Статья "Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста"
статья по физкультуре

Галкина Светлана Викторовна

Дошкольный возраст важный период формирования человеческой личности. В условиях целенаправленного воспитания и обучения, учитывающего возрастные особенности и возможности дошкольников, происходит физическое, психическое и личностное совершенствование ребенка, формируются важные свойства мышления, познавательные интересы и способности.

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей и подростков. Прежде всего, интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации, когда приходится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявляя при этом в игре ловкость, быстроту, выносливость, силу. Представление о предстоящей игре способно вызвать положительные эмоции, благоприятный настрой.

 В нашей работе мы познакомимся со спецификой подвижной игры способствующей повышению двигательной активности и её значение для детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста.

Галкина Светлана Викторовна,

воспитатель,

                                                                              МБДОУ ДС №61 «Семицветик»

                                                                г. Старый Оскол, Белгородская область

            Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач создания благоприятных условий развития детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В дошкольном воспитании ключевую позицию занимает охрана, и укрепление здоровья детей. Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, удерживающих детей у экранов, двигательная активность детей ограничивается уже в дошкольном возрасте. Самое время вспомнить о важности физического развития, чтобы не допустить вреда формирующемуся детскому организму. 

          Как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре находят выражение основные их потребности. Ребенок – существо растущее и развивающееся. Одним из условий  полноценного роста и развития дошкольников являются движения. Детям полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил. Двигательная активность является важным фактором здоровья и в каждом возрасте она наполняется разным содержанием. Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры.

          Подвижные игры дают возможность в увлекательной и игровой форме развивать и совершенствовать движения дошкольников, упражнять в беге, в прыжках, в лазании, бросанье, ловле и т.д. При правильной организации и содержании подвижной игры у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть чувствами и движениями, а, следовательно, развивается и вырабатывается характер. Поэтому, мы как педагоги, стараемся подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию детей.

          В младшем дошкольном возрасте правил для детей в подвижных играх не должно быть, их знает и выполняет педагог, руководит игрой, поэтому игра принимает подражательный характер «Воробушки и автомобиль». Младшие  дошкольники, увидев бабочек, птичек, подражают взмахам крылышек. Услышав рассказы или стихи о зайчиках, дети прыгают по дорожке. В этом возрасте природа выступает фоном сюжетной игры, и дети с удовольствием выполняют роли лесных жителей.

         Для дошкольников среднего и старшего возраста подбираем упражнения на достижение конкретных целей, попасть в цель мячом или шишками. Пользуется популярностью игра «Замри!», где дети в  непринужденной обстановке застывают в самых замысловатых позах.

          В старшем возрасте играем по правилам, а в подготовительном ведущими выступают дети, педагог играет как участник игры. Знания физических и умственных возможностей детей поможет воспитателю правильно подобрать для них ту или иную игру, несколько усложнить или упростить её. При проведении подвижных организованных игр очень важна роль педагога, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить её процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие.

         Главная цель подвижных игр активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, игра приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц.

         Чаще всего, подвижные игры способствуют развитию одного-двух физических качеств. Например, в «Ловишках» главная задача догнать и коснуться участника, и дети, прежде всего, тренируют беговые навыки. Но многие игры развивают несколько качеств: внимание и скорость реакции;

наблюдательность и ловкость; выносливость и координацию движений.

Примером, где важны внимание и быстрая реакция, являются игры, в которых выполняются действия по команде «Кто быстрее». Различные веселые состязания по принципу перетягивания каната или прыжков в мешках требуют координации и выносливости.

         Подвижные игры, кроме своего физического назначения, выполняют важную функцию эмоциональной разрядки и способствуют развитию общения дошкольников.

К подвижным играм с правилами относятся:

  • Сюжетные игры – это игры с определенным сюжетом и установленными правилами, строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни. ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот"). Имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада, но чаще используются в  младшем дошкольном возрасте.
  • Бессюжетные игры – в основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Игры этого вида используются детьми старшего дошкольного возраста. ("Ловишки", "Пятнашки", "Перебежки").
  • Игры спортивного характера связаны с овладением детьми среднего и старшего дошкольного возраста основами техники некоторых спортивных игр. Они обогащают двигательный опыт ребенка способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх.
  • Игры с пением и хороводные чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют плавности, ритмичности, выразительности движения детей.

          Нам, как педагога важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Варьируются способы организации игр в зависимости от их структуры, характера и места проведения. Продумываем способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.

         Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5 – 2 мин. Объяснение подвижной игры, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

         В нашем дошкольном учреждении есть спортивный зал, где имеются необходимые условия для двигательной активности детей. В группах оборудованы  физкультурные уголки с набором спортивного инвентаря, шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья. Это повышает интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Всё оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

       Прогулка - наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений. И мы уделяем большое внимание организации двигательной активности детей на прогулке, используем разнообразный выносной материал. При планировании прогулки тщательно подбираем подвижные игры с учетом возраста детей. Формы организации подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных особенностей детей. Подвижные игры включают различные виды движений: бег, прыжки, метание, ловля, бросание и содержат интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами, а также в игры - эстафеты, игры с правилами, с элементами соревнования. С детьми среднего и старшего дошкольного возраста используем  подвижные игры для развития двигательной активности детей и включаем их в разные формы организованной деятельности: физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе и в спортивном зале, утренняя гимнастика, прогулка, в режимных моментах, в проведении образовательной деятельности.

         Для создания у детей интереса к подвижной игре мы используем  игрушки, включаем музыку. В играх-эстафетах применяем различные предметы: мячи, кубики, и т.д.

Дошкольникам очень нравится, когда подвижные игры проводятся под музыкальное сопровождение, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение и активнее становятся движения.                         Целенаправленная и работа по развитию двигательной активности дошкольников с помощью подвижных игр и упражнений оказывается эффективной. У детей формируются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются жизненно важные физические качества.

Литература.

  1. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.
  2. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-синтез, 2009. - 212 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста."

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста во всех возрастных группах....

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста

В настоящее время каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. И действительно невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей все ч...

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста

laquo;Дошкольный возраст – это наиболее важный период для развития двигательной активности. Одним из основных путей развития двигательных качеств в ДОУ является применение подвижных игр. Данный...

«Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста»

laquo;Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста»...

«Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста»

laquo;Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста»...

Презентация. Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста.

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста...