Упражнения и игры со скакалкой
картотека по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Климова Галина Владимировна

Комплексы упражнений с короткой и длинной скакалкой. Игры со скакалкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_skakalki.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и игры со скакалкой

Не будет преувеличением сказать, что упражнения и игры со скакалкой являются очень популярными с самого детства, уступая по популярности разве только играм с мячом.

Запомните, скакалка была верным спутником многих детей. И если мы сейчас все реже видим игры со скакалкой ребят, то это не ее вина, а наша беда.

Упражнения со скакалкой, не требующие специальных площадок и оборудования, имеют большое значение для физического развития и укрепления здоровья детей.

Кроме развития костно-мышечной системы, также оказывает укрепляющее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, вырабатывает легкость движений, чувство ритма и выносливости.

Упражнения со скакалкой развивают ловкость, координацию, ритмичность движений (при подскоках). Особое влияние они оказывают на укрепление кистей и формирование стопы (в упражнениях босиком в И.П., наступая на скакалку, захватывая пальцами ног скакалку и т.п.). Если скакалка натягивается в прямых руках, перетягивается из одной руки в другую (при поворотах, боковых наклонах) или друг к другу (в парах), то такие упражнения хорошо развивают силу.

В программу подготовки к ответственным соревнованиям многих известных спортсменов по самым разным видам спорта обязательно включаются упражнения со скакалкой.

Различают прыжки через короткую и длинную скакалку.

Короткую скакалку индивидуально подбирают для ребенка, определяя ее длину следующим образом: зажав концы скакалки в кулачки, ребенок наступает ногами на скакалку, а потом, согнутыми в локтевых суставах руками, доводит скакалку до уровня плеч.

Длинная скакалка не должна быть легкой: ее толщина составляет 10-12 мм, а длина – 4-6 метров.

При обучении прыжкам с короткой скакалкой нужно учитывать сложности в начале обучения. Ребенку необходимо освоить согласованность движений: круговые – руками и вертикальные - ногами.

Овладев этими навыками, ребенок может переходить к усложнению прыжков: прыгать на месте или с продвижением вперед, вращая скакалку кистями и предплечьями рук. Плечи при этом не двигаются.

Первые невысокие прыжки не требуют сильного отталкивания (подпрыгивания). Ноги при приземлении сгибают настолько, чтобы выполнить следующий подскок, носки после отталкивания вытянуты, корпус прямой.


Комплекс упражнений с короткой скакалкой

в период обучения

  1. Обучение перешагиванию и перепрыгиванию через неподвижную скакалку, касающуюся пола или земли:
  • ребенок держит скакалку перед собой и делает через нее шаг (начиная с правой или левой ноги);
  • когда скакалка оказывается сзади, он вращательным движением рук перекидывает ее через голову и вновь перешагивает через нее;
  • то же, но ребенок перепрыгивает через нее на двух ногах (упражнение повторять 10 – 15 раз, доводя движения до автоматизма).
  1. Обучение ребенка перешагивать и перепрыгивать через качающуюся скакалку, находящуюся на уровне 2 – 5 см от пола или земли:
  • ребенок держит перед собой скакалку и перешагивает через нее сначала вперед, а потом назад;
  • то же, но ребенок перепрыгивает через скакалку вперед-назад (упражнение повторять 5 – 10 раз).
  1. Обучение перешагиванию и перепрыгиванию через неподвижную скакалку с разбега:
  • ребенок пробегает 3 – 4 шага, держа в руках скакалку, находящуюся сзади, останавливается, перебрасывает ее через голову, чтобы скакалка была неподвижна перед ним на полу или на земле, а затем перешагивает через нее;
  • то же, но ребенок перепрыгивает через скакалку на двух ногах (упражнение повторять 6 – 10 раз).
  1. Обучение прыжкам со скакалкой:
  • прыжки через вращающуюся скакалку, отталкиваясь одновременно обоими слегка согнутыми в коленях ногами;
  • прыгать через вращающуюся скакалку, перепрыгивая с одной ноги на другую;
  • то же упражнение, но с подскоками на двух ногах между прыжками.

По мере освоения прыжков увеличивается скорость вращения скакалки. Упражнения повторяются в течение 1 – 2 минут.

  1. Обучение бегу со скакалкой:
  • вращая скакалку кистями рук, ребенок продвигается вперед, перепрыгивая через скакалку то одной, то другой ногой.

Упражнение проводят в течение 1 – 2 минут.


Комплекс упражнений с длинной скакалкой

 в период обучения

        Длинную скакалку вращают двое детей или один конец привязывают к вертикальной стойке, а второй вращается ребенком, пока другие дети совершают прыжки.

        Обучения прыжкам через длинную скакалку проводится примерно в том же порядке, что и через короткую:

  1. Перешагивание и перепрыгивание через неподвижную скакалку, находящуюся на уровне 2 – 5 см над уровнем пола или земли:
  • ребенок перешагивает вперед и назад через скакалку;
  • ребенок перепрыгивает вперед и назад через скакалку;
  • ребенок пробегает 3 – 4 шага до скакалки, а затем перешагивает через скакалку вперед и назад;
  • ребенок пробегает 3 – 4 шага до скакалки и перепрыгивает с одной ноги на другую в обе стороны.

Каждое упражнение повторяется 6 – 10 раз.

  1. Перешагивание и перепрыгивание через мерно качающуюся скакалку на уровне 2 – 5 см над полом или землей:
  • ребенок перешагивает через качающуюся скакалку вперед и назад;
  • ребенок перепрыгивает вперед и назад;
  • ребенок с разбега в 3 – 4 шага перешагивает через скакалку вперед-назад;
  • ребенок с разбега в 3 – 4 шага перепрыгивает через скакалку вперед-назад;

Упражнения повторяются по 6 – 10 раз.

  1. Пробегание под скакалкой – длинная скакалка равномерно вращается, не касаясь земли, назад по отношению к ребенку (от затылка к пяткам). Задача ребенка – пробежать вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, когда она поднимается вверх.

Упражнение повторяется 6 – 10 раз.

  1. Прыжки – ребенок вбегает под равномерно вращающуюся длинную скакалку, перепрыгивает через нее и выбегает.

Упражнение повторяется 6 – 10 раз.

                Освоив эти азы, со временем дети (в зависимости от физических данных, возраста и приобретенного умения) могут вносить много элементов в прыжки со скакалкой: с короткой – прыжки со скрещенными ногами, прыжки в полуприседе, прыжки с вертикальным вращением туловища на 180° и 360°, прыжки, держа оба конца скакалки в одной руке и описывая скакалкой круг по земле, прыжки в паре, стоя лицом или в затылок друг другу. Так же возможны и другие варианты прыжков через короткую скакалку.

        Разновидности прыжков можно привести и с длинной скакалкой: прыжки на счет с ускорением и с замедлением вращения, прыжки с поворотом тела вокруг вертикальной оси во время прыжка, прыжки с одновременным подбрасыванием небольшого мячика, прыжки одновременно через короткую и длинную скакалки, групповые прыжки (по 2 – 3 человека одновременно) и др.


Игры со скакалкой

«Кто дальше?..» («Кто быстрее?..)

                Цель игры: освоение ребенком бега со скакалкой.

                На игровой площадке проводится линия. Одновременно могут участвовать   2 –  4 ребенка с короткими скакалками.

                По первому сигналу воспитателя они начинают бег, прыгая через скакалку через каждый шаг, а по второму сигналу (через 1 – 1,5 минуты) останавливаются. Побеждает ребенок, который оказался впереди.

                 Вариант игры: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4 – 3 м (в зависимости от возраста и умения детей): линии старта и финиша.

                У линии старта стоят 2 – 4 ребенка со скакалками, которые начинают по сигналу воспитателя бег. Побеждает ребенок, который первым пересечет линию финиша.

«Кто больше?..»

                Цель игры: обучение прыжкам через короткую скакалку на двух ногах.

                Дети по очереди прыгают через короткую скакалку на двух ногах, а воспитатель считает прыжки до первой ошибки. При хорошей подготовке детей воспитатель считает число прыжков за единицу времени (1 – 1,5 минуты).

                Кроме количества прыжков, воспитатель оценивает качество прыжков.

«Имена»

                Цель игры: одновременно с прыжками через скакалку развитие внимательности ребенка.

                Дети по очереди прыгают через короткую или длинную скакалку одновременно, начиная с первого прыжка говоря: «Я знаю имена мальчиков: Коля, Витя, Ваня, Гриша … и т.д.». Или: «Я знаю имена девочек: Люда, Валя, Зина и т.д.». Побеждает ребенок, назвавший больше имен без повторений.

                Вариант игры: число имен мальчиков или девочек можно ограничить числом 10. При запинке или повторении имени игрок выбывает из дальнейшей игры. Воспитатель определяет победителя игры.


Веревка

        Для занятий с детьми может быть использована любая веревка, но лучше всего пользоваться пеньковой веревкой длиной 2,5м. с небольшим утолщением в середине и узлами на концах.

        Иногда применяется 6–8–метровая толстая веревка (канат), которая должна быть, по возможности, одинаковой толщины (диаметр 2,5 см).

         Упражнения с веревкой укрепляют мышцы ног и туловища и способствуют развитию ловкости, смелости.

Упражнения для укрепления мышц ног

Захватить веревку пальцами ног

        Сидя на табурете или скамейке, это упражнение выполнять легче, так как при этом проще сохранять равновесие.

        Собрать веревку, лежащую на полу. Ребенок пытается сделать это всей ногой.

        Лучше это проделать пальцами ноги. Если упражнение выполняется стоя, колени не должны быть направлены внутрь, чтобы внутренний свод стопы не напрягался.

Поднять и передать

        Поднять веревку пальцами ног. Это упражнение способствует укреплению мышц стопы. Его можно выполнять с палочками, камешками, песком, травой и т.п.

Когда дети уже научились брать и поднимать веревку пальцами ног, они могут и передавать ее друг другу ногами. Передача веревки руками является здесь подготовительным упражнением.

Два прыжковых упражнения

Прыжком из круга.

Прыжок вправо и влево через веревку (зигзагом).

Прыжки с сомкнутыми ногами особенно укрепляют мышцы ног. Следить за тем, чтобы приземление было мягким. Лучше всех выполняет упражнение тот ребенок, который прыгает совершенно  бесшумно.

Упражнения для укрепления мышц туловища

На четвереньках вперед и в сторону

На четвереньках вдоль веревки.

На четвереньках вперед  между параллельно положенными веревками. При таком расположении веревок на сравнительно небольшой площадке может одновременно упражняться несколько детей. Стопу ставить параллельно веревке.

На четвереньках вперед через веревки. Веревок касаться нельзя. Это упражнение укрепляет мышцы туловища и плечевого пояса.

Эффективность упражнения возрастает, если дети, ползая, стараются поймать веревку, которую тянет воспитатель.


Проползти под веревкой

С круглой спиной это не получится, ребенок заденет веревку.

Веревку следует натянуть туго, дети не должны ее касаться.

Проползти под веревкой на животе и на коленях, прижавшись к полу.

Перешагнуть через веревку, опираясь на руки

Сначала ребенок переносит через веревку руки и наклоняется вперед, затем, опираясь на руки, перешагивает через веревку (ноги, по возможности, прямые).

Ноги в круг и из круга

Дети сидят снаружи веревочного круга, опираясь на руки (ноги согнуты и пальцами касаются веревки). Затем разгибают ноги и, перенося их через веревку, опускают.

Чем бесшумнее опускаются ноги на пол, тем сильнее участвуют в работе мышцы брюшного пресса. Спину держать прямой.

Вдоль веревки вперед, держась за нее

Чтобы дотянуться до веревки, ребенок должен подняться на ноги и хорошо вытянуться. Упражнение укрепляет мышцы спины и улучшает осанку. Воспитатель должен следить за тем, чтобы при выполнении этого упражнения дети не допускали типичных нарушений осанки: не опускали голову, не слишком наклонялись вперед.

Высоко поднять веревку

Присесть и поднять веревку одной рукой.

Лучше если смотреть на веревку, так как положение будет более естественным.

Стоя на носках, высоко поднять веревку над головой; туловище должно быть вытянуто.

Поднять веревку и положить

Сидя, поднять веревку над головой на прямых руках (руки и голову не отводить назад).

Положить веревку на пол близко к пяткам, ноги прямые (наклоняться и выпрямляться в быстром темпе).

Натянуть веревку

Стоя на коленях, высоко поднять руки.

Стоя, хорошо вытянуться и высоко поднять руки (не допускать основные ошибки: голова слишком откинута, чересчур напряженное положение тела, сильно прогибаться).

Стоя на коленях высоко поднять веревку

Держать руки и голову прямо, смотреть на веревку (не отклоняться сильно назад).

Высоко поднять веревку и положить ее на пол

Из положения, сидя высоко поднять веревку и смотреть на нее. Следить за правильным положением ног.

Приседая, положить веревку на пол. Колени сомкнуты.

Лежа на животе, поднять веревку

Дети лежат на животе и держат веревку, им помогают товарищи, прижимая их голени к земле. Выполняющие упражнение должны хорошо прогнуться. Такое положение сохранять недолго и чередовать его с расслаблением.

Перетягивание веревки

Перед выполнением этого упражнения детям нужно сказать, почему выпускать веревку опасно. Это упражнение следует проводить в пустом помещении, так как дети могут удариться о посторонние предметы. При проведении упражнения в средней группе воспитатель помогает (при неравных силах) слабейшей стороне, чтобы дети не падали.

Упражнения в равновесии

Пройти по веревке вперед

На четвереньках вдоль веревки

Руки поочередно переставлять вперед по веревке, ноги слева и справа от веревки, пальцы ног должны быть направлены вперед.

Ноги ставятся на веревку, а руки слева и справа от веревки. Следить за тем, чтобы ноги не соскальзывали с веревки (ставить и руки, и ноги на веревку очень трудно).

Эти упражнения укрепляют мышцы ног и туловища и способствуют развитию чувства равновесия.

Через веревку

С мячом в руке перешагнуть через веревку – это требует ловкости и сосредоточенности. Сначала мяч можно держать в согнутой руке, а затем в вытянутой.

Все дети одновременно перешагивают через веревку. Это надо делать осторожно, чтобы не коснуться веревки и не помешать соседу.

Упражнения в ловкости и смелости

Бежать парами вдоль веревки.

Обегать веревку друг за другом.

Веревки можно положить в одну линию, параллельно или по кругу, их можно натянуть по одной или по две (высота может изменяться) и, наконец, веревка может быть натянута и качаться.

Не наступать на веревку

Перешагнуть, пробежать или перегнуть через параллельно лежащие веревки.

Двигаться цепочкой между параллельно лежащими веревками. Упражнение можно усложнить, уменьшив расстояние между веревками.

Около круга и в круг

Прыжком в круг! Дети бегают около веревки, положенной по кругу, и по сигналу вскакивают в круг. Это упражнение хорошо развивает реакцию на звуковой сигнал.

 

Два круговых упражнения для развития ловкости

Сидя с согнутыми ногами (веревка под коленями, ноги между рук), невысоко поднять веревку и выпрямить ноги, не касаясь при этом ногами веревки.

Веревка опущена на прямых руках и натянута по кругу. Перешагнуть через веревку, не опуская ее. Сначала одной ногой в круг и из круга, затем поочередно левой и правой.

Перешагнуть и проползти

Сначала по одному, а затем парами, держась за руки.

Не касаться веревки!

Два прыжковых упражнения

Прыжок (с места) через натянутую веревку; оттолкнуться двумя ногами и мягко приземлиться на обе ноги.

То же, только оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.

Два упражнения с качающейся веревкой

С небольшого разбега перепрыгнуть через качающуюся веревку. Оттолкнуться одной ногой и приземлиться на обе ноги.

Побежать под качающейся веревкой.


Мешочек

        Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре стоит водящий, он вращает по кругу шнур с грузом на конце (мешочек с песком). Играющие внимательно следят за шнуром, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он не коснулся ног. Тот, кто мешочек задел, становится водящим.

        Варианты.

        На площадке нарисован круг, в центре его водящий.

  1. Играющие стоят на расстоянии 3-4 шагов от круга. Водящий вращает  шнур. Как только мешочек доходит до игрока, он подбегает и прыгает через него.
  2. Водящий кружит шнур с мешочком, а дети бегут навстречу и перепрыгивают через него.
  3. Дети делятся на несколько подгрупп, но не более 5 человек в каждой. Встают друг за другом и по очереди перепрыгивают через веревку с мешочком на конце. Тот, кто перепрыгнул, встает последним в своей группе. Если же он за мешочек задел, то выходит из игры. Выигрывает подгруппа, где осталось больше играющих.

        Правило. Вращать шнур с грузом нужно так, чтобы он не касался земли.

        Указания к проведению. Для этой игры нужен шнур длиной 2-3 метра с грузом на конце около 100 грамм. Длину шнура можно увеличивать или уменьшать в зависимости от размера площадки и от количества играющих. При вращении шнура водящий может изменять его высоту.

Колечко

Игра малой подвижности.

        На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать», Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Сли водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.

        Правила.

  1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.
  2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» – с закрытыми глазами.
  3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

        Указания к проведению. Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2-3 водящих.


Упражнения с длинной скакалкой

        Упражнения выполняются с 6-8 метровой веревкой диаметром не менее 1 см. На 6-8 человек занимающихся нужно иметь по одной скакалке-веревке.

        Один конец скакалки закрепляется на ограждении отопительных батарей или на другом предмете или держится занимающимися по очереди (на высоте до 1 м), другой конец в руках воспитателя.

        Расставив занимающихся по отделениям в колонну у каждой скакалки, воспитатель кратко объясняет и показывает первое упражнение. По команде «Начи-най!», начинают выполнять упражнение по одному занимающемуся из каждого отделения. В зависимости от качества выполнения упражнения или других причин воспитатель, объясняет ошибки, предлагает повторить упражнение еще раз или объясняет следующее. Выполнение прекращается по общей команде «Стой!». Помощники воспитателя должны заранее научиться вращать скакалку.

        После выполнения упражнения занимающийся становится сзади своего отделения.

Перешагивание и прыжки

через неподвижно лежащую или висящую скакалку.

  1. И.п. – хорошо натянутые скакалки лежат на полу. Перешагнуть через скакалку любой ногой вперед, в сторону, спиной вперед.
  2. То же, но ногой по назначению.
  3. То же, но с одного, двух, трех шагов.
  4. То же, но вдвоем, втроем, всем отделением.
  5. То же, с дополнительными движениями руками.

        В той же последовательности выполнить перешагивание через скакалку, неподвижно висящую на высоте стопы, голени. Затем перешагивания заменить прыжками толчком одной и двумя ногами и, наконец, прыжками на одной ноге.

Прыжки через качающуюся скакалку

        И.п. – воспитатели покачивают скакалку (размах до 1 метра) на высоте ступни. Занимающиеся выполняют упражнение поочередно с одного, двух, трех шагов.

  1. Произвольно перепрыгнуть через скакалку толчком одной ноги.
  2. Перепрыгнуть через скакалку с разбега толчком одной ноги.
  3. То же после 3, 2, 1 качания скакалки.
  4. То же толчком одной ноги, затем толчком двумя ногами.
  5. То же с дополнительными движениями ногами, руками, поворотами во время прыжка.

        Усложнять упражнение:

  • увеличением высоты скакалки;
  • выполнением упражнения одновременно вдвоем, втроем;
  • разбегом по диагонали;
  • перепрыгиванием через расположенные параллельно 2-3 качающиеся скакалки.


Пробегание под вращающейся скакалкой

        И.п. – скакалка вращается медленно, большими кругами от головы к ногам занимающегося, который становится на расстоянии шага от вращающейся скакалки и начинает быстро бежать следом за скакалкой в тот момент, когда она промелькнет мимо головы.

  1. Пробежать произвольно после любого количества вращений.
  2. Пробежать после 4 вращений.
  3. Пробежать после 3, 2, 1 вращения скакалки.

        Во время пробегания туловище и голову держать прямо (не наклоняться). Пробегание после 3, 2, 1 вращения скакалки требуют большого внимания занимающихся. Чтобы добиться точного выполнения упражнений, можно несколько уменьшить длину скакалки.

        Упражнения усложняются:

  • изменением и.п. рук (на пояс, за спину, к плечам, за голову);
  • хлопками под ногой, впереди, сзади, впереди и сзади;
  • передачами малого мяча из одной руки в другую, подбрасыванием и ловлей мяча ударами о пол;
  • поворотами (в середине пробегания);
  • пробегания правым, левым боком вперед и спиной вперед;
  • пробеганием высоко поднимая колени, сгибая ноги назад, скачками вперед, в сторону;
  • пробеганием по 2-3 человека;
  • пробеганием известными способами через 2-3 скакалки поочередно.

Вбегание под вращающуюся скакалку и прыжки через нее

        И.п. скакалку вращают от головы к ногам занимающегося.

  1. Вбежать следом за скакалкой на место касания ею пола после трех вращений, на четвертое вращение перепрыгнуть через скакалку и тотчас же выбежать вперед. Вначале место, на которое нужно вбегать и где подпрыгивать, обозначается мелом.
  2. То же выполнить после двух вращений, затем на каждое вращение скакалки.
  3. Вбежать, перепрыгнут через скакалку 2, 3, 4 раза и выбежать.

        Упражнение усложняется:

  • изменением и.п. рук;
  • хлопками;
  • подскоками, сгибая ноги, вперед и назад;
  • подскоками с разведением и сведением ног (в стороны, вперед и назад);
  • поворотами на 90° и 180°;
  • движениями рук (вперед, в стороны, за голову и т.д.);
  • движениями рук и поворотами;
  • бросанием и ловлей мяча.

  1. И.п. – скакалку вращают от головы к ногам:
  • вбежать по указанию воспитателя, подпрыгнуть, одновременно поставить правую руку на пояс;
  • подпрыгнуть, поставить левую руку на пояс;
  • подпрыгнуть, опустить руки;
  • подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, выбежать;
  • то же, но подскоки с одной ноги на другую;
  • то же, но подскоки на одной ноге.

        Усложнять упражнение: постепенным изменением темпа вращения скакалки. Вбегание под вращающуюся скакалку и прыжки через нее могут выполнять одновременно двое, трое. Для этого воспитателю нужно отойти назад на 1-2 шага и увеличить длину вращающейся скакалки.

  1. И.п. – скакалку вращают от ног к голове. Вбегать нужно в момент, когда скакалка промелькнет мимо головы. Момент вбегания почти совпадает с первым подскоком.
  2. И.п. – скакалку вращают от головы к ногам. Первый вбегает, делает четыре подскока и выбегает. Второй и последующие повторяют то же без единого промежуточного вращения скакалки.
  3. И.п. – то же. Первый вбегает, делает два подскока и выбегает. То же повторяют все занимающиеся поочередно без промежуточных вращений.
  4. И.п. – то же. Первый перепрыгивает через скакалку и выбегает. В момент выбегания первого вбегает следующий и т.д.

        Три предыдущих упражнения можно выполнить парами, вбегая и выбегая по диагонали под углом 45° к скакалке.

  1. Первый, второй, третий поочередно вбегают и, выполнив соответствующее количество подскоков, поочередно выбегают.
  2. Первый, второй, третий, четвертый поочередно вбегают и после подскоков поочередно выбегают.
  3. Первые трое поочередно вбегают и одновременно выбегают.
  4. Первые трое одновременно вбегают, делают три подскока и поочередно выбегают.
  5. Двое одновременно вбегают и, сделав определенное количество подскоков, выбегают.

        То же выполнить втроем, вчетвером.

  1. Двое одновременно вбегают, делают три подскока с поворотом на 180° и одновременно выбегают спиной вперед.

        То же, но и вбежать спиной вперед.

        Усложнять упражнение:

  • подскоками, держась за руки;
  • подскоками в полу приседе и в приседе;
  • подскоками с ловлей малых мячей, брошенных прыгающими партнерами.


Комплексы упражнений со скакалкой

для занятий и утренней гимнастики

Старший возраст

                Комплекс 1

  1. И.п. – О.с.: вдвое сложенная скакалка в опущенных руках: 1 – руки с натянутой скакалкой к груди; 2 – руки вверх; 3 – к груди; 4 – и.п.

        Повторить 6-8 раз.

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки со скакалкой за спиной: 1-3 – пружинящий поворот в сторону – выдох; 4 – и.п. – вдох. То же в другую сторону. Повторить 4-5 раз в каждую сторону.
  2. И.п. – О.с.: руки со скакалкой внизу: 1 – присесть, разводя колени, руки вверх; 2 – и.п. Повторить 6-8 раз.
  3. И п.: ноги на ширине плеч, стоя на скакалке, концы скакалок в опущенных руках: 1 – резкий наклон вперед, отводя руки назад-вверх; 2 – и.п. Наклоняясь, делать выдох, выпрямляясь – вдох. Повторить 6-8 раз.
  4. И.п. – ноги слегка расставлены, скакалка, сложенная вдвое, в опущенных руках: 1-2 – перенести одну ногу через натянутую скакалку; 3-4 – обратное движение – и.п. То же другой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
  5. И.п. – О.с.: скакалка, сложенная вдвое, внизу: 1-2 – поднимая прямые руки вверх, опустить их за спиной; 3-4 – обратное движение. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.
  6. И.п. – ноги слегка расставлены, скакалка, сложенная вдвое, в одной руке. Вращая скакалку параллельно полу, перепрыгивать через нее.

                Комплекс 2

  1. И.п. – О.с.: сложенная скакалка в одной руке: 1-6 – прямой рукой вращать скакалку в боковой плоскости; 7-8 – опустить руку и переложить скакалку в другую руку. Повторить 3 раза.
  2. И.п.: ноги на ширине плеч, скакалка на плечах: 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – и.п. То же, в другую сторону. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.
  3. И.п.: одна нога на скакалке, находящейся в опущенных руках: 1-2 – поднимать прямую ногу вверх, натягивая скакалку; 3-4 – и.п. Опорную ногу не сгибать, поднимать как можно выше. Повторить упражнение 5-6 раз одной ногой, затем поменять ее.
  4. И.п.: стоя на коленях, скакалка, сложенная вдвое, в опущенных руках: 1-2 – прямые руки вверх-назад, коснуться ступней ног, прогибаясь в спине; 3-4 – и.п. Повторить 5-6 раз.
  5. И.п.: лежа на спине, скакалка, сложенная вдвое, на бедрах: 1-2 – поднимая прямые ноги вверх, коснуться скакалкой ступней ног; 3-4 – и.п. Повторить 5-6 раз.
  6. И.п.: ноги слегка расставлены, скакалка, сложенная вдвое, в правой руке. Подпрыгивая на двух ногах на месте, вращать скакалку в боковой плоскости.

                Комплекс 3

  1. И.п. – О.с.: скакалка, сложенная вдвое, внизу: 1 – руки вверх, посмотреть на руки; 2 – скакалку на лопатки за спину; 3 – руки вверх; 4 – и.п. Повторить упражнение 5-6 раз.
  2. И.п.: ноги слегка расставлены, сложенная скакалка в прямых руках за спиной: 1-2 – наклон вперед, прогибаясь в спине, руки назад-вверх; 3-4 – и.п. Повторить 6 раз. Голову не опускать.
  3. И.п.: стоя на коленях, руки со скакалкой вверху: 1 – сесть на пятки, одновременно руки опустить за плечи; 2- и.п. Повторить 5-6 раз.
  4. И.п.: лежа на животе, скакалка сложенная вдвое, в прямых руках: 1-3 – прогибаясь назад, поднять скакалку вверх; 4 – и.п. Повторить 5-6 раз.
  5. И.п.: сидя, ноги прямые вместе, скакалка, сложенная вдвое, за головой: 1 – наклон вперед, коснуться скакалкой носков ног; 2 – и.п. При наклоне – выдох, при выпрямлении – вдох. Повторить 6-8 раз.
  6. И.п.: стать боком к лежащей на полу скакалке. Прыжки на двух ногах через скакалку, чередуя с ходьбой.


Комплексы упражнений со скакалкой

для занятий и утренней гимнастики

Подготовительная к школе группа

                Комплекс 1

  1. И.п. – О.с.: скакалка, сложенная вдвое, за спиной: 1-2 – руки назад, поднимаясь на носки; 3-4 – и.п. Повторить 10 раз.
  2. И.п.: ноги врозь, скакалка, сложенная вчетверо, в опущенных руках: 1 – скакалку вверх; 2 – поворот вправо (влево); 3 – прямо; 4 – и.п. Ноги не сгибать, не сдвигать. Повторить по 6 раз.
  3. И.п.: правая нога впереди на середине скакалки, концы натянутой скакалки в согнутых руках: 1-2 – руки вверх, правую ногу согнуть в колене, вверх; 3-4 – и.п. То же, другой ногой. Сохранять устойчивое положение, повторить 6-8 раз.
  4. И.п. – О.с.: скакалка, сложенная вчетверо, в руках сзади: 1-2 – руки назад; 3 – несколько пружинистых наклонов вперед, опуская скакалку до середины голени, притягивая туловище к ногам; 4 – и.п. Повторить 6 раз.
  5. И.п.: сидя, ноги вперед, скакалку, сложенную вдвое, зацепить за ступни и натянуть. Наклон назад, ноги прямые вперед, покачаться (четыре раза) – пауза. Повторить 3-4 раза.
  6. И.п. – О.с.: скакалка, сложенная вчетверо, за плечами: 1-2 – правую ногу на носок в сторону и одновременно наклон, скакалку натянуть вверх; 3-4 – и.п. То же, в другую сторону, отставляя другую ногу. Голову не опускать. Повторить по 6-8 раз.
  7. И.п.: то же, скакалка сзади, держать за концы. Прыжки на двух ногах на месте через вращающуюся скакалку. Повторить 3 раза по 20 прыжков, чередуя с ходьбой.
  8. Повторение первого упражнения в медленном темпе. Повторить 6 раз.

                Комплекс 2

  1. И.п.: ноги врозь, ступни параллельно, скакалка, сложенная вдвое, в руках за спиной: 1-2 – поднимаясь на носки, скакалку вверх; 3-4 – и.п. Повторить 10 раз.
  2. И.п.: ноги на ширине плеч, сложенная вдвое скакалка на шее: 1 – поворот вправо (влево), правую (левую) руку в сторону; 2 – и.п. Повторить по 5 раз.
  3. И.п. – О.с.: скакалка, сложенная вдвое, в руках: 1 – скакалку вверх за плечи; 2 – присесть с прямой спиной;; 3 – встать, скакалка за плечи; 4 – и.п. Повторить 8 раз.
  4. И.п.: ноги шире плеч, стоять на скакалке, концы ее в руках: 1 – наклон вперед, левым кулаком коснуться носка правой ноги, правую руку с натянутой скакалкой назад; 2 – и.п. То же, наклон к левой ноге. Повторить по 4-5 раз.
  5. И.п.: лежа на спине, скакалка, сложенная вдвое, в руках: 1 – скакалку вверх; 2 – согнуть ноги, продеть над скакалкой; 3-4 – вниз, ноги прямые, поверх скакалки. То же, ноги продеть под скакалкой. Повторить 8 раз.

  1. И.п. – О.с.: скакалка сзади, держать за концы. Прыжки на месте через вращающуюся скакалку на одной, другой ноге, поочередно. Повторить 2 раза по 30 прыжков, чередуя с ходьбой.
  2. Повторение первого упражнения в медленном темпе – 6 раз.

                Комплекс 3

  1. И.п.: ноги вместе, скакалка, сложенная вдвое, в руках: 1-2 – скакалку вверх – вдох; 3-4 – скакалку за плечи, присесть неглубоко на всей ступне, сгруппироваться, голову вниз, соединить концы скакалки – выдох. Повторить 10 раз.
  2. И.п.: ноги слегка расставить, сложенная вдвое скакалка на шее, руки согнуты: 1-2 – наклон вправо, опуская правую руку; 3-4 – и.п. То же, наклон влево. Повторить по 5 раз.
  3. И.п.: ноги врозь, правая нога впереди на скакалке, натянутой в руках (оставшиеся концы навернуть на ладони). 4-7 раз правую прямую ногу с оттянутым носком вверх-вниз, придерживая скакалкой, спина прямо – пауза, сменить ногу. То же, левой ногой. Повторить 3-4 раза.
  4. И.п.: стоя на скакалке, ноги на ширине плеч, скакалка в руках: 1-2 – наклон вперед, руки назад, натягивая скакалку, голова прямо; 3-4 – и.п. Повторить 8 раз.
  5. И.п. – О.с.: стоять на скакалке, концы ее в опущенных руках, скакалка под носками: 1-2 – присесть на носках, разводя колени, спину прямо, скакалку натянуть в стороны; 3-4 – и.п. Повторить 10 раз.
  6. И.п.: то же, скакалка, сложенная вдвое, в руках: 1 – скакалку вверх; 2 – скрестный поворот на 180°; 3-4 – и.п. То же, поворот влево. Повторить по 5 раз.
  7. И.п. – О.с.: скакалка сзади, держать за концы. Прыжки на месте через вращающуюся скакалку поочередно на правой и левой ноге. Повторить 2 раза по 30 прыжков, чередуя с ходьбой.

                Упражнения для рук и плечевого пояса:

        При отведении рук в стороны, круговых движениях рук наряду с мышцами плечевого пояса и рук в работу включаются мышцы, укрепление которых улучшают дыхательную функцию.

        Упражнения для рук и плечевого пояса влияют на подвижность грудной клетки, суставов верхних конечностей, укрепление связочного аппарата, стимулируют обменные процессы, содействуют развитию силы.

        Упражнения для кистей рук (сжимание и разжимание кулаков, вращение кистей рук) укрепляют мелкие мышцы, активизируют кровообращение, повышают тонус коры головного мозга.

                Упражнения для туловища:

        Упражнения для туловища и шеи влияют на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, так как способствуют растягиванию связок, а это в свою очередь определяет анатомическую подвижность суставов.

        Упражнения с наклонами вперед и в стороны помогают добиться нормального поясничного изгиба. Особенно полезны упражнения из И.П.: лежа на спине и на животе, так как позвоночник освобожден от тяжести тела и можно избирательно укреплять мышцы спины и брюшного пресса, не нагружая позвоночник.

        В упражнениях с наклонами, при сгибании и выпрямлении туловища из исходного положения, лежа на спине, укрепляются мышцы брюшного пресса, что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы слабы, поэтому такие упражнения для них очень полезны.

        Боковые наклоны даются детям ограниченно, так как при слабости мышц и наличии небольшого сколиоза они могут усилить искривление позвоночника.

        Упражнения для шеи и туловища выполняются в различных пространственных соотношениях, поэтому они оказывают воздействие на развитие координации, пространственных ориентировок.

        Повороты, вращение, необычные положения частей тела по отношению к его центру тяжести активизируют работу вестибулярного аппарата, что улучшает функцию равновесия.

        В некоторой степени упражнения для туловища влияют и на укрепление мышц, участвующих как вспомогательные в дыхании: при боковых поворотах, наклонах в стороны и вперед нагрузку получают косые мышцы живота, зубчатые мышцы.

                Упражнения для ног:

        Упражнения для ног укрепляют связки и мелкие мышцы стопы, развивают ее гибкость.

        Особенно полезны различные движения стопой, любые движения ног с оттянутыми носками, приседания.

        При поднимании ног из исходного положения сидя, лежа значительную нагрузку получают мышцы брюшного пресса.

        Статические упражнения, махи руками, ногами с опорой и без опоры способствуют развитию функции равновесия.

        Многие упражнения для ног, в особенности дозированные приседания и прыжки, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают физиологическую нагрузку, улучшают процессы обмена.


Упражнения с длинной веревкой

        В практике работы детских садов довольно часто используются в качестве пособий длинная и короткая веревки.

        Упражнения с длинной веревкой проводятся одновременно со всей группой. Они приучают детей к совместным действиям.

        Для выполнения упражнений длинная веревка, связанная за концы, обычно раскладывается на полу по кругу. Дети становятся в круг. По сигналу воспитателя они поднимают веревку с пола двумя руками, выпрямляются, опускают руки. Руки держат на ширине плеч, чтобы удобно было проделывать упражнения.

        Для выполнения некоторых упражнений дети становятся боком к веревке и держат ее одной рукой.

        Длина веревки зависит от количества занимающихся детей: на каждого ребенка должно приходиться не менее 70-80 см веревки.

        С длинной веревкой могут проводиться сгибания, разгибания рук, наклоны, приседания, перешагивания, перепрыгивания и другие упражнения (из исходного положения стоя, сидя и лежа.

        Составляя упражнения с длинной веревкой, воспитатели могут ориентироваться на основные общеразвивающие упражнения  с палками и обручами.

        При разучивании упражнений с длинной веревкой воспитатель чаще всего пользуется словесными объяснениями и указаниями или показывает упражнения с короткой веревкой или палкой.

        Наблюдая за тем, как дети выполняют упражнения, нельзя находиться внутри круга (в этом случае часть детей не будет попадать в поле зрения воспитателя).

        Упражнения с длинной веревкой могут выполняться и небольшими группами, примерно по 6-10 человек, не только в кругу, но и в шеренгах. В этом случае концы веревки не связываются.

Упражнения с короткой веревкой

        Общеразвивающие упражнения с успехом можно проводить с обычной короткой веревкой (длина = 70-80 см, толщина = 1 см).

        Ребенок берет такую веревку двумя руками ближе к концам и принимает необходимое для выполнения упражнения исходное положение.

        С короткой веревкой дети могут проделывать все упражнения, как и с гимнастическими палками. Во время наклонов, поворотов, приседаний, разнообразных движений руками веревку надо натягивать, иначе она будет провисать и, стало быть, не будет способствовать увеличению амплитуды движений. Имеется ряд специфических упражнений с короткой веревкой. Некоторые из них очень полезны для развития мышц кисти и стопы.

        Перечислим примерные из них: стоя или сидя складывать веревку пополам, вчетверо, раскладывать ее; скатывать веревку в клубок, скручивать ее жгутом; собирать разложенную на полу веревку пальцами ног; перекладывать с места на место, расправлять ее на полу тоже при помощи ног.

        При упражнениях с короткой веревкой производятся также действия с сопротивлением – перетягивание веревки в парах. Это упражнение рекомендуется только для старших дошкольников.


Упражнения с длинной веревкой

(с длинной веревкой одновременно выполняют упражнения по 6 – 10 детей)

        Упражнения 1 – 2. И.п.: стать в круг, в руках веревка. В.: поднять веревку вверх, посмотреть на нее. Опустить веревку.

        Поднять веревку вверх, посмотреть на нее, одновременно подняться на носки. Опустить веревку, стать на всю ступню.

        Упражнение 3. И.п.: стать в круг, веревку держать у груди. В.: поднять веревку вверх, опустить ее на грудь.

        Упражнение 4. И.п.: стать в круг в затылок друг другу, веревку поднять вверх. В.: перебирая руками, передавать веревку по кругу вперед и назад.

        Упражнение 5. И.п.: стать в круг, веревку держать на уровне пояса. В.: свободно держа веревку левой рукой, передвигать ее вправо по кругу, перебирая правой рукой.

        Делать то же в левую сторону, перебирая левой рукой.

        Упражнение 6. И.п.: стать в круг, веревку опустить. В.: положить веревку на пол, встать, выпрямиться. Присесть, взять веревку с пола, поднять ее над головой и снова опустить вниз.

        Упражнение 7. И.п.: стать пятки вместе, носки врозь, веревку опустить. В.: присесть, широко развести колени, веревку поднять вперед. Встать, опустить веревку.

        Упражнение 8. И.п.: стать ноги вместе, веревку держать на уровне пояса. В.: поднять правую (левую) ногу, согнуть ее в колене, коснуться коленом веревки, приставить ногу.

        Упражнение 9. И.п.: стать в круг (веревка лежит на полу). В.: перепрыгивать через веревку в круг и из него (прямо, боком, с поворотом на прыжке).

        Упражнение 10. И.п.: стать ноги широко врозь, веревку опустить. В.: наклониться вперед, положить веревку на пол, выпрямиться. Наклониться, взять веревку, выпрямиться.

        Упражнение 11. И.п.: стать боком к веревке, ноги широко расставить, веревку держать в правой (левой) руке внизу, другую (свободную) руку положить на пояс. В.: наклониться в левую (правую) сторону, поднять веревку вверх. Выпрямиться, опустить веревку.

        Упражнение 12. И.п.: стать в круг, веревку опустить. В.: перешагнуть через веревку правой и левой ногами в круг и из него, не выпуская веревки из рук, выпрямиться.

        Упражнения 13 – 14. И.п.: стать на колени, веревку опустить. В.: поднять веревку вверх, посмотреть на нее, опустить.

        Наклониться вперед-вниз, положить веревку на пол подальше от себя, выпрямиться.

        Наклониться, взять веревку, выпрямиться.

        Упражнения 15 – 16. И.п.: сесть на пол, ноги скрестить «калачиком», веревку держать в руках. В.: поднять веревку вверх, посмотреть на нее. Опустить веревку.

        Наклониться вперед, положить веревку на пол впереди себя как можно дальше, сесть прямо.

        Наклониться, взять веревку, поднять ее вверх. Вернуться в исходное положение.


        Упражнения 17 – 20. И.п.: сесть на пол, ноги вытянуть, веревку держать в руках. В.: наклониться вперед, достать веревкой носки ног. Сесть прямо, поднять веревку вверх. Опустить веревку.

        Согнув, приподнять и перенести через веревку одну, затем другую ногу, опустить их на пол (веревка под ногами). Веревку из рук не выпускать.

        Проделать то же в обратном направлении.

        Согнув, приподнять и перенести через веревку одновременно обе ноги (вперед и назад).

        Лечь на спину, веревку держать в руках. Сесть, веревку держать в руках.

        Упражнение 21. И.п.: сесть, ноги скрестить, веревку держать в руках. В.: встать, веревку держать в руках, снова сесть.

        Упражнение 22. И.п.: сесть, опереться руками сзади, веревку положить на пол у ног. В.: захватить пальцами ног веревку и приподнять ее от пола, положить веревку на пол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Тема: "Физкультура в летний период года: игры со скакалкой"

В консультации предлагаются различные игры с длинной и короткой скакалкой....

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста прыжковых упражнений и игр со скакалкой на физкультурных занятиях в дошкольной образовательной организации (ДОО)

Данная методическая разработка будет полезна инструкторам и педогогам ДОО, в целях развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста, посредством комплексного  приме...

Буклет для родителей "Веселые игры со скакалкой"

Я с ней прыгала, скакала,Змейкой по полу пускала,Я стучала ей, крутила,В бант её я превратила,Куклам сделала качели,Развязала еле-еле,Рыбу ей я половила,Платья куклам посушила,Мне её совсем не жалко,В...

Консультация "ИГРЫ СО СКАКАЛКОЙ."

Скакалка – это простой спортивный снаряд, который уже долгое время остается актуальным и популярным как у детей, так и у взрослых. Научиться прыгать на скакалке очень просто. Преимущество с...

Летние игры. Веселая скакалка.

Материал для детей дошкольного возраста. Игры со скакалкой....

Буклет для родителей "Игры со скакалкой"

Информация для родителей, чем занять ребенка летом...

Подвижные игры со скакалкой

Подвижные игры со скакалкой...