Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата
методическая разработка на тему
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка во мноом определяет нормальное функционирование важнейших органов и систем организма; она дает эстетическую характеристику человек, связанну с понятиями гармонии телаи человеческой этики, педагогическую доминанту, обеспечивающую формирование поведенчиских навыков и самоконтроля. Как всякий двигательный навык, правильная осанка формируется с самого раннего детства, и образуется так же, как и другие сложные двигательные рефлексы и навыки, приобретаемые и закрепляемые в процессе всей жизни под влиянием многих условий. самый благоприятный период для формирования правильной осанки - от рождения до 9-10 лет. другое наиболее распространенное заболевание опорно-двигатльного аппаратау детей - плоскостопие. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завршено, поэтому любые неблагприятные внешние воздействия могут приводиь к возникновению тех или иных функциональных отклонений. решить все эти проблемы можно только при условии активной помощи окружающих взрослых (педагоов ДОУ и семей воспитанников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_profilaktiku_narusheniy_oda.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения и игры, рекомендуемые для профилактики нарушений ОДА у детей
младшего дошкольного возраста
Ходьба
- по массажной дорожке
- по широкой дорожке ЛФК
- по модулям (попеременным и приставным шагом)
- по следам (при вальгусной постановке стоп)
- по шнуру (попеременным и приставным шагом)
- по ребристой доске
- с мешочками на голове (сред.гр)(голову вниз не опусать, подбородок слегка приподнят, смотреть прямо, спина прямая)
- на носочках (спина прямая, голову вниз не опускать, положение рук – вверх или в стороны)
Ползание
- на четвереньках вперед – назад
- «по-медвежьи» на выпрямленных руках и ногах, опираясь на пол полной поверхностью ладоней и ступней
Массаж
- ног руками
подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.
- спины «Суп» Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впередистоящего.
Чики–чики-чики-ща! Вот капуста для борща. Покрошу картошки, Свеколки, морковки, Полголовки лучку, Да зубок чесночку. Чики-чики-чики-чок! И готов борщичок! | Похлопывать ладонями. Постукивать ребрами ладоней. Поколачивать кулачками. Поглаживать ладонями. |
- ног и спины с помощью массажеров
Гимнастика для ног (И. п. сидя на стуле)
- поднять пятки вверх так, чтобы носочки прогибались
- поднять носки вверх на себя
- сгибать и разгибать пальчики
- пальчики царапают
- «барахтанье» ногами (сгибание и разгибание)
- поднимание тела на носки
Упражнения
- «Большие и маленькие крылышки»
- «Птица перед взлетом»
Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибать, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6сек).
- Отжимания от стены
- «Жучки» (барахтанье руками и ногами, лежа на спине)
- «Покажи» (при Х-образных ногах)
И. п. Сидя на развернутом стуле, руки за спинку стула.
Вып.: 1вариант – выставить правую/левую ногу, приставить
2 вариант – приподнять таз вверх, опора на руки (держаться за спинку стула)
6. Поднимание ног лежа на спине
7. наклоны вперед – назад
Боковые наклоны даются детям ограничено, т. к. при слабости мышц и наличии небольшого сколиоза они могут усиливать искривление.
Для детей с плоскостопием снижать дозировку в прыжках на двух ногах на месте, а добавлять ходьбу на месте.
Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют также упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.
Все выше изложенные упражнения могут быть использованы в играх «Ровным кругом…», «Если нравится тебе, то делай так…»
Подвижные игры
- «Ель, елка, елочка»
Педагог предлагает детям пойти в лес: дети идут по залу.
Педагог: «В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь.» Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо), разводят руки-«ветки» слегка в стороны, ладонями вверх. Снова ходьба по залу.
Педагог предлагает детям встать как елки: они пониже, чем ели, но такие же стройные, красивые (дети принимают правильную осанку в полуприседе). Ходьба по залу.
Маленькие елочки – присесть, голова прямо, спина выпрямлена, руки, ладонями вверх, слегка разведены в стороны.
- «Контроль осанки»
Встать вплотную к стене без плинтуса, стопы сомкнуть, втянуть живот, голова касается стены, глаза закрыты, затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот втянут.
- «Допрыгни до…»
- «Узнай ступней на ощупь» (предметы – шарик, шишка и т. д.)
- «Собери пальчиками ног платочки» (усложнение - шишки)
- «Кто там?»
Ребенок садиться на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками берется за спинку стула и поворачивается влево до предела. Говорит: «Кто там?». Возвращается в и. п. Затем сев левым боком, поворачивается в правую сторону. (происходит освобождение нервных корешков позвоночника)
Упражнения для гимнастики после сна
- потягивания
- лежа на спине, вытянуть до упора ноги, руки, затем расслабить мыш-
цы; повторить эту процедуру в положении на правом и левом боках
- лечь ровно и поочередно поднимать – опускать левую – правую ноги, стараясь вытянуть носок. При этом желательно опускать ноги медленно, не сгибая в коленях.
- массаж ступней (См.выше)
- «Кошечка»
- ребенок на боку, колени прижаты к животу, руки – к груди (в позе спящей кошечки), мурлычет;
- «котенок» встает на колени, выпрямленными руками упирается в пол, выгибает спину со звуком «ш-ш-ш»;
- «Кошечка проползает под забором»
Ребенок медленно опускается на локти, ягодицами садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует движение под забором, ложится животом на пол и поднимается на вытянутых руках, прогибаясь в спине, смотрит прямо.
- «Змея»
Ребенок плотно прижимается животом к полу, упор на вытянутых руках Голова гордо поворачивается влево – вправо (шипит).
Упражнения и игры, рекомендуемые для профилактики нарушений ОДА у детей
старшего дошкольного возраста
Ходьба
- по массажной дорожке с разным положением рук
- на носках, на пятках, с перекатом пятки на носок (спина прямая, голову вниз не опускать, положение рук – вверх или в стороны)
- по массажным кочкам попеременным шагом
- по полусферам (по верхушкам, по основаниям) попеременным шагом с разным положением рук
- по модулям
- по шнуру, приставляя пятку к носку
- по неровной поверхности
- по ребристой доске с захватыванием реек пальцами ног
- «елочкой»
- по узкой дорожке ЛФК
- на пятках с зажатыми пальцами (с зажатыми предметами)
- с мешочком на голове (голову вниз не опускать, подбородок слегка приподнят, смотреть прямо, спина прямая)
- на носках, руки в стороны, мешочек на голове, спина прямая
Массаж
- ног руками
подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.
- спины «Суп» Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впередистоящего.
Чики–чики-чики-ща! Вот капуста для борща. Покрошу картошки, Свеколки, морковки, Полголовки лучку, Да зубок чесночку. Чики-чики-чики-чок! И готов борщичок! | Похлопывать ладонями. Постукивать ребрами ладоней. Поколачивать кулачками. Поглаживать ладонями. |
- ног и спины с помощью массажеров
Упражнения
- «Птица перед взлетом»
Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибать, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6сек).
- «Корова»
Сложить за спиной ладони пальцами вверх (шея вертикально). Чередовать это упражнение сидя (ягодицы лежат на голени) и во время ходьбы.
- вращение согнутыми руками назад
- рывки руками в стороны
- «Уточка» из и.п. лежа на животе
- «Полумост» из и.п. лежа на спине
- Отжимания из и.п. лежа на животе (у девочек ноги согнуты)
- поднимание туловища из положения лежа на спине (при лордозе – ноги согнуты), индивидуально – руки вперед или руки за голову
- поднимание ног лежа на спине
- круговые движения туловищем
- наклоны вперед – назад
Боковые наклоны даются детям ограничено, т. к. при слабости мышц и наличии небольшого сколиоза они могут усиливать искривление.
- на формирование правильной осанки
И.п. – осн. стойка, руки вниз или сед на пятках, таз подать вперед.
При выполнении данного упр. в положении стоя втянуть ягодицы. Ноги прямые колени не сгибать. Вдох и выдох с закрытым ртом, дышать животом.
- плечи вверх;
- отвести плечи назад;
- опустить плечи вниз;
- расслабиться.
Во время выполнения упражнения голову вперед не наклонять, смотреть прямо. После выполнения упражнения несколько сек. оставаться в позе «правильной» осанки, чтобы хорошо прочувствовать данное положение.
Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют также упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.
Для детей с плоскостопием снижать дозировку в прыжках на двух ногах на месте, а добавлять ходьбу на месте.
Все выше изложенные упражнения могут быть использованы в играх «Ровным кругом…», «Если нравится тебе, то делай так…»
Подвижные игры
- «Старички – ребята - солдаты»
Дети ходят по участку обычной ходьбой. По команде взрослого: «старички» - дети ходят, согнувшись; «ребята» - выпрямляются, обычная ходьба; по команде «солдаты» - встают в позу «правильной» осанки и маршируют.
- «Контроль осанки»
- Стать к стене в осн. стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стене. Повторить неск. раз.
- И. п. то же, присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
- И. п. то же, сделать шаг вперед, повернуться на 360 гр., выпрямиться, вернуться к стене.
- «Салки с домиками» (с использованием полусфер)
- «художник» (рисование ногой)
- «Пылесос» (собирать пальцами ног мелкие предметы, усложнение - фломастеры)
- «Узнай на ощупь ступней и опиши»
Упражнения для гимнастики после сна
см. младший возраст
- «Потягивание»
Выполняется лежа на спине. Дети тянут левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища. Тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх вдоль туловища. Тянут обе ноги пяточками вперед и двумя руками вверх вдоль тела.
- «Качалочка»
Лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (происходит улучшение работы позвоночных дисков).
Физкультминутки | ||
«У нас славная осанка | ||
У нас славная осанка – Мы свели лопатки. Мы походим на носках И пойдем на пятках. Пойдем мягко, как лисята, Ну, а если надоест, То пойдем все косолапо, Как медведи ходят в лес. | Выпрямиться, проверить осанку; Свести лопатки; Повернуться вокруг себя вправо на носках; (мл. дети – идут по кругу на носочках) Повернуться вокруг себя влево на пятках (мл. дети – идут в другую сторону по кругу на пятках); Пройти «вкрадчиво», перекатом с пятки на носок (мл дети – ходьба с носка); Пройти «по-медвежьи», на внешней стороне стопы (мл. дети – на четвереньках, руки и ногивыпрямлены). | |
«Зарядка» | ||
А сейчас все по-порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в стороны, согнули, Вверх подняли, помахали, Спрятали за спину их, Оглянулись: Через правое плечо, Через левое еще. Дружно присели, Пяточки задели, На носочки поднялись, Опустили руки вниз. | Дети выполняют все указанные в стихотворении движения | |
«Я позвоночник берегу» | ||
Я позвоночник берегу , И сам себе я помогу. Все выполню я по порядку: Сначала сделаю зарядку - Нагнусь, прогнусь, и выпрямлюсь, И вправо – влево наклонюсь; С друзьями поиграю в мяч – Он весело помчится вскачь; И за столом я посижу, И телевизор погляжу. Но буду помнить я всегда – Должна прямою быть спина! | Дети встают прямо, разворачива ют плечи, сводят лопатки (все движения выполняют с прямой спиной) дети ставят руки на пояс; движения по тексту; бег на месте; прыжки; дети приседают, руки складыва- ют перед грудью, спина прямая; дети сцепляют руки за спиной 2раза, меняя положение рук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивное развлечение с элементами упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата "Красная шапочка и серый волк"
Это развлечение я проводила с детьми старшей группы в начале учебного года. Роли исполняли дети этой же группы....
Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"
Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д...
Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений
Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...
Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога
Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...
Игры и упражнения для детей, для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата
Игры и упражнения для детей,для профилактики нарушенийопорно – двигательного аппарата...
Двигательные упражнения в режимных моментах как средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста
Систематическая и целенаправленная профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников предусматривается, прежде всего, в процессе обязательных занятий по физической культуре, а также в ...
Комплексы упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата для воспитателей с детьми
Комплексы упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата для воспитателей с детьми...