Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата
методическая разработка на тему

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка во мноом определяет нормальное функционирование важнейших органов и систем организма; она дает эстетическую характеристику человек, связанну с понятиями гармонии телаи человеческой этики, педагогическую доминанту, обеспечивающую формирование поведенчиских навыков и самоконтроля. Как всякий двигательный навык, правильная осанка формируется с самого раннего детства, и образуется так же, как и другие сложные двигательные рефлексы и навыки, приобретаемые и закрепляемые в процессе всей жизни под влиянием многих условий. самый благоприятный период для формирования правильной осанки - от рождения до 9-10 лет. другое наиболее распространенное заболевание опорно-двигатльного аппаратау детей - плоскостопие. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завршено, поэтому любые неблагприятные внешние воздействия могут приводиь к возникновению тех или иных функциональных отклонений. решить все эти проблемы можно только при условии активной помощи окружающих взрослых (педагоов ДОУ и семей воспитанников).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_na_profilaktiku_narusheniy_oda.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и  игры, рекомендуемые для  профилактики нарушений ОДА у детей

     младшего дошкольного возраста

Ходьба

  • по массажной дорожке
  • по широкой дорожке ЛФК
  • по модулям (попеременным и приставным шагом)
  • по следам (при вальгусной постановке стоп)
  • по шнуру (попеременным и приставным шагом)
  • по ребристой доске
  • с мешочками на голове (сред.гр)(голову вниз не опусать, подбородок слегка приподнят, смотреть прямо, спина прямая)
  • на носочках (спина прямая, голову вниз не опускать, положение рук – вверх или в стороны)

Ползание

  • на четвереньках вперед – назад
  • «по-медвежьи» на выпрямленных руках и ногах, опираясь на пол полной поверхностью ладоней и ступней

Массаж

  • ног руками

подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.

  • спины «Суп» Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впередистоящего.

Чики–чики-чики-ща!

         Вот капуста для борща.

         Покрошу картошки,

Свеколки, морковки,

Полголовки лучку,

         Да зубок чесночку.

Чики-чики-чики-чок!

И готов борщичок!

Похлопывать ладонями.

Постукивать ребрами ладоней.

Поколачивать кулачками.

Поглаживать ладонями.

  • ног и спины с помощью массажеров

Гимнастика для ног (И. п. сидя на стуле)

  1. поднять пятки вверх так, чтобы носочки прогибались
  2. поднять носки вверх на себя
  3. сгибать и разгибать пальчики
  4. пальчики царапают
  5. «барахтанье» ногами (сгибание и разгибание)
  6. поднимание тела на носки

Упражнения

  1. «Большие и маленькие крылышки»
  2. «Птица перед взлетом»

Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибать, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6сек).

  1. Отжимания от стены
  2. «Жучки» (барахтанье руками и ногами, лежа на спине)
  3. «Покажи» (при Х-образных ногах)

И. п. Сидя на развернутом стуле, руки за спинку стула.

Вып.: 1вариант – выставить правую/левую ногу, приставить

           2 вариант – приподнять таз вверх, опора на руки (держаться за спинку стула)

        6. Поднимание ног лежа на спине

         7. наклоны вперед – назад

Боковые наклоны даются детям ограничено, т. к. при слабости мышц и наличии небольшого сколиоза они могут усиливать искривление.

Для детей с плоскостопием снижать дозировку в прыжках на двух ногах на месте, а добавлять ходьбу на месте.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют также упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Все выше изложенные упражнения могут быть использованы в играх «Ровным кругом…», «Если нравится тебе, то делай так…»

Подвижные игры

  • «Ель, елка, елочка»

Педагог предлагает детям пойти в лес: дети идут по залу.

Педагог: «В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь.»  Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо), разводят руки-«ветки» слегка в стороны, ладонями вверх. Снова ходьба по залу.

Педагог предлагает детям встать как елки: они пониже, чем ели, но такие же стройные, красивые (дети принимают правильную осанку в полуприседе). Ходьба по залу.

Маленькие елочки – присесть, голова прямо, спина выпрямлена, руки, ладонями вверх, слегка разведены в стороны.

  • «Контроль осанки»

Встать вплотную к стене без плинтуса, стопы сомкнуть, втянуть живот, голова касается стены, глаза закрыты, затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот втянут.

  • «Допрыгни до…»
  • «Узнай ступней на ощупь» (предметы – шарик, шишка и т. д.)
  • «Собери пальчиками ног платочки» (усложнение - шишки)
  • «Кто там?» 

Ребенок садиться на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками берется за спинку стула и поворачивается влево до предела. Говорит: «Кто там?». Возвращается в и. п. Затем сев левым боком, поворачивается в правую сторону. (происходит освобождение нервных корешков позвоночника)

Упражнения для гимнастики после сна

  • потягивания
  • лежа на спине, вытянуть до упора ноги, руки, затем расслабить мыш-

     цы; повторить эту процедуру в положении на правом и левом боках

  • лечь ровно и поочередно поднимать – опускать левую – правую ноги, стараясь вытянуть носок. При этом желательно опускать ноги медленно, не сгибая в коленях.
  • массаж ступней (См.выше)
  • «Кошечка»
  1. ребенок на боку, колени прижаты к животу, руки – к груди (в позе спящей кошечки), мурлычет;
  2. «котенок» встает на колени, выпрямленными руками упирается в пол, выгибает спину со звуком «ш-ш-ш»;
  3. «Кошечка проползает под забором»

Ребенок медленно опускается на локти, ягодицами садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует движение под забором, ложится животом на пол и поднимается на вытянутых руках, прогибаясь в спине, смотрит прямо.

  •  «Змея»

 Ребенок плотно прижимается животом к полу, упор на вытянутых руках Голова гордо поворачивается влево – вправо (шипит).

Упражнения и  игры, рекомендуемые для  профилактики нарушений ОДА у детей

    старшего дошкольного возраста

Ходьба

  • по массажной дорожке с разным положением рук
  • на носках, на пятках, с перекатом пятки на носок (спина прямая, голову вниз не опускать, положение рук – вверх или в стороны)
  • по массажным кочкам попеременным шагом
  • по полусферам (по верхушкам, по основаниям) попеременным шагом с разным положением рук
  • по модулям
  • по шнуру, приставляя пятку к носку
  • по неровной поверхности
  • по ребристой доске с захватыванием реек пальцами ног
  • «елочкой»
  • по узкой дорожке ЛФК
  • на пятках с зажатыми пальцами (с зажатыми предметами)
  • с мешочком на голове (голову вниз не опускать, подбородок слегка приподнят, смотреть прямо, спина прямая)
  • на носках, руки в стороны, мешочек на голове, спина прямая

Массаж

  • ног руками

подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.

  • спины «Суп» Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впередистоящего.

Чики–чики-чики-ща!

         Вот капуста для борща.

         Покрошу картошки,

Свеколки, морковки,

Полголовки лучку,

         Да зубок чесночку.

Чики-чики-чики-чок!

И готов борщичок!

Похлопывать ладонями.

Постукивать ребрами ладоней.

Поколачивать кулачками.

Поглаживать ладонями.

  • ног и спины с помощью массажеров

Упражнения

  1. «Птица перед взлетом»

Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибать, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6сек).

  1. «Корова»

Сложить за спиной ладони пальцами вверх (шея вертикально). Чередовать это упражнение сидя (ягодицы лежат на голени) и во время ходьбы.

  1. вращение согнутыми руками назад
  2. рывки руками в стороны
  3. «Уточка» из и.п. лежа на животе
  4. «Полумост» из и.п. лежа на спине
  5. Отжимания из и.п. лежа на животе (у девочек ноги согнуты)
  6. поднимание туловища из положения лежа на спине (при лордозе – ноги согнуты), индивидуально – руки вперед или руки за голову
  7. поднимание ног лежа на спине
  8. круговые движения туловищем
  9. наклоны вперед – назад

Боковые наклоны даются детям ограничено, т. к. при слабости мышц и наличии небольшого сколиоза они могут усиливать искривление.

  1. на формирование правильной осанки

И.п. – осн. стойка, руки вниз или сед на пятках, таз подать вперед.

При выполнении данного упр. в положении стоя втянуть ягодицы. Ноги прямые колени не сгибать. Вдох и выдох с закрытым ртом, дышать животом.

  1. плечи вверх;
  2. отвести плечи назад;
  3. опустить плечи вниз;
  4. расслабиться.

    Во время выполнения упражнения голову вперед не наклонять, смотреть прямо. После выполнения упражнения несколько сек. оставаться в позе «правильной» осанки, чтобы хорошо прочувствовать данное положение.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют также упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Для детей с плоскостопием снижать дозировку в прыжках на двух ногах на месте, а добавлять ходьбу на месте.

Все выше изложенные упражнения могут быть использованы в играх «Ровным кругом…», «Если нравится тебе, то делай так…»

Подвижные игры

  • «Старички – ребята - солдаты»

Дети ходят по участку обычной ходьбой. По команде взрослого: «старички» - дети ходят, согнувшись; «ребята» - выпрямляются, обычная ходьба; по команде «солдаты» - встают в позу «правильной» осанки и маршируют.

  • «Контроль осанки»
  1. Стать к стене в осн. стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стене. Повторить неск. раз.
  2. И. п. то же, присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
  3. И. п. то же, сделать шаг вперед, повернуться на 360 гр., выпрямиться, вернуться к стене.

  • «Салки с домиками» (с использованием полусфер)
  • «художник» (рисование ногой)
  • «Пылесос» (собирать пальцами ног мелкие предметы, усложнение - фломастеры)
  • «Узнай на ощупь ступней и опиши»

Упражнения для гимнастики после сна

             см. младший возраст

  • «Потягивание»

Выполняется лежа на спине. Дети тянут левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища. Тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх вдоль туловища. Тянут обе ноги пяточками вперед и двумя руками вверх вдоль тела.

  • «Качалочка»

Лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (происходит улучшение работы позвоночных дисков).

Физкультминутки

«У нас славная осанка

У нас славная осанка –

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках

И пойдем на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

Ну, а если надоест,

То пойдем все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

Выпрямиться, проверить осанку;

Свести лопатки;

Повернуться вокруг себя вправо на носках; (мл. дети – идут по кругу на носочках)

Повернуться вокруг себя влево на пятках (мл. дети – идут в другую сторону по кругу на пятках);

Пройти «вкрадчиво», перекатом с пятки на носок (мл дети – ходьба  с носка);

Пройти «по-медвежьи», на внешней стороне стопы (мл. дети – на четвереньках, руки и ногивыпрямлены).

«Зарядка»

А сейчас все по-порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Дети выполняют все указанные

 в стихотворении движения

«Я позвоночник берегу»

Я позвоночник берегу ,

И сам себе я помогу.

Все выполню я по порядку:

Сначала сделаю зарядку -

Нагнусь, прогнусь, и выпрямлюсь,

И вправо – влево наклонюсь;

С друзьями поиграю в мяч –

Он весело помчится вскачь;

И за столом я посижу,

И телевизор погляжу.

Но буду помнить я всегда –

Должна прямою быть спина!

Дети встают прямо, разворачива

ют плечи, сводят лопатки (все движения выполняют с прямой спиной)

дети ставят руки на пояс;

движения по тексту;

бег на месте;

прыжки;

дети приседают, руки складыва-

ют перед грудью, спина прямая;

дети сцепляют руки за спиной 2раза, меняя положение рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение с элементами упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата "Красная шапочка и серый волк"

Это развлечение я проводила с детьми старшей группы в начале учебного года. Роли исполняли дети этой же группы....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"

Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д...

Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Игры и упражнения для детей, для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата

Игры и упражнения для детей,для профилактики нарушенийопорно – двигательного аппарата...

Двигательные упражнения в режимных моментах как средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста

Систематическая и целенаправленная профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников предусматривается, прежде всего, в процессе обязательных занятий по физической культуре, а также в ...

Комплексы упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата для воспитателей с детьми

Комплексы упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата для воспитателей с детьми...