«Элементы лечебной физкультуры для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата»
методическая разработка на тему

Самарина Марина Геннадьевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_elementy_lfk.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный салон

Мастер-класс

«Элементы лечебной физкультуры для профилактики нарушений

опорно-двигательного аппарата»

Воспитатель Самарина М.Г.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Скажите громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  (нет или да?)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне?  (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (нет или да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Сегодня вам необходимо быть не только умственно активными, но и проявить физическую активность, т.к. тема нашего  мастер-класса: «Элементы лечебной физкультуры для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата ».

Прежде, чем я познакомлю вас со своим опытом, мне хотелось бы узнать, используете ли вы элементы лечебной физкультуры в своей работе, если да, то какие (письменный опрос воспитателей).

Актуальность данной проблемы обусловлена значительной распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей. Нарушения опорно-двигательного аппарата среди дошкольников обнаружены  у каждого третьего ребенка. Таким детям противопоказаны длительные физические нагрузки, они быстро переутомляются, жалуются на боли в ногах, спине.   Для таких детей характерна низкая работоспособность, повышенная утомляемость, двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания.

Более 30% детей 4-7 лет гиперактивные, агрессивные, легковозбудимые. Таким детям тяжело выслушать информацию до конца, выполнить задание правильно и четко. Уже после трехминутного сидения за столом эти дети ощущают дискомфорт, неудобство, часто отвлекаются и не могут до конца выполнить задание.                                                                                                                                                      При обследовании 6-7-летних детей по данным статистики обнаруживается нарушение осанки  в 34% случаев. К 8-летнему возрасту это число увеличивается до 60%, к концу обучения в   школе 82% выпускников по данным диспансеризации имеют заболевания опорно-двигательного аппарата разной степени выраженности.
Формирование скелета продолжается до 18-20 лет. Скелет дошкольников еще не обладает достаточной прочностью и легко подвергается деформациям под влиянием неблагоприятных внешних воздействий: узкая неудобная обувь; неправильное положение тела во время сна; длительное нахождение в одной позе и др. Интенсивное утолщение стенок костей идет до 6-7 лет. Окостенение скелета (замена хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стопы к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в детском возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов.
До 12 лет позвоночник ребенка очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития.

Согласно ФГОС (образовательная область «Физическое развитие»):  физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей, связанной с выполнением упражнений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

 Профилактика любых нарушений  должна быть комплексной и основываться на следующих принципах.  

1. Правильное питание.  

2. Правильный режим дня. 

3. Двигательная активность. Очень важны для здоровья детской осанки занятия физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др.

4. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.                                                                                                           4.2. Высота стола должна быть выше локтя ребёнка, стоящего с опущёнными руками, на 2-3 см.

 4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.                                                                                                                                                  4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Детская подушка  должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.                                                                                                                                                      5. Правильная обувь.  Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).                                                                                                                                                      6. Равномерное распределение нагрузок на позвоночник. Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её - это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка (предложить одному из участников выполнить задание: поднять тяжелый предмет).

Лечебная физкультура - важнейшая часть профилактики и коррекции дефектов опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника.     Коррекция дефектов опорно-двигательного аппарата – функция инструктора ЛФК, но воспитатель может использовать элементы данной физкультуры только в целях профилактики.

Осанка.                                                                                                                                               Что же такое опорно-двигательный аппарат (ОДА)? Он состоит из костной (скелет) и мышечной систем. (Показать схему.)  

Осанка – характеристика состояния ОДА, уровня физического развития и сформированности  поведенческих навыков.

В толковом словаре В.И.Даля записано: «Под осанкой подразумевают стройность, величавость, приличие и красоту». В практической работе осанка характеризуется как непринужденное положение человека в покое и при движении. Главным костным стержнем является позвоночник. Поэтому осанка в значительной степени зависит от его положения.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают прежде всего социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.    Физические  упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат. Но увеличение физических нагрузок должно происходить постепенно и индивидуально в зависимости от физиологических особенностей и состояния ребенка.   Профилактические упражнения должны вызывать у дошкольника интерес и положительные эмоции, именно поэтому многие из них проводятся в игровой форме.

Предлагаю вам выполнить одно из упражнений для формирования правильной осанки «Маятник». 

- Лечь на спину, ноги выпрямить, носки оттянуть, руки отвести в стороны ладонями вниз; не разводя ног и не сгибая их, поднять в вертикальное положение, наклонить вправо до касания пола; задержаться, поднять и положить влево; плечи и руки не поворачивать; дыхание произвольное.  

Важно помнить, что при выполнении данных упражнений необходимо соблюдать дозировку, указанную в комплексе.                                                                                                                                                        

А сейчас мы проведем игру «Полезно-вредно» и выясним, что полезно и что вредно для формирования правильной осанки.

Для формирования правильной осанки полезно:

  • Занятия плаванием.
  • Ношение предметов на голове.
  • Стойка у стены спиной.
  • Тренировка координации движений (упражнения «ласточка», равновесие на одной ноге, ходьба по бревну).
  • Физическое воспитание, обеспечивающее развитие мышечной системы.
  • Обеспечение достаточной двигательной активности детей (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, как можно меньше статических поз).
  • Своевременное определение детей группы риска и направление их к специалисту.

Для формирования правильной осанки вредно:

  • Катание на велосипеде, низко нагнувшись к рулю.
  • Катание на самокате.
  • Поднимание тяжестей согнувшись.
  • Удерживание тяжелых предметов на вытянутых руках.
  • Несбалансированное питание, бедное необходимыми веществами и злоупотребление газированными напитками.
  • Неровная поверхность кровати, мебели для сна.
  • Несоответствующая возрасту, неудобная обувь.
  • Длительное нахождение в неподвижной позе.

Подвести итоги опроса.

Плоскостопие - деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода. Развитие плоскостопия в детском возрасте часто связано с неправильной походкой. Другой причиной плоскостопия может стать слабость мышц и связок стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги или, наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.

Создание и укрепление «мышечного корсета».

Мышцы покрывают скелет и совместно с костями и их соединениями делают возможным движение. Правильная осанка формируется во время роста организма ребенка в тесной связи с развитием его двигательной функции и зависит от согласованной работы мышц, регуляции мышечных усилий, обеспечивающих правильное положение головы, позвоночника, плечевого пояса, таза и ног. При этом важна не только сила мышц, но и равномерное их развитие, распределение мышечной тяги организма, что позволяет сохранять правильную позу тела. Выработка мышечно-двигательных и мышечно-статических ощущений достигается под влиянием физических упражнений.  

 

 Предлагаю вам разделиться на две команды и выполнить упражнения: 1-ая команда для профилактики плоскостопия, 2-ая команда для укрепления мышечного корсета.

Упражнение для 1 команды: Упражнение «маляр»: сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок проводит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к колену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.

Упражнение для 2 команды: И. п. - лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.                                                                                                                                                                               

(Выполнение упражнений.) 

В помощь для вашей работы мною была собрана картотека, в которую вошли:                 - упражнения для правильной осанки;

- упражнения для профилактики плоскостопия;

 - упражнения для  укрепления позвоночника;

 - упражнения для создания и укрепления «мышечного корсета»;

- упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса;

- упражнения для укрепления мышц плечевого пояса;

- упражнения для укрепления мышц тазового пояса, бедер и ног.

Большинство упражнений имеют названия, что помогает детям быстрее их запомнить. Если упражнение уже хорошо знакомо детям, то при назывании его они быстро занимают исходное положение.

При выполнении некоторых упражнений необходимо следить за дыханием. Поэтому в свою картотеку я включила еще и упражнения на дыхание.                                         Предлагаю выполнить одно из этих упражнений.

«Насос»  Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.  Наклон вперед - вниз, и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи - резкие и шумные. 5-7 наклонов.  Выдох произвольный.

Следует помнить, что  дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

В картотеку я добавила подвижные и спортивные игры, т.к. они обеспечивают разностороннее воздействие на организм, равномерную нагрузку на основные группы мышц, постоянную смену различных положений тела, что также способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и устранению нарушений различного характера.

Предлагаю вам поиграть в игру «Великаны и гномы».

Цель: укрепление стопы.

Правила: ходьба в колонне по одному. На сигнал воспитателя «Великаны» дети идут на носочках, подняв руки вверх, затем следует обычная ходьба. На следующий сигнал «Гномы» - ходьба в полуприсяде, затем обычная ходьба. Повторить 2-3 раза.

Я подготовила для вас памятку,  в  которой  даны  советы воспитателям  ДОУ   и родителям по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Рефлексия

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам упражнение на релаксацию (проводится под спокойную музыку). Проходите и ложитесь на коврики. Закройте глаза.

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.

А сейчас поверните руки ладошками вверх.  Мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Взвесьте, какая рука тяжелее. У кого тяжелее права рука, поднимите ее? У кого тяжелее левая рука, поднимите ее? А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и  за работу.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение с элементами упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата "Красная шапочка и серый волк"

Это развлечение я проводила с детьми старшей группы в начале учебного года. Роли исполняли дети этой же группы....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"

Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д...

Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Семинар-практикум для родителей «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата»

сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка и способах профилактики плоскостопия у детей....

Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка...

Конспект занятия по физической культуре по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата с элементами дыхательной гимнастики

Конспект занятия по физической культуре по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата с элементами дыхательной гимнастики...

Двигательные упражнения в режимных моментах как средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста

Систематическая и целенаправленная профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников предусматривается, прежде всего, в процессе обязательных занятий по физической культуре, а также в ...