Картотека игр народов Крайнего Севера
картотека по физкультуре

Игры на метание, бег, на ловкость и силу, на внимание, с прыжками, с бросками и игры сюжетные, на развитие воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr_narodov_kraynego_severa.docx97.22 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА 

Подвижные игры

 народов Крайнего Севера

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Столбова Светлана Александровна.

Содержание

1. ИГРЫ С МЕТАНИЕМ:

1. «ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

2. «ОХОТА НА ВОЛКА» (ТИР)

3. «ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ»

4. «ОХОТА НА КУРОПАТОК»

5. «МЕТАНИЕ ПАЛКИ НА ДАЛЬНОСТЬ»

6.  «ОХОТНИК»

2. ИГРЫ С БЕГОМ:

7.  «ДОГОНЯЛКИ»

8. «ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»

9. «ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

10. «СОКОЛ И ЛИСА»

11. «ЯСТРЕБ И УТКИ»

12. «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»

13. «ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!»

14. «СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»

15. «ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

16. «ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ»

17. «ОЛЕНИ И ПАСТУХИ»

18. «БЕГ В СНЕГОСТУПАХ»

19. «КАЮР И СОБАКИ»

20. «ВАЖЕНКИ И ОЛЕНЯТА»

21. «НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ»

22. «РЫБАКИ И РЫБКИ»

23. «ВОЛК И ОЛЕНИ»

24. «БЕГ ПО МЕДВЕЖЬИ»

25. «БЕРЕГИСЬ ОХОТНИКА»

26. «БЕГ С КАПКАНОМ»

27.  «ВОЛОКУШКА»

28. «МЕДВЕДЬ И ЯГОДНИКИ»

29. «ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

30. «МУРАВЕЙНИК»

31. «БЕГ НА ТРЕХ НОГАХ»

32. «НАПЕРЕГОНКИ»

33. «КУРОПАТКИ И ЯГОДНИКИ»

34. «КТО БЫСТРЕЕ С ХОРЕЕМ»

35. «ГОНКИ НА НАРТАХ»

3. ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ:

36. «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

37. «БОРЬБА НА ПАЛКЕ»

38. «НАНАЙСКАЯ БОРЬБА»

39. «БОЙ МЕДВЕЖАТ»

40. «БОЙ ТЕТЕРЕВОВ»

41.  «БОЙ ОЛЕНЕЙ»

42. «БОЙ ЛОСЕЙ»

43. «КТО КОГО ПЕРЕТЯНЕТ»

44. «ВЕРТОЛЕТ»

45. «КТО СИЛЬНЕЕ».

46.  «НАРТЫ-ПЕРЕТЯГУШКИ»

47.  «ОЛЕНЬ В КОРАЛЕ»

4. ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ:

48. «БЕЛЫЙ ШАМАН» (РИТМ)

49. «РЫБАКИ»

50. «ХЕЙРО»

51. «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»

52.  «ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВЕТЕР»

53.  «ИЗВИЛИСТАЯ ТРОПА»

5. ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ:

54. «ЗАЙЦЫ И ВОЛКИ»

55. «ВОЛК И ЗАЙЦЫ»

56. «ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ»

57. «ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК»

58. «БЫСТРАЯ ЛЯГУШКА»

59.  «ЗАИЧЬИ ПРЫЖКИ»

6. ИГРЫ С БРОСКАМИ:

60. «УСПЕЙ ПОЙМАТЬ!»

61. «ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ»

62. «СЮЛЫ – ЛЕДЯНЫЕ ПАЛОЧКИ»

63. «КУРОПАТКИ И ОХОТНИКИ»

7. ИГРЫ СЮЖЕТНЫЕ:

64. «ОХОТА НА КИТОВ»

65. «ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ»

66. «ОХОТНИКИ И ВОЛКИ»

67. «СОЛНЦЕ»

68. «ГЛУХАРЬ»

69. «ЛОВКИЙ ОХОТНИК».

70.  «ЗВЕРИ И ПТИЦЫ»

Пояснительная записка.

Северные народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования личности, сочетающей в себе положительные нравственные качества, физическую активность и оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом.

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Проживая в экстремальных условиях, народы Крайнего севера научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как естественные факторы закаливания. Обучая детей народным подвижным играм северян, я стараюсь не только сохранить знания об их жизни, труде, быте, народа, а также обогатить физические навыки детей. Ведь интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, желание узнать нового о своей малой Родине.

На мой взгляд, в детском саду вполне можно проводить многие игры регионального компонента, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов. Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Все игры коренных жителей Севера связаны с прыжками, метанием, бегом, способствуют упражнению детей в основных видах движения, формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости. Образно-двигательные движения в играх вызывают живой интерес детей, способствуют развитию смекалки и сообразительности, способности к импровизации. А, кроме того, развивают силу, ловкость, координацию движений, гибкость. Дети учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навыки двигаться в заданном ритме и темпе.

 В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг. Постепенно каждый ребенок приучается к совместным и согласованным действиям, выполнению правил. В таких играх дети любят отличиться, показать свои умения, навыки, приобретенные на занятиях.

В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому стараюсь стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в повседневную жизнь ребенка.

Подвижные игры народов Севера играют большую роль в организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке. С их помощью воспитываю у детей положительное отношение к прогулке при низкой температуре и поддерживаю у детей бодрое настроение, активность. После занятий на воздухе у детей создается положительный настрой, поднимается настроение.

Главная составляющая успеха в работе с детьми - это мотивация, а также правильно подобранные подвижные игры, атрибуты, что создают на занятии радостную, непринужденную остановку.

Проведение народных подвижных игр способствует оздоровлению детей:

- развивают способность приспосабливаться к внезапной изменяющейся нагрузке;

- укрепляют дыхательную мускулатуру;

- развивают и укрепляют все группы мышц.

Таким образом, северные народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, сочетают в себе положительные нравственные качества, физическую активность и оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей.

ИГРЫ С МЕТАНИЕМ

  1. «ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД» (метание)

 (средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, упражнять в метании.

Описание: В стороне площадки ставится фигура оленя на расстоянии 3-4 м. проводится линия. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю. В порядке очередности бросают мяч правой рукой.

 Правила игры: За каждый удачный бросок даётся флажок. У кого больше флажков, тот считается выигравшим.

  1. «ОХОТА НА ВОЛКА» (ТИР) (метание)

(подготовительная к школе группа)

Задачи: развивать ловкость, упражнять в метании.

Описание: охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры: Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

  1. «ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ» (метание)

 (старшая, подготовительная группы)

Задачи: учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд мягко, на носочках, метко бросать мяч. Закрепляет знание о труде северян - охотников.

 Описание: На одной стороне площадки очерчивается круг для охотника, на другой стороне – кружочками – места для зайцев (в каждом кружке по два зайца). Охотник обходит площадку, как бы высматривая заячьи следы, затем возвращается к себе. По сигналу воспитателя «Выбежали на полянку зайцы» дети выходят из своих домиков кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. По сигналу «Охотник!» зайцы останавливаются, поворачивается к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мяч. Тот заяц, в которого попал мяч, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе

Правила игры: После 3-х повторений игры проводится подсчёт подстреленных зайцев, затем выбирается новый охотник.

  1. «ОХОТА НА КУРОПАТОК» (метание)

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, упражнять в метании.

Описание: Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки (тундры), где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

  1. «МЕТАНИЕ ПАЛКИ НА ДАЛЬНОСТЬ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: упражнять в метании.

Описание: Участник игры берёт палку за один конец, Подходит к отметке, от которой производятся броски, и, выполнив замах через сторону, бросает её как можно дальше. Выигрывает тот, кто дальше всех бросит.

Правила игры. Бросать палку нужно от отметки через сторону вперед как можно дальше

  1.  «ОХОТНИК»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: упражнять в метании.

Описание: Участники разбегаются по площадке. Выбирается охотник. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой»! – все играющие останавливаются и «охотники» с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют «охотников». Играющие имеют право увёртываться от мяча «снежка, шишки», но не должны сходить с места. Если игрок после команды «стой» сошёл с места, он заменяет охотника. В конце игры определяют лучших игроков, которые ни разу не были охотниками.

Правила игры. По команде «Стой»! все должны замереть на месте. Охотники должны попасть мячами.

ИГРЫ С БЕГОМ

  1. «ДОГОНЯЛКИ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: Водящий должен догнать любого из участников игры и коснуться его рукой. Игроки стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границы площадки.

Правила игры. Кого водящий догнал, тот становится водящим.

  1. «ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ (суслики)» (бег)

 (средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех, четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

  1. «ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ» (бег)

(средняя, старшая, подготовительная группы)

 Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра (погонщик оленей)). По сигналу: «Упряжки!» бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно. Переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры: Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил. ВАРИАНТ. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Можно провести игру «собачьи упряжки». Этот вариант характерен для береговых чукчей.

  1. «СОКОЛ И ЛИСА» (бег)

 (средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: Выбираются сокол и лиса, остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры: Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

  1. «ЯСТРЕБ И УТКИ» (бег) эвенкийская и якутская игра

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

 Описание: Все дети размещаются на озере (площадке). Выбираются один ястреб. По команде воспитателя «Ястреб летит!» все утки дети улетают (убегают) и прячутся в укрытие.

Правила игры: До кого ястреб дотронется, тот считается пойманным. После двух – трех раз проводится подсчет пойманных уток.

  1. «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА» (бег)

(средняя, старшая, подготовительная группы)

 Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

  1. «ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!» (бег)

(средняя, старшая, подготовительная группы)

 Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: Игроки стоят лицом друг к другу в середине площадки, по краям ее обозначают дома. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся по своим домам. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: - Здравствуй! Ребенок-охотник отвечает: - Здравствуй! Гость говорит: - Догони! И бежит в свой дом, хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят, друг к друг в гости.

 Правила игры: Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо у порога дома игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по–разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т.д.

  1. «СМЕЛЫЕ РЕБЯТА» (бег)

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: Дети встают в две-три шеренги. На противоположном конце помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т.д. (Дети отвечают.) - Вы смелые ребята? - Смелые! Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза).

Кто смелый? - Я! Я! - Бегите! Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры: Бежать следует только после слова «бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

  1. «ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ» (бег)

(старшая, подготовительная группы)

 Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: - Холодные льдинки, Прозрачные льдинки, Сверкают звенят: «Дзинь, дзинь…» Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал» Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры: Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

  1. «ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ» (бег)

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: упражнять в метании, развивать ловкость.

Описание: На площадке ставится муляж оленя. На расстоянии 1,5-2 м. чертится линия. Оленеводы располагаются по кругу. По команде накидывается на оленя верёвочная петля. Можно накидывать петлю по одному, по два, по три человека. Кто набросил петлю, тот поймал оленя. Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры: Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

  1. «ОЛЕНИ И ПАСТУХИ» (бег)

 (старшая, подготовительная группы)

Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках  у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

  1. «БЕГ В СНЕГОСТУПАХ» (бег)

      (старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, упражнять в метании.

Описание: Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры: Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

  1. «КАЮР И СОБАКИ» (бег)

 (старшая, подготовительная группы)

 Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

 Описание: На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр (погонщик собак). Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут от одного шнура к другому.

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

  1. «ВАЖЕНКИ (взрослые самки) И ОЛЕНЯТА» (бег)

 (старшая, подготовительная группы)

 Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, с нею – оленята, Объясняет каждому все, что непонятно… Топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставленья мамины. Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова  «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

  1. «НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ» (бег)

(подготовительная к школе группа)

Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр (погонщик оленей). Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: – Оленеводы переезжают на новые стойбища. После этих слов все бегут к краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построится в прежней последовательности.

Правила игры: Начинать движение надо по сигналу. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

  1. «РЫБАКИ И РЫБКИ» (бег)

 (старшая, подготовительная группы)

Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры: Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

  1. «ВОЛК И ОЛЕНИ» (бег) 

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Описание: Из числа играющих выбирается волк, остальные—олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу: «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

 Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

  1. «БЕГ ПО - МЕДВЕЖЬИ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать скоростные умения, ловкость, тренировать мышцы ног.

Описание: Перед началом состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение – стоя на четвереньках. По команде начинается бег по - медвежьи, который начинается так: Оттолкнувшись двумя руками, подтягивают ноги к груди и приземляясь на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки.

Правила игры: Победителем становится участник, «прибежавший» таким способом первым к финишу.

  1. «БЕРЕГИСЬ ОХОТНИКА»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции.

Описание: У одного из играющих в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом. Однако сделать это не так просто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока, у которого хвост, они меняются местами. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.

Правила игры: нужно запятнать только того у кого в руках хвост

  1. «БЕГ С КАПКАНОМ».

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции.

Описание: Участники состязаний делятся на несколько команд. К правой и левой ногам каждого бегуна привязывают мячи (резиновые в сетке). Это и будут капканы.

Правила игры: По команде ведущего, члены команды, бегут на перегонки до ориентира и обратно.

  1. «ВОЛОКУШКА»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции, силу и выносливость.

Описание: Участники делятся на две команды. Во главе команды капитан. В руках у них волокушка – оленья шкура или приспособленные под неё другие приспособления. Игра проводится в следующем порядке: первые номера садятся на неё вторые номера берут волокушку.  По сигналу ведущего участники бегут до контрольного ориентира, делают поворот и бегут обратном направлении. Добежав до своей команды, следующий берёт волокушку, стоящий за ним садится на неё и игра продолжается. Выигрывает та команда, которая первой закончит игру.

Правила игры: добежать до ориентира и обратно, держа волокушу и везя на ней напарника.

  1. «МЕДВЕДЬ И ЯГОДНИКИ».

(средняя, старшая группы)

Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции.

Описание: В центре площадки проводится линия, разделяющая площадку на две половины. На одной сидит «медведь» – водящий. Остальные дети, «ягодники», которые заходят на половину «медведя» и изображают сбор ягод. «Медведь должен неожиданно вскочить и схватить игрока – «ягодника». Те в свою очередь стараются увернуться от медведя и убежать за линию на свою половину. Пойманный игрок меняется с водящим ролями.

Правила игры: За линией медведь не имеет право ловить игроков.

  1. «ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: Упражнять в беге в различных направлениях, в умении быстро ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, находчивость.

Описание: Выбираются «заяц» и «волк». Остальные игроки – «сосны». Каждая «сосна» определяет своё место на площадке – круг прочерченный на снегу ( полу ). Игра начинается по сигналу водящего. « Заяц» убегает от «волка», который старается его запятнать. Спастись «заяц» может только под «сосной», для этого надо забежать или впрыгнуть в круг, где стоит игрок, изображающий «сосну» (руки в стороны, вверх ). Если «заяц» забежал в какой- нибудь круг, то он становится «сосной», а «сосна» покидает круг, убегая от «волка» к другой «сосне». Если волку удаётся запятнать зайца или замешкавшуюся сосну, то водящим волком становится запятнавший участник.

Правила игры: Если заяц забежал в круг, волк уже задевает не его, а другого зайца.

  1. «МУРАВЕЙНИК»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции.

Описание: Играющие разделяются на несколько команд. Каждая команда располагается на своей стороне площадки. Ведущий на площадке разбрасывает предметы: палочки, шишки и т.д. По сигналу ведущего участники игры забегают на площадку, берут один предмет и относят его на свою сторону площадки. Необходимо за определенное время собрать как можно больше предметов. Участник команды имеет право подбирать и складывать по одному предмету. Победителем становится та команда, у которой больше оказалось собранных предметов.

Правила игры: бежать только по сигналу и брать только по одному предмету

  1. «БЕГ НА ТРЕХ НОГАХ».

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, быстроту, чувство товарищества.

Описание: Прежде чем начать состязание, участникам каждой пары связывают себе прикасающиеся ноги. По сигналу пары бегут к обозначенному предмету. Выигрывает та пара, которая добежит первой.

Правила игры: Бежать со связанными прикасающимися ногами до ориентира.

  1.  «НАПЕРЕГОНКИ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, быстроту, чувство товарищества.

Описание: Состязание проводится в зимнее время. Участники делятся на несколько команд. Каждый держит за верёвочку нарты (сани). По сигналу ведущего игроки бегут до контрольного ориентира, возвращаются обратно и т.д.

Правила игры: Не отпускать веревочку, добежать до ориентира и обратно.

  1. «КУРОПАТКИ И ЯГОДНИКИ»

(старшая, подготовительная группа)

Задачи: развивать ловкость, быстроту, чувство товарищества.

Описание: Взявшись за руки  участники образуют круг. Это будет клетка. Внутри клетки 6 – 8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставным шагом, лёгким бегом.) По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы. (поднимают руки вверх ). Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в своё гнездо). Победителем становится та куропатка, которая поймала больше ягодок.

Правила игры: Только по сигналу куропатки вбегают в клетку и по сигналу возвращаются на место.

  1. «КТО БЫСТРЕЕ С ХОРЕЕМ (это длинный шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой)»

      (средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, быстроту, внимание.

Описание: Участники делятся на две равные команды. Первые номера держат хорей в одной руке на ладони горизонтально вверх. По команде ведущего участники бегут до контрольного ориентира, делают поворот и возвращаются в обратном направлении. Добежав до своей команды, передают следующему и т.д. Команда, которая раньше всех выполнит задание, становится победителем.

Правила игры: Хорей держат на ладони горизонтально вверх, не сжимая ее.

  1. «ГОНКИ НА НАРТАХ (узкие длинные санки)»

(старшая, подготовительная группа)

Задачи: развивать ловкость, быстроту.

Описание: Вариант 1. Состязание проводится в зимнее время года. Участники делятся на команды по 3 человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берёт нарты за верёвку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.

Вариант 2. Учувствуют 2 – 3 команды. Дистанция делится на этапы, Каждый этап отмечается флажком или другим ориентиром. Игроков расставляют по этапам. По сигналу ведущего один игрок садится в нарты, а другой его везёт. Добежав до первого этапа. Игрок, взявший нарты, останавливается. Тот, кто ехал в нартах, Быстро слезает с них и берёт их за верёвку. Игрок, ожидавший на этапе, садится в нарты и т.д. Выигрывает команда, которая быстрее финиширует.

Правила игры: добежать до ориентира везя напарника в нартах.

ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ

  1. «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

      (средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: воспитывать ловкость, смелость, силу.

Описание: Вся группа делится на два звена. Чертится линия на полу, по середине каната завязывается узел, который находится над чертой. По команде воспитателя «Тяни!» обе команды начинают тянуть канат в свою сторону. Кто перетянет, тот и выиграл. На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры. Как на празднике оленеводов.

Правила игры: Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

  1. «БОРЬБА НА ПАЛКЕ» (ловкость и сила) традиционная игра ненецких рыбаков

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать выдержку, силу, ловкость.

Описание: На площадке чертится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу и, держась за палку двумя руками, упираясь ступнями ног о ступни ног другого. По команде начинают тянуть палку. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры: Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положение ступней ног.

  1. «НАНАЙСКАЯ БОРЬБА» (ловкость и сила)

 (старшая, подготовительная группы)

Задачи: воспитывать ловкость, честность, чувство товарищества, смелость.

Описание: Играют парами на мате или на ковре. Берут друг друга за плечи и борются произвольно, стараясь положить, друг друга на мат или на ковёр на спину. Выигрывает тот, кто уложил противника на лопатки.

Правила игры: Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

  1. «БОЙ МЕДВЕЖАТ»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: воспитывать ловкость, честность, чувство товарищества, смелость.

Описание: Чертится круг диаметром 1,5 – 2 м. В него становятся на корточки соперники

(медвежата). Вытягивают руки вперёд ладонями. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его коснуться земли или пола любой части тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

Правила игры: вставать только на корточки и ударять только по ладоням.

  1. «БОЙ ТЕТЕРЕВОВ»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: воспитывать ловкость, честность, чувство товарищества, смелость.

Описание: Играющие становятся парами друг против друга, приседают и обхватывают руками колени. По команде ведущего игроки прыжками приближаются друг к другу, стараются толчком плеча вывести противника из равновесия. За каждого выведенного из равновесия игрока команда получает очко.

Правила игры: Толкать противника можно только плечом, руки должны обхватывать колени.

  1. «БОЙ ОЛЕНЕЙ»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, смекалку.

Описание: Двое играющих становятся друг против друга, упираясь рогами. Задача соперника заключается в том, чтобы сбросить друг у друга рога с головы.

Правила игры: рога руками держать запрещается.

  1. «БОЙ ЛОСЕЙ»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, смекалку.

Описание: Участники делятся на две команды. Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача простая – снять шапку у противника и не дать снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.

Правила игры: Из круга не выходить, снять шапку у противника и не дать снять свою.

  1. «КТО КОГО ПЕРЕТЯНЕТ»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, силу.

Вариант 1.

Описание: Для игры необходима верёвка 5 – 6 метров, концы её крепко связаны. Двое участников состязания, находятся внутри верёвочного кольца, растягивают его в разные стороны, заведя верёвку под лопатки и ухватившись за неё обеими руками. Посредине между участниками проводится черта. По сигналу оба, двигаются назад, стараются перетянуть один другого за черту.

Вариант 2.

Описание: Участники состязания встают спиной друг к другу, верёвка на уровне груди. Победителем становится участник, перетянувший соперника за среднюю линию.

Правила игры: нужно перетянуть соперника на свою сторону.

  1. «ВЕРТОЛЕТ»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, силу.

Описание: Участники делятся на две команды. Берётся канат, отмечается середина. Участники берутся за канат от середины до его конца и начинают по сигналу ведущего бег по кругу. Все игроки должны стараться, как можно дольше удержаться на ногах. Тот, кто падает, выбывает из игры. Побеждает та команда, у которой осталось большее количество участников.

Правила игры: Нужно бежать по кругу не отпуская канат и стараться не упасть.

  1. «КТО СИЛЬНЕЕ»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, силу.

Описание: Двое соревнующихся берутся за концы верёвки и расходятся, натягивая её. На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладётся камешек или шишка. По сигналу каждый старается перетянуть противника, достать свой камешек или шишку.

Правила игры: Канат начинают тянуть только после сигнала.  Выигрывает тот, кто достал камешек или шишку.

  1. «НАРТЫ-ПЕРЕТЯГУШКИ»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, силу.

Описание: На игровой площадке проводится средняя линия. От средней линии, на расстоянии 2 м по обе стороны устанавливается нарты.

Вариант 1. Двое участников садятся на нарты лицом друг к другу, в руках у них хорей (верёвка ). По команде соперники должны перетянуть противника за среднюю линию.

Вариант 2. Участники садятся на нарты спиной друг к другу. Победителем состязания становится участник, перетянувший соперника за среднюю линию, и приносит команде очко. Побеждает та команда у кого больше очков.

Правила игры: Перетянуть участника на свою сторону.

  1. «ОЛЕНЬ В КОРАЛЕ»

(подготовительная группа)

Задачи: развивать ловкость, силу.

Описание: Перед началом игры с помощью считалки выбирается ведущий (олень). Остальные играющие становятся в круг и берутся за руки. Олень находится в кругу (корале, кораль-это загон для оленей). По сигналу оленю необходимо выбраться из круга. Для этого он, разгоняясь, врезается в цепь играющих, пытаясь ее прорвать, при этом он может использовать только силу разбега. Никакие грубые приёмы не разрешены. Если разорвать цепь не удаётся, олень должен повторить попытку ещё раз. После нескольких повторений, если олень не смог вырваться из круга, то в помощь выбирают другого оленя. После того как олени освободятся, они встают в круг. И ИГРА ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ВЫБРАВ ДРУГОГО ОЛЕНЯ. Победителем считается тот олень, который прорвал цепь играющих без помощи другого оленя.

Правила игры: Ведущий должен разорвать цепь играющих силой разбега.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

  1. «БЕЛЫЙ ШАМАН» (РИТМ) (внимание)

 (подготовительная к школе группа)

Задачи: воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.

 Описание: Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры: Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

  1. «РЫБАКИ»

 (средняя группа)

Задачи: воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.

Описание: Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

Правила игры: Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

  1. «ХЕЙРО (солнце)» (внимание)

(старшая, подготовительная к школе группы)

Задачи: воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.

Описание: Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

  1. «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»

(старшая, подготовительная к школе группы)

Задачи: развивать внимание, быстроту реакции.

Описание: Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала—это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал: «Озера!», игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу

  1. «БОЛОТНАЯ ЖЕНЩИНА»

 (средняя, старшая, подготовительная к школе группы)

Задачи: развивать ловкость, быстроту, смекалку; воспитанию смелости и решительности.

Описание: Выбирается водящая – «болотная женщина». Водящему завязывают глаза платком, затем поворачивают вокруг себя три раза. После этого игроки разбегаются в разные стороны. Правила игры. Водящая ходит по площадке и старается схватить кого-либо из игроков, которые убегают или уворачиваются от неё. Игроки могут обманывать ведущего, подставляя вместо себя свою одежду или другие предметы.

  1. «ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВЕТЕР»

(старшая, подготовительная к школе группы)

Задачи: развивать внимание, ловкость, воображение.

Описание: Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к одному из игроков, говорит одно из четырёх слов. И считает до 5. Потом водящий обращается к другому и т.д. Неожиданно вместо этих четырёх слов водящий называет « огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий становится на чьё-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

Правила игры. Играющий должен назвать за время, в зависимости от слова, которое ему назвали, птицу, рыбу, зверя или же покрутиться на месте – ветер. Кто не успел дать ответ. Выходит из круга. При слове огонь все меняются местами, кто последний не успел поменяться становится водящим.

  1. «ИЗВИЛИСТАЯ ТРОПА»

(средняя, старшая, подготовительная к школе группы)

Задачи: развивать внимание, ловкость

Описание: Участники делятся на несколько команд. На одной прямой расставлены предметы (хорей, чурбачки).

Вариант 1. Играющий должен обойти их змейкой двигаясь спиной вперёд, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти его как можно быстрее. А третий раз совсем быстро. То же самое делают остальные дети. После этого на одной прямой линии можно ставить пять предметов. Которые ребята также обходят змейкой, спиной вперёд и с каждым разом ускоряя темп. Затем число предметов на линию можно увеличить. За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Вариант 2. Участнику завязывают глаза, и он должен обойти предметы лицом вперёд.

Правила игры. Пройти между предметами не глядя, не задевая их.

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

  1. «ЗАЙЦЫ И ВОЛКИ»

(средняя, старшая группа)

Задачи:  проводится с целью научить детей прыгать на носочках на двух ногах, вперед.

Описание: Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне площадке в домиках (начертите круги на некотором расстоянии друг от друга) сидят зайцы. На противоположной стороне за сопкой – волк. На слова воспитателя: «Зайцы скачут скок, скок, скок на зеленый на лужок, травку щиплют, кушают, осторожно слушают, не идет ли волк?» Зайцы выбегают из домиков и разбегаются по площадке. Они прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку, оглядываются, не идет ли волк? Когда педагог произносит последнее слово, волк выходит из-за сопки убежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Пойманных зайцев уводит к себе за сопку. Как только волк уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения и игра продолжается.

Правила игры: После того, как пойманы 2-3 зайца, выбирается новый волк.

  1. «ВОЛК И ЗАЙЦЫ»

      (средняя, старшая группа)

Задачи: упражнять в прыжках на двух ногах вперед и назад.

Описание: На полу чертится круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – «волк», он помещается в центре круга, остальные играющие – зайцы становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя «зайцы» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «волк» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда они находятся внутри круга. Тот кого поймали становится волком, а волк зайцем.

Правила игры: Волк имеет право задевать только тех, кто внутри круга.

  1. «ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ» ненецкая игра

 (старшая, подготовительная группы)

Задачи:  развитие ловкости, упражнение в прыжках на двух ногах.

Описание: В ряд ставятся санки (5-6 штук) параллельно друг другу на расстоянии 40-50 см. Играющие в порядке очерёдности прыгают через них.

 Правила игры: Выигрывает тот, кто ни разу не заденет санки.

  1. «ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК»

 (подготовительная к школе группа)

Задачи: упражнять в энергичных прыжках с ноги на ногу.

Описание: Чертится линия. Играющие прыгают в порядке очерёдности. Делают три прыжка с ноги на ногу, начиная от черты. Побеждает тот, кто дальше прыгнет. На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры: Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом. ВАРИАНТЫ. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

  1.  «БЫСТРАЯ ЛЯГУШКА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: упражнять в прыжках на двух ногах.

Описание: Первые номера команд становятся перед стартовой линией, принимая исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде ведущего, участники начинают выполнять прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на обе ноги. Участник преодолевший первым дистанцию, становится победителем и приносит командное очко. Команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем.

Правила игры: Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

  1. «ЗАИЧЬИ ПРЫЖКИ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Задачи: упражнять в прыжках на двух ногах, на одной ноге.

Описание: Участники делятся на несколько команд.

Вариант 1. Проводится стартовая линия, а также контрольная линия, до которой необходимо допрыгать. Первые номера участников команд становятся у стартовой линии, принимая исходное положение – стоя ноги врозь. По команде ведущего, участник, оттолкнувшись двумя ногами, и приземляется на одну (любую ногу), затем, оттолкнувшись ею, приземляется на две ноги и т. д.

Вариант 2. Перед состязанием делается разметка, обозначающая «Следы зайца», расстояние устанавливается в зависимости от возраста играющих, их физической подготовленности. Первые номера участников команд становятся в первый след зайца. Принимают исходное положение – стоя ноги врозь, оттолкнувшись двумя ногами, приземляются в следующий след, но уже на одну ногу и т.д. Состязание усложняется путём увеличения расстояния.

Правила игры: допрыгать до ориентира и обратно.

ИГРЫ С БРОСКАМИ

  1. «УСПЕЙ ПОЙМАТЬ!»

 (старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, упражнять в метании.

Описание: На игровой площадке находится две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры: Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

  1. «ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, упражнять в метании.

Описание: Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха – они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он посчитывает отбитых оленей.

Правила игры: Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу с места в подвижную цель.

  1. «СЮЛЫ – ЛЕДЯНЫЕ ПАЛОЧКИ»

 (старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, упражнять в метании.

Описание: Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры: Палочка должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит ее. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

  1. «КУРОПАТКИ И ОХОТНИКИ»

 (старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивать ловкость, упражнять в метании.

Описание: Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры: Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

ИГРЫ СЮЖЕТНЫЕ

  1. «ОХОТА НА КИТОВ»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: помогает детям показать как сложна работа охотников китобоев, знакомит с орудиями их труда, внимание детей на красоту природы, закрепляет название труда и животных.

Описание: Вначале проходит показ видео фильма, где дети наблюдают весь рабочий процесс разделки кита. Затем воспитатель читает сказку веселое лежбище. Дети делятся на две команды: раздельщиков и охотников. Веревки это гарпун (орудие, похожее на копье, употребляемое для охоты), а большие надувные рыбы – киты.

 Правила игры: Охотники стреляют, убивают кита, привозят его на берег, и команда раздельщиков приступает к работе.

  1. «ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ»

 (старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивает глазомер, ловкость, изобретательность. Знакомит с повадками оленей, их особенностями.

Описание: 2 – 3 команды детей по 3 – 4 человека в команде становятся у черты в колонну по одному. На расстоянии 1-1,5м. в один ряд ставятся рога оленя по числу детей в команде.

Правила игры: Каждый ребенок в руке держит биту и старается сбить ей рога.

  1. «ОХОТНИКИ И ВОЛКИ»

(старшая, подготовительная группы)

Задачи: развивает ловкость, силу, воспитывает чувство товарищества.

Описание: Площадка делится пополам. На одной стороне охотники в руках у них мячи, на другой волки. Волки могут свободно передвигаться по площадке, охотники же стоят на месте возле проведенной черты. По сигналу воспитателя, охотники начинают целиться в волков, стараясь попасть в них, волки бегают по площадке, стараясь увернуться от мяча. Разучивая эту игру, воспитатель обращает внимание на то чтобы охотники целились только в ноги детям, изображающих волков.

Правила игры: После двух – трех раз проводится подсчет пойманных волков. Затем команды меняются местами.

  1. «СОЛНЦЕ»

(старшая, подготовительная)

Задачи: развивать воображение, смекалку, внимание.

Описание: Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: — Нянь-нянь (хлеб), Кежи-кежи (нож). Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуется две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

  1. «ЛОВКИЙ ОХОТНИК».

(средняя, старшая, подготовительная)

Задачи: развивать быстроту реакции, ловкость, упражнять в метании.

Описание: Участники делятся на команды. Состязание подразделяется на насколько этапов: 1 этап – участники бегут, перепрыгивают через нарты (количество 5-10 шт.); 2 этап – с кочку на кочку; 3 этап – метание мяча (шишки) в цель (фигура оленя) 4 этап – проползти под хореями, которые лежат на нартах.

Правила игры. Добежать до ориентира и обратно.

  1. «ЗВЕРИ И ПТИЦЫ»

(средняя, старшая, подготовительная)

Задачи: развивать внимание, воображение.

Описание: Ведущая называет птицу «утка», участники разводят руки в стороны, держа их на уровне плеч, и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», участники выполняют прыжки в приседе и т. д. Победителем становится тот участник, которому более точно удалось скопировать движение зверя или птицы.

Правила игры. Перед игрой следует предупредить участников, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животных или птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры народов Крайнего Севера» - практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Материал предназначен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Подвижные игры народов Крайнего Севера не только развивают необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость,...

Картотека подвижных игр коренных народов Крайнего севера

Картотека подвижных игр коренных народов Крайнего севера...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ХАНТЫ И МАНСИ

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ХАНТЫ И МАНСИ...

Картотека подвижных игр народов крайнего севера ханты и манси

Картотека подвижных игр народов крайнего севера ханты и манси...

Картотека подвижных игр народов крайнего севера ханты и манси

Картотека подвижных игр народов крайнего севера ханты и манси...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ХАНТЫ И МАНСИ

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ХАНТЫ И МАНСИ...