Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"
статья по теме

Жих Яна Вячеславовна

Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и других проблем опорно-двигательного аппарата. Данный материал основан на научных фактах и содержит полезные рекомендации, которые помогут раширить валеологичекую компетентность и педагогов, и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_sayt_microsoft_office_word.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников

(Выступление на родительских собраниях во 2 младшей – подготовительной группах,

Подготовила и провела: старший воспитатель Жих Я.В.)

Актуальность данной проблемы обусловлена значительной распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей.

При обследовании 6-7-летних детей по данным статистики обнаруживается нарушение осанки в 34% случаев. К 8-летнему возрасту это число увеличивается до 60%, к концу обучения в школе 82% выпускников по данным диспансеризации имеют заболевания опорно-двигательного аппарата разной степени выраженности.

Развитие костной системы:

Формирование скелета продолжается до 18-20 лет. Скелет дошкольников еще не обладает достаточной прочностью и легко подвергается деформациям под влиянием неблагоприятных внешних воздействий: узкая неудобная обувь; неправильное положение тела во время сна; длительное нахождение в одной позе и др.

Интенсивное утолщение стенок костей идет до 6-7 лет. Окостенение скелета (заменяя хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стопы к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в детском возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов.

До 12 лет позвоночник ребенка очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития.

Особое значение для правильного формирования скелета имеет полноценное и богатое витаминами и микроэлементами питание. В противном случае из-за недостатка необходимых веществ возможно развитие рахита – заболевания, связанного с деформациями костей скелета, таких как искривление ног, деформации позвоночника, грудной клетки, свода стопы и т.д.

Осанка:

Осанкой называется правильная поза, которую занимает тело человека, находясь в спокойном положении стоя.

Нормальная осанка характеризуется следующими признаками:

  1. Центральные оси туловища и головы совпадают и находятся перпендикулярно полу.
  2. Тазобедренные и коленные суставы разогнуты.
  3. Изгибы позвоночника умеренно выражены.
  4. Плечи умеренно развернуты и слегка опущены.
  5. Лопатки симметричны и не выдаются.
  6. Грудная клетка цилиндрическая, умеренно выступает вперед.
  7. Живот плоский и равномерно умеренно выпуклый.

При дефектах осанки наблюдаются изменения изгибов позвоночника, плеч, лопаток, грудной клетки, живота. Наиболее распространенный из всех видов деформаций – сколиоз – боковое искривление позвоночника. Визуально это можно определить асимметричным положением лопаток, головы, грудной клетки. Иногда можно даже наблюдать реберный горб. Асимметрия лопаток – начальная стадия сколиоза. При этом состоянии углы лопаток находятся на разном уровне, одно из плеч может быть опущено.

Причины формирования неправильной осанки:

  1. Ослабление, плохое развитие мышечной массы плечевого пояса.
  2. Отставание развития мышц от темпов роста скелета.
  3. Неправильная поза ребенка во время сна, игр, чтения, рисования и т.д.
  4. Дефицит витамина D и кальция в организме.

Нарушение осанки в свою очередь сказывается на многих функциях организма. Дети с неправильной осанкой отстают в физическом развитии, нарушаются функции дыхания и сна, т.к. изменяется положение внутренних органов. Снижается амортизация позвоночных дисков, т.е. все удары, нагрузки на позвоночник не гасятся, а передаются на костный скелет и деформируют позвонки. Это чревато микротравмами головного мозга, что ведет к головным болям, снижению функции памяти, внимания, пониженной работоспособности.

Для формирования правильной осанки полезно:

  1. Занятия плаванием.
  2. Ношение предметов на голове.
  3. Стойка у стены спиной.
  4. Тренировка координации движений (упражнения «ласточка», равновесие на одной ноге, ходьба по бревну).
  5. Физическое воспитание, обеспечивающее развитие мышечной системы.
  6. Обеспечение достаточной двигательной активности детей (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультпаузы, как можно меньше статических поз).
  7. Своевременное определение детей группы риска и направление их к специалисту.

Для формирования правильной осанки вредно:

  1. Катание на велосипеде, низко нагнувшись к рулю.
  2. Катание на самокате.
  3. Поднимание тяжестей согнувшись.
  4. Удерживание тяжелых предметов на вытянутых руках.
  5. Несбалансированное питание, бедное необходимыми веществами и злоупотребление газированными напитками.
  6. Неровная поверхность кровати, мебели для сна.
  7. Несоответствующая возрасту, неудобная обувь.
  8. Длительное нахождение в неподвижной позе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...

Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

«Использование подвижных игр в коррекции нарушений опорно- двигательного аппарата у старших дошкольников».

Статья содержит информацию об условиях использования подвижных игр для детей,имеющих ограничения в основных видах движения  по медицинским показаниям.Предложены варианты преобразования подвижных ...

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога...

Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...