"Уголок уединения как ресурс индивидуализации"
методическая разработка (младшая группа)
"Уголок уединения как ресурс индивидуализации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_uedineniya_kak_resurs_individualizatsii.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Максимова Наталья Александровна,
Воспитатель
МАДОУ Детский сад №7 «Солнышко»
Г. Кяхта
Уголок уединения как ресурс индивидуализации
помогаем малышам жить в гармонии с собой.
Детский сад — первый социальный институт ребёнка.
Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников.
В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования определяет требование создания предметно - пространственной развивающей среды.
Среда развития ребенка - пространство жизнедеятельности ребенка. Это те условия, в которых протекает его жизнь в группе. Развивающая среда дает ребенку возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
Цель и задачи создания уголка уединения
Поскольку нервная система дошкольника развивается. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Мы должны уметь регулировать детскую эмоциональную сферу.
На достижение этого направлено решение ряда задач:
∙ Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке есть специальные подушки для битья, бутылка гнева, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.
∙ Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью размещаю уголок настроения, где можно определить свои эмоции.
∙ Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
∙ Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет варежки примирения — с помощью которых дети мирно решают конфликт.
С целью обеспечения детям психологического комфорта в группе создала специальные уголки уединения с момента прихода детей в детский сад, начиная с 1 группы раннего возраста.
В данный момент создала уголок уединения, который назвали «Автобус желаний»
Дети самостоятельно проявляют желание отправиться в уголок уединения, а могут пойти туда по моей подсказке.
Важнейшая составляющая уголка — наполняющие её предметы.
Здесь можно выделить три основные группы:
I. Предметы для выражения негативных эмоций Отрицательные переживания могут выразить с помощью ряда предметов:
1.Подушки-поплакушки (чтобы выплакаться), подушка - улыбнушка.
2. «Бутылочка гнева». Это бутылочка с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает и прячет.
3. «Мяч злости». Это мягкий мяч. «Коврик злости» Ребёнок разувается и вытирает до тех пор, пока не перестанет злиться.
4. «Островок примирения». Это варежки связанные верёвочкой.
5. Уголок настроения. Когда замечаю, что малыш не в духе, то предлагаю ему определить своё настроение и прикрепить на соответствующий смайлик свою фотографию.
6. Труба «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей предлагаю покричать в такую трубу.
II. Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию.
Для расслабления дошкольников используем.
∙ Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши, конструктор, цветовая лампа,
∙ Красивая картина с водопадом с релаксационными композициями: шум воды, звуки леса
∙ Семейные фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников)
∙ Телефон для воображаемых звонков маме и папе.
∙ Массажёры, небольшие мячики-ёжики, сосновые шишки, тактильные подушки (наполненные скорлупой кедрового ореха), мягкая игрушка – кот с шариковым наполнителем.
∙ Коллекции морских ракушек.
∙ Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
∙ Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто, кинетический песок).
- Песочный стол.
Пребывание в комнате уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.
III. Пособия для развития эмоциональной сферы.
Помогает ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний: ∙ «Подушка-обнимушка, кукла - обнимушка».
Кресло -груша.
Знакомлю с каждым атрибутом и пособием, демонстрирую способы взаимодействия с ним.
Пребывая в группе, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Моя задача — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Уютный уголок уединения помогает обрести уверенность в себе и даёт им ощущение безопасности. В зависимости от возраста, помещения продумываю интересный дизайн, подбираю необходимые атрибуты и дидактические игры. На их основе детям предлагаю эффективные виды деятельности, которые помогают снять напряжение и поднять настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие. Конспект непосредственно образовательной деятельности по Петербурговедению "Уголок уединения"
Рассказ-экскурсия по залам Зимнего дворца в сопровождении презентации....
оформление группы "уголок уединения"
Здравствуйте, уважаемые, коллеги! Хочу представить вам "уголок уединения" сделанный мною. Ребятам очнь нравится. Если кто-то из них устал от шума или просто хочет отдохнуть, то ребёнок садится в кресл...
Уголок уединения в детском саду
В группе вновь решили организовать уголок уединения. В работе представлено краткое описание того, что в уголке находится. Работа в этом направлении только началась....
"Уголок уединения"
Уголок уединения- это ниша покоя, место для фантазий.Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излиш...
Уголок уединения "Наше настроение"
Уголок уединения в группе – это место, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоится и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, пори...
Многофункциональный, развивающий уголок уединения «Чудо уголок природы»
Многофункциональный, развивающий уголок уединения «Чудо уголок природы»Развивающая предметно пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности д...