Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога
проект по коррекционной педагогике на тему

Рябова Татьяна Вячеславовна

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью обеспечения квалифицированной коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений. Данный опыт можно использовать в работе музыкального руководителя при организации непосредственно образовательной деятельности; педагога-психолога при проведении работы по профилактике психофизиологических отклонений; воспитателя при осуществлении индивидуальной работы с воспитанниками. Полезно ознакомить с разработанными комплексами родителей для обеспечения скоординированной работы детского сада и семьи по реализации задач коррекционно-развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx139.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №147 «Сосенка»

Педагогический проект

Использование

интегративной музыкотерапии

и музыкально-ритмических движений

для коррекции и профилактики

нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя

и педагога-психолога

Авторы проекта:

Кутузова Л.А., педагог-психолог;

Рябова Т.В., музыкальный руководитель;

Федоренко Л.Н., старший воспитатель.

г.о. Тольятти


Паспорт проекта

Тема: «Использование интегративной музыкотерапии и музыкально-ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога-психолога»

Объект исследования

Воздействие игровых упражнений, сочетающих интегративную музыкотерапию и музыкально-ритмические движения на состояние опорно-двигательного аппарата воспитанников.

Предмет

Изучение особенностей влияния сочетания музыкотерапии и музыкально-ритмических движений на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата и профилактику психофизиологических отклонений.

Тип проекта: практико-ориентированный

Методы исследования:

наблюдение, мониторинг, комплексное диагностическое обследование

Цель проекта

Систематизировать и обобщить практический опыт использования музыкальным руководителем и педагогом-психологом игровых упражнений сочетающих интегративную музыкотерапию и музыкально-ритмические движения для осуществления квалифицированной коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и профилактики психофизиологических отклонений.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать результаты мониторинга развития воспитанников
  2. Создать комплексы игровых упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата
  3. Подобрать музыкальное сопровождение в соответствии с содержанием упражнений
  4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по применению игровых упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата
  5. Подготовить консультации, провести практическое ознакомление педагогов и родителей с игровыми упражнениями
  6. Реализовать проект внутри учреждения
  7. Оценить эффективность реализации проекта, наметить перспективы работы в данном направлении
  8. Получить внешнюю оценку педагогического проекта
  9. Презентовать проект педагогическому сообществу города

Участники проекта: члены психолого-медико-педагогического консилиума, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатели, родители и воспитанники групп компенсирующей направленности.

План реализации проекта

  1. Обоснование необходимости проекта
  2. Оценка системы психолого-педагогического взаимодействия по коррекции нарушений ОДА и профилактики психофизиологических отклонений
  3. Теоретическое обоснование апробированных технологий и методик для реализации проекта
  4. Анализ результатов мониторинга:
  • сферы познания искусства жеста и движения;
  • эмоционально-волевой сферы;
  1. Обоснование принципов проекта
  2. Создание системы использования интегративной музыкотерапии и музыкально-ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога-психолога.
  3. Реализация проекта внутри учреждения
  4. Оценка эффективности реализации проекта
  5. Презентация проекта для педагогического сообщества и города.


Краткая аннотация проекта

Наш проект представляет способ организации практического взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью обеспечения квалифицированной коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами интегративной музыкотерапии и музыкально-ритмических движений. Данный опыт можно использовать в работе музыкального руководителя при организации непосредственно образовательной деятельности; педагога-психолога при проведении работы по профилактике психофизиологических отклонений; воспитателя при осуществлении индивидуальной работы с воспитанниками. Полезно ознакомить с разработанными комплексами родителей для обеспечения скоординированной работы детского сада и семьи по реализации задач коррекционно-развивающего обучения.


Обоснование необходимости проекта

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «приоритет жизни и здоровья человека» (ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в РФ», статья 3) [7]. Отклонения в здоровье детей дошкольного возраста влияют на их дальнейшую адаптацию и социализацию в обществе.

По данным разных исследований, количество детей с нарушением осанки составляет от 60 до 80% [10]. О.Г. Елисеева [6] отмечает, что эффективно начать учебу в школе могут только здоровые дети, обладающие достаточной функциональной готовностью и здоровьем. Частота нарушений осанки у школьников значительно возрастает при недостатках педагогического воздействия в дошкольном возрасте, так как с началом обучения в школе в режиме дня детей, а значит, и деятельности всех систем организма, происходит значительная перестройка [6]. Поэтому очень важно осуществлять квалифицированную коррекцию имеющихся недостатков в развитии, начиная с раннего возраста.

По мнению О.В. Козлова, Е.Б. Лазаревой исследование нарушений осанки и сводов стопы, применение физических упражнений для устранения и профилактики нарушений ОДА всегда были в поле зрения многих авторов. Поиск путей оптимизации комплексной программы физической реабилитации для детей в условиях дошкольного образовательного учреждения с целью достижения наибольшей эффективности восстановления, прежде всего на ранних стадиях нарушения осанки и плоскостопия определяет перспективу дальнейших исследований [9]. 


Оценка системы психолого-педагогического взаимодействия

по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата

и профилактики психофизиологических отклонений

В нашем дошкольном учреждении функционируют группы общеразвивающей и компенсирующей направленности, в которых создаются необходимые условия для охраны жизни и здоровья воспитанников. Для координации работы всех участников образовательного процесса с детьми групп компенсирующей направленности создан психолого – медико – педагогический консилиум. С этой же целью проводится обследование детей специалистами: врачом – ортопедом, педагогом – психологом, учителем – логопедом, воспитателями. На первом заседании консилиума составляются индивидуальные программы развития на каждого обследованного ребенка как руководство для воспитателей групп. Индивидуальная программа развития, включает в себя следующие направления работы:

  1. коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (Система всей коррекционной деятельности оформляется в виде журналов динамического наблюдения за развитием дошкольников. Для закрепления оздоровительного эффекта комплексы упражнений даются родителям воспитанников с методическими рекомендациями для занятий в домашних условиях. В середине года проводится повторное обследование специалистами. В случае необходимости корректируются индивидуальные программы развития. По результатам итоговой диагностики в конце года делается вывод об эффективности коррекционного сопровождения детей, намечаются дальнейшие перспективы работы. Для воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в расписание видов деятельности в течение дня включены занятия физической культурой с элементами ЛФК - 2 раза в неделю, обучение плаванию – 3 раза в неделю, строго соблюдается двигательный режим в течение дня с учетом нарушений ОДА и рекомендаций ортопеда.);
  2. психо-коррекционная работа (Индивидуальная и подгрупповая работа по коррекции и развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций, слухо- и зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве, а также развитие коммуникативных навыков.);
  3. развитие речи (Результаты обследования психолого-медико-педагогической комиссией выявляют у детей с нарушениями ОДА вторичные нарушения речи. 60% воспитанников имеют нарушения речи, которые корректируются в условиях логопункта).

В связи с тем, что недостаточно используется потенциал воздействия деятельности музыкального руководителя и педагога-психолога с целью коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников, возникла необходимость продумать единство использования музыкально-ритмических движений и интегративной музыкотерапии с целью развития двигательных качеств и умений: (ловкость, точность, координация движений, гибкость и пластичность, правильная осанка, красивая походка, ориентировка в пространстве), а также психофизического развития ребенка в целом (разнообразных коммуникативных умений, способностей, качеств).


Теоретическое обоснование апробированных технологий и методик

для реализации проекта

  1. Музыкально-ритмические движения

Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский ученый и композитор Э.-Ж. Далькроз. По его мнению ритм музыки и пластики объединяется в движении. Он развивал в детях глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. 

Профессор-музыковед Л. Медушевский писал: «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела - соинтонированием, пантомимическим движением». Стало известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки.

Психолог Б.М. Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.).

Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.

В.М. Бехтерев, Н.А. Бернштейн, И.М. Сеченов считали, что занятия движениями для детей с нарушениями в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно  в целом сказывается благотворно на его состоянии.

  1. Музыкотерапия

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний[11].

Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Американский ученый Дон Кемпбелл – один из общепризнанных авторитетов в области мировой музыкотерапии как науки – в своей знаменитой книге “Эффект Моцарта” приводит следующие обобщенные данные о специфике воздействия музыки на человеческий организм:

« – музыка влияет на дыхание;

– музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление;

– музыка может замедлить и уравновесить электромагнитные волны активности головного мозга;
– музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;

– музыка влияет на температуру тела;

– музыка может повысить уровень эндорфина;

– музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;

– музыка и звуки могут активизировать иммунную функцию;

– музыка изменяет наше восприятие пространства;

– музыка изменяет наше восприятие времени;

– музыка может улучшить память и обучаемость;

– музыка повышает производительность труда;– музыка стимулирует пищеварение;

– музыка повышает упорство;

– музыка улучшает подсознательное восприятие символики;

– музыка помогает вырабатывать чувство безопасности ».

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя:

  • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
  • Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
  • Обучение приемам расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса.

Различают три основные формы музыкотерапии:

  • Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
  • Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
  • Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.


Анализ результатов мониторинга

На начало 2012-2013 учебного года в группы компенсирующей направленности были зачислены 22 ребенка. Дети имели следующие нарушения:

                        Группа

Нарушение

Старшая группа

№12

Подготовительная группа

№7

Плоско-вальгусная деформация стоп

7

4

Нарушения осанки

1

-

Сочетанные диагнозы

4

6

С 2002 года в практику управления ДОУ введен программно-технологический комплекс (ПТК) «Результат образовательного процесса» (разработанный д.п.н. Б.И.Канаевым и к.п.н. Д.Б.Канаевым). Использование возможностей ПТК позволяет оперативно и детально контролировать ход реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в ДОУ, оценивать и анализировать результаты развития детей всех возрастов по всем направлениям работы. Фактическое состояние образовательного процесса отражается в таблицах, схемах, графиках. Информация, полученная таким образом, доступна всем педагогам для ее исследования и использования при планировании дальнейшей работы с воспитанниками по реализации целей и задач воспитательно – образовательного процесса. Качество результата образовательного процесса в программно-технологическом комплексе определяется с помощью четырехуровневого критериального аппарата:

высокий уровень (В) – показатели выше заданного норматива,

достаточный уровень (Д) – показатели соответствуют нормативу,

критический уровень (К) – показатели занимают промежуточное состояние между нормативом и его несооветствием,

низкий уровень (Н) – показатели не соответствуют нормативу.

Цифровой показатель, выявленный в ходе мониторинга, отражает процент качества того или иного уровня.

Мы считаем, что показатели сферы познания жеста и движений и эмоционально-волевой сферы в полной мере раскрывают содержание работы педагогов в исследуемом направлении, уровень развития дошкольников и степень включенности педагогов в данный процесс.

Результаты мониторинга групп компенсирующей направленности

в сентябре 2012-2013 учебного года

                        Группа

Название сферы

Старшая группа

№12

Подготовительная группа

№7

Эмоционально-волевая сфера

Д 9,8

Д 17,8

Сфера познания искусства жеста и движений

К 84,5

Д 15,7

        Данные мониторинга на начало учебного года свидетельствуют о необходимости устранить имеющиеся недостатки. С целью повышения уровня освоения и преодоления существующих проблем мы предлагаем:

  1. Осуществлять работу по коррекции нарушений ОДА в соответствии с видами нарушений и рекомендациями врача-ортопеда;
  2. Вовлекать родителей воспитанников групп компенсирующей направленности в активное взаимодействие по реализации коррекционно-развивающего сопровождения;
  3. Использовать в работе с группами компенсирующей направленности предлагаемые комплексы игровых заданий для коррекции и профилактики нарушений осанки в сочетании с интегративной музыкотерапией.

Обоснование принципов проекта

  1. Принцип человеческих приоритетов.

Наш проект ориентирован на обогащение и пополнение системы коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата воспитанников. Созданные игровые комплексы соответствуют реальным нарушениям опорно-двигательного аппарата у детей, способствуют созданию комфортной для воспитанников образовательной среды.

  1. Принцип саморазвития.

В ходе реализации проекта комплексы игровых упражнений претерпевали изменения и усложнялись или упрощались в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, степени их трудности для выполнения детьми. Подбор фонотеки осуществлялся в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержанием упражнений, эмоциональным восприятием музыки дошкольниками.


Система использования интегративной музыкотерапии и

музыкально-ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников

во взаимодействии музыкального руководителя и педагога-психолога.

        Основываясь на знании особенностей воздействия интегративной музыкотерапии и музыкально-ритмических движений на организм ребенка и результатах изучения мониторинга развития воспитанников мы предлагаем следующую систему использования музыкотерапии и музыкально-ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников:

I. Музыкальный руководитель и педагог-психолог, опираясь на рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума, предлагают использовать в качестве средства коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата сочетание интегративной музыкотерапии с музыкально-ритмическими движениями.

II. Для обеспечения образовательной среды:

  • разработаны комплексы игровых заданий по видам нарушений (приложения 2, 3);

Принципы, соблюдаемые при отборе музыкально-ритмических упражнений:

  • доступности (преемственность и постепенность усложнения задач);
  • индивидуализации (соответствие упражнений выявленным нарушениям);
  • постепенного повышения требований (чередование нагрузок с отдыхом);
  • систематичности (непрерывность, регулярность занятий, при многократных повторениях образуется двигательный стереотип);
  • сознательности и активности (формирование и закрепление у детей представлений о здоровом образе жизни, вовлечение в активную коррекционную работу всех участников образовательного процесса);
  • наглядности (показ и объяснение педагога, родителей, других детей).

  • создана фонотека для выполнения игровых упражнений (диск) и пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния (приложение 1, диск);
  • составлены рекомендации для воспитателей и родителей по применению игровых упражнений (приложение 4, 5);
  • проведены семинары-практикумы и открытые мероприятия для презентации разработанных комплексов и обучения педагогов и родителей их практическому использованию в образовательном процессе.

III. В данной образовательной среде организовано педагогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, воспитанников.

Движения осваиваются поэтапно:

  • Знакомство с первичным образцом в ходе непосредственно образовательной деятельности в музыкальном зале под контролем педагога-психолога
  • Закрепление правильности выполнения движений на непосредственно образовательной деятельности в музыкальном зале и занятиях педагога-психолога.
  • Автоматизация движения:
  • в ходе его использования в работе воспитателя;
  • при использовании движений и музыкотерапии родителями в домашних условиях.

Методы изучения движений:

  • наглядный метод (используется как взаимодействие слухового и наглядно–зрительного анализатора);
  • метод показа (разучивание новых движений);
  • музыкальное сопровождение (правильно выбранная музыка несет в себе те эмоции, которые ребенок проявляет в движении);
  • словесные методы (указания должны быть краткими, точными, конкретными);
  • практический метод (многократное повторение музыкально – ритмических движений);
  • импровизационный метод (добавление атрибутов, смена музыки);
  • концентрический метод (педагог определяет движения, вновь возвращается к пройденному).


Система использования интегративной музыкотерапии и музыкально-ритмических движений

для коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников 

                        


Оценка эффективности реализации проекта

Повторный мониторинг эмоционально-волевой сферы и сферы познания искусства жеста и движений в мае 2013 года показал повышение уровня освоения детьми параметров данных сфер, что свидетельствует об эффективности организованного педагогического взаимодействия.

        Группа

Название сферы

Старшая группа

№12

Подготовительная группа

№7

сентябрь

май

сентябрь

май

Эмоционально-волевая сфера

Д 9,8

В 38,2

Д 17,8

В 31,1

Сфера познания искусства жеста и движений

К 84,5

Д64,1

Д 15,7

В58,3

Анализ результатов комплексного диагностического обследования детей групп компенсирующей направленности показал, что в результате проведенного цикла мероприятий зафиксировано улучшение состояния опорно-двигательного аппарата у 31% воспитанников.

В результате коррекционной работы получены следующие результаты:

Группа №7

Плоско – вальгусная деформация стоп

Нарушение осанки

Деформация коленных суставов

ухудшение

без перемен

улучшение

ухудшение

без перемен

улучшение

ухудшение

без перемен

улучшение

-

2

2

-

2

2

-

1

-

Группа №12

Плоско – вальгусная деформация стоп

Нарушение осанки

ухудшение

без перемен

улучшение

ухудшение

без перемен

улучшение

-

4

3

-

-1

-

По результатам психодиагностического исследования, проведенного педагогом-психологом, выявлено 18 детей (82%) с оптимальным уровнем психического развития; с тревожным уровнем развития психических процессов 4 ребенка (18%); детей с критическим уровнем психического развития нет.

Дошкольники с оптимальным уровнем имеют высокий либо средний уровень сформированности внутренней позиции школьника, развития зрительно-моторной координации и пространственных представлений, способны к произвольной концентрации внимания.

Дети с тревожным уровнем развития психических процессов не всегда могут выполнить самостоятельно задание без ошибок, им требуется дополнительное время и помощь взрослого (организующая и направляющая, иногда эмоционально-поддерживающая). Поэтому им требуется дальнейшее коррекционно-развивающее сопровождение.

Выводы:

Оценка эффективности реализации проекта показала положительную динамику в состоянии опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сфере воспитанников групп компенсирующей направленности.

Мы считаем, что использование игровых упражнений, сочетающих интегративную музыкотерапию и музыкально-ритмические движения является перспективным направлением в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и служит полноценным дополнением к уже существующим методам и приемам.

В дальнейшем наша творческая группа планирует пополнить, разнообразить и расширить игровые комплексы для детей групп компенсирующей направленности с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


Литература

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду». Занятия. Игры, упражнения. – Волгоград, 2011.
  2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей. – Санкт-Петербург, 2000.
  3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». – Москва, 1983.
  4. Гурылева Л.В., Севастьянова «Музыка и чувства». Опыт комплексной работы педагога-психолога и музыкального руководителя. – Ульяновск, 2003.
  5. Дрожжина Е.Ю., Снежкова М.Б. «Обучение дошкольников современным танцам. Методическое пособие для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений» – Москва, 2013
  6. Елисеева О.Г. «Закономерности формы и конструкции стопы у детей дошкольного возраста при различных типах телосложения: диссертация кандидата медицинских наук» - Волгоград, 2009.
  7. Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ – Москва, 2013
  8. Карвасарский Б.Д. «Психотерапевтическая энциклопедия». – Санкт-Петербург, 2000.
  9. Козлов Ю.В., Лазарева Е.Б. «Детерминанты возникновения нефиксировнных нарушений ОДА у детей дошкольного возраста». Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, №7, 2011, с.34-37.
  10. Короткова Е.А. «Основные положения системы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей в процессе физического воспитания». Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, №4, 2006, с.39-41.
  11. Поваляева М.А. «Справочник логопеда» – Ростов-на-Дону, 2002.
  12. Сулейманова Р.В. Методическая разработка. «Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста» - информация сайта http://www.moi-detsad.ru
  13. Цыпленкова О.А. «Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребенка». Справочник педагога-психолога. Детский сад, №8, 2012 г.

Приложение 1

Пакет программ классической музыки

для регуляции психоэмоционального состояния

  1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Шопен «Мазурка», «Прелюдии». Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодия»

  1.  Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы. Бах «Контата 2», Бехтовен «Лунная соната», «Симфония ля-минор»

  1. Для общего успокоения, удовлетворения. Бетховен «Симфония 6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет Луны»

  1. Снятие напряженности общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения. Чайковский  «Шестая симфония» 3 часть, Бетховен «Увертюра Эмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист 2 Венгерская рапсодия» 2

Приложение 2

Комплекс игровых заданий,

направленных на коррекцию и профилактику нарушений осанки

  1. «Важный петух». Дети идут под музыку с высоким подниманием ног, руки согнуты за спиной, спина прямая. Импровизируют важную походку петуха.

Упражнение координирует работу мышц туловища, а также нижних и верхних конечностей, что способствует формированию правильной осанки как в движении, так и  в статике. В основе упражнения лежат контралатеральные схемы движений, формирующие рефлекс походки. Отработка контралатерального движения в позиции лежа помогает снять излишний мышечный тонус с плеч, формирует правильную осанку и оптимальный двигательный стереотип.

  1. «Роботы». Дети под «космическую» музыку выполняют движения головой, руками, затем ногами, имитируя роботов. Спина прямая.

Данное упражнение способствует укреплению мышечного корсета, формированию правильной осанки. Позволяет ритмично чередовать периоды напряжения и расслабления, способствует формированию внимательности. Обращайте внимание на равномерное распределение веса между конечностями. Важно скорректировать положение шеи, чтобы не было закидывания головы назад.

  1. «Восточный танец». Дети под восточную музыку идут по кругу с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку, выполняют плавные движения руками. Затем, стоя в кругу, выставляют поочередно левую и правую ногу на носок.
  2.  «Ожившие куклы». Дети стоят, плотно прижавшись к стене спиной, затылком, пятками, руками. Под спокойную музыку дети начинают медленно двигаться по залу, стараясь сохранить правильную осанку. С окончанием музыки возвращаются к стене, проверяя свою осанку.

При выполнении упражнений 3 4 важно синхронизировать работу тела с дыханием и следить за плавностью выполнения движений. Упражнение активизирует работу мышц - разгибателей туловища, интегрирует шейно-тонические рефлексы, выстраивает позвоночный столб, а также дифференцирует ощущения верха и низа тела. Упражнение стимулирует парасимпатический отдел нервной системы, что способствует профилактике вегетативных проявлений.

  1. «Канатоходцы». Под спокойную музыку дети идут друг за другом по воображаемому канату. Спина прямая, руки в стороны.

Упражнение помогает координировать работу всех частей тела, равномерно распределять энергетическое обеспечение движений, помогает вырабатывать их плавность.

  1. «Жирафы». Под веселую музыку дети поворачивают голову вполоборота вправо-прямо-влево (срывают листья пальмы), стараясь вытянуть шею вверх, сохраняя спину ровной.

Отрабатываются шейно-тонические рефлексы, улучшаются межполушарные связи, регулируется волевое управление выполнением движения при смене темпа и направления.

  1. «Кошечки просыпаются». И.п. - Дети стоят на коленях и согнутых в локтях руках. Под музыку выпрямляют руки, прогибают спину, голову поднимают вверх. Затем возвращаются в исходное положение, голову опускают вниз.

Упражнение помогает координировать работу всех частей тела, равномерно распределять энергетическое обеспечение движений, помогает вырабатывать их плавность, позволяют снять излишний мышечный тонус в районе спины, способствует  укреплению и активации парасимпатических ядер вегетативной нервной системы, расположенных в крестцовой части спинного мозга, которые отвечают за иннервацию внутренних органов и органов головы.

  1. «У кого колокольчик». Дети лежат на спине с закрытыми глазами, вытянув ноги, руки вдоль туловища. Пока звучит музыка, педагог ставит на пол возле носочков ног какого-либо ребенка колокольчик. Когда заканчивается музыка, дети должны приподнять голову, чтобы узнать у кого из них колокольчик.

Дыхание во время выполнения упражнения должно быть ритмичным. Упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, повышает уровень энергии, обогащая кровь кислородом, способствует гибкости и точности выполняемых движений. Улучшает речь, способствует ее связности и эмоциональности.


Приложение 3

Комплекс игровых заданий,

направленных на коррекцию и профилактику плоскостопия

Упражнения способствуют мягкому растяжению мышц и сухожилий ног, увеличению подвижности в голеностопном суставе, что, в свою очередь, служит профилактикой плоскостопия. Способствуют увеличению эластичности мышц. укрепляет мышцы нижних конечностей, снимает напряжение после длительного сидения.

  1. «Педали». Условные обозначения: правая нога – громкая музыка; левая нога – тихая музыка. Когда звучит музыка дети выполняют движения. Если музыка звучит громко, дети выставляют правую ногу вперед на носок, затем на пятку, если музыка зазвучала тихо – движения выполняются левой ногой.
  2. «Качели». Под плавную музыку дети переносят тяжесть тела с одной ноги на другую. Сначала - из стороны в сторону (И.п. - ноги слегка расставлены), затем – вперед-назад (И.п. - одна нога впереди, другая сзади).
  3. «Я расту». Дети стоят в кругу, ноги расставлены узкой дорожкой. Поднимаются на носки, затем плавно перекатываются на пятки и снова на носки и т.д.
  4.  «Цепочка». Дети стоят по кругу, ноги вместе, руки на поясе. Под ритмичную народную музыку делают разворот пяткой в правую сторону и ставят ногу на всю ступню, затем на носок, делают разворот на носке, направляя пятку вправо. Затем снова разворот на пятке и возвращение ноги назад. Тоже проделывают  левой ногой, но в левую сторону.
  5. «Двойная цепочка». Тоже упражнение, что и «Цепочка», только двумя ногами вместе. Сначала - в правую сторону, потом - в левую.
  6. «Пингвины». Пятки вместе, носки врозь. Передвигаются мелкими шагами, перемещая тяжесть тела с одной ноги на другую. Двигаются под веселую ритмичную музыку.
  7. «Подъемный кран». Под ритмичную музыку дети ставят на носок правую ногу, приподнимают и опускают. При этом стараются тянуть носок ноги. Тоже левой ногой.

Приложение 4

Рекомендации воспитателям по применению игровых упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений

опорно-двигательного аппарата

  1. Создавайте атмосферу радости и сотрудничества при выполнении игровых упражнений.
  2. Осваивайте движения поэтапно:
  • Знакомство с первичным образцом происходит в ходе непосредственно образовательной деятельности в музыкальном зале под контролем педагога-психолога
  • Закрепление правильности выполнения движений осуществляется на непосредственно образовательной деятельности в музыкальном зале и занятиях педагога-психолога.
  • Автоматизируйте выполнение движений в ходе их использования в педагогической деятельности.
  1. Применяйте следующие методы изучения движений:
  • наглядный метод (используется как взаимодействие слухового и наглядно–зрительного анализатора);
  • метод показа (разучивание новых движений);
  • музыкальное сопровождение (правильно выбранная музыка несет в себе те эмоции, которые ребенок проявляет в движении);
  • словесные методы (указания должны быть краткими, точными, конкретными);
  • практический метод (многократное повторение музыкально – ритмических движений);
  • импровизационный метод (добавление атрибутов, смена музыки);
  • концентрический метод (педагог определяет движения, вновь возвращается к пройденному).
  1. Включайте упражнения в индивидуальную и совместную деятельность с детьми
  2. Формируйте автоматизированный навык выполнения движения
  3. Включайте выполнение игрового комплекса в утреннюю гимнастику
  4. Используйте игровой комплекс в качестве физкультурных минуток
  5. Познакомьте родителей с правилами выполнения данных упражнений в домашних условиях.

Приложение 5

Рекомендации родителям по применению игровых упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений

опорно-двигательного аппарата

Уважаемые родители! Предлагаем Вам комплексы игровых заданий под музыку, которые Вы можете использовать в домашних условиях при закреплении оздоровительных комплексов, а также в режиме дня.

  1. Можно использовать фонограмму музыкальных отрывков, которая поможет Вам организовать проведение игровых упражнений.
  2. Если Ваш ребенок не хочет или без желания выполняет данные упражнения, попробуйте сделать их вместе.
  3. Не перегружайте ребенка.
  4. Для игровых упражнений достаточно использовать 2-3 упражнения по 1-1,5 минуты.
  5. Выполняйте упражнения не от случая к случаю, а в определенной системе (например: ежедневно, чередуя с комплексами, рекомендованными инструктором по физической культуре и врачом-ортопедом).
  6. Предлагаем Вам посещать непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Музыка» и семинары-практикумы для родителей, на которых мы расскажем, как правильно выполнять данные игровые задания.

Помогите  детям оздоровить и развить опорно-двигательный аппарат. Это будет залогом его высокой трудоспособности  и хорошей успеваемости в школе.

Здоровье детей в Ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"

Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д...

Система использования муз. ритмических и дыхательных упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

Актуальность проблемы профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания очевидна. Ведь лечить болезнь всегда труднее, чем её предупредить. А согласно исследованиям специалистов,...

Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников.

Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому,...

«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников на музыкальных занятиях»

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя. Профилактическая работа по предупреждению и снижению  заболеваний опорно-двигательного аппарата у дошкольников....

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников

Вырабатывать правильную осанку у детей необходимо с самого рождения. Залогом оптимального формирования опорно-двигательного аппарата является рациональное вскармливание, обеспечивающее растущему орган...