Описание опыта работы инклюзивной практики инструктора по физической культуре.
статья по физкультуре

Легкова Надежда Викторовна

Описание опыта работы инклюзивной практики инструктора по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_microsoft_word_2.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы инклюзивной практики инструктора по физической культуре.

Говоря о физическом воспитании слепых, можно выделить две проблемы: социальная депривация и гиподинамия незрячих детей. Преодолеть самостоятельно ребенок их не в состоянии.

У детей же старшего дошкольного возраста, существует потребность быть нужными, помогать, чувствовать свою значимость. Мы решили объединить эти потребности и попробовать внедрить идеи волонтерского движения на примере Олимпийских игр, т.к. в то время Россия готовилась принять их в Сочи. Детям оказались понятны и близки идеи волонтерского движения. Идеи бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается, мысль, которая находит отражения во всех сказках, так любимыми детьми.

Волонтерами сталидети из старшей коррекционной группы со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки». Эта группа была выбрана не случайно:

  1. Дети имеют зрительный диагноз, им понятно, что значит «плохо видеть», им легче поставить себя на место незрячего ребенка.
  2. Малочисленность группы, по сравнению с массовыми группами. А для незрячих детей шум – это очень большой отвлекающий фактор, источник стресса и «причина потеряться»;
  3. Дети этих групп практически ровесники. (Группа со статусом «слепые» разновозрастная);
  4. Готовность педагога участвовать в инклюзивной практике.

Наличие всех этих факторов позволило нам надеяться на успешное взаимодействие, общение детей этих групп.

Дети – волонтеры в процессе подготовке имели возможность выполнить разные задания без опоры на зрения (с завязанными глазами), почувствовать себя в роли незрячих спортсменов. Они смогли оценить, как самое простое действие, сесть на скамейку, надеть лыжи, пройтись, трудно сделать, ничего не видя. Освоили простейшие способы помощи незрячим людям. Прочувствовали, в какой момент им нужна помощь, а когда нет. Стали с уважением относиться к этим детям.

Параллельно шла подготовка наших маленьких паралимпийцев из группы «Мишутки»

Цель:для группы со статусом «слепые» «Мишутки»: Вызвать у детей чувство радости от движения, уверенности в своих силах.

Задачи:

1.Ознакомить детей с доступными сведениями о соревнованиях и видах спорта.

2.Вызвать желание заниматься физическими упражнениями, спортом.

3.Дать детям чувство уверенности в своих силах, радости от движения.

Цель для группы со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки»: Придать детям уверенность в своей значимости, задействовав в волонтерском движении.

Задачи:

1.Создать у детей представления о волонтерском олимпийском движении.

2.Ознакомить дошкольников с доступными сведениями о паралимпийском движении.

3.Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпизма.

4.Развитие эмпатии у детей, ознакомить дошкольников с доступными способами помощи людям с ограниченными возможностями.

План работы:

Неделя

«Светлячки»

«Мишутки»

1

совместная деятельность - беседа с использованием  проектора

«Кто такие волонтеры?»

совместная деятельность – беседа о спорте

Тематические физкультурные занятия «Волонтеры»

Тематические физкультурные занятия «Мы спортсмены»

2

познавательно – исследовательская деятельность: игры с закрытыми глазами

познавательно – исследовательская деятельность: знакомство со спортивным инвентарем (лыжами)

Тематические физкультурные занятия «Волонтеры»

Тематические физкультурные занятия «Мы спортсмены»

3

Тематический досуг

«Посвящение в волонтеры»

познавательно – исследовательская деятельность: знакомство с олимпийским мишкой.

Итоговое мероприятие: совместный тематический досуг паралимпийские игры

«Мы чемпионы!»

Итогомстал совместный тематический досуг паралимпийские игры«Мы чемпионы!»

Цель для группы со статусом «слепые» «Мишутки»: Вызвать желание заниматься физическими упражнениями, спортом. Дать детям чувство уверенности в своих силах, радости от движения.

Цель для группы  со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки»: Вызвать желание помогать другим людям, радоваться чужим успехам. Дать детям чувство своей необходимости, значимости.

Наши игры, как и настоящие, начинались с открытия, парада и приветствия участников и клятвы спортсменов, передачи олимпийского огня и талисманов. Во время соревнований дети участвовали в лыжных гонках, бобслейных и санных заездах и хоккейном матче. Во всем им помогали дети-волонтеры. Помогали занять место на старте и подавали звуковой ориентир, готовили спортивное оборудование и помогали в состязаниях, по окончанию вручили спортсменам медали. Все участники получили огромный заряд энергии. Возвращаясь в группу, дети делились впечатлениями, и стало понятно, насколько им понравилось и как им необходимы подобные мероприятия.

Результатом мероприятия стали:

- для группы со статусом «слепые» «Мишутки»: огромный заряд положительной энергии, настроения, желание заниматься спортом, общаться со сверстниками; дети освоили новые движения, стали лучше ориентироваться в пространстве, появилось больше уверенности в себе.

- для группы со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки»: заряд хорошего настроения, трепетное отношения к незрячим детям и желание им помогать; появилось чувство своей значимости, уверенности в себе и желание заниматься спортом.

- для педагогов: коллеги стали более тесно взаимодействовать, были разработаны интересные задания для детей с разными возможностями, сценарии мероприятий, и самое главное педагоги увидели положительный результат инклюзивной практики, ее необходимость для детей, появилось желание заниматься этим в дальнейшем.

Подведя итоги первых паралимпийских игр на круглом столе, было решено, продолжать инклюзивную практику в рамках спортивно – познавательных досугов. Был разработан совместный план и структура работы, подобран тематический план и распределены обязанности. Решено было расширить тематику и сделать акцент на взаимодействие между детьми, коммуникацию.  Результатом стал проект «Навстречу друг другу».

Участники: Дети, воспитатели и специалисты групп со статусом «слепые» «Мишутки» и со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки» и инструктор по физической культуре.

Продолжительностью 1 года.

Актуальность: Современная педагогика позиционируется, как педагогика равных возможностей для всех детей, внедрение инклюзивного образования для детей с ОВЗ.

Проблема для педагогов: внедрение инклюзивного образования.

Проблема для детей группы со статусом «слепые» «Мишутки»: гиподиномия детей, слабая заинтересованность детей в двигательной активности, неуверенность в своих возможностях.

Проблема для детей группы со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки»: эмоциональная депривация современных детей.

Проблема, мотивирующая детскую деятельность: нехватка движений, желание играть.

Удовлетворяет потребность:

Дети группы «Светлячки»

Дети группы «Мишутки»

в движении

+

+

в игре со сверстниками

+

+

в познании себя и своих возможностей

+

+

в достижении цели, преодоление себя

+

+

быть востребованным

+

+

чувствовать себя победителем

+

+

расширять границы познания

+

+

в чувстве собственной значимости

+

+

Цель проекта: Придать детям уверенность в собственных силах, своей значимости.

Для группы со статусом амблиопия косоглазие «Светлячки»

Цель: Придать детям уверенность в своей значимости, развить эмпатию.

Задачи:

  1. Вызвать желание общаться со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Учить детей выполнять задания в парах, ориентируясь на возможности партнера.
  3. Закреплять навыки ориентировки в пространстве и разных видов основных движений.
  4. Развитие эмпатии у детей, ознакомить дошкольников с доступными способами помощи людям с ограниченными возможностями.

Для группы со статусом «слепые» «Мишутки»

Цель: Вызвать у детей чувство радости от движения, уверенности в своих силах.

Задачи:

  1. Вызвать желание заниматься физическими упражнениями, общаться со сверстниками.
  2. Учить ориентироваться в пространстве.
  3. Закрепить навыки разных видов основных движений.
  4. Дать детям чувство уверенности в своих силах, радости от движения.

Опыт показал, что оптимально организовывать совместные досуги раз в месяц. За этот период дети успевают накопить новый двигательные опыт, освоить новые игры и упражнения. А подобные встречи стимулируют их к дальнейшему развитию, позволяют освоить более сложные движения.

Примерный план совместных тематических досугов

месяц

тема

сентябрь

«Веселые старты»

октябрь

«Осенняя прогулка»

ноябрь

«В осеннем лесу»

январь

«Зимние забавы»

февраль

«Масленица»

март

«Вместе весело шагать»

апрель

 «Палочка-выручалочка»

май

«Путешествие на воздушном шаре»

июнь

«В поисках клада»

Результатом проекта стали:

- для группы со статусом «слепые» «Мишутки»:

  • положительное отношение к двигательной активности, желание заниматься спортом, играть в подвижные игры;
  • освоены новые движения, упражнения;
  • движения стали более координированы, осмысленны, правильные, появилась двигательная смелость;
  • дети стали лучше ориентироваться в пространстве;
  •  с удовольствием общаются со зрячими сверстниками;
  •  не бояться посторонних людей, с удовольствием выступают для гостей, демонстрируя свои достижения;
  •  стали увереннее в себе.

- для группы  со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки»:

  • Дети с удовольствием общаются со сверстниками с особыми потребностями, проявляют желание общаться вне организованной деятельности, появились предпочтения и приятельские отношения;
  • Стали лучше ориентироваться в пространстве;
  • Стали более отзывчивые, предупредительные, внимательные не только по отношения к тем детям, но и по отношения друг к другу, внимательные к своему здоровью.
  • с удовольствием выступают для гостей, демонстрируя свои достижения;
  • стали увереннее в себе, активнее, инициативнее, ощущают свою необходимость, значимость.

- для педагогов:

  • разработано межгрупповое взаимодействие между воспитателями и специалистами групп, новые игровые материалы для детей, сценарии мероприятий;
  • заинтересованность педагогов в инклюзивной практике;

Проанализировав физические возможности детей из группы «Мишутки» после проведенных мероприятий, стало понятно, что дети значительно повысили свои физические возможности, что дало возможность детей с остаточным зрением из этой группы, в дальнейшем включать в НОД по физической культуре на занятия подготовительной группы, как полноценных участников образовательного процесса. Что позволило еще больше развить их физические возможности и приобрести больший опыт общения со сверстниками.

Дети с ограниченными возможностями в ходе инклюзивной практики заметно прогрессировали в социальном развитии, стали увереннее в себе. Совместные мероприятия дали мощный толчок для физического развития, движения детей стали более координированы, осмысленны, правильные, появилась двигательная смелость, положительное отношение к двигательной активности, желание заниматься спортом, играть в подвижные игры, дети стали лучше ориентироваться в пространстве.

Очень важно организовать сотрудничество различных специалистов, работающих с детьми и в этом мне помогли принципы работы:

  • принцип «не навреди» - это самое главное в работе с детьми, а особенно с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. Любая работа начинается с консультации врача, окулиста, тифлопедагога и педагогов. Очень важно подобрать для каждого ребенка образовательный маршрут, позволяющий максимально развить его способности, укрепить здоровье и не навредить ему.
  • Отсюда вытекает следующий принцип, принцип профессионального  сотрудничества и совместного творчества. Только при тесной взаимосвязи  всех педагогов и специалистов, работающих в детском саду, возможно, достичь положительных  результатов воспитания и развития. У детей этой группы очень ограничен кругозор, несформированное или нарушено представление о предметном мире. Слепой ребенок лишен возможности получать полную информацию о мире, так как зрячие люди более 90% получают ее через зрение. Совместно с дефектологом мы знакомили каждого ребенка со спортивными атрибутами: лыжами, клюшками, воротами, учили ими действовать, ориентироваться в пространстве, опираясь на звуковой ориентир. Воспитатели помогали нам расширить кругозор детей, словарный запас и поддержать желание заниматься.
  • У детей этой группы очень разные возможности, кто-то незрячий с рождения, кто-то имел зрительный опыт, а у кого-то сохранилось остаточное зрения. Отсюда принцип доступности и индивидуализации. Каждому ребенку подбирается доступная для него нагрузка, упражнения, способ ориентировки в пространстве, методы и приемы освоения предлагаемого материала. Например, дети с остаточным зрением, могут пройти небольшую дистанцию на лыжах или попасть в ворота, ориентируясь на зрительный образ, а незрячему ребенку нужен звуковой ориентир.
  • принцип осознанности и активности. Для этих детей очень важна осознанность, понимание того, что они делают и для чего. Они не могут, как зрячие сверстники, копировать движения за педагогом, не могут сами додумать правила и освоить движения. Им очень важно, понимать, что они делают, что бы они могли применить полученные знания и умения в жизни.
  • И конечно, принцип доброжелательности, уважения и открытости в общении с детьми.Каждый ребенок это личность, маленький герой, способный совершить невозможной, просто потому, что он не знал, что это не возможно. А мы должны просто поддержать его, направить, показать возможности.
  • И последний принцип, но не по значению, принцип позитивного отношения к жизни. Улыбкой, смехом, поддержкой, похвалой и шуткой можно достичь гораздо большего, чем нотацией и поучением. Положительный эмоциональный настрой способен совершать чудеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа родителей и инструктора по физической культуре.

В работе по физическому воспитанию, организованную с семьями воспитанников, я использую разнообразные формы, средства и методы.Ежегодную работу с родителями я начинаю с участия в родительс...

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

План работы по самообразованию  инструктора по физической культуре «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»...

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Халитовой Миляуши Мухамедхановны на тему:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Цель:Усовершенствование  комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у родителей и воспитанников здоровья ...

«Современные здоровьесберегающие технологии в практике инструктора по физической культуре с детьми ОВЗ в ДОУ»

laquo;Современные  здоровьесберегающие  технологии в практике инструктора по физической культуре   с детьми ОВЗ в ДОУ»...

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Водолазской Оксаны Александровны. На тему:Использование современных фитнес-технологий при решении задач физического развития и формирования представлений о ЗОЖ дошкольников в рамках ре

Цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма ребёнка посредством внедрения   фитнес- технологий в физкультурные занятия на этапе реализации ФГОС ДО. За...