"Уголок уединения как ресурс индивидуализации"
методическая разработка (младшая группа)

Максимова Наталья Александровна

"Уголок уединения как ресурс индивидуализации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_uedineniya_kak_resurs_individualizatsii.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Максимова Наталья Александровна,

Воспитатель

МАДОУ  Детский сад №7 «Солнышко»

Г. Кяхта

Уголок  уединения как ресурс индивидуализации

         помогаем малышам жить в гармонии с собой.

Детский сад — первый социальный институт ребёнка.

Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников.

В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования определяет требование создания предметно - пространственной развивающей среды.

Среда развития ребенка - пространство жизнедеятельности ребенка. Это те условия, в которых протекает его жизнь в группе. Развивающая среда дает ребенку возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Цель и задачи создания уголка уединения 

Поскольку нервная система дошкольника развивается. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Мы  должны уметь регулировать детскую эмоциональную сферу.

На достижение этого направлено решение ряда задач:

  Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке есть специальные подушки для битья, бутылка гнева, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.

 Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью  размещаю уголок настроения, где можно определить свои эмоции.

 Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.

 Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет варежки примирения — с помощью которых дети мирно решают конфликт.

С целью обеспечения детям психологического комфорта в группе  создала специальные уголки уединения с момента прихода детей в детский сад,  начиная с 1 группы раннего возраста.

В данный момент создала уголок уединения, который назвали «Автобус желаний»

Дети  самостоятельно проявляют  желание отправиться в уголок уединения, а могут пойти туда по моей подсказке.

Важнейшая составляющая уголка — наполняющие её предметы.

Здесь можно выделить три основные группы:

I. Предметы для выражения негативных эмоций Отрицательные переживания  могут выразить с помощью ряда предметов:

1.Подушки-поплакушки (чтобы выплакаться), подушка - улыбнушка.

2. «Бутылочка гнева». Это бутылочка с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает  и прячет.

3. «Мяч злости». Это мягкий мяч. «Коврик злости» Ребёнок разувается и вытирает до тех пор, пока не перестанет злиться.

4. «Островок примирения». Это варежки связанные верёвочкой.

5. Уголок  настроения. Когда  замечаю, что малыш не в духе, то предлагаю ему определить своё настроение и прикрепить на соответствующий смайлик свою фотографию.

6. Труба «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей предлагаю покричать в такую трубу.

II. Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию.

Для расслабления дошкольников  используем.

  Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши, конструктор, цветовая лампа,

 Красивая картина с водопадом с релаксационными композициями: шум воды, звуки леса

 Семейные фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников)

  Телефон для воображаемых звонков маме и папе.

 Массажёры, небольшие мячики-ёжики, сосновые шишки, тактильные подушки (наполненные скорлупой кедрового ореха), мягкая игрушка – кот с шариковым наполнителем.

 Коллекции морских ракушек.

 Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.

 Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто, кинетический песок).

  • Песочный стол.

Пребывание в комнате уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

III. Пособия для развития эмоциональной сферы.

Помогает ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:  «Подушка-обнимушка, кукла - обнимушка».

Кресло -груша.

 Знакомлю  с каждым атрибутом и пособием, демонстрирую способы взаимодействия с ним.

Пребывая в группе, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Моя задача  — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Уютный уголок уединения помогает  обрести уверенность в себе и даёт им ощущение безопасности. В зависимости от возраста, помещения  продумываю интересный дизайн, подбираю необходимые атрибуты и дидактические игры. На их основе детям предлагаю эффективные виды деятельности, которые помогают снять напряжение и поднять настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

оформление группы "уголок уединения"

Здравствуйте, уважаемые, коллеги! Хочу представить вам "уголок уединения" сделанный мною. Ребятам очнь нравится. Если кто-то из них устал от шума или просто хочет отдохнуть, то ребёнок садится в кресл...

Уголок уединения в детском саду

В группе вновь решили организовать уголок уединения. В работе представлено краткое описание того, что в уголке находится. Работа в этом направлении только началась....

"Уголок уединения"

Уголок уединения- это ниша покоя, место для фантазий.Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излиш...

Уголок уединения "Наше настроение"

Уголок уединения в группе – это место, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоится и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, пори...

Многофункциональный, развивающий уголок уединения «Чудо уголок природы»

Многофункциональный, развивающий уголок уединения «Чудо уголок природы»Развивающая предметно пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности д...