Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Муженко Ирина Владимировна

Лечебная физическая культура наиболее эффективное средство профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей

Особенности формирования правильной осанки  

Под осанкой понимают привычную, непринужденную позу человека при стоянии, сидении, ходьбе, которую он сохраняет без излишнего мышечного напряжения. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, положения головы и позвоночника, угла наклона таза.

В норме при положении стоя различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью вперед (шейный и поясничный лордозы) и два выпуклостью назад (грудной и крестцово-копчиковый кифозы). Физиологические изгибы позвоночного столба выполняют рессорную и защитную функции спинного, головного мозга и внутренних органов, увеличивают устойчивость и подвижность позвоночника. У новорожденного ребенка имеется одна кривизна – крестцово-копчиковый кифоз, сформировавшийся на этапе эмбрионального развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста.

К 2-3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз – под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнимания головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы.

К 5-6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз – при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа  в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу.

К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз – под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение туловища во время стояния и ходьбы.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит от изменения угла наклона таза. При увеличении угла наклона таза позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед, одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.

Формирование правильной осанки и направленного устранения ее нарушений начинается с правильного внешнего осмотра и, при необходимости, проведения углубленного обследования, при котором определяется телосложение ребенка, состояние его мускулатуры, наличие признаков дисплазии соединительной ткани.  

Профилактика нарушений осанки

Доказано, что на рост, развитие, здоровье и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, т. е. условия, в которых развивается и воспитывается ребенок. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных учреждений должны постоянно следить за формированием осанки  у детей, строго контролировать позу детей при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют своевременное полноценное питание, свежий воздух, массаж, гимнастика, закаливание, подбор мебели в соответствии с длиной тела, оптимальная освещенность.

Для предупреждения нарушений осанки следует избегать длительного ношения грудных детей на одной и той же руке. Вред приносит раннее усаживание ребенка, преждевременное обучение ходьбе. Раннее стимулирование к ползанию из положения лежа на животе, наоборот — полезный способ укрепления мышц шеи и спины, что способствует формированию правильной осанки. Воспитывать правильную осанку у малышей помогают упражнения, связанные с прогибанием позвоночника, например, подлезания под различные предметы или снаряды. Вредно, гуляя  с ребенком, держать его всегда за одну и ту же руку.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение во время сна. Правильная поза во время сна обеспечивает прямое симметричное положение туловища. Матрац должен быть жестким и обязательно ровным, таким, чтобы  в середине его не образовывалось провала, а подушка не высокой (15-17 см). Длина кровати должна быть больше длины тела ребенка на 20-25 см, чтобы он мог спать с вытянутыми ногами. Ребенку  до года не рекомендуется подкладывать подушку под голову.  

Неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, работе способствует формированию дефектов осанки.

Ухудшают осанку, у детей со слабо развитой мускулатурой, привычки стоять подолгу на одной ноге; читать лежа на боку или лежа на спине, подложив под голову большую подушку.

Главным и действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, в котором особое внимание следует уделять равномерному развитию и укреплению мышечного аппарата.

Чтобы обеспечить всестороннее физическое воспитание детей, следует включать, начиная с раннего возраста, различные средства физической культуры. В возрасте 1,5-2 мес. рекомендуется начинать массаж. В 3-4 месяца, когда физиологическое напряжение мышц-сгибателей и мышц-разгибателей рук становится одинаковым, можно широко использовать гимнастические упражнения для всех мышечных групп.

Развитие мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей обеспечивает удержание тела в вертикальном положении и способствует сохранению осанки. Не меньшее значение имеет еще и воспитание у детей мышечно-суставных ощущений положения тела и отдельных его частей.  

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются:

  1. Зрительное (визуальное) воспитание осанки с  помощью зеркала. Ребенок перед зеркалом принимает привычную для него позу, сначала методист корректирует осанку, затем ребенок уже сам принимает правильную осанку. Он должен понять, что для восстановления правильной осанки необходимо выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодичные мышцы.
  2. Выполнять упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икроножными, ягодичными мышцами, лопатками и головой. Когда ребенок научится правильно стоять у плоскости, дают различные упражнения - отведение ног, рук в стороны, поднимание на носки, приседания с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами и пятками. Очень полезно упражнения у плоскости сочетать с одновременным, удерживанием предметов на голове.
  3. Ношение различных предметов на голове (кубики, подушечки, наполненные желудями, мелкой галькой, опилками, песком), установленных на темени ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать, и расслаблять отдельные группы мышц. Рекомендуются упражнения: ходьба, держа руки перед грудью и в стороны, ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, ходьба на коленях, приседания, лазание по гимнастической стенке, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  4. Из числа упражнений, способствующих выработке осанки, используют упражнения на равновесие, балансирование, упражнения в висе, лежа на боку, лежа на спине, в упоре на коленях, с предметами и без них. 

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной осанки, развивают статическую выносливость мышц, шеи и спины, укрепляют навыки правильного держания головы, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Эффективными упражнениями являются плавание и конный спорт, хотя, конечно, очень полезны ходьба на лыжах, бег на коньках да и другие спортивные упражнения, которые при правильном методически подходе являются основным средством как для профилактики, так и для лечения нарушений осанки.  

ЛФК – это наиболее эффективное средство коррекции осанки.

Коррекция нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия в данном процессе. Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.

Задачами ЛФК при нарушениях осанки являются:  

  • формирование навыка правильной осанки, создание мышечного корсета,
  • увеличение подвижности позвоночника, профилактика плоскостопия,
  • повышение уровня физической работоспособности.  

ЛФК показана всем детям с нарушением осанки, так как это единственный ведущий метод, позволяющий эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Занятие должно состоять из трех частей. Задача первой части – организация детей для предстоящих занятий: используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения для формирования правильной осанки. Во второй части занятия основной задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Третья часть занятия предусматривает совершенствование психофизических качеств, двигательных навыков, закрепление правильной осанки в различных условиях и приведение организма в спокойное состояние, для чего используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой.

Выделяют начальный, основной и заключительный периоды курса ЛФК. На начальном периоде курса ЛФК используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений упражнений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности. В основном периоде курса ЛФК увеличивается количество повторений каждого упражнения. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительном периоде курса нагрузка снижается. На протяжении всего курса лечения применяется разгрузочные исходные положения: лежа на спине, животе, боку, стоя, коленно-кистевое положение. Через каждые 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений. На занятиях ЛФК по мере увеличения силовой выносливости возрастает количество повторений каждого упражнения. В дальнейшем вводятся отягощения и сопротивление (гантели, медицинболы и т. п.). Принципы и методика занятий зависят, прежде всего, от формы нарушения осанки.

Средства лечебной физической культуры

Для решения поставленных задач используется арсенал средств ЛФК: физические упражнения, включающие в себя упражнения общеукрепляющего и специального характера, спортивно-прикладные, дыхательные игры, механотерапию, в зависимости от имеющегося дефекта осанки. Активно используются естественные факторы природы, массаж, закаливание.

Важным элементом терапии является формирование навыка правильной осанки с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, зрительного контроля, контроля преподавателя и стоя в раздетом виде у холодной стены (формирование мышечного чувства).

Задачами общеукрепляющих упражнений соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся, являются улучшение общего физического состояния, повышение уровня общей выносливости, укрепление опорно-двигательного аппарата, в том числе создание «мышечного корсета», развитие координации и чувства равновесия.

К специальным упражнениям относятся корригирующие упражнения, которые направлены на исправление конкретных деформаций: изменение угла наклона таза, нормализация физиологических изгибов позвоночника, обеспечение симметричного положения плечевого и тазового поясов, головы, укрепление мышц брюшной стенки и спины. Крайне важно при использовании этих упражнений выбор исходного положения, определяющего их строго локализованное воздействие, максимальную разгрузку позвоночника по оси.

Специальные упражнения,  применяемые при нарушениях осанки

Специальные упражнения для укрепления мышц брюшного пресса

  1. И. п. – лежа на спине, согнуть и разогнуть поочередно ноги в коленном и тазобедренном суставах - «велосипед».
  2. И. п. – то же, согнуть обе ноги, разогнуть их вперед, медленно опустить.
  3. И. п. – то же, руки за головой, поочередное приподнимание прямых ног.
  4. И. п. – то же, руки вверху, медленно поднять обе прямые ноги до угла 45° и медленно опустить их.
  5. И. п. – то же, согнуть ноги в коленях, выпрямить вперед - вверх, развести, соединить и медленно опустить.
  6. И. п. – лежа на спине, между коленями зажат мяч, ноги  согнуть, разогнуть их вперед до угла 45° и медленно опустить. То же, но удерживая мяч между лодыжками.
  7. И. п. – лежа на спине, скрещивание прямых ног - «ножницы».
  8. И. п. – то же, переход в положение сидя с махом рук. То же, но руки на поясе.
  9. И. п. – лежа на спине, ноги фиксируются у гимнастической стенки (скамейки) или удерживаются партнером — медленно сесть и медленно возвратиться в исходное положение.

Специальные упражнения для укрепления мышц спины

  1. И. п. – лежа на животе, голова в упоре на подбородок, руки, согнутые в локтевых суставах, приведены к туловищу, ладони обращены к полу, приподнять голову, не запрокидывая ее назад, лопатки соединить, удержать это положение на 5-7 счетов и вернуться в и. п.
  2. И. п. – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, удержать это положение как можно дольше, не задерживая дыхание. То же, но кисти рук переводить к плечам за голову.
  3. И. п. – то же, приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитация плавания «брассом»). То же, но руки в стороны, назад, в стороны, вверх.
  4. И. п. – то же, поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. То же, но руки поочередно вверх - «бокс».
  5. И. п. – то же, поочередное отведение назад прямых ног не отрывая таза от пола. То же, но с одновременным приподниманием и удерживанием до счета 3-6-8 обеих ног  (не задерживать дыхание).
  6. И. п. – то же, отвести, назад обе прямые ноги, развести их в стороны, соединить вместе и опустить.
  7. И. п. – лежа на животе, в руках гимнастическая палка. Поднимание палки вверх, опускание за голову, положив на лопатки.
  8. И. п. – лежа на животе напротив партнера, бросание (толкание) от груди медицинбола партнеру.

Упражнения, направленные на укрепление той или иной группы мышц, лучше выполнять преимущественно в статическом режиме, т. к. это способствует увеличению силы и статической выносливости мышц. Для этого мышцы напрягают и удерживают их в таком состоянии 5-7 секунд, затем делают паузу отдыха в течение 8-10 секунд и вновь повторяют упражнение. Статические упражнения следует чередовать с динамическими, при которых мышцы напрягаются непродолжительно. Дополнительно упражнения для укрепления мышц туловища приведены в приложении 2.

Специальные упражнения для укрепления задней   поверхности бедер 

1.  И. п. - упор стоя на коленях попеременное поднимание ног назад (как можно выше). То же, но сгибая руки в локтях.

  1. И. п. - лежа на животе, попеременное поднимание ног назад (таз плотно прижат к полу). То же, но одновременное поднимание ног. То же, но с различными положениями и движениями рук.
  2. И. п. - лежа на гимнастической скамейке лицом вниз, руки упираются в пол, на правой (левой) пятке набивной мяч с петлей. Попеременное поднимание ноги с мячом. То же, но одновременное, поднимание ног с двумя мячами.
  3. И. п. - вис лицом к гимнастической стенке, попеременное  поднимание ног (колени не сгибать, таз прижат к стенке). То же, но одновременное поднимание обеих ног.
  4. И. п. - лежа на животе, согнуть ногу в колене и, захватив руками ступню, стараться прижать пятку к ягодице, затем другой ногой. Потом сгибать обе ноги с помощью и без помощи рук.
  5. И. п. - стоя на одной ноге, другую согнуть в колене и, захватив рукой ступню, прижать пятку к ягодице, затем поменять ногу.
  6. И. п. - стоя на одной ноге, мах другой назад.
  7. И. п. - стоя на коленях, руки на пояс. Наклоны туловища назад, сохраняя прямую линию от колена до головы.
  8. И. п. - стоя боком к гимнастической стенке, придерживаясь за рейку — мах ногой вперед и назад, стараясь достать ягодицу.
  9. И. п. – вис, лицом к гимнастической стенке, не отрывая  бедер от стенки, попеременно сгибать ноги в  коленях, затем одновременно.

Специальные упражнения для укрепления мышц  передней поверхности бедер 

  1. И. п. – вис на гимнастической стенке спиной к ней. Попеременное поднимание  прямых ног (впоследствии с отягощением). То же, но поднимание обеих прямых ног с удержанием — «угол». То же, но поднять левую ногу, присоединить к ней правую, опустить левую, затем правую.
  2. И. п. – лежа на спине. Поочередное поднимание прямых ног (впоследствии с отягощением). То же, но одновременное поднимание прямых ног.
  3. И. п. – вис на гимнастической стенке спиной к ней. Поднимание прямой ноги с подвешенным набивным мячом.
  4. И. п. – вис присев у гимнастической стенки. Выпрямление ног. Партнер оказывает сопротивление, надавливая при этом на плечи исполняющего.

Следует подчеркнуть, что на занятиях лечебной гимнастикой при любом дефекте осанки специальные упражнения должны выполняться на фоне общеукрепляющих упражнений, охватывающих все мышечные группы.

Занятия ЛФК не могут проводиться по одной методике с детьми, имеющими разные дефекты осанки. В ином случае лечебный эффект у детей с разным состоянием позвоночника, угла наклона таза и тонуса мышц при одинаковых физических нагрузках достигнут не будет. Такие занятия могут усугубить дефект позвоночника.  

ЛЕЧЕБНАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

Стопа состоит из мелких косточек, соединенных между собой связками и мышцами и образующих два упругих свода — своего рода рессоры, пружинящие при ходьбе, — продольный и поперечный. Нормальная стопа благодаря внутреннему своду при ходьбе не касается земли         своей         внутренней частью.         При         наследственной слабости или при перенапряжении мышц и связок, поддерживающих стопу, она как бы опускается, уплощается. Это и называется плоскостопием, которое соответственно бывает двух видов: продольное и поперечное. По статистике плоскостопие отмечается у  7-8%  6-7-летних детей.

Врожденное плоскостопие нелегко установить у ребенка младше 5-6 лет, так как до этого возраста у всех детей имеются элементы плоской стопы. При этом плоская стопа бывает врожденной примерно в 3% случаев плоскостопия.

Наиболее часто отмечается статическое плоскостопие результат слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. Причины его могут быть различны: увеличение массы тела, работа в стоячем положении, отсутствие физических нагрузок и пр. При статическом плоскостопии боли могут возникать:

  • в подошве, в центре свода и у внутреннего края пятки;
  • в тыле стопы, в ее центральной части;
  • под внутренней и наружной лодыжками;
  • в мышцах голени из-за их перегрузки;
  • в коленном и тазобедренном суставах;
  • в бедре;
  • в пояснице.

При внешнем осмотре трудно определить наличие плоскостопия в начальных стадиях. Для установления диагноза применяют специальные методы, один из которых довольно прост: надо намазать ступни каким-нибудь жирным кремом и встать («основная стойка»: ноги вместе) на лист бумаги, положенный на полу. На бумаге получится отпечаток стопы — с ровным наружным краем и выемкой по внутреннему краю.

Затем возьмите карандаш и дорисуйте внутренний край отпечатка — проведите прямую линию от подушечки большого пальца ноги к пятке. Из самой глубокой точки выемки опустите перпендикуляр к проведенной вспомогательной линии и продолжите его до наружного края. Получится линия, пересекающая всю стопу поперек. Так вот, пустое пространство — дорисованная вами выемка — в норме должно занимать около двух третей этой линии. Если же оно занимает половину линии, то можно говорить о плоскостопии.

Поперечное плоскостопие встречается еще чаще, чем продольное. Если в норме максимум нагрузки при ходьбе приходится на головку I плюсневой кости (подушечку у большого пальца), то при поперечном плоскостопии эта I плюсневая кость поворачивается и приподнимается так, что фактически всю массу тела вынуждены удерживать головки средних плюсневых костей. При этом всегда происходит отклонение большого пальца — он как бы приникает ко II пальцу. В результате обувь давит на выпирающую косточку, это место краснеет и опухает, а на ногах появляются натоптыши.

 Лечение плоскостопия зависит от степени деформации стопы, и в запущенных случаях бывает необходима даже операция.  

Плоская стопа часто сочетается с другими изменениями опорно-двигательного аппарата, в частности со сколиозом, которая поддерживает неправильную осанку и способствует дальнейшему искривлению позвоночника. В начальных стадиях большое значение имеют такие меры, как формирование правильной походки, ношение точно подобранной по ноге обуви, использование различных ортопедических приспособлений, например, специальных стелек. Но важнее всего – необходимо ежедневно заниматься специальными физическими упражнениями. Поэтому в комплекс физических упражнений должны быть включены упражнения дня укрепления мышц, поддерживающих свод стопы. Однако следует помнить, что мышцы, расположенные на тыльной стороне стопы, имеют большее отношение к движению в голеностопном суставе, тогда как мышцы, расположенные на подошвенной стороне, участвуют в поддержании и укреплении свода стопы. Исходя из этого, необходимо обучить ребенка упражнениям, которые укрепляют мышцы на подошвенной стороне стопы. К таким упражнениям относят: сгибание и напряжение пальцев ног, перекладывание пальцами ног небольших кубиков, граненых палочек, собирание в комок расстеленного на полу носового платка, ходьба по ребристой поверхности резинового коврика, по гальке, песку, прокатывание палки сводом стопы, ходьба по палке, передвигаясь боком, причем середина подошвы должна стоять на палке, а пальцы ноги и пятка - касаться пола.

КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ № 1

Исходное положение: лежа на спине.

  1. Оттягивать носки стоп на себя (поочередно и одновременно) и одновременно поворачивать их кнутри.
  2. Отрывать от опоры пятки (поочередно и одновременно), при этом носки ног касаются опоры.
  3. Ноги согнуты в коленях, колени и бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвами. Разводить и сводить пятки с упором на пальцы ног («хлопать» пятками).
  4. Делать скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, охватывая ее.

Исходное положение: сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, стопы параллельны друг другу (вместе или на ширине стопы).

  1. Отрывать от пола пятки (одновременно и поочередно).
  2. Отрывать от пола носки ног (одновременно и поочередно).
  3. Приподнять пятку одной ноги и одновременно — носок другой.

Положив голень одной ноги на колено другой, делать круговые движения стопой по часовой стрелке и против нее.

  1. Захватывать и перекладывать мелкие предметы пальцами стоп.
  2. Передвижение способом гусеницы: согнув пальцы ног, подтянуть к ним пятки; выпрямить пальцы, снова согнуть и т. д. (одновременно и поочередно).
  3. И. п.: сидя по-турецки. Подогнуть пальцы стон и, наклоняя туловище вперед, встать с опорой на боковую поверхность стоп.

Исходное положение: стоя, стопы параллельно друг другу на ширине ступни, руки на поясе.

  1. а) Подняться на носки и опуститься на всю стопу;  

б) поочередно отрывать от пола пятки.

  1. а) Приподнять пальцы стоп (встать на пятки), опуститься на всю стопу;  

б) поочередно поднимать пальцы левой и правой ног.

  1. Перекатываться с пяток на носки и обратно.
  2. Перенести центр тяжести на наружные края стоп; вернуться в и. п.
  3. Полуприседания и приседания на носках:

а) руки в стороны;  

б) руки вверх;

в) руки вперед.

  1. И. п.: стоя на гимнастической палке (палка лежит поперек стоп, стоны параллельны друг другу). Полуприседания и приседания. Ходьба:  на носках;

на наружных сводах стоп;  

«косолапя»; на носках с полусогнутыми коленями;  на носках с высоким подниманием коленей;  

по ребристой доске, по скошенной поверхности (вниз), по

наклонной плоскости (вверх и вниз).  

Все упражнения повторяются 10-12 раз.

КОМПЛЕКС № 2 ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И  

ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ

  1. Катать вперед-назад мяч или скалку — сначала одной ногой, затем другой.
  2. Сидя на полу с согнутыми ногами (пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в продолжение всего упражнения). Движениями пальцев постараться подтащить под пятку разложенное на полу полотенце или салфетку, на которой лежит какой-нибудь предмет. Выполнять поочередно каждой ногой.
  3. Сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены). Большим пальцем ноги провести по подъему другой ноги в направлении от большого пальца к колену. Сделать 3-4 «поглаживания» каждой ногой.
  4. Сидя на полу с согнутыми коленями, собирать пальцами ног мелкие предметы, разложенные по полу, складывать их в кучки и затем точно так же перекладывать из одной кучки в другую, стараясь не уронить. Выполнять поочередно каждой ногой.
  5. Зажав пальцами ноги карандаш, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.
  6. Сидя на полу с согнутыми коленями, стопы прижаты к полу. Подогнуть пальцы ног и одновременно подтянуть пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямить и так далее (имитация движения гусеницы). Выполнять упражнение двумя ногами одновременно и до тех пор, пока пальцы еще могут касаться пола.              
  7. Сидя на полу, ноги согнуты в коленях, колени слегка разведены, подошвы прижаты одна к другой (в форме «кораблика»). Постепенно выпрямлять ноги до тех пор, пока есть возможность держать прижатыми друг к другу и пальцы, и пятки.
  8. Сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в двух направлениях — наружу и внутрь.
  9. Сидя на полу с согнутыми коленями (расстояние между стоящими на полу стопами около 20 см), склонить» друг к другу согнутые пальцы ног, а заем развести в стороны, при этом пятки должны оставаться на месте. Повторить несколько раз.
  10. Сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх-вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
  11. Сидя па стуле, стопы на полу, расстояние между ними около 20 см. Сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.
  12. Захватить обеими стопами мяч и приподнять его.
  13. Ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп; стопы держать параллельно.
  14. Перекатываться с пятки на носок и обратно.
  15. Ходить по ребристой (например, стиральной) доске, массажному коврику.
  16. Сжимать обеими ступнями резиновую грушу или мячик. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарат (методическое пособие)

В данном работе я хочу рассказать о том, что такое опорно-двигательный аппарат, как сохранить его здоровье, и что является причиной его заболеваний. Будут приведены примеры выполнения упражнений на со...

Система использования муз. ритмических и дыхательных упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

Актуальность проблемы профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания очевидна. Ведь лечить болезнь всегда труднее, чем её предупредить. А согласно исследованиям специалистов,...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

В статье раскрывается особенности интегрированного подхода к проведению организованной логопедической деятельности в условиях детского садакомпенсирующего вида.Ключевые слова: интегрированный подход, ...

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Профилактика заболеваний  опорно-двигательного аппарата (ОДА)....

Нетрадиционные формы работы по профилактике заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста

Когда говорят о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, это свидетельствует, как правило, об ослаблении всего организма. Все родители хотят, чтобы их дети росли  активными и крепкими. ...