Использование игровых технологий в физическом воспитании детей
консультация по физкультуре

Тимофеева Ольга Александровна

Игровая технология предполагает гармоничное сочетание двух компонентов: четкой педагогической цели и комфортной для восприятия ребенка игровой формы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в физическом воспитании детей».

Автор-составитель : Тимофеева О.А.

Инструктор по физической культуре

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления  собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.  Игра снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке, помогает ребёнку  изменить  отношение  к  себе  и  другим,  изменить  способы  общения, психическое самочувствие.

Понятие игры как технологии условно и вызвано необходимостью научного уточнения параметров рассматриваемого явления. Рассмотрим два подхода к определению понятия «игровые технологии».

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. У детей формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Игровые технологии должны отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в детском саду: игровая ситуация должна создавать ребёнку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа.

Игровая  форма непосредственной образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей, это система деятельности, основанная на определенной  идее,  принципах  организации  и взаимосвязи целей, содержания и методов образования.

Игровая технология имеет чёткую  последовательность действий:  

  • отбор материала;
  • разработка и подготовка игры;
  • включение детей в игровую деятельность;
  • осуществление самой игры;
  • подведение итогов.

Игровые технологии используются:  

  • для развития физических качеств;
  • обучения двигательным действиям;
  • формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений;
  • активизации и совершенствования основных психических  процессов;
  • для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой;
  • повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения движений определённого вида;
  • как элементы более обширной технологии;
  • в качестве занятия или его части;
  • как дополнительное образование.      

   Компоненты игровых технологий:

  • мотивационный (связан с отношением детей к содержанию, процессу игровой деятельности, включает мотивы, интересы и потребности в игре);
  • ориентационно-целевой (связан с принятием детьми целей игровой деятельности, нравственных установок, ценностей);
  • содержательно-операционный (предполагает овладение детьми содержанием игры, их способность опираться на имеющиеся знания и способы игровой деятельности);
  • ценностно-волевой (обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придаёт эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний);
  • оценочный (обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры).

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов:

  • установочный элемент (предигровая ситуация, настройка, обеспечивающая предпосылки на восприятие игровых задач, создающая мотивацию, активизирующая мышление, воображение детей);
  • игровые ситуации (могут быть в вымышленном пространстве, очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой);
  • задачи игры (заинтересовывают детей, отсутствие игровой задачи превращает игру в обычное задание, упражнение);
  • правила игры (организуют поведение детей, обеспечивают им равные условия);
  • игровые действия (побуждаются игровыми мотивами, характеризуются сознательной целью и ориентировочной основой действия)
  • игровое состояние (включает в себя наличие переживания, активизацию воображения детей, эмоциональное отношение к действительности);
  • результат игры (достижение определённых целей, показатель уровня усвоения знаний и умений, норм поведения).\

Этапы игровых технологий:

Первый этап. Подготовка к игре. Логика подготовки к игре связана с компонентами игры: мотивационным, ориентационным, содержательно-операционным, ценностно-волевым и оценочным.

Второй этап. Проведение игры. Необходимым элементом проведения игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности. В процессе игровой деятельности должна разрешаться проблемная ситуация.

Третий этап. Подведение итогов игры. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения знаний, формирования убеждений, развития самостоятельного творческого мышления.  

 В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Дети в большинстве своем испытывают «дефицит» в движении, а интенсивность физического развития, здоровье зависит от двигательной активности детей. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступными двигательными умениям. Развивать двигательные навыки и физические качества у детей нам помогает использование игровых технологии.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности, физического развития, в зависимости от уровня развития детей.

Мы используем игровые технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста. Для того чтобы ребёнок был физически развит необходимо соблюдать двигательный режим на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду. А для того, чтобы у ребёнка был интерес двигаться и развиваться, необходимо использовать игровые технологии.    

   Утро начинаем с зарядки. И чтобы, дети с удовольствием занимались, в водной части гимнастики, вносим игровые приёмы. Например: в начале зарядки даем установку, что сегодня мы с вами будем обезьянками;  или во время ходьбы даём команду «Цапля» ребёнок должен замереть на месте и встать на одну ногу другую сгибает в колене и поднимает как цапля; команду ходьба широким шагом заменяем на игровой приём перешагиваем через лужи и т.д. В комплекс утренней гимнастики мы включаем не обычные упражнения на дыхание. В заключительной части гимнастики дети проговаривают речевки о здоровье.

Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной. Одним из существенных средств  в борьбе за здоровье детей является регулярные физкультурные занятия с дошкольниками. При подготовке к школе детей, основным средством улучшающим функционирование всех систем организма является организованная образовательная деятельность.

Главная задача физического воспитания детей на наших занятиях по физической культуре – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств.

Используя на занятиях по физической культуре игровые технологии (подвижные игры, игровые упражнения) мы способствуем нормализации у детей нервных процессов, развивается память, внимание, способствуем проявлению инициативы, формируем волевые качества, учим ориентироваться в пространстве во времени, способствуем укреплению сердечно – сосудистой и дыхательной системы, происходит активизация обмена веществ, развивается двигательный аппарат. Всё это способствует физическому развитию детей.

Игры, тесно связаны с положительными эмоциями детей. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.

Игровая технология предполагает гармоничное сочетание двух компонентов: четкой педагогической цели и комфортной для восприятия ребенка игровой формы.

Игровая деятельность, в какой бы она форме ни выражалась, всегда радует ребенка, благоприятно влияет на его здоровье, физическое развитие, на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей»

Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обая...

Использование игровых технологий в физическом воспитании

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период....

СТАТЬЯ " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ "

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни....

Презентация. Использование игровых технологий в физическом воспитании детей.

Использование игровых технологий в физическом воспитании детей....