Спортивное развлечение с использованием русских и чувашских народных игр в средней группе «Игры для друзей»
план-конспект занятия по физкультуре

Агафонова Ольга Сергеевна

 

Данная методическая разработка представлена в виде конспекта спортивного развлечения для детей среднего дошкольного возраста по теме «Игры для друзей».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_igry_dlya_druzey.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мресова О.А.

Агафонова О.С.

МБДОУ «Детский сад №8 «Звёздочка»

г. Алатырь

Спортивное развлечение с использованием русских и чувашских народных игр

в средней группе «Игры для друзей»

Духовно- нравственное воспитание детей на сегодняшний день является актуальной темой. Актуальность диктуется трудностями, которые сложились в обществе. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья. Одними из основных задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО являются:

 -формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

-понимание своих национальных особенностей;

-формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Актуальность темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 

Данная методическая разработка представлена в виде конспекта спортивного развлечения для детей среднего дошкольного возраста по теме «Игры для друзей».

       Цель: знакомить детей с характерными особенностями русского и чувашского народного творчества через народные подвижные игры.

Задачи:

- формировать познавательный интерес к истории и культуре своего народа;

 - развивать через физическое воспитание внимание, память и обогащать словарный запас;

 - воспитывать интерес, любовь к народному творчеству.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

       Оборудование и материал: фоновая музыка, платочек, канат, обручи по количеству детей.

Ход развлечения:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше развлечение не совсем обычное. Я хочу вас познакомить с играми, в которые играли наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Вы все знакомы с русскими и чувашскими народными песнями и танцами, а также сказками. Какие русские народные сказки вы помните? А чувашские?

(Ответы детей)

Молодцы, много сказок помните!

А сегодня я научу вас играть в русские и чувашские народные игры.

Ребята, а как вы думаете, почему эти игры называют народными? Кто их придумал?

(Ответы детей)

А давайте я проверю, как вы знаете народные игры.

Я сейчас загадаю вам загадки.

1) Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моем лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она... жмурки!

2) Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу,

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день…прятки!

3) Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло…горелки!

Молодцы! Вы загадки отгадали.

Ребята, а сегодня к нам в гости собирались прийти Алёнушка – красавица из русской народной сказки и Нарспи – красавица из чувашской народной сказки.

А вот и они пожаловали!

Под фоновую плясовую музыку входят действующие лица Алёнушка и Нарспи

Алёнушка и Нарспи: Здравствуйте, люди добрые! Красные девицы да добры молодцы!

Алёнушка: Пришли мы к вам не просто так! Поиграть хотим с вами. Хотим посмотреть на удаль вашу молодецкую, на ловкость да на смекалку.

Нарспи: А вы играть любите? Перед любой игрой все участники становились в круг и выбирали водящего при помощи считалки. Мы тоже с вами будем их использовать.

(Становятся в круг)

Алёнушка: А первая наша игра – «Горелки»

Давайте выберем водящего считалкой:

Раз, два, три, четыре,    

Жили мушки на квартире.
      К ним на чай притопал вдруг
      Крестовик, большой паук.
      Пять, шесть, семь и восемь,      

Паука мы вон попросим:    

 - К нам обжора не ходи.
      Ну а ты, дружок, води.

(Правила игры «Горелки». Дети стоят в кругу, держась за руки, в середине ведущий с платочком в руке; идут по кругу, говоря слова хором: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»; с окончанием слов ведущий останавливается перед двумя детьми, говорит: «Раз, два, три, беги!» После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и оббегают круг; первый прибежавший забирает платочек у водящего, становясь на его место)

Нарспи: А теперь поиграем в чувашскую народную игру «Тили-рам»

(Правила игры «Тили-рам». Дети делятся на две команды, встают в цепь, взявшись за руки. Одна команда начинает: «Тили-рам, тили-рам», вторая: «Кого вам, кого вам?» Первая команда выбирает игрока, который бежит, стараясь разорвать цепь)

Алёнушка: Давайте поиграем в русскую народную игру «Гуси-гуси»!

При помощи считалки выберем волка и хозяина.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть,

Вдруг сорока прилетела

И тебе водить велела.

(Правила игры «Гуси-гуси». На площадки выкладываются 2 параллельные линии на расстоянии 10 м, за одну линию заходят «гуси», за другую – «хозяин», между стоит «волк»)

Нарспи: А теперь чувашская народная игра «Золотые ворота».

(Правила игры «Золотые ворота». Двое ведущих образуют ворота, говорят слова: «Золотые ворота пропускают не всегда, первый раз – прощается, второй раз – запрещается, ну а в третий раз не пропустят вас»; с окончанием слов «ворота» закрываются, пойманные игроки становятся «воротами»)

Алёнушка: Хочу познакомить вас с русской народной игрой «Летает – не летает»

(Правила игры «Летает – не летает». Когда Алёнушка называет то, что летает, дети хлопают, а когда-то, что не летает – топают. Кто ошибётся, тот выбывает из игры. А кто продержится до самого конца, тот будет считаться самым внимательным)

Нарспи: А я ещё одну чувашскую народную игру знаю. Она называется «Пустая изба»

(Правила игры «Пустая изба».  Игроки занимают обручи, лежащие на полу – «избы»; водящий говорит: «В путь», игроки меняются «избами», водящий старается занять пустую «избу»; оставшийся без «избы» становится водящим)

Алёнушка и Нарспи: Ой, какие вы ловкие да умелые! Нам очень понравилось с вами играть! А сейчас нам в сказку пора, каждой в свою!

Нарспи: Алёнушке – в русскую народную сказку.

Алёнушка: А Нарспи – в чувашскую народную сказку.

Нарспи: Но если вы только захотите ещё поиграть в народные игры, вы нас с Алёнушкой зовите, мы обязательно придём!

Алёнушка: Мы тоже играть любим!

Алёнушка и Нарспи: До новой встречи! Будьте здоровы!

(Дети благодарят героев и прощаются с ними)

Ведущий: Ребята, вы все сегодня большие молодцы! Всем понравилось играть с Алёнушкой и Нарспи? В какие игры мы играли? А какая игра вам понравилась больше всего? Хорошо, молодцы!

(Ответы детей)

А теперь я предлагаю Вам закрыть глаза и рассказать, какого цвета для Вас было развлечение?

(Ответы детей)

Список используемой литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 – 256 с.
  2. Мерешков А., Буйлова Л. Формирование нравственных качеств  как важный аспект подготовки к школе/ Дошкольное воспитание – 2001.- № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного развлечения в летний период «Охотники за приключениями» для средних групп

Развлечение позволяет ребятам реализовать навыки, полученные в течение учебного года: различные виды ползанья, прыжки, ходьба по ограниченной поверхности, метание в цель....

Спортивное развлечение к 9 Мая "Разведчики на задании" в средней группе

Цель: воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа и уважения и любви к Родине....

Спортивное развлечение, посвященное празднику "День защитника Отечества" для детей средней группы.

Сценарий разработат для детей с учетом возрастных и физических способностей....

Спортивное развлечение с использованием современных образовательных технологий с детьми старшей группы на тему: «Цирк зажигает огни».

Спортивное развлечение с использованием современных образовательных технологий с детьми старшей группы на тему:«Цирк зажигает огни».   Цель: вызвать положительные эмоции и приподнятое настро...

Спортивное развлечение, посвященное 23 февраля «А ну-ка, мальчики!» (средняя группа)

Спортивное развлечение, посвященное 23 февраля «А ну-ка, мальчики!»(средняя группа)...