моторики, так и фонематического восприятия.

Фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трёхлетний мальчик  Рома  на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Йома», «Тебя зовут Йома?» - «Не Йома, а Йома - я  букву Й не выговайиваю». Из примера видно, что в это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

  • Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.
  • На втором году жизни фонематический слух активно развивается.

Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

  • На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
  • На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д)., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
  • На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Какова роль развитого фонематического слуха?

  • Чем выше уровень развития фонематического слуха, тем быстрее происходит становление фонетической стороны речи.
  • От степени развития фонематического слуха зависит правильность формирования лексико-грамматических средств языка.
  • Снижение фонематического слуха негативно отражаются на формировании навыков письма и чтения.

Развитый фонематический слух позволяет:

  • Правильно произносить звуки;        
  • Четко произносить слова;
  • Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
  • Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  • Успешно освоить письмо и чтение в школьном возрасте.

Как правильно развивать фонематический слух

      Рассмотрим этапы развития фонематического слуха:

  • Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и

т. д.).

Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.

Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения:

 «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.

  • 2 этап – развитие речевых звуков. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

          Сама формулировка раскрывает сущность работы на этом этапе.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений.

  • 3 этап – Различение слов, близких по своему звуковому составу.

          Это слова, которые различаются одним звуком. Начинать работу нужно со слов простого звукового состава,  постепенно переходя к более сложным.

Рифмуются ли следующие слова?

Лиса- коса         Коза- дом

Дом-ком            Рак-бак   и.т.д.

Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе  слоговой структуры.

  • 4 этап – Дифференциация слогов.

       Ребёнок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги.

Самые лёгкие для произнесения звуки: [Ф] [В] [П] [Б] [М]. Поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций включающих именно эти звуки.

Сюда можно отнести  следующие упражнения:

  • Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога

та-та-та/                  па-па-па/                      ка-ка-ка/

та-та/-та                  па-па/-па                       ка-ка/-ка

та/-та-та                  па/-па-па                       ка/-ка-ка    и т..д

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

та-то-ту           во-вы-ву                     бо-ба-бы

ты-та-то          но-ну-на                      па-по-пы   и т.д

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ка-та-па                        па-ка-та

ка-на-па                        ка-фа-ха   и т.д.

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости – звонкости, по твёрдости- мягкости.

        Постепенно,  в течение этого  периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твёрдые и мягкие

       Ряд упражнений способствует преодолению нарушений слоговой структуры.

Например:  «Какой слог лишний»

Па-па-ба-па            Мя- ма-ма-ма                     Ко-ко-го- ко            Са-са-ша-са

  • 5 этап – Дифференциация фонем

         Начинать  работу нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, потому, что  их проще воспринимать,  выделять и дифференцировать в словах.

Например:

Повторение сочетания гласных звуков

1) по два                  2)по три                     3) по четыре

АО                            АИУ                              АОУИ

УА                            ИАО                              ИОУА

АИ                            УИА                              ИЫОУ

ИО                            ОИЫ                              ОУИЫ

ИУ                            ИОУ                               АОЫУ

ЫИ                            ИЫО                              ОАУЫ

       Затем можно перейти к различению согласных.

 Эти упражнения направленные на выделение одного из согласных звуков в звуковом       потоке.

Игра «Поймай звук» (на примере [М])

Педагог произносит разные звуки,  слоги, слова, ребёнок  внимательно слушает. Как только ребёнок услышит  [М], слог со [М], или слово со [М] он должен выделить его хлопком.

Примерный ряд звуков:[А] [С] [М] [Д] [М]  [ К] [С] [М]…

Примерный ряд слогов: АП,ОМ,УП,НУ,ВУ,МА,МУ, МЫ…

Примерный ряд слов: САД, НОС, МАК, КОТ…

На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования фонематического восприятия.

Последовательная, поэтапная  выстроенная в систему  работа позволяет перейти к наиболее важному  завершающему этапу  формирования фонематического восприятия  «Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза».

Речезвуковой анализ подготовит дошкольника к правильному письму, в свою очередь синтез,  т.е. объединение звуков в слоги и слова,  будет способствовать  успешному усвоению грамотного чтения.

        Подготовила: учитель – логопед

Блялова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности  на развитие речи детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста!"

Каким же образом родители могут помочь в формировании правильного произношения и развитии речи детей. Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, ра...

Консультация для родителей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию информацию о богатейшем значении загадки в развитии ребенка. Так же здесь вы найдете материал по обучению составления загадок вашими детьми....

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста!"

Современное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условийнормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.Любая задержка и любое нарушение в ...

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Пластилинография - нетрадиционная художественная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» - материал, при помощи которого...