Консультация для педагогов "Двигательные умения и навыки"
консультация по физкультуре (старшая группа)

Быкова Светлана Александровна

В процессе физического воспитания под руководством педагога ребенок должен овладеть двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1625495874_7-kartinkin-com-p-fon-dlya-sportivnogo-obyavleniya-krasivie-7.jpg

  1. Двигательные умения и навыки. (слайд 2)

В процессе физического воспитания под руководством педагога ребенок овладевает двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы.

Двигательное умение - это способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение неавтоматизированно повторять движения в результате повторения переходит в навык.

Двигательный навык – авоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движения автоматизируются.

Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность: возможность многократно повторять заученное движение, не снижая качества исполнения даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных факторах психологического характера (сильные эмоции, необычная обстановка).

Понятие «навык» не обязательно означает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного выполнения упражнения. Это происходит тогда, когда несовершенное движение повторяется многократно. Поэтому надо детей сначала научить правильно выполнять упражнения и только после этого переходить к закреплению навыка.

  1. Этапы обучения. (слайд 3)

Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов:

  1. первоначальное заучивание,
  2. углубленное заучивание,
  3. закрепление навыка и совершенствование техники.

На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники).

Задача второго этапа – создать правильное представление о каждом элементе техники движения, умение четко и слитно выполнять их.

Задача третьего этапа – закрепление приобретенного умения в навык, а так же выработка умения применять его в различных условиях (в соревнованиях, игре). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.

  1. Формирование двигательных навыков (слайд 4)

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название перенос навыков. В частности, выделяют положительный и отрицательный переносы навыков.

Положительный перенос

Положительное взаимодействие навыков (положительный перенос) происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места с разбега). Положительный перенос навыков проявляется тем ярче, чем больше сходства между структурой двигательных действий. (например: управление велосипедом – управление мотоциклом; акробатические прыжки – прыжки в воду)

Отрицательный перенос

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее

сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.

Отрицательный перенос может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих конечные фазы. Поэтому нельзя обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега.

  1. Принципы обучения. (слайд 5)

Обучение в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.

Принцип сознательности и активности.

Успешное формирование двигательных умений и навыков,  развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к занятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения; приучает детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; побуждает их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; привлекает к объяснению знакомого упражнения и т.д.

Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.

Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.

Принцип наглядности.

Т.к у дошкольников двигательный опыт мал, воспитатель должен применять различные наглядные приемы:

Показ упражнений

Использование наглядных пособий (модели)

Имитации зрительных и звуковых ориентиров (бубен, хлопки в ладоши, свисток)

Принцип доступности и индивидуализации.

Предусматривает  обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий.

Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены ребенком, без нарушения оздоровительного эффекта занятий.

В процессе обучения и воспитания следует придерживаться следующих правил: от известного к неизвестному, от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному.

Т. к функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны, все это обязывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуальный подход необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих программных требований индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования.

Принцип систематичности.

Функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т.е они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, что бы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения.

Принцип прогрессирования.

Сущность этого принципа заключается в том, что в процессе физического воспитания постепенно повышаются требования, ставятся более трудные задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок. Как только нагрузка становится привычной, она не может вызывать положительные изменения в организме, поэтому и следует увеличивать их объем и интенсивность.

  1. Методы и приемы обучения физическим упражнениям. (слайд 6)

Различают три вида методов: наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы: показ упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, схемы), имитации (подражания), зрительные ориентиры, звуковые сигналы.

Показ упражнений. (пример метания мешочка)

Применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение показывается несколько раз. Что бы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают.

В дальнейшем показ используется для создания зрительных представлений об отдельных элементах техники упражнения. И перед показом детям сообщают, на какой элемент им следует обращать внимание. По мере усвоения упражнения, прибегают к частичному показу, т.е к показу того элемента техники, который осваивается на данном занятии. Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно – двигательное представление о движении, целесообразно вызывать словом его образ, активируя при этом мышление ребенка.

К показу педагог тщательно готовится. Важно правильно выбрать место, чтобы показываемое упражнение было видно всем детям. Например, общеразвивающие упражнения следует показывать стоя на возвышении и в некотором отдалении от группы, впереди ставить детей маленького роста. Наиболее сложные упражнения (метание, прыжки) следует показывать в разных плоскостях, чтобы создать правильное представление о положении туловища, ног, рук.

В процессе обучения полезно давать детям задание наблюдать за своими товарищами и отмечать качество выполнения упражнений.

К показу упражнений следует привлекать детей т.к пособия могут не соответствовать росту воспитателя (упражнения на гимнастической стенке, подлезание под веревку, пролезание в обруч и т.д.)

Наглядные пособия. (пример использование моделей)

Картины, рисунки, фотографии, кинофильмы используются для уточнения техники физических упражнений и в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на занятиях.

Имитация.

Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы. Дети входят в образ и с удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и тоже движение, что способствует закреплению двигательного навыка.

Зрительные ориентиры.

Предметы, разметка пола побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении. Например, коснуться предмета подвешенного выше поднятых рук, побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту.

Звуковые ориентиры.

Применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а так же для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, не задеть колокольчик). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, бубен, хлопки в ладоши).

Помощь.

Помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения положения отдельных частей тела, для создания правильных мышечных ощущений. Например, помочь выпрямить спину при приседании, преодолеть неуверенность при ходьбе по скамейке, взяв ребенка за руку.

Словесные методы: названия упражнений, описание, объяснения, пояснения, указания, команды, вопросы детям, рассказ, беседа.

Названия упражнений.

Многие упражнения имеют условные названия («насос»,  «ножницы», «гуси шипят»). Воспитатель, показывая и объясняя упражнение, указывает, на какое действие оно похоже, и называет его. После того как упражнение будет освоено, воспитатель только называет его и дети его выполняют. Это позволяет существенно сократить время, затраченное на объяснения.

Описание.

Подробное и последовательное изложение особенностей техники разучиваемого упражнения, сопровождаемое показом. (Например, показывая в замедленном темпе, как надо метать мешочки на дальность правой рукой, воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, как я буду метать мешочек с песком. Вот я взяла мешочек в правую руку и крепко держу его. Встаю около веревки. Правую ногу отставляю назад, немного поворачиваюсь вправо, руку с мешочком опускаю вниз. А теперь смотрю вперед, прицеливаюсь. Затем замахиваюсь, отвожу руку с мешочком и отставляю ногу как можно дальше назад, бросаю мешочек изо всех сил, а что бы не упасть приставляю правую ногу к левой).

Такое описание позволяет словесно обозначить основные элементы техники движений и создать четкое представление о них.

Объяснение.

Используется при разучивании упражнений. Оно должно быть кратким, точным, понятным, образным, эмоциональным. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание.

Пояснения.

Применяется с целью направить на что то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иные стороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает показ упражнения.

Указания.

Применяются для уточнения задания, напоминания как действовать, для предупреждения и исправления ошибок у детей.

Команды. Распоряжения.

Произносимый устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание (Кругом! Смирно!).

Цель команды – обеспечить одновременно начало и конец действия, определенный темп и направление движения. Команда состоит из двух частей: предварительной – что надо делать и каким способом и исполнительной – сигнал к немедленному выполнению действия. (например, при подаче команды «На месте шагом марш!» сначала произносится команда «На месте шагом…» -

предварительная команда, «Марш!» - исполнительная.

При подаче команды воспитатель стоит в положении «смирно». Его уверенной тон, подтянутость, отчетливость команды дисциплинируют, организуют детей, заставляют быстро и четко выполнять задание.

Распоряжения отличаются от команд тем, что формулируются сами воспитателем (К окну – поворот). Они так же подаются в повелительной форме. Распоряжения используются и для выполнения заданий, связанных с подготовкой места для занятий, раздачей и сбором физкультурного инвентаря.

Вопросы к детям.

Побуждают к наблюдательности, активизируют мышление и речь, помогают уточнить представления о движении. (например можно спросить кто умеет делать это упражнение или спросить правила игры, правильно ли выполняются упражнения).

Рассказ.

Используется для создания мотивации к занятию у детей. (например, воспитатель рассказывает о поездке на дачу, а дети выполняют соответствующие упражнения).

Беседа.

Позволяет выяснить интересы детей, их знания правил подвижной игры. Детям же – уточнить, расширить, обобщить знания, представления о технике выполнения упражнения.

Практические методы: повторение упражнений без изменения, с изменением, а так же проведение их в игровой и соревновательной формах.

Повторение упражнений.

Вначале, что бы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения и в целом. На фоне такого целостного выполнения идет освоение техники. Наиболее сложные движения можно расчленить на относительно самостоятельные элементы и, осваивая их в облегченных условиях, постепенно подойти к овладению движением в целом. Так сначала выполняются упражнения в подпрыгивании и доставании подвешенных предметов, в спрыгивании с возвышения, а затем уже прыжки в высоту с разбега.

Проведение упражнений в игровой форме.

Этот метод применяется для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях.

Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки и др.). в игре детям предоставляется возможность творческого решения задач, находчивости в выборе способа действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры побуждают действовать быстрее, более ловко.

Проведение упражнений в соревновательной форме.

При выполнении физических упражнений в соревновательной форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и др.) У детей развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях.

Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения. Проводить соревнования нужно быстро и со всей группой одновременно. Вначале они организуются на правильность выполнения упражнений: кто лучше прыгнет, кто правильнее пройдет по гимнастической скамейке. Затем критериями оценки становятся дальность броска,

высота прыжка, быстрота выполнения упражнения: кто дольше прыгнет, кто больше раз попадет мячом в цель, кто быстрее добежит до флажка. В соревнованиях подводятся индивидуальные и коллективные результаты: кто раньше дойдет до середины, чей отряд скорее соберется.

  1. Соотношение методов и приемов на разных этапах обучения. (слайд 7)

Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений.

На первом этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, что бы создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используются показ, объяснения и практическое опробование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику и мышечными ощущениями.

Чем дети младше, тем меньшим запасом двигательных представлений обладают и тем большее место в создании этих представлений занимает показ. С увеличением двигательного опыта у детей шире используются объяснения.

На втором этапе углубленного разучивания движения большее место занимают имитация, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные методы используются в виде коротких указаний.

Хороший эффект при отработке отдельных элементов техники дают упражнения, выполняемые без контроля зрения, на основе мышечных ощущений.

Задача третьего этапа – закрепление навыка и совершенствования техники, а так же выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом упражнения проводятся в игровой и соревновательной форме.

В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.

Слайд 8 «Спасибо за внимание!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов «Двигательные умения и навыки» Составила : воспитатель первой квалификационной категории Быкова Светлана Александровна г. Орск, 2023 МДОАУ «Детский сад 147 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников г.Орска»

Слайд 2

Двигательное умение – э то способность неавтоматизированно управлять движениями . Двигательный навык - это авоматизированный способ управления движениями.

Слайд 3

Этапы обучения. первоначальное заучивание углубленное заучивание закрепление навыка и совершенствование техники создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). создать правильное представление о каждом элементе техники движения, умение четко и слитно выполнять их. закрепление приобретенного умения в навык, а так же выработка умения применять его в различных условиях (в соревнованиях, игре).

Слайд 4

Формирование двигательных навыков Положительный перенос Отрицательный перенос - такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. - такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.

Слайд 5

Принципы обучения. Принцип сознательности и активности. Дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания. Принцип наглядности Показ упражнений, и спользование наглядных пособий (модели), и митации зрительных и звуковых ориентиров (бубен) Принцип доступности и индивидуализации. Включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены ребенком, без нарушения оздоровительного эффекта занятий. Принцип систематичности. Проведение занятий через такой промежуток времени, что бы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения. Принцип прогрессирования В процессе физического воспитания постепенно повышаются требования, ставятся более трудные задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок.

Слайд 6

Методы обучения физическим упражнениям Наглядные методы Словесные методы Практические методы Показ упражнений Наглядные пособия Имитация Зрительные ориентиры Звуковые ориентиры Помощь Названия упражнений Описание Объяснение Пояснения Указания Команды Вопросы к детям Рассказ Беседа Повторение упражнений без изменения, с изменением, а так же проведение их в игровой и соревновательной формах.

Слайд 7

Соотношение методов и приемов на разных этапах обучения. Первый этап: показ , объяснения и практическое опробование. На втором этапе большее место занимают имитация, зрительные, звуковые ориентиры . На третьем этапе – упражнения проводятся в игровой и соревновательной форме.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"

  Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Знания, умения и навыки по технике рисования, лепки, аппликации»

Материал из личного опыта работы. Он аппробирован среди коллег и родителей. Также я хочу предоставить конспекты НОД....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Закрепление речевых умений и навыков дома"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ "Закрепление речевых умений и навыков дома"...

Консультация для педагогов "Формирование двигательных умений и навыков в лепке"

Развитие творческих способностей ребенка - одна из важнейших задач при развитии личности ребенка. Но не все знают, как важны для малышей занятия лепкой....

Консультация для педагогов «Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»

«Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»...

Консультация для родителей "Развитие коммуникативных умений и навыков детей 4-5 лет"

Развитие коммуникативных умений и навыков детей 4-5 лет...

Консультация для родителей «Умения и навыки детей 2 – 3 лет.»

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.Общение у детей 2 – 3 лет носит ситуативно-лич...