Актуальность адаптивной физической культуры в рамках проекта «Золотой час для спасения»
материал по физкультуре (подготовительная группа)

Бесшапочникова Лариса Николаевна

Актуальность адаптивной физической культуры

в рамках проекта «Золотой час для спасения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnaya_fiz_ra.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность адаптивной физической культуры

в рамках проекта «Золотой час для спасения»

Бесшапочникова Л.Н.

   В настоящее время особую актуальность и социальную значимость приобрела проблема состояния здоровья и физического развития детей.

Необходимо отметить, что в последнее десятилетие вопросы здорового, защищенного и благополучного детства решаются на государственном уровне. В Российской Федерации реализуются национальные проекты, позволяющие повысить эффективность государственной политики в области детства. Это и «Национальная стратегия действий в интересах детей», национальные проекты «Образование», «Здоровье», Федеральные целевые программы.

Но, несмотря на все эти положительные сдвиги, по официальной статистике, среди всех школьников абсолютно здоровы только 20,7 %. Уровень состояния здоровья современных первоклассников значительно ниже, чем среди сверстников конца прошлого века: абсолютно здоровых детей всего 4,3 % против 8Б7% в конце 90 годов. Нервно-психические и соматические заболевания, а также различные функциональные расстройства ведут к нарушениям моторного развития детей и замедлению темпа их психического развития.

Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, особенностями образа жизни.

Не стоит забывать о том, что отклонения в психическом развитии, как правило сочетаются с недостатками физического развития.

Двигательный анализатор как сложная нейрофизиологическая система, формирующаяся по принципу динамического стереотипа и обеспечивающая деятельность двигательной сферы человека, достигает в своем развитии весьма высокого уровня совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь, требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп.

Формирование двигательной функциональной системы имеет важное значение в развитии механизма интеграции, т.е. взаимосвязи различных функциональных систем, составляющих основу нервнопсихической деятельности.

Моторная деятельность ребенка с периода рождения усложняется очень быстро (лавинообразно), приобретая новые качества. Развитие двигательных функций продолжается до 5-6 лет, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные системы, которые необходимы для адаптации ребенка к окружающему миру, уже сформированы.

Работы ведущих физиологов, психологов, педагогов указывают на тесную связь двигательного и психического развития ребенка.

    Физическая культура во всех ее проявлениях стимулирет позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности.

У РЕБЕНКА с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

  • осознанное отношение к своим силам;
  • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
  • потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
  • осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
  • желание улучшать свои личностные качества;

- стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Задачи АФК

Образовательная

 заключается в содействии формированию у учащихся знаний, умений и навыков по адаптивной физической культуре. Так, в процессе занятий необходимо информировать занимающихся о том, какое значение имеет систематическое выполнение физических упражнений в жизни человека (оздоровительное и прикладное), какие бывают виды упражнений, о технике их выполнения, о нормативах, о гигиенических особенностях выполнения некоторых из них и многое другое

Развивающая

 заключается в том, что наряду с познавательными способностями у занимающихся тем или иным видом, необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации

Воспитательная

 направлена на воспитание личностных качеств учащихся

  • Это чувства коллективизма, трудолюбия, смелости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности и др. [83]. Воспитанию их способствует само содержание занятий по АФК и педагогическое мастерство учителя АФК: владение методами убеждения, умения использовать воспитательную силу личного примера, а также использовать метод практического приучения, который обеспечивает выработку конкретных навыков поведения, положительных привычек в общении с окружающими

Основные педагогические принципы работы с детьми,

имеющими нарушения в развитии

  • Единство диагностики и коррекции.
  • Принцип дифференциации (объединение детей в относительно однородные группы) и индивидуализации (учет особенностей, присущих одному человек)
  • Принцип учета возрастных особенностей
  • Принцип адекватности педагогических воздействий (решение коррекционно-развивающих, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов)
  • Принцип оптимальности педагогических воздействий (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки)
  • Принцип вариативности (бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования, эмоционального состояния)
  • Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями

Формы организации

адаптивной физической культуры с детьми

Адаптивное физическое воспитание — наиболее организованный вид адаптивной физической культуры

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными и массовыми, соревновательными и игровыми.

Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами АФК, другие —общественными организациями, третьи — родителями, волонтерами, студентами. Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

Допуск обучающихся к занятиям физической культурой. 

Перед началом занятия физической культурой преподавателю следует проконтролировать самочувствие обучающихся.

Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при:

  • наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость;
  • остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, катаральные явления и др.);
  • травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.;
  • опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструальный период);
  • выраженном нарушении носового дыхания;
  • выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов).

Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп для занятий физической культурой и чаще всего носят временный характер.

Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений.

При проведении занятий физической культурой преподавателю следует обращать особое внимание и проявлять повышенную осторожность при использовании физических упражнений, потенциально опасных и вредных для здоровья детей (Приложение № 2).

При наличии заболевания следует строго дозировать физическую нагрузку и исключить физические упражнения, противопоказанные к их выполнению по состоянию здоровья (Приложение № 3).

Физические упражнения, выполнение которых оказывает

потенциально опасное воздействие на здоровье детей 

Кувырки через голову вперед и назад

Упражнение «мостик»

Стойка на голове, на руках.

Упражнение «березка», «плуг» –  из исходного положения (далее – и.п.) лежа на спине поднимание выпрямленных ног и опускание их за голову

Высокоамплитудные и (или) резкие движения головой: круговые движения, повороты в стороны, наклоны, особенно запрокидывание головы назад

Высокоамплитудные и (или) резкие движения туловища (круговые, наклоны), особенно с отягощением (утяжеленный мяч, гантели)

Глубокий прогиб туловища назад, в том числе из и.п. лежа на животе: упражнения «качалка», «лодочка», «лук».

Висы без опоры, подтягивание на перекладине  и др. спортивных снарядах.

Лазанье по канату

Высокоамплитудные и (или) резкие маховые движения ногой, особенно махи назад с прогибом туловища из и.п. сидя с опорой на голени и кисти

Многократно повторяющееся  в быстром темпе одновременное поднимание выпрямленных ног из и.п. лежа на спине

Многократно повторяющийся в быстром темпе подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя, особенно при фиксации выпрямленных ног и из и.п. сидя на скамейке опускание  и поднимание туловища с глубоким прогибом назад

Высокоамплитудные и (или) резкие повороты туловища (скручивающие) из разных и.п., в том числе из и.п. лежа на спине  опускание согнутых ног вправо-влево до касания пола

Упражнения:

 - «удержать угол»  

 - «ножницы»

Глубокий выпад с сильным сгибанием в коленном суставе, сед в «полушпагат»

Бег в быстром темпе, особенно на средние и длинные дистанции

Прыжки в быстром темпе продолжительное время (особенно асимметричные, с поворотами); спрыгивание на твердую поверхность

Прыжки через спортивные  снаряды (через коня, козла)

На каждом ЗАНЯТИИ адаптивной физкультуры выполняются комплексы физических упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики с увеличением от урока к уроку количества повторений каждого упражнения от 4 до 12 раз.

Комплексы физических упражнений должны содержать не менее 20 упражнений в следующем соотношении:

  • общеразвивающие упражнения – 50 %;
  • упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата – 30 %;
  • упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения – 10 %;
  • дыхательные упражнения – 10 %.

Физическая нагрузка регулируется специалистом соответствующим подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, последовательностью.  В разделы вносят общеразвивающие упражнения, дыхательную гимнастику, т.к. они способствуют коррекции нарушения дыхания.

  • Упражнения для укрепления кистей рук способствуют успешному овладению  письмом.
  • Упражнения для осанки -помогают ребенку правильно держать голову, свое тело сидя , стоя, при ходьбе и беге.
  •  В связи с затруднениями в пространственно-временной, нарушениями точности движений, включаются упражнения, направленные на коррекцию и развитие этих способностей (упражнения  с гимнастическими палками, флажками, малыми и большими обручами, мячами).
  • Для развития силы и ловкости, координации - упражнения в лазании и перелезании.  
  • Упражнения на равновесие способствуют развитию вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке в пространстве, корректируют недостатки психической деятельности (страх, завышенная самооценка, боязнь высоты…..)
  • Особое место уделяется метанию мяча (катанию),  при выполнении которых развивается ловкость, глазомер, меткость, правильный захват.

Работа с целевыми группами в рамках проекта «Золотой час для спасения»

В проекте принимают участие три целевые группы дети плюс родители.

Каждая целевая группа занимается три месяца с расчетом по 8 занятий в месяц. В комплекс занятий включены: различные виды коррегирующих гимнастик для детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста являет...

Совместная работа детского сада «Золотой петушок» и спортивной школы «Олимпия» отдел адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Здоровье человека является значимым фенонемом по уровню и состоянию которое судят о благополучии общества....

Сценарий игрового тематического занятия по физической культуре в рамках проекта знакомство с профессией космонавтов для старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование у детей представлений о космосе, освоении космоса людьми, приобщение к здоровому образу жизни.Использование: игровых технологий, здоровьесберегающих технологий, информационных ...