Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников в контексте ФГОС.
статья по физкультуре

Павлова Ефросинья Геннадьевна

 Согласно ФГОС ДО   одной из важнейшей задачей ДОУ  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Образовательная область  физическое развитие включает в себя «приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Поэтому я  решила обратить внимание на развитие двигательной активности детей через организацию подвижных игр. Благодаря подвижной игре мы можем решать поставленную задачу  в  ведущей для дошкольного возраста   деятельности – игре. Укрепить не только физическое, но психологическое здоровье детей, т. к. подвижная игра является средством для всестороннего развития ребенка.

Для  полноценного роста и развития ребенка необходимо двигаться. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил.

 Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. 

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони обруч" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Игры, используемые для физического воспитания в детском саду, очень разнообразны. Их можно разделить на  2 большие группы: подвижные и спортивныеСпортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь. Характерная  особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Рассмотрим образовательное , воспитательное, оздоровительное значение подвижных игр.

Образовательное значение подвижных игр заключается, прежде всего , в прекрасной возможности получения ребенком новых системных знаний о подвижных играх как средстве и методе физического воспитания, самосовершенствования, о возможностях своих телесно – двигательных проявлений в игре самопознании.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических  ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Воспитательное значение подвижных игр , прежде всего , основывается на их коллективном характере , что предопределяет личностные проявления и особенности коллективных действий ребенка. Колективные подвижные игры призваны развивать в детях чувство товарищества, ответственности  за собственные действия , солидарность за действия партнёров и  разделения ответственности за их действия.

Оздоровительное значение подвижных игр выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств.

Технологически верное применение ценностей с обязательным учетом психофизических особенностей детей определенного возраста является важным условием благотворного воздействия на рост антропометрических показателей, достижение оптимальных для возраста весоростовых показателей, опорного и суставно – сязочного аппарата , мышечной системы детей , их осанки, положительного взаимовлияния практически всех систем и функций организма.

Подвижная игра, всегда связана с эмоциями – сменой положительных , в случае хорошего ситуатиционного , промежуточного и конечного результата , на отрицательные – при неудачах. Смена эмоций средствами игры является важнейшим способом укрепления неровной системы , развития в ребенке самоуправляемости , контроля нервных проявлений управления эмоциями.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр.

1.Сюжетные игры – в которых действия детей определяются сюжетом  и той ролью, которую они выполняют. Сюжет может быть образный ( Медведь и пчелы, Зайцы и Волк, Воробушки и кот, ) и условный ( Ловишки, Пятнашки, Перебежки).

2. Игры без сюжета – основаны чаще всего на беге  с ловлей и увертыванием.  Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными , эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. ( Найди себе пару, Чье звено быстрее построиться, Придумай фигуру)

3. Игры с элементами соревнования , несложные игры эстафеты.- также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элементы  соревнования побуждающий к большой активности , к проявлению различных двигательных и волевых качеств ( быстроты, ловкости, выдержки , самостоятельности) .  Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

4. Хороводные игры. – Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, его ведущая деятельность и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой – неуемной потребности его в движениях. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

г. Хабаровск «Детский сад № 32 «Росинка»

           

« Подвижные игры, как средство физического и всестороннего  развития дошкольников в контексте ФГОС»

                                                                                                 Подготовила

 Инструктор по физкультуре

                                                                                                 Павлова Е.Г.

Г. Хабаровск

  Согласно ФГОС ДО   одной из важнейшей задачей ДОУ  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Образовательная область  физическое развитие включает в себя «приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Поэтому я  решила обратить внимание на развитие двигательной активности детей через организацию подвижных игр. Благодаря подвижной игре мы можем решать поставленную задачу  в  ведущей для дошкольного возраста   деятельности – игре. Укрепить не только физическое, но психологическое здоровье детей, т. к. подвижная игра является средством для всестороннего развития ребенка.

Для  полноценного роста и развития ребенка необходимо двигаться. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил.

 Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. 

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони обруч" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Игры, используемые для физического воспитания в детском саду, очень разнообразны. Их можно разделить на  2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь. Характерная  особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Рассмотрим образовательное , воспитательное, оздоровительное значение подвижных игр.

Образовательное значение подвижных игр заключается, прежде всего , в прекрасной возможности получения ребенком новых системных знаний о подвижных играх как средстве и методе физического воспитания, самосовершенствования, о возможностях своих телесно – двигательных проявлений в игре самопознании.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических  ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Воспитательное значение подвижных игр , прежде всего , основывается на их коллективном характере , что предопределяет личностные проявления и особенности коллективных действий ребенка. Колективные подвижные игры призваны развивать в детях чувство товарищества, ответственности  за собственные действия , солидарность за действия партнёров и  разделения ответственности за их действия.

Оздоровительное значение подвижных игр выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств.

Технологически верное применение ценностей с обязательным учетом психофизических особенностей детей определенного возраста является важным условием благотворного воздействия на рост антропометрических показателей, достижение оптимальных для возраста весоростовых показателей, опорного и суставно – сязочного аппарата , мышечной системы детей , их осанки, положительного взаимовлияния практически всех систем и функций организма.

Подвижная игра, всегда связана с эмоциями – сменой положительных , в случае хорошего ситуатиционного , промежуточного и конечного результата , на отрицательные – при неудачах. Смена эмоций средствами игры является важнейшим способом укрепления неровной системы , развития в ребенке самоуправляемости , контроля нервных проявлений управления эмоциями.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр.

1.Сюжетные игры – в которых действия детей определяются сюжетом  и той ролью, которую они выполняют. Сюжет может быть образный ( Медведь и пчелы, Зайцы и Волк, Воробушки и кот, ) и условный ( Ловишки, Пятнашки, Перебежки).

2. Игры без сюжета – основаны чаще всего на беге  с ловлей и увертыванием.  Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными , эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. ( Найди себе пару, Чье звено быстрее построиться, Придумай фигуру)

3. Игры с элементами соревнования , несложные игры эстафеты.- также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элементы  соревнования , побуждающий к большой активности , к проявлению различных двигательных и волевых качеств ( быстроты, ловкости, выдержки , самостоятельности) .  Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

4. Хороводные игры. – Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, его ведущая деятельность и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой – неуемной потребности его в движениях. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей на тему: "Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников"

вт консультации раскрывается сущность подвижной игры, ее особенности, значение для развития дошкольников...

Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной деятельности. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязан...

Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников.

В презентации представлен  теоретический материал о подвижных играх,а также наглядный фотоотчёт о проведенных  тех или иных  видах подвижных игр  с детьми на прогулке, в спортивном...

Консультация для педагогов «Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников»

laquo;В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребёнок должен играть. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь»...

Сообщение: « Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников в контексте ФГОС»

Согласно ФГОС ДО   одной из важнейшей задачей ДОУ  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Образователь...

Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязан...