Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп по экономическому воспитанию дошкольников.
консультация на тему

Шарудилова Виктория Анатольевна

Судьба государства зависит от экономической , политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание подрастающего поколения сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время это актуально и востребовано.Возникают вопросы с какого времени нужно обучать детей экономическому воспитанию и многие спорят а нужно ли это детям. В своей консультации мы постарались ответить на все эти вопросы, дать рекомендации воспитателям по работе с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_ekonomika_dlya_malyshey.docx93.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ»

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ТЕМА: «Экономика для малышей»

Ответственные:

Старший воспитатель МБДОУ

 «Детский сад «Звездочка»

 п. Школьное

Шарудилова В.А.,

специалист 1 категории

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Родничок»

 с.Родниковое

Кривохижина В.А.

Ноябрь 2015 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ»

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ.

АКТУАЛЬНОСТЬ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ответственный:

Старший воспитатель МБДОУ

 «Детский сад «Звездочка»

 п. Школьное

Шарудилова В.А.,

специалист 1 категории

Ход консультации:

Введение в тему консультации.

Ведущий Шарудилова Виктория Анатольевна :-  Добрый день уважаемые гости МБДОУ «Детский сад «Звездочка». Сегодня мы пригласили вас на консультацию для того чтобы представить вам опыт работы по экономическому воспитанию  с старшими дошкольниками старшего воспитателя Кривохижиной В.А. и педагогов подготовительной группы нашего детского сада .

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать зна-комство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании с самыми маленькими детьми, как вы думаете?

Игровое упражнение «Интервью».

 Я вам предлагаю ответить всего на один вопрос: - Как вы считаете, нужна ли экономика малышам? (Ведущий, выступает в роли журналиста и передавая микрофон воспитателям , участникам методического объединения, задает один и тот же вопрос на который каждый участник имеет возможность ответить, так как он думает о данной проблеме.)

Ведущий : сейчас мы выслушали ваши  мнения о том нужна ли экономика для малышей. Мнения у всех разные.

Постараемся разобраться в том , что все таки экономика нужна детям и чем раньше мы ее займемся  тем больше мы сможем воспитать «будущих хозяев»в полном смысле этого слова , «Хозяев своих семей», «Хозяев своего государства», не побоюсь этого слова.

Давайте сейчас с вами попробуем ответить на вопрос , а что же такое Экономика , что и кто является ее составными компонентами?

Игровое упражнение «Вопрос-ответ»: «Что такое экономика?» ( заранее приготовлены варианты ответов, а так же принимаются и самостоятельные ответы участников консультации)

Ответы участников консультации:

  • Экономика это наука изучающая хозяйство и способы его ведения.
  • Экономика-  деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность;
  • Экономика - наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности.
  • Экономика -отношения между людьми в процессе производства товаров и услуг.
  • Экономика- закономерности протекания хозяйственных процессов.
  • Экономика- хозяйство, совокупность всех процессов используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей.
  • Экономика – это особая сфера общественной жизни. Она функционирует и развивается по собственным законам.

(Ведущая в этот момент выкладывает на доске все эти высказывания вокруг эмблемы «ЭКОНОМИКА»)

 Размышляя о том, что такое экономика, человек видел в ней науку:

  • о богатстве;
  • о видах деятельности, связанных с денежными сделками;
  • об отношениях при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
  • о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;
  • об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления.

Универсальными объектами экономики являются:

  • Люди – главная составная ее часть. Ради человека существует экономика, но и человек привносит в нее свой труд, разум, интеллект. Люди физически и умственно участвуют в хозяйственной деятельности, направляют ее в нужное русло. Человек в экономике выступает в трех качествах: человек-производитель, человек-потребитель, человек-организатор. 
  • Естественная природа – сырьевая база экономики, используется для производства средств существования и создания условий для нормальной жизни человека.
  • Антропогенная среда – созданные человеком объекты. Представляет собой «вторую природу» в виде зданий, сооружений, дорог, предприятий, машин и других искусственных объектов. В итоге искусственная окружающая среда все больше теснит «первую».

Как же  ,казалось бы таким сложным понятиям, можно  обучить наших малышей? А оказывается можно и несложно научить детей бережному отношению к природе, к природным ресурсам , изготовлению простых , но нужных вещей, как рациональному использованию и трате денежных средств. И мы заметили что для современных  детей это актуально, востребовано и интересно.

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста мы ввели в свою основную образовательную программу  в 2014/2015 учебном году как вариативную часть программы. Занятия-игры по экономике проводились с детьми старшей группы во второй половине дня 2 раза в неделю  по 30 мин., всоответствии с требованиями СанПиН 13 г.

Готовясь к внедрению программы по экономическому воспитанию в своем детском саду нами были изучены специальные исследования (Л.М.Клариной, А.Д.Шатовой, Е.А.Курак, Л.И.Галкиной и др.), которые раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением – мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б.Эльконин).

Обсуждая проблему экономического воспитания детей , мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.

К сожалению, эти базовые экономические качества, присущие человеку-хозяину, с каждым годом теряли свой авторитет.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течении дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает игрушку поиграть другим детям ( ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине! Правда , если воспитатель строгий, дети боятся наказания за сломанную игрушку. И иногда это приводит к тому, что ребенок начинает сваливать свою вину на других, лгать и пр. Но это уже нравственный аспект проступка, требующий специального обсуждения.

Мы же только хотим подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства?

Нередко приходится слышать от взрослых, в том числе и от педагогов: зачем ребенку беречь и экономить, не так уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.

Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих поступков постепенно складываются формы привычные  формы поведения , вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто.

Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.

Детский сад – некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практического «экономического поведения» . Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.

Обратимся к опыту зарубежных стран. В США, Германии, Японии, Англии экономическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в экономической жизни общества.

Много внимания экономическому воспитанию детей уделяется и  в семье. Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям ( в зависимости от возраста и возможностей семьи) некоторую сумму  - карманные деньги на определенный период времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря, объясняют, что нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы.

В Японии и США родители стараются приобщить детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Как стать богатым». С нашей точки зрения, в таких публикациях не всегда соблюдается чувство меры, настораживает содержащийся в них чрезмерно настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др. В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.

Экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее – созидателем предметов потребления. Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном ему уровне?

В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и  разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ввести ребят  в сложный мир вещей, предметов, человеческих взаимоотношений.

Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость , честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.

Формирование экономического сознания – дает знания о новых современных профессиях ( менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент, торговый представитель и т.д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умении честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей.

Начиная с 1993 года стали предприниматься первые робкие шаги в преподавании детям основ экономических знаний. Но только школьникам. О детских садах в этой связи не говорилось. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6-7-летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. И в этом нам помогут программы для дошкольников по экономическому воспитанию. Одну  из них мы вам сегодня презентуем.

И сейчас я предоставляю слово старшему воспитателю  МБДОУ «Детский сад « Родничок» с. Родниковое  Кривохижиной В.А., которая раскроет нам теоретические основы экономического воспитания.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ»

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ.

Теоретические основы экономического воспитания.

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Родничок»

 с.Родниковое

Кривохижина В.А.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В настоящее время встал вопрос о том, что  современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому  проблема  экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

 Слово «экономика» происходит от двух греческих слов «экос» и «номос».

«Экос» означает «дом».

«Номос» означает «правило», «закон»

Экономика – правила, законы ведения домашнего хозяйства

        Очевидно, что «искусство ведения домашнего хозяйства» предусматривает и заботу об этом «хозяйстве», его охрану и защиту. Следовательно, уже начиная с дошкольного возраста детям необходимо давать знания о том, что является залогом правильного «ведения хозяйства», а не только формировать представления об экономических категориях.

То есть необходимо познакомить детей с взаимоотношениями экономических и этических категорий: «труд», «деньги», «стоимость», «цена», с одной стороны, и нравственными - «бережливость», «честность», «экономичность», «достоинство», «щедрость» - с другой.

         Наиболее раннее упоминание об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить в работах педагогов таких как

Я.А.Коменский в своей книге «Материнская школа» видит связь экономического и нравственного воспитания и рекомендует воспитывать с детства мудрость, трудолюбие, мужество, справедливость, человечность, щедрость.

Вопросы экономического воспитания А.С.Макаренко описал в своей работе «Семейное хозяйство». «Из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин». А.С. Макаренко раскрывает, какими путями можно и необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность: через знакомство с трудом родителей, формирования знаний о том, откуда берутся деньги, что такое работа.

На современном этапе данная проблема рассматривается в трудах

Сасова И.А., Васильев Ю.К., Шемякин Б.П. и др. определили, что уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитание чувства хозяина с присущими ему качествами экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость). Поэтому, говоря о важности воспитания качеств, соответствующих образу «человек - хозяин», необходимо отметить линию взаимосвязи экономического и нравственного воспитания. Шатова А.Д. впервые в своей книге «Экономическое воспитание дошкольников» подняла вопрос о нравственно-экономическом воспитании детей. Она отмечает, что «хорошим хозяином» является человек, который умеет правильно в интересах семьи использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. 

А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности дошкольника, в том числе и его нравственно-экономического воспитания. Общепризнанным в отечественной дошкольной педагогике и психологии является тот факт, что развитие ребенка осуществляется в процессе его активной деятельности.

Программа Дошкольник и экономика

Цель: формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры средствами игры.

Задачи:

 Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;

 Познакомить с элементарными экономическими понятиями;

 Учить решать простейшие экономические задачи;

 Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;

 Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет;

 Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).

Условия экономического воспитания:

– взаимосвязь экономического воспитания с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
– использование разных видов деятельности;
– четкое определение содержания экономического воспитания;.
– взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения; 
– создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
–  экономическая грамотность самих взрослых

Основные условия экономического развития:

– взаимосвязь экономического воспитания с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
– использование разных видов деятельности;
– четкое определение содержания экономического воспитания;
– использование эффективных средств диагностики, контроля экономического воспитания.
– взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
– создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
–  экономическая грамотность самих взрослых.

Блок

Задачи

Игры

Мир денег

Знакомство с денежными знаками, установление зависимости между качеством товара и прибылью при его продаже

«Банк», «Банкомат», «Монетный двор», «Универсам», «Пункт обмена валюты»

Мой город

Сведения о производстве полезных товаров, профессиях людей

«Кондитерская фабрика», «Ателье», «Фермер», «Завод

Мир товаров

Знакомство с разными формами сбыта продукции

«Рынок», «Аукцион», «Рекламное агентство», «Дом книги», «Детская лотерея»

Моя страна

Знакомство с ресурсами своего края, региона, страны

«Путешествие товаров», «Геологи», «Нефтяники», «Газовики», «Почта»

Основными формами организации деятельности детей

по экономическому воспитанию :

-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»;

-проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;

-создание обогащённой развивающей среды в группах;

-информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;

- включение детей в социоигровые ситуации

- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, выставки);

- дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.

- организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;

сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;

- подборка пословиц и поговорок.

Итог:

Дети гораздо бережнее стали относиться к своим вещам  и игрушкам детского сада;

В продуктивной деятельности стараются экономить материал;

Увеличена заинтересованность родителей в данной теме, особенно за работу по теме семейный бюджет и рациональное его использование. Дети с пониманием стали реагировать на отказы родителей в покупке не совсем нужных вещей.

Собрана картотека сказок, загадок, занятий, дидактических игр, пособий.

Экономическое воспитание позволяет приблизить знания дошкольников к

- реальной действительности, дает начала экономического мышления;

-формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;

-знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас,

-связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.

Экономическому воспитанию в ДОУ всегда уделялось и уделяется самое серьезное внимание. Дошкольное воспитание должно быть ориентировано на то, что уже в младшем дошкольном возрасте нужно знакомить детей с  основами экономической культуры.

В старшем дошкольном возрасте нужно формировать представления

-о процессах производства и

-потребления продуктов питания, одежды

-предметов домашнего хозяйства,  

- материалах и затратах труда при их производстве,

-предвидение положительных и отрицательных последствий вмешательства человека в природные и хозяйственные циклы;

-показывать правильные и бережливые способы ведения домашнего хозяйства;

- устанавливать простые связи между явлениями и предметами и др.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ»

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ.

Формы и методы экономического воспитания.

 Игра как средство экономического воспитания.

 Сказка как средство экономического воспитания.

.

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Родничок»

 с.Родниковое

Кривохижина В.А.

«Формы и методы экономического воспитания».

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы и методы его организации.

Методы использования при обучении детей экономике это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике:

Группы методов

Виды методов

Источники передачи содержания

I группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа

Практические методы

Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

III группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др

Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я»,

  • играм: интеллектуальным, сюжетно-ролевым , дидактическим,
  • комплексно-тематическим занятиям,
  • чтению художественной литературы, решению проблемных ситуаций, возникающих в сказках и реальной жизни, разыгрывание экономических ситуаций,
  • развлечениям, драматизациям экономических сказок , вечерам досуга и пр.

1Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры,  естественно для дошкольника.

2Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру  «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

3 В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

4 Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам.  Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

5 Знакомство с новым материалом очень интересно  и увлекательно  проводились в ходе игры- путешествия «Музей денег»,  «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу  ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.

6 Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»),  включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.

7 Одной   из   форм   познавательно-игровой   деятельности   является комплексно-тематическое занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математическому  развитию     детей.

При ознакомлении с социальной действительностью дети старшей группы хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной город, страна,  чем он славен, какими народными промыслами, известными людьми гордится город, поселок и т.д. Благодаря усвоению программы ознакомления детей с явлениями социальной действительности формируется база социального развития ребенка, чувств сопричастности ко всему, что происходит в стране, а в общем социальной активности, не безразличия к происходящему. Ознакомление детей с явлениями социальной жизни — неисчерпаемый источник социализации ребенка, предметным миром.

8 Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

9 Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из  примеров может быть  книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

«Игра как средство экономического воспитания».

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания

-проблемно-игровых,

-проблемно-практических,

-проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий.

Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Практические навыки обращения с деньгами дети приобретали в ходе сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Сберкасса», «Ателье», «Прачечная», «Кафе «Голубой вагон»», «Музей изобразительных искусств», «Народные промыслы», «Туристическое агентство» и др.

Сказка как средство экономического воспитания.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы.

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказки множество функций:

• сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2.разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

• использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

• организация комплексной работы со сказкой;

• создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

•        сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;

• сказки, отражающие труд людей;

• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки:

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».

2.Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».

3.Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».

5.Чтение и обсуждение сказок о рекламе.

Народных: «Лиса и козел».

Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».

Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ»

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ.

Формы и методы работы с родителями

по экономическому воспитанию старших дошкольников.

Воспитатель подготовительной группы

МБДОУ«Детский сад «Звездочка» п.Школьное»

Репета Ю.А.

Ведущая

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Сейчас я слово предоставляю воспитателю подготовительной  группы Репете Ю.А., которая раскроет секреты семейного экономического  воспитания.

Выступление воспитателя подготовительной группы Репеты Ю.А.  «Экономическое воспитание дошкольников в семье.»

Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка, считает Голуб Л.А., — это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов.

Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления. Отсюда вытекает первый принцип «финансового воспитания»:

1.Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если
оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку — нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше обнаружит, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20
 — что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой). Естественно, при появлении той или иной вещи, надо попробовать найти ей «хозяина» (чья она? она в личном пользовании или в частом?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично
берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или (иной вещи. Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась — или: сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой).

2.Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? В конце концов, любые курсы усовершенствования работают за плату. Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» — которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь — не ругать и укорять, А разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам

3.Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее — возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных (или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.

4.Четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае — не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей — это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.

5.Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально — с Зх лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, (ну, например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении! На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка. Вот ее суть. Система финансирования, (карманные деньги) Главный тезис: Карманные деньги — это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению, несмотря иногда и на советы!!! Всегда надо помнить, что это не способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент — такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов). Какие позиции надо определить в первую очередь? — периодичность выдаваемых средств — размер (сумма) — что входит в перечень затрат — штрафные санкции. Периодичность выдаваемых средств: оптимально — еженедельно. Размер: естественно, чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но поинтересоваться у ребенка, какая сумма бы его устроила. Этим определяться его запросы. Если запросы сильно высоки (часто дети, кстати, не очень требовательны), вместе нужно откорректировать их, объяснив, что можем выделить только определенные средства. Что входит в перечень затрат (или: что ребенок может и что должен покупать на эти деньги). Надо напоминать ребенку почаще, что деньги — это средство для получения чего-то, а не цель сами по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми, лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах — надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи. Если он потратил свои деньги «не так»- надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он ошибся (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел. Посочувствовать: « Ну. что ж…» Никогда не предлагать финансовую компенсацию. Ограничиться психологической. Если потерял — никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.

Система штрафов — это что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других. Как считает Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг — обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно (распиской). (Это повышает ответственность ребенка за данное слово и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм).

Итак, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами? По материалам Золотаревой А.В.

1.Умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.)

2.3нание о соотношении стоимости вещей (услуг)

3.Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать.

4.Умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного — и соответственно определять приоритеты)

5.Повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) -новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости — это мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок — последствия — осознание — понимание — развитие — психологическая зрелость — новый, уже более зрелый поступок.

6. Познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии.

7. Познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других — тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу).

8. Радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей — кого же мы вырастили? Что нас ждет в старости?).

9. Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь — база для становления субъектности ребенка.

10. Знакомство с основными финансовыми понятиями — «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок... К тому же не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности.

11. Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения. Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.

Памятку родителям по экономическому воспитанию.

Советы Мудрой тетушки Совы родителям:

1.Рассказывайте детям о своей работе. 

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.

2.Нескрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «а можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

3.Не приучайте детей к излишествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы расту. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4.Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

5.Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

6.Помогитеетямосознатьстоимость вещей.

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

7.Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.

8.Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Это поможет ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.

Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки.

Решить эту задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контролировать, развивая способность разумно распоряжаться личными сбережениями. Малыш должен усвоить основное жизненное правило — нет денег, нет и расходов.

Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, вернисаж, спектакль, да мало ли еще что можно придумать, чтобы подарить малышам радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудите, как лучше их потратить. И никогда не используйте деньги для подкупа или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка.

Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ»

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ

«ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Обзор методической литературы и пособий

по экономичекому воспитанию старших дошкольников.

Ответственные:

Старший воспитатель МБДОУ

 «Детский сад «Звездочка»

 п. Школьное

Шарудилова В.А.,

специалист 1 категории

Авторские программы экономического воспитания детей .

Первой в этом ряду хотелось бы поставить книгу известного российского ученого-экономиста Игоря Липсица, задумавшего и написавшего "Удивительные приключения в стране Экономика" для своей дочери. Иллюстрации и многие термины первого издания книги будут слегка ностальгичными для родителей, ведь написана она в 1992 году, экономика была советской. Теперь это своего рода раритет, но ничего подобного после, так и не написано. Поэтому, в 2011 году книга была осовременена автором и переиздана в Москве. Книжка  для подростков в виде повести рассказывает о приключениях отца и дочери в фантастической стране. А страна эта называется Экономика. И, чтобы благополучно уйти от опасностей, героям необходимо разобраться во всех закономерностях, которые действуют в этой стране. Все описано очень доступно, и отлично проиллюстрировано. Чтение будет легким и занимательным.

Следующий автор зарубежный. Знакомьтесь, Бодо Шеффер. Это просто удивительный человек. От всего, что  делает в жизни, он получает удовольствие. Этот бизнесмен, финансовый консультант, изложивший свои взгляды на теорию финансового успеха в книгах для взрослых читателей, обратился к детям в новом издании "Пес по имени Money". Все в ней просто, логично, увлекательно. Причем, все советы применимы в мире взрослых. Персонажи - пес и девочка. Но пес не простой, а сказочный. Этот песик - профи в экономике - и разъясняет девочке, как правильно распоряжаться деньгами. Юному читателю становится понятно как не иметь долгов, и получать стабильную прибыль. Главный постулат - работай с удовольствием, трать с удовольствием, будь щедрым.

Следующим подспорьем юного финансиста станет книга Елены Тончу "Большой бизнес для маленьких детей". Эта книга - доверительный разговор с подростком, наделенным предприимчивостью, мечтающим о карьере в сфере предпринимательства. В книге раскрыты вопросы чисто экономические (бизнес-план, семейный бизнес и другие), и этические, и психологические (внешний вид, правила поведения и т. д.). Интересующиеся экономикой дети не будут разочарованы.

Не обойтись в нашей теме и без настоящей большой, серьезной энциклопедии. "Энциклопедия для детей. Бизнес". Содержание книги соответствует ее названию. Изложение серьезное и очень качественное. Несмотря на отсутствие веселых сюжетов, все статьи доступны для понимания. Приведены примеры достижения успеха известными бизнесменами, компаниями, истории успеха мировых брендов. Итак, как создать бизнес и сделать его успешным, читаем в 26 томе серии энциклопедий для детей.

Далее у вашему вниманию предлагаем труд коллектива авторов - О. Гозман, В. Правоторова, Е. Шаховой - "Что такое бизнес?". Именно эта книга познакомит самых маленьких читателей с правилами зарабатывания денег. Понятным языком, на примерах персонажей деткам внушается мысль о необходимости быть порядочным человеком, дорожить своей репутацией и уважать деловых партнеров. Есть хорошие иллюстрации. Издали эту книгу для юных экономистов в Москве, в издательстве “Альпина паблишер”, в 2010 году.

Наш топ книг для самых маленьких бизнесменов завершает издание для младших рангов школьников ( в анотации книги даже рекомендовано детям от 3-х лет) "Азбука бизнеса". Автор - Н. Чуб. Повесть о приключениях мальчика Сережи в волшебной Стране гномов. Гномы становятся помощниками мальчика в постижении основ предпринимательства. Книга очень полезна, причем, проста и доступна для понимания.

А.Шатова, научный сотрудник НИИ дошкольного образования и семейного воспитания РАН, разработала программу «Дошкольник и экономика», которая состоит из следующих блоков: «Труд - продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту» . Рассмотрим их подробнее. Программа рассчитана на работу с дошкольниками старшего возраста (5-6 лет). Дети получают представление о том, почему взрослые работают. Результат труда взрослых - это и есть продукт труда (различные товары, игрушки, продукты питания, нужны и детям, и взрослым). Рекомендуется ознакомить детей с популярными новыми профессиями: бизнесмен, менеджер, рекламодатель, рекламный агент. Итак, товар произведен. Если он создан, то о нем должны знать все люди. Для этого и существует реклама (блок «Реклама»). Дети знакомятся с понятием реклама, с тем, какой она бывает, рассматривают рекламу во время экскурсий, целевых прогулок, анализируют формы, содержание, особенности оформление. Следующий этап работы - ознакомление с деньгами. С детьми можно говорить о том, что было бы, если бы не было денег, какие бывают деньги, какие деньги есть в разных странах; каково их назначение, откуда они берутся и т.д.. Следующий этап - за деньги куплен товар: «Купил вещь - умей с ней обращаться». Эта тема связана с традиционным направлением реализации содержания действующих программ детских учебных заведений - воспитанием навыков и привычек культуры поведения. Анализируют только экономический аспект: отношение к электричеству, воды, продуктов питания. Несмотря на внутреннюю связь между блоками, каждый из них может быть реализован автономно в виде виджета. Так, блок «Реклама» можно разделить еще на 4 блока: 1) реклама и ее виды; 2) назначение рекламы; 3) кто производит рекламу; 4) реклама для детей. К каждому из блоков можно разработать серию занятий, дидактических игр, подобрать литературу так, чтобы детям было интересно получать знания (например, «Бизнес крокодила Гены» Э.Успенского, «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» Л.Книшовои). Можно использовать дидактические игры: «Дерево объявлений» («Покупайте капусту, вкусную, сладкую, в ней много витаминов» или «Продается спелая, сочная сладкая малина. Из нее можно сварить варенье. Зимой, когда заболеете, - пить чай с вареньем» и др.). «Прогулка сказочным городом» («В этом доме размещено мастерскую по ремонту обуви ...»). «Угадай, о ком я говорю? »(Словесная игра - описать любую профессию, не называя ее). Авторская программа «Экономика и человек» состоит из трех разделов: «Экономика везде» (раскрывается значение экономики в жизни человека, вводятся понятия потребность и возможность человека, определяются средства удовлетворения потребностей). «Домашняя экономика» знакомит детей с понятиями домашнее хозяйство, деньги, семейный бюджет. «Человек и экономика» (раскрывается роль человека в экономике, значение труда взрослых членов семьи для жизни детей в семье и в целом). В Украине также много дошкольных учреждений имеют свои программы экономического воспитания. Опыт по вопросам экономического воспитания дошкольников освещены в работах преподавателя Славянского педагогического института Н.Кривошии и созданных в соавторстве с работниками детских садов г. Славянска методических рекомендациях. В течение нескольких лет исследовались возможности старших дошкольников по усвоению экономических знаний и применения их на практике. Для определения уровней экономической воспитанности детей шести-семи лет разработаны следующие критерии: наличие соответствующих выходных (базовых) знаний; сформированность простейших умений и навыков и наличие специфических нравственных качеств, имеющих проявляться в совместной деятельности детей во время общения. Воспитательную и образовательную работу с детьми в учреждениях.

Заключение.

Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем.

Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие — комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья — это «реальная экономика», и в ней «... .дети не учатся жить, а живут...» (Е. А. Аркин.)

Эта глобальная социальная проблема может быть решена только сообща родителями и педагогическими коллективами уже начиная с дошкольных учреждений; наконец, эти усилия помогут расширить понятия нравственного воспитания в экономике.

Список рекомендуемой литературы

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3.
  3. Азбука Гнома-эконома/Издательство «Феникс» -Ростов-на-Дону., 1997.
  4. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986.
  5. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с 112: ил. [Иллюстрации, игровые задания: Т. Проснякова].
  6. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  7. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.
  8. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140.
  9. Власова И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка  // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.121.
  10. Джугенхаймер Д. У., Гордон И. Основы рекламного дела: Пер. с англ. М., 1996.
  11. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  12. Детский экономический словарь / Сост. Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова; Науч. ред. Т.Л. Попова. М., 1997.
  13. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  14. Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. 1999. №7. с.24.
  15. Казакова Н. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. с.29.
  16. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
  17. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
  18. Капкова Е.Б. Необходимо объединить усилия //Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.143.
  19. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
  20. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 118.: ил.
  21. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника -М.,2004.
  22.  Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России. -М., 1996.
  23. Кларина Л, М. Уроки гнома-эконома и феи экологии. М. 1995.
  24. Козлова Е.В.Концепция социального развития ребенка-дошкольника. Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников. М,2001.
  25. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М,2002.
  26. Лукьянова Р.С. Система дошкольного экономического образования и воспитания в Нижегородской области // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.77.
  27. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  28. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.,1992.
  29. Николаева СО. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками-М.,2005.
  30. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в ЧР.-Чебоксары,1998.
  31. З.Петровский В.А., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. И др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
  32. Н.Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.М.,2005.
  33. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников дошкольного образовательного учреждения / Авт.–сост.: Л.С. Киреева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ,2003. – 96с.
  34. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. Издательства «Росмен» М.: 1999г. – 192 с.
  35. Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н. Экономика и человек // Обруч. 1999. №1. с.27.
  36. Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989
  37. Сендж Ч., Фрайбургер В., Рот- цол К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ. М.,1989.
  38. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  39. Сказки «Мена», «Волшебное кольцо», стихотворение Ш. Галиева «Три копейки на покупку», «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева.
  40. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  41. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  42. Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.93.
  43. Сурмило Н.В Помогает детский сад // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.144.
  44. Сушкова И.В. Как объяснить дошкольнику что такое «добро» и «зло» // Воспитатель. 2008. №10. с.124.
  45. Шалаева Г.П. Меры времени, длины, массы, стоимости. Маленький гений – М.: Филол. о – во «Слово»: ООО  «Изд-во «ЭКСМО», 2003, –63с.    
  46. Шаламова Т.П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.89.
  47. Шатова А.Д. Дошкольник и … экономика // Обруч. 1999. №1.
  48. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание.1994. №8
  49. Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я.2003. №4. с.148
  50. 14.Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика: Программа. М., 1996.
  51. 15. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.
  52. Ширкова Н.А. Дело сложное, но нужное //Детский сад от А до Я.2003. №4. с.145.
  53. . Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики. М., 1997.
  54. Экономическое воспитание дошкольников., М.,2005.
  55. Шведова Экономическая азбука для детей и взрослых.
  56. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80 с.
  57. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
  58. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., автор Ю.Г.Круглов. М., 1990
  59. Трудовое воспитание дошкольников. М.,1974. 19.Шатова А.Д. 30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Конспект образовательной деятельностив старшей группе.Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»Воспитатель:  Гладкова   Любовь ИвановнаМАДОУ – ЦРР-Д/С №14Краснодарский край г....

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп «Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста»

   Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учре...

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.

В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при...

Конспект открытого занятия в старшей и подготовительной группе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

Цель: воспитание моральных качеств детей (дошкольников) с помощью художественного слова.Задачи: обучающие:- формировать понятие о Родине, систематизировать знания детей о символике государства, способ...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп в рамках реализации образовательной области «Познание» - условная мерка.

Материал подходит для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада, по формированию у детей  умения оперировать условной меркой....

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни

Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...