Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста прыжковых упражнений и игр со скакалкой на физкультурных занятиях в дошкольной образовательной организации (ДОО)
методическая разработка по физкультуре на тему

Кириленко Юлия Михайловна

Данная методическая разработка будет полезна инструкторам и педогогам ДОО, в целях развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста, посредством комплексного  применения прыжковых упражнений и подвижных игр со скакалкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста прыжковых упражнений со скакалкой

на физкультурных занятиях в  дошкольной образовательной организации (ДОО)

Вид двигательной деятельности: прыжковые упражнения  со скакалкой

Возрастная группа

Задачи освоения

Применяемые средства

Методы и методические особенности освоения

Создание развивающей предметно–пространственной среды

Младший дошкольн. возраст

Освоение детьми прыжковых движений и навыков

Упражнения имитационного характера, включенные в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, прогулки: прыгать «зайчиками», скакать «лошадками», перепрыгивать через кочки, запрыгивать на возвышенность и спрыгивать «лягушатами»

Словесный  (название, объяснение)

 Наглядный (правильный, безукоризненно четкий показ образца в надлежащем темпе от начала до конца)

Практический (расчлененный показ двигательного действия в медленном темпе; самостоятельное выполнение действия детьми) 

Уделить особое внимание толчку ногами и мягкому приземлению на ноги в прыжке; следить, чтобы руки, слегка согнутые в локтях, были расположены по бокам, туловище – прямо, следить за осанкой, так как это влияет на свободное дыхание, которое нельзя задерживать при прыжках!

Необходимое количество физкультурного оборудования (инвентаря) и его продуктивное использование  на физкультурных занятиях.

Спортивный инвентарь должен соответствовать возрастным особенностям детей, антропометрическим показателям, технике безопасности при его использовании.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, важно, чтобы оно было ярким, разнообразным по форме и фактуре, чтобы была возможность его комплектования, в зависимости от поставленных задач

Упражнять детей в различных видах прыжков

1.  Прыжки   на  месте  на  обеих  ногах,  «как зайчик».

2.   Перепрыгивание толчком обеих ног через скакалку,   которая  лежит  на   коврике   возле   носков   ног.

3.  Прыжки в обруч с плоским ободом, который лежит на коврике (траве), и выпрыгивание из него.

4.  Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек»  (ширина 20—35 см), который выложен из двух скакалок (лент).

Научить детей играть в подвижные игры с прыжками и с использованием скакалки

игры с подпрыгиванием: «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Через ручеек», «Птички в гнездышках»

игры с прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «С кочки на кочку»,  игры со скакалкой «Лошадки»

игровые упражнения: «Побегаем под вращающейся скакалкой», «Перешагни через

змейку» (вибрирующую и приподнятую скакалку) «Играем со скакалкой» (дать покрутить вперед-назад, перепрыгнуть самим)

Средний дошкольн. возраста

Средний дошкольн. возраста

Освоение ребенком техники захвата скакалки за ручки

Подвижные игры «Схвати скакалку», «Лошадки»

  Игры малой подвижности: «Найди и принеси» «Покажи, как правильно»

Игровое упражнение «Крылья бабочки»

Метод наглядности и словестности (показ и объяснение):  по показу на уровне подражания с широким использованием игровых средств и игровых общепедагогических форм организации

держаться за ручки скакалки нужно свободно, без напряжения, пальцами вперед, сама скакалка должна свисать с внешней стороны рук. Ручки скакалки следует направить вниз, зажать между большим и остальными пальцами руки.

Скакалка должна быть не тоньше 0,9 см. Если она будет слишком тонкой (а значит, легкой), ее трудно будет крутить, а если наоборот (слишком толстая), то и крутить ее будет тяжело.

Освоение ребенком техники вращения скакалки, посредством упражнений для развития лучезапястных и локтевых суставов

Подводящие упражнения для лучезапястных и локтевых суставов:

  • круговые вращения кистей вперед и назад с лентами
  • сложить (ленту) скакалку вдвое, переложить в правую (левую) руку, руку со скакалкой направить точно в сторону, другую держать на поясе. Вращать скакалку кистью вперед или назад;
  • сложенную скакалку вдвое держать в обеих руках и одновременно вращать

вперед (назад);

  • скакалку держать за спиной в раскинутых в стороны руках, вращать скакалку вперед (назад), перекидывая через себя;
  • вращать скакалку в парах, следить за одновременным вращением вперед или назад (работают только кисти!).

Каждый раз проверять правильность захвата скакалки ребенком!

Вращать скакалку нужно только кистями слегка согнутых рук, а не всей рукой. Локти при этом должны быть опущены и вместе с плечевыми суставами только поддерживать вращение.

Научить детей сначала только перебрасывать скакалку вперед и назад, держа руки в стороны. Чем быстрее вращается скакалка – тем интенсивнее работают кисти рук. При замедленном движении скакалки руки слегла разводят в стороны.

Для развития движений использовать предметы-заменители это ленты и верёвки.

Подготовить:

  • информацию и памятки для педагогов ДОО,
  • консультации для родителей в папки в приёмных групп
  • картотеку упражнений и игр со скакалкой

Освоение перепрыгивания через скакалку удобным для детей способом

Учебные, учебно-тренировочные, сюжетные, игровые физкультурные занятия,  направленные на закрепление прыжков через скакалку  на месте (не продвигаясь ни вперед, ни назад), переступанием с ноги на ногу или прыжком на двух ногах.

Прыжковые упражнения со скакалкой:

  • Вращение скакалки вперед-назад
  • Вращение скакалки вперед и прыжок на двух ногах через скакалку
  • Вращение скакалки, сложенной вдвое низко над землей с быстрым перешагиванием, а в дальнейшем перепрыгиванием
  • Прыжки на месте через длинную скакалку, низко двигается над землей вперед-назад
  • Пробегание под вращающейся скакалкой

Уделить особое внимание толчку ногами и мягкому приземлению на ногах в прыжке. Приземляться нужно со слегка согнутыми коленями на подушечки пальцев. Отталкиваться большими пальцами ног, стараясь не отрываться высоко от пола (достаточно подпрыгнуть на 10—20 см). Каждая стопа должна приземляться на свое место. Обязательно нужно делать небольшие перерывы между прыжками для упражнений на восстановление дыхания.

Важно следить, чтобы руки, слегка согнутые в локтях, были расположены по бокам. Туловище нужно держать прямо, сохраняя правильную осанку, так как это влияет на свободное дыхание, которое нельзя задерживать при прыжках. Следует постепенно добиваться легкого и мягкого выполнения прыжков. Для этого надо оттягивать пальцы ног, приземляться сначала на носки, затем на короткое время опускаться на всю стопу.

Скакалки 2-3 видов, отличных по цвету и длине

Научить детей играть в подвижные игры с использованием прыжковых упражнений и скакалки.

Подвижные игры с подпрыгиванием и перепрыгиванием: классики, резиночки.

Подвижные игры со скакалкой: «Рыбалка» «Самый гибкий», «Удочка», «Лошадки», «Кто дальше?»

Подготовка памяток, рекомендаций,  информации о пользе подвижных игр с прыжками на  прогулке   для педагогов ДОО

Старший дошкольн. возраст

Старший дошкольн. возраст

Научить правильно подбирать скакалку по росту, укорачивать ее, складывать после занятия и убирать на место

Ознакомительное, учебно-тренировочное занятие

Практический метод. Ребенок должен взять ее за ручки, наступить ногой на середину, натянуть. Если концы скакалки доходят до подмышечных впадин — длина подобрана правильно. Если она оказалась длиннее, скакалку нужно укоротить, так как, прыгая со слишком длинной скакалкой, детям трудно контролировать движения. Укорачивая ее, не следует завязывать на ней узлы, ведь во время движения они могут больно ударять по телу и вряд ли такие прыжки доставят ребенку радость.

Скакалки 2-3 видов, отличных по цвету и длине

Перепрыгивание через сакалку разными способами: на месте и в движении

Подвижные групповые игры: «Имена», «Выручалочки», «Часы», «Кто больше?», «Удочка», «Зеркало», «Школа скакалки», «Самый гибкий»

Эстафеты и соревнования с индивидуальными прыжками:

 -с вращением скакалки вперед, ноги скрестно;

- через скакалку, руки скрестно;

-прыжки через скакалку с продвижением вперед, с выбросом одной ноги и перескакиванием с ноги на ногу;

-сначала на двух ногах, затем и с ноги на ногу с вращением скакалки назад.

Педагог должен заинтересовать воспитанников, постараться разнообразить двигательную деятельность, менять чаще задания, подбадривать детей.

Подготовка памяток, рекомендаций,  информации о пользе подвижных игр с прыжками на  прогулке   для педагогов ДОО

Освоение прыжковых упражнений со скакалкой:

Проведение индивидуальн. работы с детьми, имеющими низкий уровень усвоения программного материала, отстающими в освоении основных видов движений, в т.ч. прыжков.

  • Прыжки на двух ногах через скакалку
  • Прыжки на одной ноге через скакалку
  • Прыжки с выбрасыванием одной ноги вперед, другая сзади
  • Прыжки с поочередным подскоком с ноги на ногу с чередованием ног
  • Прыжки с вращением скакалки назад, на двух ногах и с ноги на ногу
  • Прыжки с вращением скакалки вперед, ноги скрестно.
  • Вращение скакалки, сложенной вдвое низко над землей с быстрым перешагиванием, а в дальнейшем перепрыгиванием
  • Прыжки через скакалку руки скрестно
  • Прыжки через скакалку с продвижением вперед, с выбросом одной ноги и с перескакиванием с ноги на ногу
  • Прыжки через скакалку в паре
  • Прыжки на месте через длинную скакалку, низко двигается над землей вперед-назад
  • Пробегание под вращающейся скакалкой
  • Прыжки через длинную скакалку с забеганием и убеганием во время её вращения
  • Прыжки через длинную скакалку в паре на месте и с забеганием -

Нагрузка дается постепенно

Регулируется темп

В разминке даются упражнения для лучезапястных и локтевых суставов, мышц пальцев ног и голеностопных суставов. Для того чтобы избежать растяжения икроножных мышц и связок голеностопа, нужно выполнить специальные упражнения с вращением голеностопного става, скручиванием стоп, для мышц пальцев ног и др.

Правильно подбирается обувь для детей – для прыжков только кроссовки с хорошей амортизацией, легкие и удобные.

Ребенку, хорошо овладевшему прыжками, можно предложить скакалку немного большей длины, чем обычно.

Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на закрепление прыжков и развитие двигательных качеств и навыков

совместные с родителями досуги, посвященные «Дню матери России», «Дню защитника Отечества», «Папа, мама, я – спортивная семья!», мастер-классы в прыжках через скакалку

игры – эстафеты, тематические досуги

игровые физкультурные занятия, включающие различные виды прыжков,

игровые упражнения и игры с предметами и без, аттракционы.

сюрпризные моменты

проведение занятий в игровой и соревновательной форме

Внедрён проект «Со скакалочкой мы дружим!» (начало проекта сентябрь 2015г.)

Изготовление совместно с детьми пригласительных для родителей на мероприятия, подготовка необходимой атрибутики для досугов, и игровых занятий,  музыкального материала

I Этап – подготовительный  - включает в себя весь период младшего и среднего дошкольного возраста (3-5лет), знакомство со  спортивным снарядом скакалкой и игры с ней, например, игра «Лошадки», различные виды прыжков.

На данном этапе упражняем детей в различных видах прыжков, это игровые упражнения и игры с предметами и без, игры – эстафеты, аттракционы. Детям очень нравится прыгать «зайчиками», скакать «лошадками», перепрыгивать через кочки, запрыгивать на возвышенность и спрыгивать «лягушатами».

Необходимо подготовить картотеку игр со скакалкой (см.Приложения), информацию для педагогов ДОО, консультации для родителей в папки в приёмных групп по данной теме.

II этап -  ознакомительный, включает в себя период старшего дошкольного возраста (5-6 лет). На данном этапе учимся с детьми подбирать скакалку по росту, узнаем о различных видах скакалок, разучиваем музыкально-ритмические движения со скакалкой, комплексы общеразвивающих упражнений, выполняем основные виды движений, играем в  подвижные игры и в игры-эстафеты со скакалкой.

Немаловажное значение имеют специально подобранные упражнения для лучезапястных  и локтевых суставов, так как эти суставы непосредственно принимают участие в выполнении техники вращения скакалки, а также особое внимание уделяется толчку ногами и приземлению на ногах в прыжке. Для развития движений используются предметы-заменители это ленты и верёвки.

Процесс обучения прыжкам через скакалку у девочек и мальчиков проходит по-разному. Девочки быстрее усваивают технику прыжка, чем мальчики, поэтому упражнения подбираются по гендерному принципу. В завершении любого вида деятельности со скакалкой, дети учатся складывать  и завязывать скакалку, тем самым, развивают мелкую моторику и приучаются к порядку в укладке спортивного инвентаря.

III этап -  закрепительный, включает в себя период старшего дошкольного возраста (6-7 лет). На данном этапе скакалка с нами всегда и везде, как во время занятий в спортивном зале, на воздухе на спортивной площадке, так и в свободной двигательной активности на площадках детского сада. А также в активном отдыхе детей совместно с родителями и педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы (диагностика и мониторинг)

В соответствии с ФГТ изменились требования к оценке уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы. Данная презентация позволит педагогам  уточнить представлен...

Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом требования ФГОС ДО

Выпускная работа для курсов переквалификации по специальности дошкольная педагогика и психология...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста основ плавания

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста основ плавания...

Практико-значимый проект "Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста скольжения по воде, при плавании кролем."

Этот материал был написан мною, когда я училась в Московском Областном Педагогическом  Университете . Он является моей итоговой работой....

Методическая разработка для детей дошкольного возраста «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки»

Методическая разработкадля детей  дошкольного возраста «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки»...

Рабочая программа по освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Рисование для детей от 5 до 7 лет (соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО)

Рабочая программапо освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Рисование для детей от 5 до 7 лет (соответствует ФГОС ДО и ФОП Д...


 

Комментарии