Консультация для родителей по организации квестовой игры.
консультация по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сутормина Екатерина Александровна

            В настоящее время особую популярность приобрели приключенческие игры, которые называют квестами. Такое наименование целого класса пришло из английского языка. Все, кто изучал английский язык, помнят слово «question», что значит вопрос, а «quest» - поиск, разыскиваемый предмет.

В играх-квестах тоже есть увлекательный сюжет, основанный на поиски чего-то, когда на пути игроков возникают неизбежные проблемы разного характера, без разрешения которых невозможно достичь привлекательной цели и получить награду.

Поведение участника игры определяется непрерывной цепью отдельных эпизодов: вначале всегда возникает промежуточная задача, которая затем через действие приводит к достижению промежуточной цели, после чего появляется следующая и т. д. Так происходит до тех пор, пока не реализуется и не будет достигнута главная цель.

Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста? Безусловно, да! Только содержание, задания и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии возрастными возможностями дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Советы для родителей (воспитателей) по организации квестовой игры.

Сутормина Екатерина Александровна

инструктор по физической культуре ГБДОУ  детский сад № 42 Кировского района Санкт-Петербурга

Актуальность…..

        В настоящее время особую популярность приобрели приключенческие игры, которые называют квестами. Такое наименование целого класса пришло из английского языка. Все, кто изучал английский язык, помнят слово «question», что значит вопрос, а «quest» - поиск, разыскиваемый предмет.

В играх-квестах тоже есть увлекательный сюжет, основанный на поиски чего-то, когда на пути игроков возникают неизбежные проблемы разного характера, без разрешения которых невозможно достичь привлекательной цели и получить награду.

Поведение участника игры определяется непрерывной цепью отдельных эпизодов: вначале всегда возникает промежуточная задача, которая затем через действие приводит к достижению промежуточной цели, после чего появляется следующая и т. д. Так происходит до тех пор, пока не реализуется и не будет достигнута главная цель.

Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста? Безусловно, да! Только содержание, задания и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии возрастными возможностями дошкольников.

Достоинства квестов….

Можно выделить некоторые достоинства квестов для детей дошкольного возраста.

Прежде всего, это игра-приключениеигра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Такая игра предполагает взаимодействие личности и ситуации. Наряду с побудительными аспектами ситуации, на привлекательность предвосхищаемых последствий действия оказывают влияние и актуализируемые этой ситуации мотивы.

Задания в квесте требует сообразительности и не стандартного решения задач, значит, игра будет развивать умственные способности детей. Преодолевая предусмотренным сюжетом трудности, они осваивают массу новой интересной информации. Квест можно представить как содержащий эмоциональные компоненты процесс когнитивной обработки ситуации, подталкивающей к достижению цели. В нем всегда присутствует нечто похожее на «стремление к завершению», т. е. нарастающее со временем стремление довести процесс до некоторого итога.

Как правило, квесты – коллективная игра, это тоже большой плюс. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходиться отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становиться значительно увлекательней.

Квесты требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Если игра проводиться на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом укрепляется здоровье детей.

Всё вместе это создает атмосферу приключения, веселой игры, запоминается яркими впечатлениями, доставляет радость дошкольникам.

Несмотря на развлекательный характер квест-игр, в них заложен огромный массив вспомогательных приемов, которые позволяют не только веселить детей, но и учить, и развивать. Среди основных приемов можно выделить:

- дидактические, спортивные, оздоровительные и др. игры;

- арт-терапию;

- викторины;

- творческие задания;

- загадки, кроссворды, ребусы;

- задания с конструированием и моделированием;

- постановку эксперимента.

Отличие детских квестов от взрослых….

Квесты для детей отличаются от таких же игр для взрослых тем, что в них не допустимы ситуации риска, «страшилки», которыми изобилуют молодежные поиски приключений. Если игра проводиться за пределами детского сада, в парковой зоне или в лесу, участие родителей по понятным причинам обязательно.

Какие же задания могут быть включены в сценарии квеста для дошкольников? Здесь нужно найти золотую середину, иначе, если все легко – теряется интерес, а если очень сложно – исчезает игра, и все силы уходят на решения сложных задач.

Различают такую типологию игр:

линейные – родитель (воспитатель) продумывает этапы игры, которые связаны друг с другом и в итоге формируют единую структуру;

штурмовые – родитель (воспитатель) создает несколько путей, по которым могут пойти дети в процессе прохождения игры, получая задания и подсказки к ним, они могут выбрать путь и следовать ему;

кольцевые – напоминают линейные, но у каждой команды есть своя точка старта и свои задания, которые они выполняют по ходу своего маршрута, приходя в общую финишную точку.

Больше всего дети дошкольного возраста любят бродилки и головоломки. Родитель (воспитатель)  продумывает задания для команд и создает островки, на которых дети находят задание и подсказки, которые указывают, куда идти дальше. Такой вид деятельности позволяет активизировать желание познать окружающий мир, изучить его и исследовать.

Основные этапы прохождения

Успешность квест-игры зависит не только от правильно выбранной темы и подготовки воспитателя, но и от того, в какой последовательности будут выполняться действия. Чтобы пройти квест успешно, позволив при этом детям усвоить знания, проявить себя, развить представления о мире, необходимо выстраивать игру по этапам. Существует три этапа:

- пролог;

- экспозиция;

- эпилог.

Если не руководствоваться этой структурой, то логика игры может нарушиться, и вместо пользы дети просто весело поиграют и не придут к нужному результату.

Пролог

Начиная игру, родитель (воспитатель) должен объяснить детям, чем именно они будут заниматься. При помощи пролога удается раскрыть тему игры, основные задачи и желаемый результат. Чтобы игра получилась увлекательной, воспитатель должен подготовить вступительную речь, которая введет детей в мир игры, позволит им перевоплотиться в героев или окунуться в волшебный мир приключений. Чем младше дети, тем тщательнее нужно готовить пролог, продумывая слова. Если дошкольники не заинтересуются игрой, то добиться желаемого результата будет сложно. После того как дети будут вовлечены в мир игры, воспитатель должен провести еще ряд подготовительных мероприятий, к которым относятся:

- разделение детей на команды или группы;

- ознакомление с правилами;

- раздача материала, по которому будет идти игра, в комплекте может быть карта маршрута или карточки с заданиями.

Экспозиция

Основная часть игры, в ходе которой дети проходят все задания, переходя от одной зоны к другой, используя подсказки и двигаясь к финишу. Чтобы игра была более динамичной, используются поощрения за быстрое решение заданий и получение более интересного и нестандартного пути решения, а также штрафы, если кто-то не справился с заданием.

Родитель (воспитатель) следит за ходом квеста, контролирует его течение, направляет детей, если они запутались, следит за временем прохождения заданий, оценивает качество их выполнения.

Эпилог

После того как игра закончилась и задание выполнено, очень важно подвести итоги и наградить победителей. Учитель обсуждает с детьми ход игры, выясняет, что им понравилось, а что нет, делая выводы для себя, чтобы следующие квесты сделать более интересными для дошкольников. Важно выслушать мнение каждого ребенка. Победители награждаются призами. Те, кто не смог дойти до цели, поощряются похвалой. В процессе общения учитель может задавать такие вопросы:

- Что в игре было самым интересным?

- Какие факты были незнакомыми, новыми для вас?

- Какие моменты вызвали трудности?

- Как вы оцениваете свой результат?

- С чем легко было справиться, а что было непонятным?

Идеи заданий

Чтобы создать для детей увлекательную квест-игру, необходимо пользоваться разными приемами для игрового маршрута.

Создание маршрутного листа при помощи загадок, кроссвордов, кодовых слов, ребусов т. д., при помощи которых дети будут путешествовать от одной точки назначения до другой.

Использование волшебного клубка, где на нити крепятся записки с указанием нового пункта следования.

Создание карты, на которой в виде схемы указаны места, куда должны пойти дети, и их последовательность.

Использование планшета, на котором будут размещаться фото тех зон, куда нужно отправиться для следующей станции.

Переход от точки к точке по следам, наклеенным на полу, стенах, мебели. Это могут быть стрелки или другие знаки.

Поиск места назначения в тайнике. Воспитатель заранее находит объект, в котором прячет подсказку, а дети должны найти его и разгадать послание, чтобы двигаться дальше.

В процессе квест-игр могут использоваться самые разнообразные приемы, и чем их больше, тем интереснее и динамичнее проходит мероприятие, радуя детей эмоциями и знаниями. Наиболее распространенными видами деятельности являются:

Кроссворды, для разгадывания которых воспитатель задает вопросы или загадки и ответ вписывает в схему. Из полученных ответов создается слово-подсказка, которая позволяет идти дальше.

Пазлы, учитель выбирает картинку, имеющую связь с объектом в помещении группы, делит ее на кусочки и перемешивает, когда дети собирают все вместе, они получают подсказку, куда им идти дальше.

Для смены деятельности используются барьерные сооружения, из которых создается тоннель или лабиринт. Дети должны быстро пройти дистанцию, не поломав барьеры и не заблудившись.

В качестве заданий на логику и внимательность используют задание «Зеркало», где буквы располагаются в зеркальном отражении и их нужно поставить правильно, чтобы двигаться дальше.

Малышам стоит предложить игру «Кто лишний», где будет ряд изображений одной тематики, а одна картинка – другой, и ее нужно найти, лишний предмет и будет словом-подсказкой.

«Цветик-семицветик», игра на знание букв и предметов, в которой по центру цветка буква, а на лепестках картинки, дети должны подобрать лепестки, на которых рисунки, начинающиеся с нужной буквы.

Вариантов заданий для детей-дошкольников очень много, каждый педагог сам подбирает наиболее удачные, ориентируясь на знания и умения группы, а также на то, что нравится детям и что нужно выучить или запомнить. Правильно построенный квест будет динамичным, интересным и полезным, он подарит позитивные эмоции и желание учиться и познавать мир.

Советы по организации

Планируя учебно-развивающую деятельность дошкольников, педагог должен уметь анализировать все факторы, с которыми он сталкивается, правильно подбирать виды деятельности для детей, проводить нестандартные занятия. Помимо основной программы по обучению, необходимым досугом являются игры, в которых дети не только отдыхают и проявляют фантазию, но и учатся. Квест-игры лучше всего справляются с такой задачей.

Чтобы удалось организовать игровую деятельность как следует, стоит строить ее по такому принципу:

- определить базу знаний и умений детей, выявить хорошо закрепленный материал и тот, что не удается запомнить;

- определиться с задачей и целью конкретной игры;

- подобрать виды деятельности для реализации поставленных целей, определиться с временем проведения мероприятия;

- создать сценарий игры со всеми сюжетными моментами, поворотами, интригами;

- педагог должен определиться с названием игры, продумать вступительное слово и ход развития сюжета.

Успешно созданная игра строится по такому сценарию:

- придумывание первого задания, которое выполняется без особых усилий, но вовлекает детей в историю, сюжет самой игры;

- создание посильных задач, которые будут вызывать интерес и стремление к достижению итоговой цели, а не утомление и скуку;

- план маршрута должен быть построен так, чтобы станции с заданиями не пересекались;

- здания должны быть интересными, а главное понятными, педагог использует все известные и посильные виды деятельности, создавая интересную и динамичную игру;

- чтобы не переутомлять детей, важно создавать условия для отдыха, физминутки, задания на релаксацию;

- продумывая станции с заданиями, важно выстраивать их так, чтобы дети видели логическую связь и двигались к достижению главной цели, которая достигается постепенно, путем прохождения каждого этапа.

Правильно организованная квест-игра не обходится без материала, который нужно расставить, разложить или раздать. Чтобы игра не превратилась в хаотичное перемещение детей по территории, а имела какой-то смысл, стоит придерживаться таких рекомендаций:

- четко объяснить детям цель, к которой они должны прийти;

- дополнительный инвентарь и атрибутика должны подходить под игру;

- создавая задания, нужно брать разные виды деятельности и уровень сложности;

- чтобы заинтересовать детей, стоит преобразить территорию квест-игры, найти подходящую музыку, создать костюмы по теме;

- в ходе игры не стоит заставлять всех делать одно и то же, каждый ребенок должен найти то, в чем захочет себя проявить;

- любые спорные ситуации нужно решать сразу, быстро и мирно, находя компромисс;

- родитель (воспитатель) в ходе игры помогает, направляет, курирует детей, а все задания они делают сами;

- награждение после игры является обязательным элементом, важно поощрить всех дошкольников, никого не обидев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по организации сюжетной игры с детьми 5-7 лет

Вашему ребенку исполнилось пять лет. Это уже разумный человечек, который многое знает, многое умеет, подчас даже умеет читать. А как играют дети после пяти лет? Может быть, игра им уже не...

Консультация для родителей Тема: Организация сюжетной игры в детском саду

Разные темы консультаций в детском саду, помогают родителям узнавать больше информации для своего ребёнка....

Консультация для родителей по организации совместной деятельности. «В какие игры играть с ребенком»

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающи...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры в организации детской жизни»

Консультация для родителей на тему:«Дидактические игры в организации детской жизни»...

Советы для родителей (воспитателей) по организации квестовой игры

Коротко о квестах, об их организации. Полезно как для родителей, так и для воспитателей....

Консультация для родителей по организации квестовой игры «В ПОИСКАХ СЮРПРИЗА».

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию игру - квест, которую вы, вполне, можете организовать для своего ребенка дома на день рождения и не только… . От вас потребуются лишь смекалка и ч...

Консультация для родителей по организации совместной деятельности. «В какие игры играть с ребенком»

Консультация для родителей по организации совместной деятельности.«В какие игры играть с ребенком»...