Что такое "Петанк"
учебно-методический материал по физкультуре

Коваленко Ольга Юрьевна

Петанк - это старинная французская игра на меткость, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингу, бочче. В нее можно играть как индивидуально, так и командами, в которых может быть по 2-4 человека. Суть игры состоит в том, что команда, метая со своих позиций мячи,  должна положить их как можно ближе к центральному мячу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое "Петанк"24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое петанк?

Петанк - это старинная французская игра на меткость, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингу, бочче. В нее можно играть как индивидуально, так и командами, в которых может быть по 2-4 человека. Суть игры состоит в том, что команда, метая со своих позиций мячи,  должна положить их как можно ближе к центральному мячу.

Слово петанк с французского переводится примерно, как «стоя на месте» ведь исторически в эту игру начали играть пенсионеры, которым их возможности здоровья не позволяли играть в активные игры. Теперь же эта спортивная игра используется в работе с инвалидами и детьми с ограниченными возможностями  здоровья,  активно  воздействует  на  физическое и психическое развитие игроков.

В петанке сочетаются сразу несколько, казалось бы, не совместимых друг с другом игр. В нем есть размеренность гольфа, точность керлинга, виртуозность бильярда, тактика и стратегия интеллектуальных игр и, конечно же, карточный азарт.

Актуальность игры в петанк для социализации детей с ОВЗ

Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ребёнок с ограниченными возможностями, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Я как инструктор по физической культуре задалась вопросом с помощью чего я со своей стороны могу помочь детям социализироваться в детском обществе. Так как игра – это ведущая деятельность у детей, я просмотрела некоторые спортивные игры и выбрала петанк.

Роль петанка в развитии детей с ОВЗ

  • С точки зрения психического и физического аспекта тренируются и развиваются мышцы спины, плечевого пояса, рук, пальцы становятся намного подвижнее, это приводит к развитию мелкой моторики. Развиваются ловкость, выносливость, координация движений, глазомер, уверенность в собственных силах, целеустремленность, упорство, ответственность, ребенок становится более спокойным, сосредоточенным, внимательным.
  • С точки зрения социальной значимости, всесторонне развиваясь, дети находят новых друзей, расширяется круг их знакомств, что влияет на создание детского коллектива для социальной адаптации каждого ребёнка.

Целью обучения игре петанк является обеспечение возможностей успешной социализации детей с ОВЗ в детское общество посредством дополнительного физкультурно-спортивного образования.

Задачи:

Личностные:

- Формировать ответственное отношение к игре, умение работать в команде, преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели;

- Развивать собственный познавательный опыт;

-Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, ответственность и самостоятельность. 

Метапредметные:

- Развивать координацию, моторику;

- Учить планировать и организовывать свою деятельность;

- Развивать мышление: учить наблюдать, предполагать, принимать решение, уметь проигрывать;

- Формировать умение соблюдать правила игры. 

Предметные:

- Расширять и обобщать знания детей и спортивных играх;

- Формировать осознанное отношение к своему здоровью;

- Познакомить с правилами техники безопасности при проведении игры;

- Учить применять на практике полученные спортивные умения и навыки.

Адаптация игры к условиям ДОУ

Игра в петанк исторически проводилась на открытом воздухе на ровной грунтовой площадке, в нашем детском саду при наших погодных условиях мы решили использовать для игры спортивный зал. Мячи для уличной игры используют тяжелые металлические, но в целях безопасности, и чтобы уменьшить скорость движения мяча по линолеуму мы предложили детям играть мягконабивными мячами, а центральный мяч сделать тяжелым, чтобы он не двигался для упрощения правил игры. Если играть по строгим правилам профессионалов, принимающих участие в серьезных соревнованиях, то кидать как кошонет, так и шары нужно из круга диаметром 30 см. Но для любителей достаточно обозначить линию. В этих же целях, дети бросают свои мячи не с одного места, а с удобного для них, не мешающего броску.

Подготовительная работа

Подготовительная работа состоит в обучении и закреплении навыка метания мягконабивного мяча способом снизу, как в боулинге. Для этого детям предлагаются упражнения «Сбей кегли», «Попади в цель», «Забрось в обруч», «Чей мяч ближе», «Брось и не задень игрушки», «Выбей мяч». Дети тренируют оптимальную силу броска, глазомер, учатся выбирать удобную позицию для броска, способы метания мяча, чтобы закинуть его ближе к цели или выбить мяч противника.

Правила игры

В игре принимает участие 2 команды из 6 человек. На одного игрока полагается два мяча, у каждой команды мячи своего цвета. Мячи мягкие, тряпичные, центральный мяч утяжеленный, типа медбола.  Игра проводится в спортивном зале, площадка для бросания мячей ограничивается с противоположных сторон линиями (канатами) за которые игроки не должны заходить, на расстоянии 3 метров до центра площадки.

Команда, которая будет начинать игру, определяется жребием. Судья устанавливает центральный мяч в середине площадки. Команды располагаются по противоположным сторонам площадки на скамейках. Игра идет до 13 очков или 4 раунда. В одном раунде участвуют по трое игроков из каждой команды, в следующем раунде играют другие три игрока, далее они снова меняются.

Сначала бросает игрок той команды, которая выиграла жребий, затем бросает игрок другой команды, снова бросок переходит к первой команде и так до тех пор, пока все участники обеих команд не совершат свои броски. Для совершения броска игрок подходит к линии, из положения снизу бросает один из своих мячей по направлению к центральному, стараясь положить свой мяч как можно ближе к центральному. При этом допускается выбивание мячей противника на дальние позиции.

По окончании каждого раунда судья определяет, у какой команды мячи находятся ближе всего к центральному мячу (расстояние измеряется рулеткой) и согласно раскладу начисляет очки. Выигравшая команда получает столько очков, сколько ее мячей находятся ближе к центральному, чем ближайший мяч команды соперника. Можно упростить начисление очков, чей мяч ближе, та команда получает очко. Новый раунд начинают игроки выигравшей команды. Игра ведется четыре раунда.

В петанке существуют два вида бросков мяча.

     - Первый носит название «установка», его применяют, когда стараются разместить свой мяч как можно ближе к кошонету.

     - Второй тип броска называется «выбивание». В этом случае цель игрока – своим броском выбить мяч противника, для чего это делается:

    1. Вы выбиваете (т.е., сбив, отбрасываете дальше от цели) мяч противника, и ближайшим к кошонету становится один из мячей вашей команды.

    2. Вы просто «расчищаете» территорию вокруг кошонета для того, чтобы позволить своей команде уложить мячи как можно ближе к «поросенку».

    3. Выбивая мяч противника, вы ставите свой на его место. Такой виртуозный трюк носит название «каро».

Так же можно точным броском подтолкнуть мяч своей команды ближе к кошонету.

Вот несколько советов для максимально эффективного броска:

     - Крепко держите мяч в ладони, большой палец должен быть полусогнут.

     - В любой позиции, крайне важно, чтобы вы сохраняли полное равновесие перед броском.

     - Визуально прицелившись, отведите руку с мячом назад и совершите бросок (во время броска желательно держать руку полностью расправленной).

Я советую детям бросать мяч снизу как в боулинге, а не катить его (снижается скорость), хотя бросать можно любым удобным способом.

В нашем детском саду проходил командный турнир по петанку среди групп детей с ОВЗ (логопедической направленности), детско-родительские соревнования, а также игра за индивидуальное первенство (с детьми групп компенсирующей направленности).

Хочу рассказать о наших социальных партнерах, это ГБДОУ д/с №83 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга. Мы начали с ними сотрудничать по вопросам инклюзивного образования, они пригласили наших представителей на форум по этой теме на базе своего сада. На форуме выступал Баряев Алексей Алексеевич, зам.директора СПб НИИ физической культуры, спортивный директор международного комитета по голболу (спортивная игра для людей с нарушением зрения), технический делегат Параолимпийских игр, а также куратор д/с №83. Он рассказывал о игре «Бросай-ка», разработанной д/с на основе боччи и адаптированной для использования в условиях инклюзии для детей с ОВЗ. А мы представили свой опыт игры в петанк. Как бы эти игры не назывались, все они направлены на формирование ситуации социального успеха детей с ОВЗ благодаря своей простоте, эмоциональности, способности почувствовать «командный дух», не даром эта игра является параолимпийским видом спорта.

Эта игра не знает ограничений по возрасту и физической подготовке, полезна для здоровья, объединяет и заряжает позитивом. Для того чтобы в нее играть, не требуется дорогостоящего инвентаря и экипировки. «Петанить» можно в городском сквере, парке и на даче, в доме отдыха и на школьном дворе. Правила игры элементарны, не способных к ней людей не существует, а азарт в процессе возникает такой, что сложно остановиться. Если вы никогда не играли в петанк, попробуйте обязательно.