Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни
консультация по развитию речи (старшая группа)

Стаценко Елена Владимировна

Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, плавностью, устойчивостью, переключаемостью с одного движения на другое. Выполнение упражнения без зеркала.

Язык и губы должны долго удерживать необходимое положение, должны быть и гибкими и сильными, свободно совершать многократные переключения с движения на движение, чтобы дети смогли произнести сложные звуки.

Упражнения использовать двух, единственно имеющихся видов: динамические и статические. Статические упражнения - это удержание артикуляционной позы в течение 5 – 10 секунд. Динамические упражнения - ритмические повторения движений по 5 – 8 раз , отрабатываем координацию, хорошую переключаемость. Неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики необходимо упражнение на дыхание, для вырабатывания качественной воздушной струи - правильной и плавной.

 

Формирование фонематического восприятия,  фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Определить условия, необходимых для развития языковой способности как основной составляющей фонетико-фонематической системы.

Игра "Измени слово".

Подбирать слова на определённый звук. Определять наличие и место звука в слове.

Раскладывали картинки в две стопки: в первую – картинки со звуком, во вторую - на звук.

Использовать  следующие приемы: делать артикуляционную гимнастику, развивать статику и динамику мелкой моторики, артикуляционной моторики, для этого использовать самые разны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №53 «Огонек» комбинированного вида» г.Орска

Наименование ДОУ

_г.Орск, пер.Нежинский 17А, т:37-40-51, e-mail: anele201971.1971@mail.ru

Юридический адрес, телефон e-mail ДОУ

                             

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.

тема: Формирование фонематического восприятия,  фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольниками для формирования правильного звукопроизношения.

2021-2022 учебный год

Автор консультации учитель-логопед                        

МДОАУ № 53                                                            Стаценко Е.В. /_________________ /        

Примерная система статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольниками с ОНР.

Цель артикуляционной гимнастики –  выработка полноценных движений и определенных положений челюсти, языка, губ, для точного произнесения звуков.

Рекомендации при проведении упражнений:      

1. Определённая последовательность:

- Воспитатель показывает правильно упражнение.

- Ребёнок перед зеркалом старается выполнить упражнение.

- Воспитатель и логопед наблюдают и указывают на ошибки и исправляют  их.

2. Темп сначала должен быть медленный, а потом ускоряться. Статические упражнения выполнять увеличивая время удержания позы.

3. Перед зеркалом необходимо выполнять упражнения, ребенок видит своё лицо и лицо логопеда - зрительный контроль. Потом зеркало убираем. Для осознания ребёнку задавали вопросы по поводу положения его органов речи в конкретном упражнении.

4.  Для закрепления навыков упражнения делать и утром и вечером по 5 - 7 минут.

Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, плавностью, устойчивостью, переключаемостью с одного движения на другое. Выполнение упражнения без зеркала.

Язык и губы должны долго удерживать необходимое положение, должны быть и гибкими и сильными, свободно совершать многократные переключения с движения на движение, чтобы дети смогли произнести сложные звуки.

Упражнения использовать двух, единственно имеющихся видов: динамические и статические. Статические упражнения - это удержание артикуляционной позы в течение 5 – 10 секунд. Динамические упражнения - ритмические повторения движений по 5 – 8 раз , отрабатываем координацию, хорошую переключаемость. Неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики необходимо упражнение на дыхание, для вырабатывания качественной воздушной струи - правильной и плавной.

Формирование фонематического восприятия,  фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Определить условия, необходимых для развития языковой способности как основной составляющей фонетико-фонематической системы.

Игра "Измени слово".

Подбирать слова на определённый звук. Определять наличие и место звука в слове.

Раскладывали картинки в две стопки: в первую – картинки со звуком, во вторую - на звук.

Использовать  следующие приемы: делать артикуляционную гимнастику, развивать статику и динамику мелкой моторики, артикуляционной моторики, для этого использовать самые разные игры.

Примерное фронтальное занятие по формированию произношения.

Тема «Звуки [а], [у]».

Цель: звуки  [а] и [у], учить выделять звуки в начале слова.

Организационный момент.

  1. Угадывать по артикуляции беззвучной, какой звук произнесён.
  2. Развитие фонематического восприятия  (выделение из ряда звуков определённого звука).
  3. Анализ звукового ряда ( уа-ау ).
  4. Физкультминутка (упражнение на координацию движений с речью. Звуки громко-тихо).
  5. Выделение звука [а] и [у] в начале слова (улий, улитка,Аня, антенна, утка, ухо, апельсин, айва, улица, актёр). Подбор слов на звук и со звуком.
  6.  Развитие внимания слухового  (выполнять двухступенчатую инструкцию, типа: «Подойди к полке, сними маленькую пирамидку»).

Итог занятия...

Игра со звуком [с] в слогах, используя игру «Как поёт насос»: с-с-у, с-с-а, с-с-о, с-с-ы.

Провести игру «Назови в слове первый звук»:  уши, Умка, аист, автор.

Провести игру «Что выросло на грядке?» - уточнение и дифферециация звуков. Дети делали рисунки овощей,  и называли их.

Провести игру «Окончи предложение и скажи сам» - слова с определённым звуком:  Я срываю... (огурец). Я тяну... (редис). Я выкапываю... сельдерей). Я срубаю... (капусту)..

Составляли рассказ по сюжетным картинкам «Собираем урожай», на  уточнение и дифференциацию звуков.

Различение согласных звуков.

Материал для закрепления обучения: предметные картинки: рак - лак, крыша-крыса, зверь-дверь,  лиса - лица,  мишка-миска, кочка - кошка, Марина - малина, круг - крюк, банка-банька, осы-оси, мишка - мышка, сом - том дочка - точка, катушка - кадушка, кора -гора,  зуб - суп, сова-софа, лук - люк.

Процедура: ребенку дать инструкцию и предложить пару картинок : «Укажи на то, что я назову, затем назови сам. Придумай предложение с этими словами.»

Развитие фонематического анализа.

Выделение на фоне слова звука.

Звука [с] из слов: весна, утка, трава, скала, посуда, самолет, абрикос клумба, сода, стол, гром, луна, коса, рука.

Звука  [ш]  из слов: малыши, крыло, карандаш, штаны, помидор, карман, шары, рана, гамак, каша, кошка,  мешок,.

Звук [р] из слов: сарафан, мухомор, пижама, топор, брат, стул, марка, чайник, сахар, сурок, дубок, рана, весы, вата.

Звук [л] из слов: стол, клумба, палатка, полы, душ, волк, мост, палка, шапка, сумка, пила, очки, сани, лужа, лапа.

Процедура. Ребенок выделял определённый логопедом звук, и должен был опознать его, и указать его место в слове.

Инструкция. «Внимательно слушай. Я назову слова. Когда услышишь  звук [с] ([ш], [р] , [л]) хлопни в ладоши».

Цель: закрепление и формирование слухового анализа и синтеза, выявление речевых дефектов, развитие ВПФ, укрепление здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного.

Задачи работы:

- вызывать речевую инициативу;

- развитие общей и мелкой моторики;

- стимулировать работу артикуляционного аппарата;  

- развитие основных фонематических процессов;

- нормализация ВПФ.

При построении методики опираюсь на общедидактические и специальные принципы организации коррекционно-педагогического процесса в коррекционном ДОУ.

Работа по развитию фонематического восприятия и формированию звукопроизношения желательно закреплять подменному воспитателю  во второй половине дня и в домашних условиях родителями.

Одновременно в занятие включить упражнение по развитию мыслительной деятельности (например, подбор картинок к рассказу).

Рекомендую, что занятие должно быть соматически динамично: дети ходят по группе, отбирают картинки, подбегают к воспитателю и т.д. Широко использовать игровые моменты. У детей воспитывается контроль и оценка действий своих товарищей. Даём четкую и краткую инструкцию.

В конце занятия даём дифференцированную оценку работы каждого ребенка, предлагаем упражнения, выполнение которых показывает, что цель занятия достигнута (вставить пропущенный звук и назвать все слово).

.

Уточнение и задатки формирования звукопроизношения, фонематической стороны речи детей.

Основной задачей занятий мы ставим первоначальное формирование звуковой стороны речи, для чего изначально проводилась подготовка артикуляционного аппарата, развитие и звуко-слоговой структуры слова и фонематическое восприятие.

Процесс сложного умственного действия, который формирует способность  расчленять слышимое слово на составляющие его звуки - это фонематический анализ.

Работа над звукопроизношением кропотлива:

1. Работа над фонематическим восприятием (слушать целые слова - выделять звук из слова, определять  его позицию в слове и т.д.)

2. Самостоятельное произнесение , повторение звука, с опорой на инструкции воспитателя и логопеда и слуховой анализатор.

Рекомендую проводить игры для формирования навыков фонематического синтеза и анализа.

- "Сколько звуков". Воспитатель называет то три, то два, то один звук, и ребёнок определяет на слух и называет их количество.

- "Похлопаем". Воспитатель называет слова, а ребенок хлопает, когда слышал слово, первым звуком которого был заданный звук. Потом можно усложнять - оканчивающееся слово на этот звук или включающее звук в середине.

- "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - и он узнаёт слово. Пример, - слова потеряли звук "л" (.мпа, мы.о, .ук, ку.ак).

В работе уточнять понятия: звук, слог, слово, предложение, и наоборот.

Произносить сначала звуки, которые издают изображенные животные, а потом просить назвать этих животных.

Например, перед глазами ребёнка зрительный символ звука [у].

1. Выделение в словах начального звука [у], назвать первый звук в словах.

2. Определяли наличие этого звука в слове. Произносили название картинок, соединяли с буквой те слова, в которых есть звук у.

Аналогично провести работы  и со звуками [а] и [и].

Затем анализ и синтез звукосочетаний, состоящих из двух-трёх звуков (гласных). Произносить по схеме (можно взять мои для примера) слитно, плавно, на одном выдохе голоса звуки. называют в сочетаниях по порядку все звуки. Потом добавляем по одному остальные звуки и просим ребёнка определять начальный звук в словах. повторение слов за взрослым: воспитатель произносит слово, не акцентируя на на начальном звуке, а ребёнок произносит - ударяя на первый звук.  

Можно, чтобы ребёнок слушал предложение, и выставлял символы звуков.

Выделял в слове конечный звук гласный голосом, произносил отдельно звук, которым оканчивалось слово и показывал его символ.

Затем можно, чтобы ребёнок выделял начальный и конечный звуки в слове, выделял голосом оба звука и рисовал соответствующие символы (примеры возьмите у меня).

Определяет наличие этого звука в словах, повторял только названия тех предметов, в которых имеется звук, изображенный буквой. Ту же работу производили с согласными, но тут добавляли понятие слог, соединяли согласный с известными гласными. Далее, путём знакомства ребёнка со звуковой материей языка  проводили логопедическую работу по формированию сложных форм фонематического анализа : выделяли звуки из слова распознаванием этих звуков, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

Рекомендую раздать фишки. Выделять следующие этапы формирования функции фонематического анализа: 1ый этап - формирование фонематического анализа опирались на внешние действия и вспомогательные средства. Детям предъявлять графическую схему слов (можно взять мою) и  картинку,  - название которой ему нужно было проанализировать, количество клеточек в схеме соответствовало количеству в этом слове звуков. Сначала работаем с более сложными словами рот, дом, лук, сук. Выделив звуки в словах ребенок фишками заполняет схемы, которые есть звуковые модели строения слов. Овладение фонематическим анализом основали на определении места звука в слове, навыках вычленения  последнего и первого звуков. Определили последовательность звуков слова сук:  на карточке нарисован сук, внизу три клетки - схема слова, воспитатель просит: "Назови последний звук этого слова.", фишка закрывает последнюю клетку, повторить слово, потом просим назвать первый звук, потом тот, который после первого слышали дети и закрываем фишкой второй звук. Ребёнок контролирует завершение задания закрытыми клеточками, все ли он закрыл .

При формировании сложных форм фонематического анализа учитываем сложность процесса. Развивали умения проводить сложные операции со звуками  - определяли звуковой состав слова, выделяли и различали звуки в речи, расположение звука  по отношению к другим звукам, последовательность в словах звуков.

             Хвалим и поощряем детей, а при ошибках, стараемся направить к правильному ответу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников".

Данную презентацию можно использовать в рамках консультаций  для воспитателей и родителей  в ДОУ по темам "Развитие фонематического слуха у дошкольников" и " Формирование навыков звукового а...

Перспективный план по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза

В работе изложена система работы по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза для детей старшей группы l года обучения...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп по экономическому воспитанию дошкольников.

Судьба государства зависит от экономической , политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание подрастающего поколения сравнительно новое направление в дошк...

СООБЩЕНИЕ на методическом объединении для воспитателей старших и подготовительных групп Тема: «Совершенствование развивающей предметно - пространственной среды в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Хочу поделиться с вами опытом по организации и созданию оборудования для развивающей предметно – пространственной среды (РППС) образовательной области (ОО) «Познавательное развитие» ...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп «Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста»

   Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учре...

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.

В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп на тему: «Применение игрового пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Предложенный материал может быть использован логопедами,педагогами при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте....