Перспективный план по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Новикова Татьяна Ивановна

В работе изложена система работы по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза для детей старшей группы l года обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план

по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

                              (старший дошкольный возраст).

        СЕНТЯБРЬ.

1 и 2 недели.

Обследование уровня развития фонематического слуха у детей.

1. Цель: Знакомство с термином звук.

1). Звуки природы и звуки речи.

2). Д/упр. «Послушаем тишину»;

3). «Молчанка».

2. Цель: Узнавание неречевых звуков. Учить вслушиваться и различать звуки, издаваемые различными предметами.

1).Слушание шума дождя, ветра – звуки природы (аудио).

2).Д/упр. «Узнай по звуку» (Игры в лог. раб. стр.21) .

3). Д/упр. «Назови, какой инструмент звучит» (там же стр. 20).

4). Игра «Прятки» (ориентировка на силу звука: громко - при приближении к игрушке, тихо - при удалении от нее).

         

        ОКТЯБРЬ.

1.Цель: Знакомство с речевыми звуками. Накопление и расширение

представлений детей о содержании термина «звук».

1).Д/упр. «Кто играл?»

2). Д/и. «Теремок».

2.Цель: Учить различать высоту, силу и тембр голоса. Продолжать

учить слушать и дифференцировать неречевые звуки.

1).Д/упр. «Кто позвал?»

2).Д/упр. «Улиточка».

3).Д/упр. «Лягушка».

4Д/упр. «Угадайте, что я делаю?»

3.Цель: Продолжать учить различать речевой звук по  голосовой

окраске. Дать представление, что звуки бывают высокие и низкие,

длинные и короткие.

1). «Три медведя» (пересказ сказки, с использованием низкого,

высокого и среднего по высоте голоса).                                                                                                                                                                                    

2).«Угадай, кто рычит?»

3).«Кто как голос подает?»

    4). «Чей голосок звонче?»

4.  Цель: Дать представление о том, что звуки бывают сильные, громкие и слабые, тихие. Продолжать учить различать речевой

звук по голосовой окраске.

     1).Д/упр. «Угадай, чей голосок».

     2).Д/упр. «Далеко - близко».

     3).Д/упр. «Котенок».

     

        НОЯБРЬ.

1. Цель: Познакомить детей с термином «слово». Дать представление о многообразии слов. Закрепить представление детей о том, что звуки бывают сильные, громкие и слабые, тихие.

     1). Д/упр. «Подскажи словечко».

     2). Практические задания для детей: закрасить только те предметы, которые они назовут в конце стихотворений.

     3). Д/упр. «Улавливай шепот».

2. Цель: Учить различать слова, близкие по звуковому составу. Дать представление, что слова звучат по-разному и похоже. Продолжать учить детей определять высоту звуков.

     1). Д/упр. «Хлопни, когда ошибусь».

     2). Д/упр. «Подбери картинки» (подбор слов, названия которых звучит похоже: мак – лак – рак - бак; лужи – лыжи; дом – ком – лом  – сом; коза – коса и т.д.).

     3).Д/упр. «Чей голосок?»

     4). Д/упр. «Звуки перепутались».

     

3. Цель: Учить сравнивать и подбирать слова близкие по звуковому составу.

    1). Найти на картинках  «слова – друзья» и соединить их (лейка –

скамейка, лук – жук, коза – стрекоза, шишка – мышка, рубашка – чашка и т.д.).

  2).Д/упр. «Какой звук заблудился?» (стихотворение А. Шибаева).

  3).Д/упр. «Подними светофорчик, когда ошибусь».

4. Цель: Познакомить детей с протяженностью слова. Закреплять представления детей о многообразии слов.

  1). Д/упр. «Доскажи словечко».

  2). «Какое слово длиннее (короче)». Измерение слова с помощью шагов (хлопков).

  3). Загадки. Найти картинку с отгадкой и определить, какое слово короткое, а какое длинное.

      ДЕКАБРЬ.

1. Цель: Учить детей дифференцировать слоги. Закреплять умение подбирать слова, сходные по звучанию.

   1). Д/упр. «Какой слог лишний?»

   2). Д/упр. «Скажи, как я».

   3). Д/упр. «Попугайчики».

   4). Д/упр. « Подбери похожие имена» ( подбор имен сходных по звучанию: Марина – Ирина, Ваня – Саня – Маня и т.д.).

2. Цель: Учить детей дифференцировать гласные фонемы. Дать термин «гласный звук».     Продолжать обучение дифференциации слогов.

   1). Д/упр. «Угадай, кто поет?» (Различение гласных а – у  – и – э – о – ы на определенный звук показать соответствующую картинку. Например: девочка плачет а–а–а , поезд гудит у–у–у , птица поет и-и-и).

Усложнение: а) вместо картинок даются кружки разного цвета.

                       б) включаются другие звуки, на которые дети не должны реагировать.

   2). Д/упр. «Повтори за мной», «Эхо».

   3). Д/упр. «Девочка заблудилась – ау! Определить последовательность звуков, составить схему.

   4). Разберем картинки: слова со звуком а – в красный конверт, со звуком  у  – в зеленый.

3.Цель: Учить детей дифференцировать согласные фонемы, показать особенности согласных фонем. Дать термин «согласный звук». Продолжать подбирать слова сходные по звучанию.

     1).Д/упр. «Хлопни в ладоши, если я ошибусь».

     2).Д/упр. «Доскажи слово».

          Скажу я слово – «высоко»,

           А ты ответишь - … («низко»),

           Скажу я слово – «далеко»,

           А ты ответишь – …(«близко»),

           Скажу тебе я слово – «трус»,

           Ответишь ты - …(«храбрец»),

           Теперь «начало» я скажу,

           Ну, отвечай - …(«конец»).

4. Цель: Продолжать учить дифференцировать согласные фонемы. Выделение согласного звука из ряда согласных звуков. Подвести к пониманию, что все гласные обозначаются красными кружками, согласные – синими.

        1). Д/упр. «Стоп» (дети показывают красный кружок на определенный звук).

        2).Д/упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «л».

        3). Анализ и синтез слова «ум». Использование схемы.

        4). Придумай слово по схеме.

       

       ЯНВАРЬ.

1. Цель: Учить детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Продолжать учить детей «читать» звукосочетания и слова с помощью символов.

     1). Д/упр. «Телеграф».

     2). Д/упр. « Как Мишутка учился говорить» (Тумакова Г.А. с.69).

     3). Д/упр. «Кто в каком домике будет жить?» (Тумакова Г.А. с.75).

     4). Придумай слова к схеме.

 2.Цель: Учить определять нахождение звука в слове. Продолжать учить определять количество слогов в слове.    

     1). Д/упр. «Найди место звука в слове» (см. Швайко Г.С. с.46).

     2). Д/упр. «Где звук» (см. Игры в логопед.  работе с.27).

     3). Д/упр. «Положи столько фишек, сколько слогов ты услышишь».

      4). Какое слово я задумала? (запись с помощью символов).

 3. Цель: Учить детей выделять ударный слог в слове. Продолжать учить определять количество слогов в слове.

     1). Д/упр. «Прохлопаем слово».

     2). Д/упр. «Как звучат части в слове?» (Максаков А.И., Тумакова Г.А. с.115).

     3). Составление схемы слова (деление на слоги). Расстановка ударения. Д/упр. «Найди в слове ударение».

       ФЕВРАЛЬ.

1. Цель: Учить детей выделять в слове последний согласный звук.

Продолжать учить выделять ударный слог в слове.

     1). Д/упр. «Выдели голосом последний звук».

     2). Д/упр. «Подскажи Петрушке звук» (Максаков А.И., Тумакова Г.А. с. 78).

     3). Д/упр. «Где твой круг?»

2. Цель: Учить детей находить слова с одинаковым согласным в конце слова, интонационно выделяя его. Упражнять в умении подбирать слова с недостающим согласным в конце слова.

     1). Д/упр. «Разложи картинки правильно».

     2). Д/упр. «Отгадай слово».

     3). Д/упр. «Найди себе пару».

     4). Анализ и синтез слова «кот».

3. Цель: Учить детей выделять звук в начале слова. Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

     1). Упражнение «Какой первый звук в слове?»

     2). Д/упр. «Чья команда придумает больше слов со звуком «с» в начале слова.

     3). Д/упр. «Какое слово задумано?»

     4). «Звуковые часы».

 

4. Цель: Упражнять детей выделять звук в конце слова. Развитие умения вслушиваться в звучание тихо сказанных слов и передавать их без искажения.

    1). Д/упр. «Какой звук потерялся?»

    2). Д/упр. «Что же здесь не так?»

    3). Д/упр. «Какое слово задумано?»

    4). Д/упр. «Телефон».

       МАРТ.

1.Цель: Упражнять детей выделять звук в конце слова. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.

     1). Д/упр. «Отгадай звук».

     2). Д/упр. «Доскажи словечко».

     3). Д/упр. «Кто ушел вперед?»

     4). Придумай слова к схеме (односложные слова).

2. Цель: Учить детей выделять звук из слов текста. Упражнять в определении первого и последнего звука в слове. Продолжать учить определять количество слогов в слове.

     1). Д/упр. «Назови слово».

     2). Сказка про овощи.

     3). Д./упр. «Цепочка слов».

     4). Положи столько фишек, сколько слогов в слове».

3. Цель: Дать представление о том, что звуки бывают мягкие и твердые. Подвести к пониманию, что мягкие звуки обозначаются зеленым цветом, твердые – синим.

     1). Д/упр. «Отгадай, что купили на рынке?»

     2). Д/упр. « Кто внимательный?»

     3). Д/упр. « Скажи слово с нужным звуком».

     4).  «Подбери картинки к схеме».

4. Цель: Упражнять детей в умении дифференцировать мягкие и твердые согласные, подбирать слова с этими звуками.

      1). Д/упр. «Кто внимательный?»

      2). Д/упр. «Разложи игрушки по звукам».

      3). Составь слова к схеме.

        АПРЕЛЬ.

  1. Цель: Дать представление о том, что звуки бывают звонкие и глухие. Учить выделять из предложения слова со звуками ш и ж, з  и  ж. Четко произносить фразы, насыщенные данными звуками.

1). « Разложи картинки по звукам».

2). Скороговорка: «На крыше у Шуры жил журавль Жура». Произнесение в разном темпе, с изменением силы голоса.            

Нахождение слов со звуками ш и ж.

Чистоговорки: за-за-за – приближается гроза;

 (проговаривание тихо – громко, хором – индивидуально).

 Жа-жа-жа – залетели два чижа (медленно – ускоренно – быстро). Волк на лужайке – задрожали зайки (нахождение слов со звуками  ж  и  з.

3). Игра « Кто дольше протянет звук».

4).  Составление схемы слова «лук».

  1. Цель: Закреплять умение дифференцировать звуки с и ш.

Учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса. Продолжать упражнять в выделении  первого звука в слове.

1). Д/упр. « Разложи игрушки по звукам».

2).Проговаривание скороговорки: «Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу».

3). Разобрать предложение: «Пришла весна». Назвать количество слов в предложении, первое слово, второе слово. Сказать это предложение с интонацией удивления, радости, вопроса.

4).Д/упр. «Цветные загадки».

   

  1. Цель: Учить различать звуки  ч  и  щ  изолированно и в словах.

Подбирать слова с этими звуками, определять их местонахождение в слове. Продолжать учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произносить их в разном темпе и с разной силой голоса.

1). Педагог произносит слова: заяц, белка, щенок, кочка, мяч, овощи, кирпич и т.д. Если в слове слышится звук – ч, дети поднимают руки; если слышится звук – щ, прячут их за спину.

2). Проговаривание скороговорок и чистоговорок.

       а).  «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки».

                  « Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке».

                б). «Ча-ча-ча – была Маня у врача»

                      «Ща-ща-ща – поймал Вова леща».

         3). Д/упр. « Скажи слово с нужным звуком».

         4). Д/упр. « Найди похожую по звучанию».

  1. Цель: Учить слышать и дифференцировать звуки  р, р`-л,л’.    

     Учить преобразовывать слова путем замены первого звука.

     1). Звукоподражания.  Как ворона каркает?  (кар-кар)

           А как утка крякает? (кряк-кряк)

           Поросенок хрюкает? (хрю-хрю)

           Кошка мурлычет? (мур-мур)

          Ёж фыркает (фр-фр). Воробей чирикает (чирик - чирик).

        2). Д/упр. «Закончи слово» (па(р),  со(ль), кома(р), фона(рь),  

             хо (р),  снеги(рь), ба(л), пова(р), ца(рь), мо(ль) и т.д.)

        3). Чтение скороговорок в разном темпе.

                «Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила».

                «Дружно в оркестре играли дети:

                  Карл играл на черном кларнете,

                  Кирилл – на валторне,

                  На арфе Алла,

                  А на рояле Лара играла».

         4). Анализ слова «лось».

       МАЙ

  1. Цель:  Продолжать учить дифференцировать твердые и мягкие согласные п – п’. Закрепить понятие термина «предложение».

1). Разложи картинки.

2). Чтение скороговорки: «Петя пилил пилой пень».

3). Д/упр. «Добавь звук  п». Ушки – (п)ушки, Оля – (П)Оля, луг – (п)луг, Аллочка – (п)алочка.

4). Составь предложение из 2 слов. Скажи его радостно, спокойно, вопросительно.

  1. Цель: Распространение предложения. Схема предложения. Выделять первое (второе, третье) слово в предложении.

1). Составление предложений из 2-х слов. Схема предложения. Распространение предложений.

2). Придумать предложения по сюжетной картине. Посчитать, сколько слов в предложении.

3). Д/упр. «Найди лишнее слово в предложении».

4). Д/упр. «Добавь слово» (распространение предложений путем добавления нового слова).

  1. Цель: Закрепить умение выделять  из слов заданные звуки.  

     Упражнять в анализе и синтезе прямых и обратных слогов.

     1). Д/упр. «Звук заблудился».

     2). Д/упр. «Найди на картине слова со звуком л’».

     3). Анализ и синтез прямых и обратных слогов:  па – ап.

     4). Анализ и синтез прямых и обратных слогов: то-от,

      ти – ит и т.д.

    .

                 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.

Представленный материал содержит информацию по выявлению предпосылок дисграфии на почве несфрмированности фонематического анализа и синтеза, а также пути ее профилактики....

Современные методы в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

Современные методы в развитии  фонематического слуха, звукового анализа и синтезаУмение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и...

Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Данный материал разработан для учителей-логопедов. Показано практическое использование методов моделирования в образовательной деятельности по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синте...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни

Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...

Публикация «Методика исследования фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза у детей с нарушением произносительной стороны речи»

Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произнос...