Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Обобщение опыта работы
опыты и эксперименты по физкультуре

Светлана Шкурко

В описании педагогического опыта, инструктор представил задачи, методы и формы работы по формированию полоролевой социализации детей дошкольного возраста в сфере физического воспитания и физического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_23_sh.docx817.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Улыбка»

Левокумского муниципального округа Ставропольского края

 

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Обобщение  опыта работы

C:\Users\Admin\Desktop\i (2).jpg

                           

                                 Шкурко С.В.

                                                                           Инструктор по

физической культуре

                                                                                   

п. Новокумский

2023 год


Информационный лист:

  • Сведения об авторе опыта: Шкурко Светлана Васильевна, 30 января1964 года рождения,
  • Образование – среднее специальное
  • Квалификационная категория – высшая квалификационная категория, год присвоения - 2019,
  • Адрес проживания – п. Новокумский, ул. Комсомольская, д.25.
  • Контактный телефон – 8-962-422-50-23

Рецензия

на обобщенный педагогический опыт работы

инструктора по физической культуре

МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка»

Шкурко Светланы Васильевны

Тема: Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников.

 Опыт работы Светланы Васильевны посвящен актуальной проблеме гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста в настоящее время, так как социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Внедрение гендерного воспитания детей в социальную жизнь детского сада поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые могут иметь место при безнравственном подходе к будущему, обеспечит овладение детьми культурой поведения в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.

Ведущая педагогическая  идея опыта заключается в создании условий  для  гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Своеобразие и новизна опыта заключается в том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход. 

В описании собственного педагогического опыта инструктор по физической культуре  представил задачи, методы, основные направления и формы работы по формированию полоролевой социализации детей дошкольного возраста в сфере физического воспитания и физического развития.

Светлана Васильевна  разработала  перспективный план  по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста;  модель педагогического процесса обучения и воспитания мальчиков и девочек в разных видах деятельности с применением  дифференцированного подхода; создала в спортивном зале соответствующую развивающую предметно – пространственную среду.

Взаимодействие с семьями воспитанников педагог выстраивает

с использованием коллективных и индивидуальных форм работы, включающих как теоретическую, так и практическую направленность.

Описание опыта и приложения (конспекты занятий, развлечений и  мастер-класса, консультации, проекты, презентации) подтверждают целесообразность и эффективность гендерного подхода в физическом воспитании  детей дошкольного.

Опыт работы по применению в работе гендерного подхода в физическом  воспитании дошкольников педагог активно популяризирует  среди коллег, на сайте ДОУ и на личном сайте http://www.maam.ru/users/409933 .

Таким образом, апробировав опыт работы «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников» Шкурко Светланы Васильевны, можем рекомендовать использовать практический материал данной работы в повседневной деятельности педагогов детских образовательных учреждений. Так  в результате организации дифференцированного подхода, с учетом пола ребенка  педагогам удастся воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение, которое сможет ценить мужественность мужчин и нежность женщин.

Рецензенты:

Заведующий                                                                                          А. А. Козека

Оглавление

Информационная карта

2

Рецензия

3

I. Описание опыта

5

1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность

5

1.2. Ведущая педагогическая идея

6

1.3. Новизна опыта

7

1.4. Теоретическая база опыта

7

II. Технология опыта

8

2.1. Цели и задачи педагогической деятельности.

8

2.2. Реализация ведущей идеи опыта

9

2.3. Результативный компонент опыта

13

III. Заключение

14

Список литературы

15

Приложение


I. Описание опыта

1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность.

Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики становятся более мягкими, изнеженными. Наблюдая за детьми иногда можно заметить, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

В процессе физической деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и мальчиков, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Проблемы:

  • современным мальчикам совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам;
  • содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли;
  • мальчики редко проявляют желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию;
  • многие дети ассоциируют свой пол именно с искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д.

Таким образом, гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для  развития и социализации ребенка в нашем обществе.

           Что же такое гендерное воспитание?

В современной науке используются два термина:

Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Гендер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

1.2. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для  гендерной социализации детей дошкольного возраста

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

  • требования ФГОС;
  • теоретические основы гендерного воспитания дошкольников;
  • изучение методической литературы и опыта коллег;
  • апробирование новых методов и приёмов работы;
  • тесное сотрудничество с родителями воспитанников
  • курсы повышения квалификации.

1.3. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход. Говоря о нем, важно помнить, что учет личностных особенностей – это не только учет темперамента, характера, интересов, но и учет половой принадлежности ребенка. Как известно, у мальчиков и девочек по-разному протекают мыслительные операции, развиты внимание, память, разные интересы и способности, заложенные на генетическом уровне. Эти различия учитывает гендерный подход в образовании.

Инновационные формы работы по гендерной социализации детей предполагают: активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества,  побуждение к действиям и применению в семейной среде. Только совокупность этих составляющих даст право говорить об эффективности работы в этом направлении

1.4. Теоретическая база опыта

С самого рождения социально-психологические, культурные, бытовые установки направляют мальчика и девочку по разным дорогам воспитания, к соответствующей полу роли, самоосознанию себя мужчиной или женщиной. Исследователи (Я.Л.Коломинский, М.Х.Мелтас, Л.Е.Семенова и др.) отмечают, что социально-психологический пол во многом определяется социальными ожиданиями и требованиями, предъявляемыми обществом к человеку как к представителю пола с одной стороны, и отношениями самой личности к своим свойствам, связанным с полом, и к социально-половым ролям, с другой.

Существует установка на желательность рождения сына или дочери, точно также имеются установки на то, каким должен быть мужчина, как должна выглядеть и вести себя женщина. С осознанием себя мальчиком или девочкой приходит и установка, «каким быть». В.И.Гарбузов отмечает, что мужественность и женственность – фундаментальная основа личности. Эти основы – природные, врожденные и заданные как одно из условий выживания человеческого рода

Следует отметить, что проблема дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам находит отражение в работах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.

А.С.Макаренко предупреждал о невозможности воспитать мужество одними словесными методами, нужно создавать условия для проявления детьми этих качеств в повседневной жизни. Одним из основных методов воспитания мужчины В.А.Сухомлинский считал военные игры, которые учат мальчиков выдержке, умению преодолевать трудности.

II. Технология опыта

В настоящее время ФГОС ДО ставит перед нами, педагогами,  четкую задачу -  способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации детей дошкольного возраста в сфере физического воспитания и физического развития.

Именно поэтому я, обсудив проблему с заведующим и старшим воспитателем, поставила перед собой задачу внедрить в систему работы все условия для успешной гендерной социализации дошкольников.

Осуществить это возможно через применение таких форм, как:

  • информационно - аналитические, которые используются для выявления интересов, потребностей, запросов родителей, которые, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределение между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания;
  • досуговые помогают установить эмоциональный контакт между детьми разного пола (совместные досуги, праздники, участие в различных спортивных мероприятиях спортивного характера);
  • познавательные вовлекают мальчиков и девочек в поисковую и исследовательскую деятельность, формируют у них практические навыки гендерной социализации (метод проектов);
  • наглядно-информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские) строятся на ознакомлении родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, помогают формировать у родителей знания о генедерном воспитании и развитии детей (дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности, информирование родителей о работе ДОУ через родительские чаты, сайт ДОУ в социальных сетях).

Большое значение для меня, как педагога, имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач  гендерного воспитания дошкольников через эффективные занятия по физической культуре.

2.1. Цели и задачи педагогической деятельности.

Изучив теоретические источники, я определила цель своей педагогической деятельности по данной теме: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации детей дошкольного возраста в сфере физического воспитания и физического развития.

Следуя цели, я поставила перед собой задачи:

  • найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития;
  • использование дифференцированного подхода в реализации задач физического воспитания с учетом гендерных особенностей;
  • оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
  • расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира;
  • поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
  • создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.
  • преодоление разобщенности между мальчиками и девочками,  и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

2.2. Реализация ведущей идеи опыта

Работу по внедрению инновационных методов работы по гендерному подходу в воспитании своих воспитанников осуществляла постепенно, от простого к сложному, через разные виды деятельности.

Данная педагогическая идея воплощалась с 2020 года по 2023год.

Работу по созданию опыта я разделила на несколько взаимосвязанных этапов:

1 этап – диагностический – сентябрь 2020 г. – ноябрь 2020г.

  • проведение анализа сложившейся ситуации в ДОУ;
  • диагностика состояния здоровья и физического развития, развития двигательных способностей детей;
  • обнаружение проблемы, противоречия;
  • изучение литературы по данной проблеме;
  • определение цели и задач опыта.

2 этап - формирующий – декабрь 2020 г. – март 2023г.

  • конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников;
  • разработка конспектов занятий;
  • отслеживание процесса развития двигательных способностей;
  • подбор консультативного материала для родителей;
  • проведение совместных с родителями физкультурно- оздоровительных мероприятий.

3 этап – констатирующий – апрель 2023г. – май 2023г.

  • диагностика;
  • обработка полученных данных;
  • соотнесение результатов с поставленной целью.

На первом этапе я создала в спортивном зале соответствующую развивающую предметно-пространственную среду;

C:\Users\Admin\Desktop\фото для опыта 23\20211126_104416.jpg        C:\Users\Admin\Desktop\фото для опыта 23\SAM_3569.JPG 

           C:\Users\Admin\Desktop\фото для опыта 23\SAM_3572.JPG

Затем выстроила  педагогический процесс таким образом, чтобы при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности применять дифференцированный подход.

На втором этапе, я формировала у детей знания о видах спорта, особо акцентируя внимание на мужских и женских, а также на деятельность мужчины и женщины в спорте.

C:\Users\Admin\Desktop\фото для опыта 23\20210623_111836.jpg      C:\Users\Admin\Desktop\фото для опыта 23\20211126_102414.jpg    C:\Users\Admin\Desktop\фото для опыта 23\IMG_20230502_094803.jpg

Следующий этап предполагал пропаганду знаний по данной проблеме среди родителей и педагогов и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

Затем научила родителей применять полученные знания на практике не только в детском саду, но и в семье.

Для реализации заданной педагогической идеи, мною применялись различные формы работы с воспитанниками:

Месяц

Цель

Содержание работы

Результат

Сентябрь – октябрь

Анализ диагностики по физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста

Проведение диагностики физической подготовленности воспитанников на начало учебного года

Заключение по результатам диагностики

Ноябрь – декабрь

Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек

Тематические недели «А, ну-ка мальчики», «А, ну-ка девочки»

Спортивное развлечение «А ну-ка мальчики, а ну-ка девочки»

Январь – февраль

Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «я» в своей жизни

Беседы на тему «Кем работают мои родители»,  «Как я помогаю маме, как я помогаю папе»

Печатный материал по теме беседы

Май

Анализ диагностики по физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста

Проведение диагностики физической подготовленности воспитанников на конец учебного года

Подведение итогов диагностического исследования

В течение года

Способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной программы «Веселый акробат»

Организация выступлений детей на утренниках в детском саду и концертов в Доме культуры «Янтарь»

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.

Большой интерес у родителей вызвала консультация на тему: «Девочки и мальчики. Как их воспитывать?»

Формы работы с родителями:

Сентябрь – ноябрь

Выявление уровня знаний родителей по теме

Сбор информации

Анкетирование  

Декабрь - апрель

Повышение знаний родителей по теме «Гендерное воспитание»

Подбор печатного материала по теме

Консультации на тему «Гендерный подход в физическом воспитании детей»

Март - май

Обобщение знаний по данной теме

Ознакомить родителей с результатами диагностического исследования в конце учебного года, проведение анкетирования

Памятка для родителей по гендерному воспитанию мальчиков и девочек

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

Формы работы с педагогами: 

Сентябрь – октябрь

Создание информационной базы

Подбор информации по теме «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»

Консультации для педагогов

Ноябрь - декабрь

Формировать соответствующее поло ролевое поведение мальчиков и девочек

Практические рекомендации педагогам по проведению тематических недель, составлении проектов

Семинар - практикум

«Комплекс работы

по формированию полоролевого поведения

детей старшего дошкольного возраста с использованием народных игр»

Январь - февраль

Сформировать у детей представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях

Практическая помощь в организации и проведении сюжетно-ролевых игр

Подбор и изготовление атрибутов

Март – май

Обобщение опыта работы по теме «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»

Показ открытого занятия в подготовительной к школе группе «Мы разные, но мы вместе»

2.3. Результативный компонент опыта

           Таким образом, гендерный подход в построении занятий по ФИЗО позволил мне добиться высоких результатов, как в физическом развитии, так и в формировании личности, заложенной природой.

В ходе работы я пришла к выводу, что совместные занятия детей разного пола дают большую возможность для построения правильных взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Работа с родителями дала положительную тенденцию по восприятию роли гендерного подхода в воспитании и развитии ребенка.

Диаграмма физической подготовленности детей  на заключительном этапе обобщения опыта

Данные показатели говорят о практической целесообразности применения гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

III. Заключение

На основании собственного опыта использования гендерного подхода в физическом воспитании детей, я сделала вывод о том, в результате организации дифференцированного подхода, с учетом пола ребенка нам, педагогам, удастся воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение, которое сможет ценить мужественность мужчин и нежность женщин.

Заниматься гендерным воспитанием с педагогами, детьми и их родителями – процесс очень увлекательный. Самое главное – обращать внимание детей на различия между мальчиками и девочками, при этом делая упор на то, что они всегда вместе, рядом.    

Ребенок – существо удивительное. Он каждый день совершает открытия, заставляя нас, взрослых, взглянуть на мир по-новому. И чтобы его понять, надо самим стать ребенком, посмотреть на мир его глазами.


Список литературы

  1. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание, 1997г., № 12.
  2. Буханова Е.А. Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном мире. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
  3. Добронравов А.В. Методические рекомендации по исследованию и оценке физического развития детей. Ленинград, 1988г.
  4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду.
  5. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.
  6. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. «Учить по-разному, любить по-разному».
  7. Ефименко Н.Н. Программа «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста»
  8. Иванова И. Гендер в сети. Обруч, №3, 2009.
  9. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ.
  10. Микушева Т.В. Раздельное воспитание: за и против. Обруч, 1998, № 6.
  11. Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? Обруч, 1998, № 6.
  12. Репина Т.А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? Дошкольное воспитание, 1993г., № 4.
  13. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет.
  14. Стрелова М. Раздельное воспитание: за и против. Дошкольное воспитание, 2000г.
  15. Степанова О. Гендерное воспитание дошкольников.
  16. Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей.
  17. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду.
  18. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. С-П, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

О дифференцированном подходе к физическому воспитанию девочек и мальчиков....

«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»

Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это  значительно повысит  качество и и эффективность физкул...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для воспитателей по вопросам обеспечения гендерного подхода в физическом воспитании старших дошкольников...

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»...

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста

В последнее время в воспита­тельном процессе приобрел осо­бую актуальность индивидуаль­но-дифференцированный под­ход к ребенку в зависимости от пола, однако содержание рабо­ты с дошкольниками по поло­...

Аттестационная работа «Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Материал включает в себя дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек  дошкольного возраста, анализ образовательных программ по физическому воспитанию в ДОУ....

Индивидуальный план работы по самообразованию инструктора по ФК. Тема: "Гендерный подход в физическом воспитании"

Данный маетриал разработан для компетентного подхода в получении нового материала, подборе новых приемов ввоспитании  положительных нравственно-волевые качеств личности ребенка, в соответствии с ...