Картотека подвижных игр
картотека по физкультуре (младшая группа)

Петрова Наталья Владимировна

Подвижные игры для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения)

Подвижные игры для слепых детей.

С целью адаптации к игровому пространству вначале необходимо предложить  игры малой подвижности с простыми правилами, а затем постепенно перейти  к играм большой подвижности и с усложненными правилами. Для незрячих детей выжжен строго установленный порядок в спортивном зале, на спортивной площадке. Спортивный инвентарь, которым пользуются дети, должен находиться в определенном месте.

«Узнай фигуру»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур. Игра проводится вдвоем: взрослый ( педагог, мама) и ребенок.

Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).

Правила игры: Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.

Методические указания

-Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.

-«Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет».

-В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.


«Найди мячик»

Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

Правила игры: Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.

Методические указания

-Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.

-Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши.

-Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади.

-Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.


«Паровозик»

Цель:развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.

Игра проводится с группой детей из 5—6 человек.

Инвентарь: 
две гимнастические палки или гладкие рейки.

Правила игры: Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».

Методические указания

-Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке.

-Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или назад.

-Смена движений происходит по команде ведущего.

«Воздушный шар»

Цель игры: совершенствовать ходьбу по заданной траектории, умение ориентироваться в пространстве.

Правила игры: Педагог эмоционально рассказывает о разноцветных шарах. Больших и маленьких, предлагая,  в зависимости от количества детей, образовать маленький или большой круг.

По команде педагога дети, постепенно расширяя круг, отходят на расстояние вытянутых рук, произнося:

Раздувайся наш шар, раздувайся большой!

Оставайся такой,  да не лопни!

При словах педагога «Шар лопнул!» дети опускают руки, произнося «Хлоп» и приседают. Педагог говорит: «Воздух  из шара выходит». Дети медленно встают и сходятся к центру, издавая звук «Ш-Ш-Ш».

Педагог следит, чтобы все дети произносили «Хлоп» и одновременно приседали, вставали и двигались к центру.

«Перекатывание мяча»

Цель игры: совершенствовать двигательный навык в метании и ловле мяча.

Правила игры: Все играющие садятся в круг, широко разводят ноги. Педагог с мячом в руках становится в середине круга. Назвав имя какого-нибудь из играющих, катит к нему мяч и тут же начинает хлопать в ладоши. Игрок, поймав мяч , катит его обратно, ориентируясь по хлопкам педагога. Так педагог перекатывает мяч всем игрокам по очереди. Мяч можно только катать. Игра должна проходить в тишине. Расстояние от педагога до игроков должно быть 2-3 метра. Во время игры играющим рекомендуется менять позу, (сесть, присесть на корточки)

«Догони мяч»

Цель игры: развивать чувство владения мячом, скорость, чувство партнера. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 5-6 игроков, дается по мячу (озвученному). По команде педагога играющие стараются как можно скорее передать мячи стоящему рядом игроку, чтобы один мяч догонял другой. Если мячи окажутся у игроков, стоящих рядом, игра возобновляется.

Правила игры: Мячи можно передавать только стоящему рядом игроку. Педагог должен постоянно менять направление движения мячей.

Подвижные игры для слабовидящих детей

Для детей с остаточным зрением и слабовидящих детей используются игры, которые не противоречат противопоказаниям врачей-офтальмологов. Кроме того, игры, способствующие развитию функции двигательного анализатора во взаимосвязи со слуховым,  моторным, осязательным и создаваемая на основе этого рефлекторная система, служат для компенсации и коррекции вторичных нарушений.

Игры малой подвижности

«Угадай, кто кричит»

Цель игры: развить наблюдательность, внимание, активность.

Правила игры: Дети сидят полукругом на стульях, (на ковре). Перед детьми на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Руководитель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму. Руководитель договаривается с ребенком, находящимся за ширмой, какое животное или птицу он будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы,  кудахтанье курицы и другие звуки. Руководитель предлагает отгадать, кто кричит. Отгадать животных или птицу может только тот, кто быстрее поднимет руку. Если ребенок ошибся, ему может подсказать следующий.

«Где позвонили»

Цель игры: развить у детей слух, внимание.

Правила игры: Дети сидят по кругу. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора», и отгадывающий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает  звонок и показывает его. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз. Отгадывающий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора». Воспитатель следит за тем, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий может повернуться лицом  к тому месту, откуда слышался звук.