Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп на тему: «Применение игрового пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Татьяна Владимировна Седова

Предложенный материал может быть использован логопедами,педагогами при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 г. Пугачёва Саратовской области»

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп на тему:

«Применение игрового пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Седова Т. В.

учитель – логопед

Пугачев 2024 год

Обучение дошкольника основам грамоты является сложным моментом для развития ребенка. Дети с речевыми нарушениями имеют выраженное фонематическое недоразвитие, испытывают трудности в различении сходных по звучанию фонем, что затрудняет овладение грамотой. Занятия по подготовке детей к обучению грамоте позволяют предупредить возникновение ошибок на письме в будущем. Пяти -шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить понятия звук, буква, слог, слово, предложение. На помощь приходит игра, именно в ней часто очень сложное становится понятным и доступным.

Использование игрового пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» в логопедической группе помогает дошкольнику легче усваивать материал, становиться более уверенным в своих силах, что в дальнейшем позволит легче адаптироваться к школьной жизни. Развивающие игры В. В. Воскобовича привлекают детей своей красочностью, яркостью, а педагогов многофункциональностью и возможностью решать поставленные задачи в процессе игры. Благодаря развивающим играм В. Воскобовича, занятия по подготовке детей к обучению грамоте можно превратить в увлекательное мероприятие.

Игровое пособие «Теремки Воскобовича. Ларчик»

Цель: подготовка к обучению грамоте и формирование первоначальных навыков чтения у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить детей со звуками и буквами

2. Учить дифференцировать гласные-согласные, мягкие - твердые, звонкие - глухие согласные звуки.

3. Формировать умение определять позицию звука в слове.

4. Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов.

5. Формировать умение делить слова на слоги.

6. Формировать умение читать слоги, слова.

7. Формировать представление о структуре предложения.

8. Развивать мелкую моторику.

9. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.

Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко - слоговой аналитико-синтетической деятельности, улучшает усвоение знаний.

Пособие Воскобовича «Теремки Воскобовича. Ларчик» представляет собой: ковролин, на котором изображено поле с белыми квадратами для проведения игр, снизу расположены теремки разного цвета, в которых изображены буквы, по бокам расположены буквы, обозначающие гласные звуки, в верхнем правом углу – звуковые обозначения.

1. На занятиях по подготовке к обучению грамоте дети старшего дошкольного возраста знакомятся со звуками родного языка и буквами, их обозначающими. С помощью ярких, приятных на ощупь символов-обозначений, которые имеются в пособии, ребёнок запоминает характеристики разных звуков. Для обозначения гласных звуков - используются красные кружки, для согласных твердых звуков - синие кружки, для согласных мягких-зеленые кружки. Для обозначения звонких и глухих звуков используются колокольчики и крестики. Также дети знакомятся с буквами, которыми обозначаются эти звуки. Все буквы имеют свой цвет: синий, зелёный, красный соответственно.

Игры со звуками и буквами «Найди букву», «Посели букву», «Составь пару» (используются разноцветные веревочки), «Зазеркалье»

2. На занятиях детям предлагаются задания для составления звуковой схемы слогов и слов, с помощью синих, зелёных, красных кружков.

Игры «Разноцветные кружки», «Составь слог», «Превращение слогов»

3. Дети с нарушением речи испытывают трудности при различении звуков схожих по звучанию. Используя пособие Воскобовича , детям предлагаются задания по дифференциации звуков по твердости – мягкости.

«Выбери нужный кружок» (При произнесении согласных твердых звуков необходимо выбрать синий кружок или синюю букву, для мягких согласных-зеленый кружок или букву.

«Подбери картинку» (Дети выбирают картинку с нужным звуком.)

Аналогичное задание предлагается для дифференциации звонких и глухих звуков, только предлагается выбрать колокольчик или колокольчик с крестиком. «Чей колокольчик?»

Таким образом, предложенный материал может быть использован логопедами, педагогами при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Ожидаемые результаты:

Дети знают буквы русского алфавита

Различают гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки

Умеют составлять слово с помощью условных обозначений букв

Соотносят букву и звук

Читают слова и слоги

Составляют предложения и анализируют их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы педагога - психолога с детьми старшей и подготовительной групп

Пояснительная записка.В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которы...

Перспективный план логопедической работы на логопункте с детьми старшей и подготовительной группы с ОНР

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Первый (с...

Методические рекомендации к организации совместного досуга с детьми старших и подготовительных групп ДОУ Тема: «Зарница!»

Цель: ·        формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания любви и уважения к защитникам Родины. Задачи:·...

план работы по ОБЖ с детьми старшей и подготовительной группы

Представлено перспективное планирование для работы с воспитанниками в старшей и подготовительной группе...

Октябрь 2017 год. Акция с детьми старшей и подготовительной групп на тему: «Вместе мусор соберем и природу мы спасем».

Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие дошкольника, становление его как труженика, гражданина и разумного потребителя. При этом подчеркивается зн...

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...