План кружковой работы по шахматам на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)

Егорова Оксана Егоровна

Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребёнка, повышение продуктивности его мышления.
Цель программы шахматного кружка: создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредством игры в шахматы.
Задачи программы:
1.         Обучать правилам игры в шахматы.
2.         Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
3.         Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики.
4.         Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.
Планируемые результаты освоения программы:
1.         У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
2.         Дети научились играть в шахматы.
3.         Дошкольники самостоятельно организуют игру в шахматы и умело используют знания в процессе игровой практики.
4.         Наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
5.         У детей сформированы волевые качества и самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа и план кружковой работы
«Ступеньки по шахматам»  2022-2023 учебный год
Программа занятий на 1 год для детей 6–7 лет

         В подготовительной к школе группе на первый план выходит проблема подготовки детей к дальнейшему школьному обучению.
В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность.
Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.
Важным аспектом умственной готовности к школе является также умственная активность и познавательные интересы ребёнка: его стремление узнать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу.
Игра для дошкольника - ведущий вид деятельности, в котором ребёнок учится, развивается, растёт. Разным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, дидактическим, настольно-печатным, театрализованным) уделяется огромное внимание на протяжении всего дошкольного детства. В старшей группе наши воспитанники учились играть в игры-ходилки с кубиком и правилами, а так же, в шашки. В беседах с родителями выяснилось, что дома ребята просят научить их играть в шахматы. Родителям не всегда хватает знаний, времени и терпения на обучение игре.
Интерес детей и родителей к игре в шахматы, желание детей научиться играть в шах-маты, понимание, как много даёт игра для развития ребёнка - всё это подтолкнуло на выбор кружковой работы по шахматам. Игра в шахматы - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребёнка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность, находчивость, умение выстраивать внутренний план действий.
Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребёнка, повышение продуктивности его мышления.
Цель программы шахматного кружка: создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредством игры в шахматы.
Задачи программы:
1.        Обучать правилам игры в шахматы.
2.        Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
3.        Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики.
4.        Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.

Планируемые результаты освоения программы:
1.        У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
2.        Дети научились играть в шахматы.
3.        Дошкольники самостоятельно организуют игру в шахматы и умело используют знания в процессе игровой практики.
4.        Наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
5.        У детей сформированы волевые качества и самостоятельность.
Периодичность занятий кружка «Ступеньки по шахматам» - 1 раз в неделю, в месяц 4 раза. Всего 36 занятий.
Кружок проводится во второй половине дня, с подгруппой детей 5 человек.

Планируемый  результат:

- ребёнок, с формированным интересом к занятиям шахматами, умеющий выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, вдумчивый , усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели, принимающий самостоятельные решения и несший за них ответственность.

Основные методы обучения:

ведущее место   занимали:  игровой, наглядно -образный   методы обучения.

Они применялись при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры.

 При изучении дебютной теории основным методом являлся, частично-поисковый.

Основные формы и средства обучения:

  • Теоретические занятия, шахматные игры
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Решение шахматных задач
  • Практическая игра

Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:

• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное  созерцание со стороны;

• Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Ожидаемый результат

К концу года обучения дети должны знать:

• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

• правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу года обучения дети должны уметь:

• ориентироваться на шахматной доске;

• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

• правильно размещать  шахматную доску между партнерами;

• правильно расставлять фигуры перед игрой;

• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

• рокировать;

• объявлять шах;

• ставить мат;

• решать элементарные задачи на мат в один ход.

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Диагностика детей

 

 

"Путешествуем в Волшебной стране"

Дать представление о том, откуда появилась игра - шахматы. Познакомить детей со сказкой о волшебной Шахматной стране. Показать мультфильм "Фиксики. Шахматы"

Октябрь

"Волшебная страна - шахматная доска"

Дать представление о вертикали и горизонтали шахматной доски, как располагается доска между партнёрами. Дать представление о диагонали, чем отличается диагональ от вертикали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Центр. Количество полей в центре.

Познакомить детей с Шахматным королём и его Шахматным войском.

"Пешка"

Познакомить с солдатом шахматной доски - пешкой.

"Бьём наискосок"

Дать представления о правилах передвижения пешки. Пешка ходит вперёд, а бьёт наискосок.

"Превращение пешки"

Познакомить с правилом превращения пешки в любую фигуру, кроме короля.

Ноябрь

"Ладья"

Познакомить с новой фигурой - ладьёй. Дать представления о правиле передвижения ладьи.

"Вежливые слоны"

Познакомить детей с новой шахматной фигурой - слоном, способами передвижения по доске. Белопольные и чёрнопольные слоны. Объяснить детям, почему надо быстрее выводить слонов в центр.

"Могучая фигура"

Познакомить с генералом среди фигур - ферзем и способами его передвижения. Познакомить с правилом: "Ферзь любит свой цвет"

"Шахматная шкатулка"

Упражнять в способах передвижения по полю ферзя, слона и ладьи.

Декабрь

"Знакомство с конём"

Познакомить с шахматной фигурой - конём, способами её передвижения

"Конь против коня"

Упражнять в умении правильно делать срубы.

"Ферзь, ладья и слон против коня"

Упражнять в умении правильно делать срубы.

Январь

"И король жаждет боя"

Познакомить с самой главной фигурой - королём, способами её передвижения.

"Шах"

Дать представление о том, что такое шах. Тренировка в объявлении шаха.

"Не иди, король, под шах"

Учим подбирать для короля неатакованные поля.

"Мат - цель шахматной партии»

Дать представление о том, что такое мат.

Март

"Шахматная партия. Начало шахматной партии"

Закрепить представления детей о позиции "шах". Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся.

"Правила шахматного этикета"

Познакомить с правилами шахматного этикета.        

"Вилка". Двойной удар.

Познакомить с позицией "вилка".

"Шахматный турнир"

Упражнять детей играть в шахматы, соблюдая правила игры.

Апрель

"Пат и другие случаи ничьи"

Формировать представления детей о положении "пат". Выделение отличий пата от мата.

"Пешки. Взятие на проходе"

Познакомить детей с шахматным правилом: "Взятие на проходе"

Шахматная викторина

Закрепить знания детей о шахматах, названии фигур, способах их передвижения, правилах игры в шахматы.

Развлечение "Сказочная страна - Шахматы"

Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок. Учить детей ориентироваться на плоскости. Развивать мышление, память, наблюдательность, внимание.

Май

Турнир с родителями

Закрепить основные правила, комбинации игры в шахматы.

Диагностика

 

Творческий отчёт

Подвести итоги работы за учебный год.

Критерии педагогической диагностики:

  • знать названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь;
  • знать, что пешка - это не фигура;
  • знать правила хода и взятия каждой фигуры;
  • уметь ориентироваться на шахматной доске;
  • уметь согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;
  • уметь правильно размещать шахматную доску между партнёрами;
  • уметь правильно расставлять фигуры в начальном положении;
  • уметь различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • уметь ставить шах и объявлять о нём;
  • уметь рокировать;
  • Критерии педагогической диагностики:
  • знать названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь;
  • знать, что пешка - это не фигура;
  • знать правила хода и взятия каждой фигуры;
  • уметь ориентироваться на шахматной доске;
  • уметь согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;
  • уметь правильно размещать шахматную доску между партнёрами;
  • уметь правильно расставлять фигуры в начальном положении;
  • уметь различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • уметь ставить шах и объявлять о нём;
  • уметь рокировать;

1

Калиниченко Н. М.

Шахматы для начинающих. - СПб.: Питер, 2015

2

Игорь Сухин

Шахматы для самых маленьких = Шахматы для детей: книга - сказка для совместного чтения родителей и детей. - Москва: Издательство АСТ: Кладезь, 2017.

3

Сабрина Чеваннес

Шахматы для детей (пер. с английского С. Худякова). - М.: Эксмо, 2016.

4

Игорь Сухин

Цикл статей "Как обыграть папу в шахматы" в журналах "Мурзилка" №3, №8, №12 за 2016год; №7 за 2017 год.

5

Игорь Сухин

"Шахматы, математика и логика" журнал "Мурзилка" №4 за 2017 год.

Антонина Трофимова

Учебник юного шахматиста Ред. Осташов С – Феникс 2016. стр. 156

Ильгиз Бареев

Гроссмейстеры детского сада. 1995 – 128С

Гришин В.Г.

Малыши играют в шахматы – М.: Просвещение 1991. – 158 С.

Е. Волкова, Е. Прудникова

Рабочие тетради «Шахматы с енотом»



Предварительный просмотр:

Программа и план кружковой работы
«Ступеньки по шахматам»  2022-2023 учебный год
Программа занятий на 1 год для детей 6–7 лет

         В подготовительной к школе группе на первый план выходит проблема подготовки детей к дальнейшему школьному обучению.
В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность.
Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.
Важным аспектом умственной готовности к школе является также умственная активность и познавательные интересы ребёнка: его стремление узнать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу.
Игра для дошкольника - ведущий вид деятельности, в котором ребёнок учится, развивается, растёт. Разным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, дидактическим, настольно-печатным, театрализованным) уделяется огромное внимание на протяжении всего дошкольного детства. В старшей группе наши воспитанники учились играть в игры-ходилки с кубиком и правилами, а так же, в шашки. В беседах с родителями выяснилось, что дома ребята просят научить их играть в шахматы. Родителям не всегда хватает знаний, времени и терпения на обучение игре.
Интерес детей и родителей к игре в шахматы, желание детей научиться играть в шах-маты, понимание, как много даёт игра для развития ребёнка - всё это подтолкнуло на выбор кружковой работы по шахматам. Игра в шахматы - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребёнка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность, находчивость, умение выстраивать внутренний план действий.
Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребёнка, повышение продуктивности его мышления.
Цель программы шахматного кружка: создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредством игры в шахматы.
Задачи программы:
1.        Обучать правилам игры в шахматы.
2.        Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
3.        Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики.
4.        Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.

Планируемые результаты освоения программы:
1.        У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
2.        Дети научились играть в шахматы.
3.        Дошкольники самостоятельно организуют игру в шахматы и умело используют знания в процессе игровой практики.
4.        Наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
5.        У детей сформированы волевые качества и самостоятельность.
Периодичность занятий кружка «Ступеньки по шахматам» - 1 раз в неделю, в месяц 4 раза. Всего 36 занятий.
Кружок проводится во второй половине дня, с подгруппой детей 5 человек.

Планируемый  результат:

- ребёнок, с формированным интересом к занятиям шахматами, умеющий выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, вдумчивый , усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели, принимающий самостоятельные решения и несший за них ответственность.

Основные методы обучения:

ведущее место   занимали:  игровой, наглядно -образный   методы обучения.

Они применялись при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры.

 При изучении дебютной теории основным методом являлся, частично-поисковый.

Основные формы и средства обучения:

  • Теоретические занятия, шахматные игры
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Решение шахматных задач
  • Практическая игра

Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:

• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное  созерцание со стороны;

• Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Ожидаемый результат

К концу года обучения дети должны знать:

• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

• правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу года обучения дети должны уметь:

• ориентироваться на шахматной доске;

• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

• правильно размещать  шахматную доску между партнерами;

• правильно расставлять фигуры перед игрой;

• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

• рокировать;

• объявлять шах;

• ставить мат;

• решать элементарные задачи на мат в один ход.

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Диагностика детей

 

 

"Путешествуем в Волшебной стране"

Дать представление о том, откуда появилась игра - шахматы. Познакомить детей со сказкой о волшебной Шахматной стране. Показать мультфильм "Фиксики. Шахматы"

Октябрь

"Волшебная страна - шахматная доска"

Дать представление о вертикали и горизонтали шахматной доски, как располагается доска между партнёрами. Дать представление о диагонали, чем отличается диагональ от вертикали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Центр. Количество полей в центре.

Познакомить детей с Шахматным королём и его Шахматным войском.

"Пешка"

Познакомить с солдатом шахматной доски - пешкой.

"Бьём наискосок"

Дать представления о правилах передвижения пешки. Пешка ходит вперёд, а бьёт наискосок.

"Превращение пешки"

Познакомить с правилом превращения пешки в любую фигуру, кроме короля.

Ноябрь

"Ладья"

Познакомить с новой фигурой - ладьёй. Дать представления о правиле передвижения ладьи.

"Вежливые слоны"

Познакомить детей с новой шахматной фигурой - слоном, способами передвижения по доске. Белопольные и чёрнопольные слоны. Объяснить детям, почему надо быстрее выводить слонов в центр.

"Могучая фигура"

Познакомить с генералом среди фигур - ферзем и способами его передвижения. Познакомить с правилом: "Ферзь любит свой цвет"

"Шахматная шкатулка"

Упражнять в способах передвижения по полю ферзя, слона и ладьи.

Декабрь

"Знакомство с конём"

Познакомить с шахматной фигурой - конём, способами её передвижения

"Конь против коня"

Упражнять в умении правильно делать срубы.

"Ферзь, ладья и слон против коня"

Упражнять в умении правильно делать срубы.

Январь

"И король жаждет боя"

Познакомить с самой главной фигурой - королём, способами её передвижения.

"Шах"

Дать представление о том, что такое шах. Тренировка в объявлении шаха.

"Не иди, король, под шах"

Учим подбирать для короля неатакованные поля.

"Мат - цель шахматной партии»

Дать представление о том, что такое мат.

Март

"Шахматная партия. Начало шахматной партии"

Закрепить представления детей о позиции "шах". Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся.

"Правила шахматного этикета"

Познакомить с правилами шахматного этикета.        

"Вилка". Двойной удар.

Познакомить с позицией "вилка".

"Шахматный турнир"

Упражнять детей играть в шахматы, соблюдая правила игры.

Апрель

"Пат и другие случаи ничьи"

Формировать представления детей о положении "пат". Выделение отличий пата от мата.

"Пешки. Взятие на проходе"

Познакомить детей с шахматным правилом: "Взятие на проходе"

Шахматная викторина

Закрепить знания детей о шахматах, названии фигур, способах их передвижения, правилах игры в шахматы.

Развлечение "Сказочная страна - Шахматы"

Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок. Учить детей ориентироваться на плоскости. Развивать мышление, память, наблюдательность, внимание.

Май

Турнир с родителями

Закрепить основные правила, комбинации игры в шахматы.

Диагностика

 

Творческий отчёт

Подвести итоги работы за учебный год.

Критерии педагогической диагностики:

  • знать названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь;
  • знать, что пешка - это не фигура;
  • знать правила хода и взятия каждой фигуры;
  • уметь ориентироваться на шахматной доске;
  • уметь согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;
  • уметь правильно размещать шахматную доску между партнёрами;
  • уметь правильно расставлять фигуры в начальном положении;
  • уметь различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • уметь ставить шах и объявлять о нём;
  • уметь рокировать;
  • Критерии педагогической диагностики:
  • знать названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь;
  • знать, что пешка - это не фигура;
  • знать правила хода и взятия каждой фигуры;
  • уметь ориентироваться на шахматной доске;
  • уметь согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;
  • уметь правильно размещать шахматную доску между партнёрами;
  • уметь правильно расставлять фигуры в начальном положении;
  • уметь различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • уметь ставить шах и объявлять о нём;
  • уметь рокировать;

1

Калиниченко Н. М.

Шахматы для начинающих. - СПб.: Питер, 2015

2

Игорь Сухин

Шахматы для самых маленьких = Шахматы для детей: книга - сказка для совместного чтения родителей и детей. - Москва: Издательство АСТ: Кладезь, 2017.

3

Сабрина Чеваннес

Шахматы для детей (пер. с английского С. Худякова). - М.: Эксмо, 2016.

4

Игорь Сухин

Цикл статей "Как обыграть папу в шахматы" в журналах "Мурзилка" №3, №8, №12 за 2016год; №7 за 2017 год.

5

Игорь Сухин

"Шахматы, математика и логика" журнал "Мурзилка" №4 за 2017 год.

Антонина Трофимова

Учебник юного шахматиста Ред. Осташов С – Феникс 2016. стр. 156

Ильгиз Бареев

Гроссмейстеры детского сада. 1995 – 128С

Гришин В.Г.

Малыши играют в шахматы – М.: Просвещение 1991. – 158 С.

Е. Волкова, Е. Прудникова

Рабочие тетради «Шахматы с енотом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы детского сада на 2022-2023 учебный год.

Цель годового плана:  построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культур...

План работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный годпо теме:«Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей раннего возраста»Цель: Повышение те...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ раннего возраста на 2022-2023 учебный год

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ              раннего возраста на 2022-2023 учебный...