Консультация для педагогов
консультация по физкультуре

Рылова Екатерина Сергеевна

Использование игровых технологий для развития двигательной активности детей в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

Применение игровых технологий для развития двигательной активности детей

       

План

  1. Актуальность
  2. Цель и задачи
  3. Основные понятия
  4. Классификация игр по возрасту, по степени подвижности, по видам движений (с ходьбой, с бегом, с прыжками, с мячом, с лазанием, с метанием и т.д.) и по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры)
  5. Использование игровой технологии в утренней гимнастике
  6. Использование игровой технологии на спортивных развлечениях и досугах
  7. Использование игровой технологии на прогулке
  8. Заключение                     

Актуальность

Дошкольный возраст характеризуется развитием всех двигательных способностей: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Средством развития этих способностей являются подвижные игры.
На сегодняшний день ДОУ качественно меняют весь воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС. Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволяют реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у дошкольников положительные эмоции от общения с миром знаний, обеспечивая всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.
Проблема: состояние здоровья детей, малоподвижность образа жизни, скудность познания содержания подвижных игр, утрата осмысления нравственно-культурного значения игр.
Цель: внедрение и использование специально подобранных подвижных игр для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста и, как следствие, повышение интереса к игре.
Задачи:

Образовательная - совершенствовать двигательные действия и физические качества через подвижные игры (быстрота, выносливость, ловкость, ориентировка в пространстве, координация, сила). Способствовать развитию творчески мыслящего человека, умеющего ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности.
Оздоровительная – укреплять морфофункциональные системы организма, формировать высшие психические функции организма (логическое мышление, воображение, память, слух, и т.д.) способствовать накоплению положительных эмоций.
Воспитательная – воспитывать эмоционально-волевую сферу дошкольника, сознательно действующего в меру своих возможностей, коммуникативные качества. Воспитывать потребность в организации и проведении подвижных игр.

Основные понятия

Подвижная игра - одно из важных средств  всестороннего развития детей, характерной особенностью которого является комплексное воздействие на организм и на все стороны личности ребенка.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.

Технология – это система методов создания, применения, определения всего воспитательно-образовательного процесса с учётом возрастных особенностей детей.

Игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, не бояться ошибок. 
Игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, общаются в деловой обстановке.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности, физического развития, в зависимости от уровня развития детей.

Мы используем игровые технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста. Для того чтобы ребёнок был физически развит необходимо соблюдать двигательный режим на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду. А для того, чтобы у ребёнка был интерес двигаться и развиваться, необходимо использовать игровые технологии.

Классификация игр по Э.Я. Степаненковой

Степаненкова Эмма Яковлевна - кандидат педагогических наук, профессор. Её публикации: автор учебных пособий и программы по вопросам физической культуры для студентов педагогических колледжей и высших учебных заведений, соавтор программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. Соавтор программы воспитания и обучения в детском саду нового поколения «От рождения до школы».

Подвижные игры классифицируются:

  • по возрасту;
  • по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижности);
  • по видам движений (игры с бегом, метание и так далее);
  • по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

Другая классификация подвижных игр:

  • подвижные игры с правилами (сюжетные и несюжетные);
  • спортивные игры (баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и другие);
  • игры-забавы для маленьких («Ладушки», «Коза рогатая» и другие);
  • народные подвижные игры.

Использование игровой технологии в утренней гимнастике

Основой для оптимального эмоционального состояния ребенка на весь день является утренняя гимнастика. Цель утренней гимнастики в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса. Эмоциональные процессы регулируют все функции ребенка, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.

Чтобы повысить интерес детей к занятиям утренней гимнастикой, необходимы новые современные нетрадиционные подходы. И чтобы, дети с удовольствием занимались, в утреннюю гимнастику вносим подвижные, малоподвижные игры и игровые упражнения. Например: Игры средней подвижности «По ровненькой дорожке», «Тишина у пруда»; игровые упражнения «Пузырь», «Поймай комара», «Паровозик», «Лягушки»; подвижные игры «Мы топаем ногами», «Кошка и мышки» - младшая группа.

       

Игра средней подвижности «Угадай, кто кричит?»; игровые упражнения «Кот и мыши», «Весёлые снежинки», «Прокати мяч»; подвижные игры «Огуречик, огуречик…», «Догони пару», «Автомобили», «Совушка» - средняя группа.

Игры средней подвижности «Затейники», «Удочка», «Угадай, кто позвал?»; игровые упражнения «Быстро возьми», «По мостику», «Мяч водящему»; подвижные игры «Фигуры», «У кого мяч?», «Великаны и гномы» - старшая группа.

Игры средней подвижности «Эхо», «Затейники», «Хоровод», «Река и ров», «Летает – не летает», «Пауки и мухи», «Воротца»; игровые упражнения «Быстро в колонну!», «Мяч водящему»; подвижные игры «Мышеловка», «Совушка», «Не попадись!» - подготовительная группа.

Вывод: Игровая утренняя гимнастика состоит из хорошо знакомых подвижных игр разной интенсивности. Утренняя гимнастика в форме подвижных игр повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Для вводной части подбираются подвижные игры средней и малой подвижности. В основной части - игра высокой подвижности, направленная на совершенствование разных видов основных движений. В заключительной части включают игру малой подвижности на восстановление дыхания и приведении всех функциональных систем организма в норму. Такую форму чаще всего используют при проведении гимнастики на воздухе и желательно в летний период.

Утренняя гимнастика в форме подвижных игр облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Игровой метод дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

Подвижные игры – наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма ослабленных детей. Игровые задания, игры разной степени подвижности служат дополнением к двигательной нагрузке утренней гимнастики, вносят разнообразие и доставляют детям радость и удовольствие.

Использование игровой технологии на спортивных развлечениях и досугах

Огромное значение для совершенствования физического развития детей закрепление полученных умений и навыков, эмоционального наслаждения от занятий физической культурой и спортивными играми оказывает спортивные праздники, развлечения, досуги, которые проводятся для детей в саду.

Физкультурные праздники и досуги при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность. Физкультурные праздники и досуги позволяют педагогу, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.

Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. В программу включаются:

  • физические упражнения,
  • подвижные игры и игры с элементами спорта,
  • спортивные упражнения,
  • игры – эстафеты.

В программе таких праздников в нашем саду большое место занимают игры и эстафеты, в которых дети демонстрируют, какими стали крепкими, сильными, быстрыми.

Большое оживление в содержание праздника вносят игры с элементами соревнований, эстафеты, разные игры, виды спортивных упражнений и спортивных игр.

Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении физкультурных праздников в летнее время на открытом воздухе. В этих условиях возможно включение в содержание праздника массовых выступлений детей, требующих большого свободного пространства, игр-эстафет с бегом, прыжками с места и разбегом, метанием в цель и на дальность, упражнения в равновесии в разных условиях, а также заданий, выполняемых на велосипедах и самокатах, элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол), веселых аттракционов.

Варианты проведения физкультурных досугов.

Первый вариант. Физкультурный досуг построен на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. В них детям предоставляется возможность проявить свою фантазию.

Второй вариант. Физкультурный досуг может быть составлен из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Проведение этого досуга предусматривает дифференцированный подход к участникам.

Третий вариант. Содержание досуга включает: бег, прыжки, метание, лазанье, ползание на четвереньках, езду на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям

Четвертый вариант. Физкультурный досуг «Веселые старты», который состоит в основном из игр-эстафет, хорошо знакомых детям.

С родителями проводились родительские собрания на тему «В здоровой семье здоровые дети», дни открытых дверей, привлекаем родителей к участию в спортивных праздниках и развлечениях, проводим беседы и консультации о здоровом образе жизни и физическом развитии детей.

Использование игровой технологии на прогулке

  Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети играя, двигаются, познают самого себя, других и окружающий мир. Задача педагога создать комфортные условия, благоприятную атмосферу на прогулке и стать связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.

Подбирая подвижную игру, необходимо учитывать ее место в режиме дня ребенка. На прогулках, за час до дневного сна и после него, проводятся игры любой подвижности. В прохладную погоду целесообразно проводить игры средней и большой подвижности, так как движения ребенка ограничены из-за теплой одежды.

В осенне-зимний период наиболее доступны для младших дошкольников игры, во время которых они бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи («Лошадки», «Прокати мяч» и др.).

Старшие дошкольники довольно легко бегают по заснеженному участку, меньше утомляются от движений в зимней одежде, лучше сохраняют равновесие на скользкой поверхности. Зимой им рекомендуют игры, содержащие бег, упражнения в равновесии, метании снежков в цель и на дальность («Снайперы», «Льдинка» и др.).

В зимний период в детском саду создаем определенные условия для игровой деятельности: расчищаем участок от снега, создаем постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнения для равновесия, лазания, прыжки). Снежные фигуры, крепости побуждают детей к активной деятельности, поэтому на прогулке с ними можно провести много игровых упранений. Например: на зимней площадке покрытой снегом проводим игры, включающие разнообразные движения: ходьба и бег, ходьба по лабиринтам, перешагивание через снежный ком, прыжки, катание с ледяных горок, сюжетные подвижные игры с простыми правилами.

Летом игры, в которых есть бег и прыжки, лучше всего проводить во время утренней прогулки или после полудня, когда температура воздуха снижается. Перед дневным сном игры большой подвижности во избежание перевозбуждения детей не проводятся.

В летний оздоровительный период в нашем саду я использую разнообразные упражнения для равновесия «По тропинке», упражнения развивающие равновесие, необходимы в раннем возрасте, т. к. они способствуют развитию координации движений, они требуют напряжения, внимания и сосредоточенности, однако дети выполняют их с удовольствием, если занятия проводятся в игровой форме. Для ориентировки в пространстве «Где звенит колокольчик?», общеразвивающие упражнения с мелкими предметами, игрушками, мячиками, обручами, скакалками.

Дети очень любят гулять на улице. И им очень нравится физкультурные занятия на воздухе. Это способствует укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы, а также содействует закаливанию.

На прогулке играем с детьми в подвижные, спортивные игры, игры-эстафеты.

Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственные, волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность. Кроме этого, спортивные игры и упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста, «городки», «кегли», «бита» и др.

На свежем воздухе можно проводить игры любой подвижности с бегом в разных направлениях, с метанием мяча на дальность и в цель, с прыжками. В теплое время года широко используют природные условия. Прежде чем провести игру, желательно заинтересовать ею ребенка. Это будет способствовать лучшему усвоению ее правил. Например, перед началом игры «Перелет птиц» можно во время прогулки обратить внимание ребенка на птиц, которые прыгают по земле и клюют зернышки, ищут себе разную пищу, быстро летают, садятся на ветки деревьев и т. д. Правила игры объясняют выразительно, доходчиво, конкретно, раскрывая самое главное. Длительное, нечеткое объяснение утомляет ребенка, снижает его интерес к игре. В ходе игры можно более детально выяснить отдельные ее моменты.

Заключение

  Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Используя игровые технологии в образовательном процессе необходимо создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумке и фантазии ребенка.

  В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда по физическому развитию.

  Имеется физкультурный зал с необходимым традиционным оборудованием и пособиями, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно важные качества, увеличивают эффективность занятий и как следствие, способствуют физическому развитию детей.

Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки, мягкие модули. Также в группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, «Дорожки здоровья», организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Все оборудование доступно детям.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы компактные физкультурные зоны, пособия в которых сделаны и подобраны с учётом возрастных особенностей детей, их интересов.

Игровая деятельность, в какой бы она форме ни выражалась, всегда радует ребенка, благоприятно влияет на его здоровье, физическое развитие, на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....