Значение игры футбол в физическом воспитании дошкольника
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Саттарова Гюзяль Дамировна

Статья о значении игры футбол в физическом воспитании дошкольников, этапы обычения элементам футбола и перечень физических качест, развитию которых способствуют занятия футболом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igry_futbol.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение игры футбол в физическом воспитании дошкольников»

  Ежегодно 10 декабря в мире пока неформально, но традиционно отмечается Всемирный день футбола (World Football Day). Таким образом международное сообщество отдает дань этому замечательному виду спорта, который для многих миллионов не просто игра, а стиль жизни. 
 
Футбол является распространенным видом спорта во многих странах. Во дворах в любое время года можно заметить подростков, играющих в эту увлекательную игру, а по телевидению спортсменов, которые посветили этой игре всю свою жизнь. Футбол - вид спорта, который способствует разностороннему физическому развитию человека и вместе с тем предъявляет высокие требования к занимающимся. Играя в футбол, спортсменам необходимо поддерживать высокую работоспособность на протяжении длительного времени и выполнять работу на фоне общего утомления и стресса.                                                                                                               Все   спортивные игры сопряжены с психологической нагрузкой, футбол не является исключением. Во время игры футболисты испытывают стресс, который непременно отражается на их   техническом мастерстве. Занятия футболом вырабатывают способность быстро осваивать двигательные навыки и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой.

Ловкость в футболе проявляется в движениях с мячом, без мяча, в меняющихся игровых ситуациях. Передвижения, связанные с ведением, обводкой, отбором и ударами по мячу, требуют от игроков проявления координационных возможностей. Кроме этого, двигательная деятельность в футболе протекает в условиях единоборства и постоянно меняющихся внешних условий (состояние поля, зрители, погода), что требует высокого проявления ловкости и выносливости. Занятия футболом оказывают следующее положительное влияние на организм дошкольников:                                                                                                          

1. Укрепление опорно-двигательного аппарата: постоянные занятия футболом укрепляют костные мышцы и повышают скорость восстановления костей.  Футболисты не испытывают проблем с костями в старости.  Ученые установили, что футбол, как и другие игры с мячом -- очень эффективный метод профилактики возрастных патологических изменений костей и частых переломов.  Помимо изменений в плотности костной ткани, ученые отметили увеличение объема и массы мышц голени и бедра, в особенности это касалось икроножных мышц, что способствовало улучшению устойчивости тела и баланса тела в целом.

2. Повышение выносливость: футбол влияет на выносливость, ничуть не хуже, чем бег.  Этот вид спорта оказывает положительное влияние на состояние сердечно-сосудистой системы. У людей, которые занимаются футболом, сердце способно легко адаптироваться как к умственным, так и физическим нагрузкам. Кроме того, при занятиях футболом тренируются легкие и развиваются икроножные мышцы, мышцы бедра и голени, что чрезвычайно полезно не только для мужчин, но и женщин.

3. Улучшает реакцию и тренирует умственные способности. В футболе главное - не прозевать мяч. Футболисты всегда должны мгновенно реагировать на подачи от игроков противника или же игроков своей команды, они всегда должны следить за мячом и должны уметь во время забивать его в ворота. Такое постоянное наблюдение за игрой, значительно влияет на скорость реакции и тренирует сообразительность.

4. Улучшает работу сердечно-сосудистой системы. Сердце людей, занимающихся спортом, лучше адаптируется к умственной и физической нагрузке.  Их практически не беспокоят боли в области сердца, одышка при физической нагрузке, они меньше подвержены усталости, как от физической, так и от умственной работе, у них нормализуется цикл сна,  улучшается работа головного мозга.

Футбол, как командная спортивная игра, способствует разностороннему физическому развитию юного спортсмена.  У юного футболиста развиваются следующие качества характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, чувство ответственности и строгое соблюдение бытового и спортивного режима, пунктуальность, уважение к соперникам или партнерам в играх и спортивна этика, преодоление усталости и боли; вырабатывается устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды и т.д. Футбол воспитывает не только быстроту, ловкость, силу, но и чувство коллективизма и взаимопомощи, мужество, активность и волю к победе.

Социальная значимость занятий футболом.

Футбол — это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается около 3 млн. человек. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.                                                                                                                                            Занятия футболом оказывают эстетическое воздействие на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению.  Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха.                                                                                                     Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. В тренировке по другим видам спорта футбол часто используется в качестве дополнительного средства. Игра в футбол (или его элементы) служит хорошим средством не только общей физической подготовки. Проявление максимальных скоростно-силовых возможностей и волевых усилий, широкого тактического мышления позволяет совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта.                                                                                                       В местах коллективного отдыха — в парках, на пляжах, в походах, в пионерских лагерях, домах отдыха — футбол является эффективным средством физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Что же касается пользы для здоровья от этой замечательной игры, то вот некоторые наиболее характерные примеры:

— Футбол повышает аэробную выносливость и укрепляет сердечно-сосудистую систему

— снижает жировые отложения и улучшает мышечный тонус

— повышает прочность суставов, способствуя при этом развитию гибкости и подвижности

— усиливает мышечную и костную прочность

— тренирует организм за счёт постоянной смены темпа бега.

Другие преимущества игры в футбол:

— учит концентрации

— развивает способность к взаимоотношениям в коллективе

— закаляет характер и тренирует самодисциплину

— учит мгновенной реакции и умению быстро думать на ходу

— это отличный способ познакомиться с людьми или провести время с друзьями

— повышает вашу уверенность в себе и самоконтроль

— требует очень мало оборудования, так что можно играть во дворе или в парке

— является международным видом спорта.

 Детский футбол - это полезная физическая нагрузка и спортивное увлечение для вашего ребенка. Он обеспечит большое позитивное влияние на малыша.
Футбол – это командный вид спорта. Благодаря этому, родители смогут быть уверены в социальной адаптированности ребенка. Для тех детей, которые уже до секции прекрасно адаптировались в социуме, общение в команде будет в удовольствие. А тем, кто по каким-то причинам не ходил в детский сад и имеет трудности в общении, детский футбол поможет развить социальные навыки.

Этапы обучения воспитанников элементам игры в футбол:

1-й этап – элементарный. Создание представления о физических свойствах футбольного мяча. Формирование «чувства мяча», освоение простейших элементов, игровые предметно-манипулятивные действия с мячом индивидуальные и парные. Ознакомление с правилами безопасности при проведении занятий с футбольным мячом и во время игры в футбол.

2-й этап – базовый. Формирование базовых двигательных умений и навыков в упражнениях с футбольным мячом. Продолжение разучивания динамических упражнений, разучивание комплексов ОРУ с футбольными мячами, индивидуальные и коллективные игровые упражнения, подвижные игры с использованием футбольного мяча.

3-й этап – закрепляющий. Закрепление и совершенствование умения двигаться с мячом, постепенное повышение требований к результату действия. Увеличение вариативности упражнений и подвижных игр. Создание условий для двигательных действий с мячом и игры в футбол по упрощённым правилам.

Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада. С детьми дошкольного возраста проводится упрощенный вариант игры в футбол (на площадках меньших размеров и с меньшим числом игроков в командах). Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются трудные и недоступные детям требования, например одиннадцатиметровый, угловой удары и другие правила большого футбола. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Упражнения дети должны выполнять как правой, так и левой ногой. Удары по мячу ногами составляют основу техники игры. По способу выполнения для дошкольников более доступны удар внутренней стороной стопы, удар носком и удар пяткой. Выделяются две основные фазы движений, общие для всех способов ударов: предварительная (состоит из разбега и постановки опорной ноги) и рабочая (представлена ударным движением и проводкой).

При обучении технике ударов используются следующие подводящие упражнения:

имитация удара без мяча;

удар с места по неподвижному мячу;

удар с нескольких шагов по неподвижному мячу;

удар с разбега по неподвижному мячу;

удар по неподвижному мячу в стенку, выполняется с расстояния 3—4 шага.

удар в обозначенные флажками ворота шириной 1 м с расстояния 5—10 шагов;

удар в цель (кегля или какой-либо предмет) с расстояния 4—6 шагов;

в парах, на расстоянии 5—6 шагов друг от друга выполнять удары, направляя мяч в сторону партнёра;

Для остановки катящегося мяча подошвой игрок встречает его ногой, слегка согнутой в колене и вынесенной вперед (носок подтянут, пятка опушена, затем мяч накрывает подошвой, носок опускается и прижимается к земле.                          Ведение мяча осуществляется последовательными толчками внешней или внутренней частью подъема, внутренней стороной, серединой подъема или носком, одной или поочередно то правой, то левой ногой. В зависимости от игровой ситуации ребенок при ведении мяча старается не отпускать мяч от себя или посылает дальше вперед.                                                                  Посредством игр и игровых упражнений с элементами футбола дети смогут научиться управлять не только своей самостоятельной двигательной деятельностью, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.

Футбол многосторонне способствует психологическому развитию личности. Ребенок обретает и развивает навыки планирования, приучает бороться ради цели, развивает упорство и силу воли. Будет развиваться и трудолюбие, ведь нельзя достичь результатов в этом виде спорта, не приложив к этому максимум усилий, большого труда.  Хорошим психологическим приобретением после футбольных занятий становится «бойцовский» дух, здоровый дух соперничества. Игра в футбол учит не отступать даже после проигрыша, учит правильно делать выводы. Вот почему футбол является прекрасным видом спорта для детей, чтобы уже с детства они учились действовать в коллективе сообща, привыкая к совместным достижениям, что непременно пригодится им в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивная игра как средство физического воспитания дошкольников

В период дошкольного детства закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития,  формируются все важнейшие двигательные навыки и умения...

"Подвижная игра, как средство физического воспитания дошкольников"

Содержание ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3Глава 1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬ...

Подвижной игры и значение совместной деятельности в физическом воспитании дошкольников.

Подвижной  игры   и  значение совместной   деятельности   в физическом   воспитании дошкольников.Доклад к педсовету подготовила Адардасава В.Н.1. Знач...

Значение подвижных игр для физического воспитания дошкольников

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих посткпках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические пр...

Подвижные игры как средство физического воспитания дошкольников 2-3 лет

В статье рассмотрена проблема сбережения и поддержания здоровья дошкольников. В статье предложено использование подвижных игр как одно из средств физического развития....

Значение игры в развитии и воспитании дошкольников

В данной статье рассказывается об игре как о ведущей деятельности дошкольника и раскрывается ее содержание, функции, роль в жизни ребенка....